Анализ пословиц и поговорок
Обновлено: 07.11.2024
Код баннера:
Исследовательские работы и проекты
Следующая пословица
Опалева Софья Владимировна, Тюменская область, Нефтеюганский район, с. п. Салым, НРМОБУ «Салымская СОШ № 1», 4-а класс, 2015г.
Руководитель: Велигура Е.Н. учитель начальных классов НРМОБУ «Салымская СОШ №1»
Проблема. Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культура личности не только коллектива, но и каждого человека.
Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений.
Изучению малых фольклорных жанров в школе уделяется немного внимания. Между тем пословицы и поговорки – “народные педагогические миниатюры” могут служить прекрасным средством воспитания и развития речи школьников.
Гипотеза: возможно, изучив пословицы и поговорки мы обогатим свою речь, чувства, изменим отношение к окружающему миру.
Объект: русские пословицы и поговорки
Предмет: работа над пословицами и поговорками, формирующими речь и систему ценностей в жизни каждого ребенка.
З адачи: изучить литературу по данной теме; изучить историю происхождения пословиц и поговорок и их отличие друг от друга4 систематизировать их по тематике; провести анкетирование обучающихся 4-х классов (знаете ли вы пословицы и поговорки).
Методы: Сбор и обработка информации по литературным источникам; метод сравнения; анкетирование; анализ результатов.
Вывод: Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, о том, что знание пословиц и поговорок обогащает человека и его чувства, развивают речь, формируют жизненные ценности и отношение к окружающему миру.
Пословицы и поговорки как жанр фольклора
Возникновение пословиц и поговорок
Отличие пословиц от поговорок
Анализ пословиц и поговорок
Организация практической работы
"Какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото!"
С самого раннего детства я слышала от своей мамы и бабушки коротенькие выражения, очень похожие на стишки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Позже я узнала, что это пословицы-самый распространенный жанр русского фольклора . На уроке русского языка мы создавали проект « Пословицы и поговорки». Меня очень заинтересовала эта тема, я решила продолжить изучения этого вопроса, выполнив исследовательскую работу «Пословица недаром молвится».
Актуальность исследования: современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.
Цель: доказать, что пословицы и поговорки необходимы в нашей речи; они являются прекрасным средством воспитания и развития младших школьников.
изучить литературу по данной теме;
изучить историю происхождения пословиц и поговорок; их отличие друг от друга;
систематизировать их по тематике;
провести анкетирование обучающихся 4-х классов «Знаете ли вы пословицы и поговорки».
Гипотеза: возможно, изучив пословицы и поговорки, мы обогатим свою речь, чувства, изменим отношение к окружающему миру.
Объект: русские пословицы и поговорки
Предмет: работа над пословицами и поговорками, формирующими речь и систему ценностей в жизни каждого ребенка
Методы: сбор и обработка информации по литературным источникам; метод сравнения; анкетирование; анализ результатов.
Пословицы и поговорки как жанр фольклора
Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому.
Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. «Пословица недаром молвится», — гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. В текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение. Пословицы и поговорки нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.
Возникновение пословиц и поговорок
Возникновение пословиц и поговорок относится к глубокой древности , они сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках.
Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.
В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.
Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа.
Отличие пословиц от поговорок
Точного определения пословицы и поговорки не дает никто. Существует множество мнений по этому поводу. Но в одном эти мнения сходятся: пословицы и поговорки это вершина народной мудрости, которая отображает действительность, проверенную многовековым опытом поколений, историей каждого народа.
Пословица - это жанр фольклора, краткое изречение с поучительным смыслом. Пословицы советуют, рекомендуют, высказывают опасения, предостерегают, предупреждают, успокаивают, высмеивают. Пословица представляет собой предложение, несущее практическое указание.
Пословицы обычно состоят из двух частей: «Землю красит солнце, а человека- труд». Часто эти части рифмуются.
Поговорка – образное выражение какого-либо явления в жизни.
Если пословица коротенькая притча, то поговорка ничего не обобщает, никого не поучает, только намекает и является частью суждения «В ступе воду толочь».
Чем же пословица отличается от поговорки?
Отличительная черта пословицы – законченное умозаключение.
Главное отличие поговорки – это отсутствие законченного суждения, это устоявшаяся фраза или словосочетание.
Различие нам подсказывает опять народ: «Поговорка – цветок, пословица – ягода».
Часто случается так, что одно слово может превратить поговорку в пословицу
Чужими руками жар загребать
Чужими руками жар загребать легко
Воду в ступе толочь
Воду в ступе толочь - вода и будет
Анализ пословиц и поговорок
Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека.
Пословицы и поговорки славят усердие, труд, мастерство, терпение, характеризуют ум и смекалку и высмеивают лень, хвастовство и глупость; прославляют любовь и дружбу. В пословицах и поговорках даже описывается красота. Много замечательных русских пословиц и поговорок подарил нам народ о Родине, о книге.
Пословицы и поговорки учат отличать добро от зла, правду от лжи, «Правда светлее солнца», «Добрый скорее дело делает, чем злой». Очень мудро народ в пословицах и поговорках подмечает приметы погоды, особенности времен года «Декабрь год кончает, зиму начинает». Пословицы и поговорки, говорят о мудрости народа , о его опыте. Такие пословицы до наших дней не потеряли своего значения: «Куй железо пока горячо», «Лес рубят – щепки летят».
Трудно назвать какое-нибудь жизненное явление, которое не было бы затронуто в пословицах. ( Приложение 1)
Работая с пословицами и поговорками, я заметила, что они богаты различными художественно-изобразительными средствами: эпитеты (“Жизнь дана на добрые дела”, “Всякое дело мастера боится”, сравнения ("чужая душа – что темный лес"), метафоры, олицетворения ("ставить палки в колеса"), антитезы, т. е. противопоставления ("корень учения горек, да плод его сладок"), гиперболы ("из кожи вон лезть", "в трех соснах заблудиться"), что способствует богатой образной речи.
Организация практической работы
Практическая работа проводилась мною в два этапа. На первом этапе я попыталась выяснить у учащихся 4 классов, знают ли они пословицы и поговорки. Для этого, мы составили анкету (Приложение 2).
Анализ результатов анкетирования показал, что только 64% детей знают русские пословицы и поговорки, они правильно привели примеры. Самые употребляемые пословицы среди учащихся:
«Делу время - потехе час», « Сделал дело- гуляй смело», «Друзья познаются в беде». Поговорки в анкеты записали лишь немногие. Почти все ребята отметили, что они хотят больше узнать о пословицах и поговорках и ,что они нужны и важны в нашей речи.
Результаты анкетирования показаны в диаграмме
На 2 этапе практической работы мы с классным руководителем провели внеклассное мероприятие « Час народной мудрости», (Приложение3) после которого ребята оставили свои отзывы ( Приложение 4), а так же я составила сборник пословиц и поговорок, который подарила своим одноклассникам
Работа с пословицами многому меня научила. Я научилась собирать народные изречения, относить их к определенной теме, раскрывать их смысл, понимать их обобщающий характер. Я поняла, зачем надо знать пословицы и поговорки?
Знание пословиц и поговорок обогащает человека и его чувства, развивает речь, формирует отношение к окружающему миру, способствует воспитанию эстетического вкуса, развивает память.
Они учат нас многому: каким нужно быть в труде, дружбе, учебе, как относиться к матери, старшим, к родине. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.
Подводя итог нашего исследования, можно сказать, что, поставленная мною в начале исследования цель, достигнута.
В ходе работы над исследованием я пришла к выводу:
пословицы нужно знать и уметь их употреблять в речи . Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.
1.Волина В., Пословицы, поговорки, ребусы. С.-Пб: издательство Дидактика Плюс,1997.–224с.
2.Даль В.И., Пословицы русского народа.
3.Зилин В.И., Спирин А.С., Пословицы и поговорки русского народа. Большой толковый словарь. Изд. 2-е, М.,2005. – 544с.
4.Круглов Ю.Г., Русские народные сказки. М.: Просвещение, 1983. – 320с.
5.Новикова Е.Н., Лебедева А.Э., 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.- 272с.
6.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка.
7.Пословицы народов мира.
8.Степанов В., Русские пословицы и поговорки от А до Я: словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 240с.
Проект на тему «Пословицы и поговорки»
Чт, 19/09/2019 - 15:36 | natashaВ готовой исследовательской работе по литературе "Пословицы и поговорки" ученицей 6 класса была поставлена цель доказать, что пословицы и поговорки необходимы в нашей речи, они являются прекрасным средством воспитания и развития младших школьников.
Подробнее о работе:
В ученической исследовательской работе по литературе на тему "Пословицы и поговорки" автором рассматриваются русские пословиц и поговорки, анализируется их значение и характер употребления в речи, определяется эмоциональный окрас, приводится определение понятий, описывается разница между пословицей и поговоркой.
В индивидуальном проекте по литературе "Пословицы и поговорки" автор выдвигает гипотезу, что если изучить пословицы и поговорки, то существует вероятность обогатить свою речь, чувства, изменить отношение к окружающему миру. Ученица 6 класса изучает историю происхождения пословиц и поговорок, систематизирует их по значению.
Исследовательский проект на тему "Пословицы и поговорки" содержит определение пословиц и поговорок с точки зрения фольклорного жанра, а также планирование внеклассных мероприятий для учащихся 2, 3, 4, 5, 6, 7 классов школы, направленных на ознакомление учащихся с пословицами и поговорками, обогащение их словарного запаса и расширение кругозора.
Оглавление
Введение
1. Пословицы и поговорки как жанр фольклора.
2. Возникновение пословиц и поговорок.
3. Отличие пословиц от поговорок.
4. Анализ пословиц и поговорок.
5. Внеклассное мероприятие по пословицам и поговоркам.
Заключение
Литература
Приложение
Введение
С самого раннего детства я слышала от своей мамы и бабушки коротенькие выражения, очень похожие на стишки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
Позже я узнала, что это пословицы-самый распространенный жанр русского фольклора.
На уроке русского языка мы создавали проект « Пословицы и поговорки». Меня очень заинтересовала эта тема, я решила продолжить изучения этого вопроса, выполнив исследовательскую работу «Пословица недаром молвится».
Актуальность исследования: современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.
Цель: доказать, что пословицы и поговорки необходимы в нашей речи; они являются прекрасным средством воспитания и развития младших школьников.
Проблема. Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культура личности не только коллектива, но и каждого человека.
Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений.
Изучению малых фольклорных жанров в школе уделяется немного внимания. Между тем пословицы и поговорки – “народные педагогические миниатюры” могут служить прекрасным средством воспитания и развития речи школьников.
Следующая пословица
Объяснение смысла популярных русских пословиц и поговорок.
Пословицы и приговорки признаны поучать и советовать. Но нравоучение не всех пословиц понятно. Пословицы можно понимать и трактовать по-своему. У некоторых пословиц и поговорок не понятен смысл, который они через выразительные слова пытаются донести до слушателя или читателя.
Возьмем популярные пословицы школьной программы и разберемся, что же они означают. Мы воспользуемся рассуждениями из книг писателей и фольклористов, авторов заметок в газетах и журналах, мнения пользователей интернет-ресурсов. Объединим все суждения и добавим своё мнение.
Исследовательские работы и проекты
Следующая пословица
Код баннера:
Тематические группы пословиц
Чт, 06/04/2017 - 23:02 | nikolay Исследовательская работа:1.4. Тематические группы пословиц.
Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.
Пословица всегда поучительна. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.
В пословицах осуждаются лень, глупость, хвастовство, пьянство, обжорство, восхваляют ум, трудолюбие, скромность и другие необходимые, по мнению народа, качества человека.
Таким образом, мы можем выделить самые многочисленные, а значит, самые важные с точки зрения и наших предков, и современников, тематические группы пословиц:
Любовь к Родине - неотъемлемая черта русского национального характера.
Пословицы говорят о большой значимости Родины для человека:
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Где кто родился, там и пригодится.
Где ни жить – Родине служить.
Своя земля и в горсти мила.
Без корня и полынь не растёт.
Вторая группа пословиц говорит о тяжёлой жизни на чужбине:
На чужой стронушке рад своей воронушке.
На чужой стороне и весна не красна.
На чужбине и собака тоскует.
Кто к нам метит, тот свою смерть встретит.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Не тот человек, кто для себя живёт, а кто за родину в бой идёт.
Именно в семье лежат корни русской духовности.
В дружной семье и в холод тепло.
В своём доме и стены помогают.
В семье разлад, так и дому не рад.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
Человек без семьи,что дерево без плодов.
Русский народ издавна считал, что добросовестный труд – основа благополучия.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Делу время – потехе час.
Нечего хвалиться, если из рук всё валится.
Всегда русский народ с уважением относился к учению, к образованию.
За учёного трёх неучёных дают.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Не учась, и лаптя не сплетёшь.
С книгой жить- век не тужить.
Народ не приемлет безделья, равнодушия, лицемерия, праздности:
Белые ручки чужие труды любят.
Беспечному всё трын-трава: поехал ни за чем, привёз ничего.
В глаза ласкает, а за глаза лает.
В душу влезет, а за грош продаст.
Весёлая голова живёт спустя рукава.
Вору потакать, что самому воровать.
Ему говорят – стрижено, а он - брито.
Из плута скроен, мошенником подбит.
Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
С ним водиться, что в крапиву садиться.
Ценность народных изречений неоспорима: «Пословица не на ветер молвится».
Пословица беседу красит, да и вообще: пословицу не обойти, ни объехать, потому что в ней выражен смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», «Жизнь прожить – не поле перейти».
Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надёжнее матушки», «Кто матери не послушает, тот в беду попадёт».
Никогда не состарятся мудрые мысли о труде и учёбе, народная мудрость учит преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не суйся в воду», «Не руби сук, на котором сидишь» и т.д.
Таким образом, пословица – это школа национальных идеалов для подрастающего поколения, но не скучное назидание, а рождаемое самой жизнью присловье, входящее в ум и душу ребёнка и ограждающее его от неправильных действий.
Читайте также: