Эмоциональные слова и выражения это
Обновлено: 04.11.2024
Существует большая пропасть между восприятием романа или повести, научно-популярной статьи, официальных бумаг. Это происходит не только за счёт наличия интересного, увлекательного сюжета. Язык литературного произведения близок к привычному нам разговорному стилю.
Использование метафор с экспрессивной окраской играет важную роль при написании монологов и диалогов литературных героев. Без применения этого обширного ресурса русского языка текст художественного произведения напоминал бы скорее стенографию бытового диалога персонажей.
Виды эмоционально окрашенных слов
- разговорной речи;
- материалах, написанных в публицистическом стиле.
пренебрежительные (крохобор, малевать);
фамильярные (мыкаться); вульгарные (фарт, хапуга); уничижительные (хлюпик, юбчонка). Довольно часто у одного общеупотребительного нейтрального слова имеется сразу несколько экспрессивных синонимов с разной степенью эмоционального напряжения. Например, несчастье – беда – катастрофа.По типу оценки
- выражающих позитивную оценку того или иного понятия;
- несущих в себя негативный смысл.
- неодобрительной (выродок);
- укоризненной (набедокурить);
- презрительной (балбес);
- иронической (великовозрастный).
- одобрительные – благородный, восхитительный;
- ласкательные – куколка, рыбонька, золотце моё;
- шутливые – чепуховинка;
- торжественные – нерушимый, неотвратимый.
По части речи
Русский язык отличается богатством экспрессивной лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска свойственна словам разных частей речи.
Глагол- шипеть (недовольно говорить о чём-либо);
- моргать (проявлять медленность реакции на важное событие).
- слон (в контексте неуклюжий или большой);
- змея (с отрицательным стилистическим оттенком, в значении коварный, хитрый);
- лапоть (в контексте бесхитростный человек).
- ох;
- бис;
- браво;
- ах.
Междометия называют самым эмоциональным пластом слов. Поэтому употребление экспрессивной лексики в жизни встречается повсеместно. Междометия не предусматривают какой-либо информационной нагрузки. Они предназначены для обозначения эмоционально сильного места в написанном в разговорном стиле произведении.
Однозначные слова
- существительные-«характеристики» (брюзга, дармоед, пустомеля);
- слова, употребление которых необходимо для оценки факта, действия, явления (предназначение, очковтирательство).
Многозначные слова
Многозначные слова в своём основном значении эмоционально нейтральные. Например, о герое художественного произведения порой говорят: слон, тряпка, змея, дуб, ворона. Многозначные слова приобретают яркую оценочную окраску при их метафорическом употреблении.С суффиксами эмоциональной оценки
- солнышко;
- сыночек;
- бабулечка.
При использовании суффиксов -юшк- / -ушк- со значением оценки обращение звучит нежно и ласково. Это наглядно продемонстрировано на примере фрагмента стихотворения
А. Маршака:
Матушка-гусынюшка,
Нянюшка-графинюшка,
Не упало ли добро?
- уменьшительно-ласкательные. Такие суффиксы есть в словах «сыночек», «зимушка», «доченька»;
- с оттенком пренебрежения, осуждения. Эти суффиксы имеются в словах «мужлан», «грубиян».
Примеры использования эмоционально экспрессивной лексики
Эмоционально-экспрессивная окраска речи роднит художественный и разговорный стили. Понятно, что бытовой диалог сильно отличается от великосветской беседы. Важная роль в передаче эмоционального настроя в разговорной речи отводится интонации и жестам.В разговорной лексике
Главные черты разговорной лексики – эмоционально экспрессивная окрашенность, непринуждённая манера общения. К ней относятся слова, разные по стилистической окраске, способу выражения.
В семантике некоторых выражений (например, баламут) уже заложена оценочность.
Оценочный оттенок других создаётся сложением основ, использованием суффиксов (домина, сынуля). Особая эмоциональная окраска может быть и у слов фамильярных (сыночек, дедуля и т. д.).
Границы между разговорной и просторечной лексикой подвижны и зыбки. К последней относятся слова, не встречающиеся в обыденном лексиконе большинства культурных людей (отродясь, авось, давеча). В эмоциональном плане просторечная лексика выглядит грубоватой.
Многим словам свойственна сильная экспрессия, резко отрицательное отношение к какому-либо явлению.
В литературе
- глаза – обычное нейтральное слово;
- гляделки – просторечное выражение с явным пренебрежительным оттенком;
- очи – поэтичное, устаревшее слово.
Богатство русской эмоционально-оценочной лексики трудно переоценить. В произведении Максима Горького для обозначения глаз человека используется резкое, грубое слово: «Погоди, книгожора, лопнут зенки-то». Именно использование эмоционально окрашенной лексики позволило автору добиться желаемого эффекта. Слово «зенки» свидетельствует о неодобрительной оценке говорящего. Оно характеризуется как просторечное, грубое.
Обозначение в словарях
- высокое;
- просторечное;
- разговорное;
- бранное.
- лизоблюд, -а, м. (устар.) - прислуживающий кому-либо, двуличный человек;
- гонять лодыря (прост.) — прохлаждаться.
Советы для писателей по употреблению эмоционально окрашенных слов
В книжной лексике активно используются высокие слова, которые придают речи торжественность. Она богата и эмоционально-экспрессивными словами, способными выражать как отрицательную, так и одобрительную оценку тех или иных понятий.
При работе под текстом автор может менять его эмоциональный настрой, тем самым воздействуя на восприятие читателя. Экспрессивно оценочные слова – важный инструмент в руках писателя. Они помогают растрогать или рассмешить читателя, сформировать негативное отношение к какому-либо явлению, вызвать воодушевление. Грамотный подход предусматривает использование нескольких вариантов речи в рамках одного произведения – например, риторически-торжественной, шутливой лексики. В противовес им используются слова в нейтральном контексте (выражения, которые лишены яркой стилистической окраски).
Умелое употребление эмоционально-экспрессивной лексики важно для формирования индивидуального авторского стиля. Способность грамотно пользоваться такими приёмами отличает мастеров слова от начинающих авторов, в полной мере не чувствующих настроения героев, контекста. Редактура текста опытным специалистом поможет избежать ошибок на этом этапе. Услуги издательской платформы «ЛитРес: Самиздат» — оптимальное решение для воплощения самых смелых авторских замыслов.
Читайте также: