Высказывание на определенную тему обращенное к слушателям
Обновлено: 22.12.2024
1. Речь, развернутое высказывание одного лица, обращенное к слушателям или к самому себе.
2. Речь действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей, не предполагающая непосредственного отклика (в литературном произведении).
толковый словарь ушаковаМОНОЛО́Г, монолога, муж. (греч. monologos) (лит., театр.). Речь более или менее значительных размеров, произносимая действующим лицом драмы и обращенная к самому себе или к зрителям.
толковый словарь ожеговаМОНОЛО́Г, -а, муж. Речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе. Сценический м. Внутренний м.
| прил. монологический, -ая, -ое. Монологическая речь.
популярный словарьФорма речи, развернутое высказывание одного лица.
Развитие общих мест - процесс, в котором участвуют все этические установки речи, принятые в монологах и в диалогах (Ю. Рождественский).
От французского monologue (← греч. monologos ← monos ‘один’, ‘единый’, ‘единственный’ и logos ‘слово’, ‘речь’).
Монолог - пространная речь действующего лица в драматическом, а также в других литературных произведениях, обращенная к самому себе, к группе действующих лиц или к зрителю. Монологическая речь протекает независимо от реакций воспринимающих ее слушателей или читателей, свободно реализуется как в устной (публичные выступления), так и в письменной (публицистика, мемуары, дневники) формах. Монолог может быть вставной формой повествования, в которой дается художественная самохарактеристика героя (письмо Татьяны в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин", исповедь героя поэмы "Мцыри" М. Ю. Лермонтова). По сути, всякое лирическое стихотворение является монологом, в котором автор раскрывает волнующие его мысли и чувства. В современной литературе распространен "внутренний монолог" героев.
переводоведческий словарьмонолог - форма речи, обращенной говорящим к самому себе, не рассчитанной на словесную реакцию другого лица.
энциклопедический словарьМОНОЛО́Г -а; м. [от греч. monos - один и logos - слово]
1. Пространная речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе. Произнести м. перед собравшимися. Обратиться с монологом к слушателям. Назидательный м. родителя.
2. Часть драматического произведения, представляющая собой такую речь какого-л. действующего лица. Выучить монологи Чацкого. Слушать м. Отелло.
◁ Монологи́ческий, -ая, -ое. М-ая речь.
моноло́г (от моно. и греч. lógos - речь), развёрнутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная - в эпических, особенно драматических жанрах. В повествовательной прозе XIX-XX вв. распространён «внутренний монолог» героев.
МОНОЛОГ - МОНОЛО́Г (от моно. (см. МОНО. (часть сложных слов)) и греч. logos - речь), развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная - в эпических, особенно драматическом, жанрах. В повествовательной прозе 19-20 вв. распространен «внутренний монолог» героев.
большой энциклопедический словарьМОНОЛОГ (от моно. и греч. logos - речь) - развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная - в эпических, особенно драматическом, жанрах. В повествовательной прозе 19-20 вв. распространен "внутренний монолог" героев.
академический словарьПространная речь действующего лица в драматическом, а также других литературных произведениях, обращенная к самому себе, к группе действующих лиц или к зрителю.
[Дмитревский] стал посреди комнаты и проговорил наизусть почти до половины монолог Отелло. С. Аксаков, Я. Е. Шушерин.
Речь наедине с самим собой или продолжительная речь одного лица, обращенная к слушателям.
На старый он диван ничком Ложился, протянувши ноги, И говорил, дыша с трудом, Такие монологи: --- Какая жизнь! о, боже мой! Полонский, Хандра.
Беседа стала длинным монологом, и сидевшим за столом разрешалось лишь задавать вопросы и односложно отвечать «да» или «нет». Саянов, Небо и земля.
энциклопедия кольераМОНОЛОГ - литературный прием, служащий для передачи сокровенных мыслей и чувств персонажа. В драме так называют сравнительно длинную речь героя с изложением его мыслей, слишком интуитивных или опасных, чтобы сообщать их другим персонажам. В лирической поэзии монологом (или драматическим монологом) называют стихотворение, воспроизводящее речь какого-то персонажа, обращенную к подразумеваемому молчаливому слушателю. В прозе монологом (или внутренним монологом) называют воспроизведение мыслей и чувств персонажа. В драме с самого ее возникновения монолог использовался, чтобы сообщить зрителям сведения о том, что нельзя представить на сцене. В классической греческой драме персонажи обычно обращались с монологом к хору, а следовательно, и к зрителям. Служили эти монологи нескольким целям: в них раскрывалась предыстория событий; сообщалось о событиях, произошедших за сценой; выражалось отношение персонажа к уже случившимся или возможным событиям. Иногда в монологах встречаются молитвы богам или философские размышления. Пик в развитии монолога приходится на конец 16 - начало 17 в. в английском и французском театре. В английском театре той эпохи сцена была маленькой и часто выдавалась в середину зрительного зала. Поэтому уже само пространство спектакля создавало близость между зрителем и актерами и располагало зрителя к роли адресата героя, произносящего монолог. Иногда актер произносил монолог, стоя на сцене один, иногда присутствовали и другие персонажи, но предполагалось, что они монолога не слышат. Широко пользовались монологом К.Марло и Т.Кид. Самый знаменитый монолог Шекспира - "Быть или не быть" в Гамлете - это размышление о смерти и самоубийстве. У французских трагиков П.Корнеля и Ж.Расина монологи более статичны и лиричны, чем у Шекспира. Монологом продолжала пользоваться и романтическая драма в 18 и 19 вв. Но большинство драматургов 19 в. пытались придать своим пьесам максимальное жизнеподобие и потому отказались от использования монолога. В 20 в. некоторые драматурги пробовали возродить этот прием, среди них прежде всего Ю.О'Нил в пьесе Странная интерлюдия. В 20 в. монологом стали называть и драматическое представление с единственным актером, играющим одного или нескольких персонажей. Упадок монолога в драме 19 в. совпал с его расцветом в лирической поэзии, где он получил название "драматический монолог". Впервые широко пользоваться этой формой начал Р.Браунинг в стихотворениях, написанных от лица вымышленных или исторических персонажей. В число самых знаменитых его монологов входят Андреа дель Сарто и Моя последняя герцогиня. В 20 в. к драматическому монологу обращались такие поэты, как Э.А.Робинсон, Р.Фрост, Э.Паунд и Т.С.Элиот. Еще в середине 18 в. вышел роман Лоренса Стерна Тристрам Шенди, где на первом месте стоял не сюжет, а переживания и мысли главного героя. В начале 20 в. прозаики пытались воспроизвести бессвязную и непроизвольную смену мыслей и впечатлений в сознании героя - такое воспроизведение получило название "внутреннего монолога". Самые знаменитые его образцы принадлежат Дж.Джойсу: в романе Улисс он излагает события одного дня, как они отразились в сознании трех персонажей. Широко пользовались этим приемом Дороти Ричардсон, Вирджиния Вулф и У.Фолкнер.
Литературные направления и стили. М., 1976 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979 Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980
иллюстрированный энциклопедический словарьМОНОЛОГ (от моно. и греческого logos - речь), развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная - в эпических и особенно в драматических жанрах. В повествовательной прозе 19 - 20 вв. распространен "внутренний монолог" героев.
сборник слов и иносказаниймонолог - говор одного лица, самобеседование (противоп. диалог - разговор между лицами)
Ср. Алымов уехал веселый и вдохновенный насквозь своим монологом.
Лесков. Юдоль. 21.
Ср. Расчетливый актер приберегает силы,
Чтоб кончить с пафосом последний монолог,
Я тоже роль сыграл, но на краю могилы
Я не хочу, чтоб мне рукоплескал раек.
Надсон. Последнее письмо.
Ср. Monologue (фр.) - монолог, (μόνος, один - λόγος, слово, речь).
орфографический словарь словарь ударений трудности произношения и ударениямоноло́г (неправильно моно́лог).
стилистический словарьМОНОЛОГ (от греч. mуnos - один и lо́gos - слово, речь) представляет собой речь, обращенную к самому себе или другим (речь от первого лица), не рассчитанную, в отличие от диалога (см.), на непосредственную вербальную реакцию другого лица (лиц). - М. обладает относительно большой протяженностью, определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью.
Монологическая форма речи реализуется в различных функц. стилях (авторская речь в худож. произведениях, тексты научн., оф.-дел. стилей, статьи в газетах, журналах и т.п.). - М. может осуществляться как в письменной форме, так и в устной (ораторская речь, учебная лекция, бытовой рассказ и т.д.). В устном М. языковые средства могут усиливаться жестами, различными телодвижениями, мимикой. Разговорные монологические тексты по сравнению с отредактированными письменными и подготовленными устными более имплицитны. Многие смысловые связи не вербализуются, поскольку говорящий рассчитывает на активное восприятие речи, на то, что слушающий сам обнаружит эти связи.
Типичной сферой функционирования М. является драматургия. Ориентируясь на устное высказывание, драматический М. допускает употребление разг. и экспрессивно окрашенной лексики, междометий, разговорно-экспрессивных синтаксических построений. Для монологической речи, имеющей внешнего адресата, характерны такие языковые средства, как обращения, местоимения и глаголы 2-го лица, глаголы повелительного наклонения и другие формы волеизъявления (напр.: "Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя…"; "Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?"; "Ах! Если рождены мы все перенимать. Хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев" - А.С. Грибоедов. Горе от ума).
Особую разновидность М. представляет собой т.н. внутренний М. - лингвостилистический прием, позволяющий автору худож. произведения вызвать у читателя представление о процессах, совершающихся во внутреннем мире героя, сымитировать эмоционально-мыслительную деятельность человека в ее непосредственном протекании (поток возбужденного сознания). Напр.: "Вот как шли его мысли: "Теперь в Москву. И первым делом - выжить. Не поддаваться бессоннице. Не ложиться спать. Работать ночами до одурения, пока усталость не свалит замертво. И вот еще что. Сейчас же истопить в спальне, чтобы не мерзнуть ночью без надобности" (Б.Л. Пастернак. Доктор Живаго). Синтаксические построения, оформляющие размышление персонажа, обычно характеризуются эллиптичностью, прерывистостью. Типичным для внутреннего М. является вопрос, часто остающийся без ответа: "Размышления о своих, с новою силой набежавшие на него, заслонили на время его ревнивые выдумки. "Итак, вы в Москве, родные мои. Вы снова, значит, без меня повторили этот долгий, тяжелый путь? Как вы доехали? Какого рода эта командировка Александра Александровича, этот вызов? Наверное, приглашение из Академии возобновить в ней преподавание? Что нашли вы дома? Да полно, существует ли он еще, этот дом? О как трудно и больно, Господи! О, не думать, не думать! Как путаются мысли!" (там же).
Речевые типы М. (повествование, описание, рассуждение) связаны с его функциями (рассказ о событии, исповедь, рассуждение на волнующую автора тему и т.д.). Тип речи во многом определяет логико-семантические, композиционно-структурные, лексико-грамматические особенности М. (см. Функционально-смысловые типы речи).
Любой монологический текст в той или иной мере диалогизирован (это относится и к текстам, казалось бы, "чисто" монологическим, напр. письменным науч. произведениям). Не случайно исследователи (Л.П. Якубинский, Г.О. Винокур и мн. др.) говорят о нечеткости различий монолога и диалога, об отсутствии между ними "строгих и абсолютных границ" (Винокур). Диалогичность, т.е. выражение в тексте установки на адресата, - фундаментальное общее свойство речи, обусловленное социальной сущностью языка и диалогической природой мышления (см. Категория диалогичности функциональная семантико-стилистическая).
формы словмоноло́г, моноло́ги, моноло́га, моноло́гов, моноло́гу, моноло́гам, моноло́гом, моноло́гами, моноло́ге, моноло́гах
Читайте также: