Выражение лето красное пропела
Обновлено: 04.11.2024
Почему В. Серов изобразил вместо стрекозы кузнечика? И почему это стрекоза вдруг стала певуньей и попрыгуньей – вроде бы отродясь в сих баловствах замешана не была. Она, конечно, издает легкий, шелестящий звук при полете, но назвать это пеньем вряд ли можно.
Часть 1 "Особенности национального менталитета
на примере басни "Стрекоза и муравей" здесь
У Эзопа в басне действовала цикада, у Лафонтена цикада или кузнечик, именно так переводится на русский язык слово "cigale", которым французский баснописец назвал свою героиню.
Понятно, что слово «цикада» ни один русский баснописец использовать не захотел, и понятно почему: цикады обитали на юге и для средней полосы России не были характерны. А нужно было насекомое свое, родное, знакомое и близкое. Да и слово «цикада» основательно вошло в язык только ближе к середине XIX века.
А вот кузнечика выбрал только один стихотворец – Озеров. Почему же так получилось? Чем веселый кузнечик не угодил баснописцам?
Слово «кузнечик» было широко известно в русском языке с XVIII века (в словарях отмечается с 1771 г.) и вошло в академический словарь 1799 г., даже с попыткой дать этимологическую характеристику: «Кую - 3) говорится также в отношении к некоторым из насекомых кузнечиками называемым, для означения их крика подобнаго стуку молоточному».
Дело в том, что в русской литературе к началу XIX века уже сложился поэтический образ кузнечика. Он восходил к своему собрату из поэзии Анакреонта. Стихотворение М.В. Ломоносова «Кузнечик» - это, по сути дела, перевод оды Анакреонта, только к тексту древнегреческого поэта Ломоносов добавил последние две строчки. Перевод был вызван личными обстоятельствами жизни ученого и поэта. Полное название стихотворения: "Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для Академии, быв много раз прежде за тем же" – описывает историю его создания.
Ломоносов в очередной раз едет, чтобы просить за русскую науку, и предвидит и очередной отказ, и унижения, и равнодушие к делу его жизни. Устав от долгой езды, он остановился, вышел подышать воздухом полей и немного размяться. Услышал стрекот кузнечика и увидел его самого: беспечного, беззаботного, свободного. И остро почувствовал свою зависимость - от обстоятельств, начальников, вельмож, от судьбы. Свобода кузнечика в стихотворении обозначается поэтапно: сначала он царь, но ведь и царь несвободен, потом ангел во плоти и, наконец, бесплотен, то есть он сбросил с себя последние оковы и свободен абсолютно. Для человека свобода - это недостижимое счастье, а кузнечику она дана просто так:
Читайте также: