Важно не потерять дарованную нам драгоценность совесть 1 как вы понимаете эту фразу

Обновлено: 22.11.2024

Сегодня я хочу написать о вдохновении. Для человека, который пишет, вдохновение-это воздух которым он дышит. Без него никак. Не знаю как остальные, но меня посещает жуткая неприязнь к себе, когда я чувствую, что меня не вдохновляет то, что было источником моего творчества ранее.

После не большого перерыва на каникулярное время, посещая лекции по предмету «Самопознания», меня вдохновляет и наполняет гордостью понимание того, что живу на родине, где жили рядом с нами, в ста километрах от Семея, великие Абай Кунанбаев и Шакарим Кудайбердиев.

Как учитель музыки – моя работа тесно связана с песенным творчеством Абая, мои ученики не раз исполняли песни «Коз i мн i н карасы», «Айттым сэлем, каламкас», «Желс i з тунде жарык ай», «Карангы тунде тау калгып» и другие, многие учителя с огромным удовольствием в хоре и вокальной группе поют песни нашего земляка. Я тоже их люблю петь и рассказывать детям, что училась в стенах педагогического колледжа, где жил мастер и великий Мухтар Ауэзов, основатель науки абаеведения. В места, где родился и жил в детстве Абай, вместе с ребятами разных возрастов мы ездим на экскурсии, там святые места, дети узнают о жизни и творчестве Абая. Только там дети проникновенно узнают о смерти Енлик и Кебек, поклонившись местам захоронения. Там, на родине Абая, в 1917 году была впервые поставлена пьеса Ауэзова.

Сам Абай говорит о двух видах бесчестия: приспособленчество и невежество. Главная тема его творчества - проблема совести и бесчестие. Совесть - истина духовная, драгоценность.

Ум и знания - характер человека. На уроках самопознания провозглашать эти постулаты необходимо.

Другой наш земляк Шакарим Кудайбердиев вдохновляет меня также словами «важно не потерять дарованную создателем духовную драгоценность – совесть». Он мечтал ввести науку совести.

«О, казахи, молвлю перед смертью я, постигайте мир, стремитесь знать законы бытия. Они, и Абай, и Шакарим являются истинными лидерами.

Еще меня вдохновляет великий учитель Казахстана Ыбрай Алтынсарин, который призывал «Давайте, дети, учиться!» Его призывы были не пустым зовом, он много сделал для простых бедных детей, открывая бесплатные школы в конце 19 века. Он придавал большое значение музыкальному образованию детей. Он стремился к тому, чтобы в открытых им школах были различные музыкальные инструменты, чтобы дети умели на них играть и развивали свои музыкальные способности.

Эти люди очень вдохновляют меня.

Работая в начальных классах мы с детьми часто сталкиваемся с понятием совесть. Что такое совесть по Шакариму Кудайбердиеву?

« Важно не потерять дарованную создателем духовную драгоценность – совесть». Шакарим мечтал ввести науку СОВЕСТИ. Им завещено : «О, казахи, молвлю перед смертью я – постигайте мир, стремитесь знать законы бытия».

В последние годы мы все активнее говорим о коммерции, политике, благополучии, удовольствиях и все меньше о таких понятиях, как совесть. Это слово, тем не менее, еще употребляется и означает в повседневности некий нравственный императив. «Бессовестный», – говорим мы человеку, совершившему подлость. «Пошел на сделку с совестью», – отзываемся о предпринимателе, нажившемся на обмане. «У него нет совести», – оцениваем какой-то иной безнравственный поступок.
Что же такое совесть? В конце XIX - начале XX вв. великий сын казахского народа, поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы Абай Кунанбаев утверждал: «Сердце – царь человеческой жизни, если раскроется сердце – отразится в нем луч истины… Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека». Он также взывал к пробуждению совести:

Пусть проснутся совесть и честь,
Знай, в словах этих правда есть.

Движимый жаждой познания, Шакарим, хорошо знавший восточную философию, а также труды Платона, Канта, Шопенгауэра, Спенсера, лично переписывавшийся с Л. Толстым, эту правду искал и нашел. Шакарим пришел к выводу, что «основой для хорошей жизни должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце».
Голоса у Совести разные. Если человек живёт правильно, Совесть звучит как голос мудрого учителя, наставника. Руководствуясь в жизни мудрыми советами сердца, человек ощущает беспричинную радость. Эта радость живого бытия раздвигает горизонты души, освещает, поддерживает и приумножает в ней всё ценное для вечности. Если же человек игнорирует голос мудрости, свет Совести закрывается плотным туманом суеты, мелкой сиюминутной выгоды, пошлостью и цинизмом. Горизонты души сужаются. Приходит уныние – знак душевного ненастья. Потеряв нравственные ориентиры, человек действует диаметрально противоположно, втянутый в энтропийные процессы. В пространстве души активизируются преимущественно низшие инстинкты, и наступает «чёрная ночь» души. И вот тогда голос Совести звучит уже обличительно. Он огнём полыхает в душе, уязвляя в ней все недостойное человека. И нет защиты от этих мук.
«Глаза человеческие можно прикрыть, - пишет Шакарим, - око души – никогда». Но все же спасительный выход есть – это очистительное покаяние, которое через боль и страдание возвращает душе устойчивость, мир и гармонию, изгоняет всё недостойное.

Проводя уроки в начальных классах мы сталкиваемся порой с непониманием современного мира ощущение, когда нас окружают жестокость, озлобленность между взрослыми и детьми, между сверстниками. И тогда задумываешься и понимаешь слова великого мастера о совести. Поэтому на уроках самопознания и других предметах слова Шакарима ,его назидания, просто необходимы читать изучать, употреблять в жизни.

Читайте также: