В русском языке есть много пословиц и устойчивых выражений в которых упоминается каша

Обновлено: 04.11.2024

2. Класс: 2 Дата: 21.02.20 Предмет: русский родной язык № урока по расписанию:

3.Тема урока: « Каша- кормилица наша»

Образовательная Выяснить, что значила каша для наших предков. Изучить информацию в различных источниках о кашах. Собрать информацию о «знаменитых» кашах. Узнать, что называют кашей и какие виды каш бывают. Узнать, как правильно варить кашу. Сделать подборку пословиц, поговорок и литературных произведений о каше.

Развивающая: развивать речь, развитие творческого и образного, логического мышления, внимание,

Воспитывающая: воспитывать интерес и уважение к культуре, быту русского народа, к народным традициям. Воспитывать познавательный интерес к прошлому русского народа, патриотическое воспитание

Тип урока: комбинированный

Универсальные учебные действия.

- личностные результаты : проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

- метапредметные результаты:

а) Познавательные УУД:

формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме.

б) Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра.

в) Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- предметные результаты: Выяснить, что значила каша для наших предков. Узнать, что называют кашей и какие виды каш бывают. Узнать, как правильно варить кашу. Сделать подборку пословиц, поговорок и литературных произведений о каше.

Характеристика этапов урока

Содержание учебного материала

Цель этапа: создать положительный эмоциональный настрой; условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс .

Долгожданный дан звонок
Начинается урок!

Ребята, к нам на урок русского родного языка пришли гости. Повернитесь, улыбнитесь им.

Теперь повернитесь к другу, улыбнитесь.

Хорошее у вас настроение?

Сегодня в нашей школе отмечается праздник "День родного языка", поэтому к нам на урок пришли гости.

Родной язык — народа достоянье,

Он с детства каждому из нас знаком,

Стихи и проза, сказки и преданья,

Все мило нам на языке родном!

Учите, берегите речь родную,

Стихи слагайте, украшая жизнь!

Потомкам передайте речь живую,

Чтоб память о народе сохранить!

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Запись числа и классной работы.

2.Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

Цель этапа: повторить материал, необходимый для усвоения нового.

-Ребята, а вы любите сказки?

-Тогда предлагаю внимательно посмотреть сказку. Она подскажет вам тему нашего урока.

(Ребята показывают сказку «Каша из топора». Приложение 1.)

- Как называется сказка? Кто автор?

- Какие предметы быта встретились в сказке?

Организует подготовку к

повторению пройденных тем.

Отвечают на вопросы учителя.

3.Постановка цели и задач урока.

планирование урока, постановка целей и задач .

- Тема нашего урока « Каша- кормилица наша»

- Какие цели поставим на уроке?

Подводит к формулированию детьми темы и цели урока.

Размышляют над темой урока и учебной деятельностью

Открытие новых знаний

Цель : умения решать учебно-познавательные задачи .

Каша была известна с глубокой древности всем народам. Археологи в Любече нашли под слоем золы горшок, в котором, оказалась каша. И этой каше было более тысячи лет. На Руси всегда с почтением относились к каше. Еще в глубокой древности, когда было язычество каша преподносилась Матери Земле, Богам земледелия и плодородия, чтобы попросить хорошего урожая на следующий год.

Слово "каша" происходит от санскритского "каш", что означает "дробить, тереть" .

- Ребята, дома вы должны были найти толкование слова каша. Кто нашел? Каким источником пользовались?

В толковом словаре Д.Н. Ушакова даётся толкование слова каша: Кушанье из крупы, вареной в воде или молоке.

В толковом словаре Даля . Каша – это густоватая пища, крупа вареная на воде или на молоке.

В толковом словаре Ожегова каша - это кушанье из сваренной или запаренной крупы.

Каша - традиционное блюдо русской кухни. Часто можно услышать выражение русская каша.

-Как вы думаете другие народы варили кашу? Конечно варили. Но на Руси каша – это не только кушанье. Это целая философия жизни. Об этом мы и поговорим.

У некоторых народов при сватовстве невеста должна была подать гостям пшенную кашу. Замуж брали только ту, у которой каша получалась рассыпчатой

Кроме того, в давние времена без каши не было праздника. Кашу варили на Рождество, на свадьбу, на крестины и т.д. Кашу варили и на похороны, поминки. Ели кашу все – и бедные и богатые.

Каша на Руси была не только просто едой, но и обрядовым блюдом, при приготовлении которого появлялись устойчивые выражения.

(Мне нужен помощник)

1)Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без «победной» каши не обходилось.

При рождении ребёнка варилась «бабина каша», так встречали новорождённого, эту кашу должен был съесть отец.

Кашу варили при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть «мирную кашу».

В старину в школе начало учебного года отмечалось совместной трапезой – все угощались кашей. Отсюда и произошло слово «однокашник».

Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда выражение «заварить кашу».

Каждой группе было дано задание: инсценировать обычай.

- Первая группа. (Саян)

1.В древности существовал обычай братчины, когда пиршество готовили коллективно. Каждый человек должен был принести свою долю продуктов. Если человек не хотел участвовать в общем деле, о нём говорили, что с ним каши не сваришь. Сейчас мы говорим так о человеке, с которым трудно договориться.

2. Каша была обязательным угощением на свадьбе. В прошлом о свадебном пире так и говорили: чинить кашу. Так, Новгородская летопись рассказывает, что Александр Невский дважды кашу чинил, то есть устраивал свадьбу в двух городах: и в Торопце, и в Новгороде. Свадьба рассматривалась как дело хлопотное, отсюда и значение выражения заварить кашу – «затевать хлопотное, сложное дело».

Разнообразию каш нет границ: манная, кукурузная, пшенная, геркулесовая, овсяная, рисовая, гречневая, перловая, пшенная. Я предлагаю вам поиграть.

Игра «Знаешь ли ты названия растений, из зёрен которых готовятся каши. (Слайд)

Мне нужен помощник (помощник показывает крупы)

Учитель на слайде растения показывает.

Пшенная каша готовится из зёрен проса.

Ос я нная каша готовится из зёрен овса.

Манная каша готовится из зерен пшеницы, превращённых в очень мелкую крупу.

Рисовая каша готовится из зёрен риса .

Гречневая каша готовится из зерен гречихи.

Перловая каша готовится из зерен ячменя.

Выбери слова, которые можно составить из букв данного слова.

Гость, сутки, стог, уста, исток, сито.

Организует подготовку к

снятие физического и эмоционального напряжения.

Мы немного устали. Пора сделать зарядку.

Показывает упражнения, читает стихотворение

Выполнять физические упражнения

6.Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

Цель этапа : развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Самая любимая и популярная каша русских людей- гречневая. Эта каша всегда ставилась на праздничный стол. Она считается национальным русским кушаньем, хотя появилась довольно поздно в 15 веке.

Да и в наше время во время олимпиады в Сочи, спортсмены из других стран полюбили нашу гречневую кашу и ели ее на завтрак.

3 группа расскажет нам о каше «Суворовской каше». (Крицкая)

1.В одном из дальних походов русскому полководцу Александру Васильевичу Суворову доложили, что кормить солдат нечем, осталось понемногу разных видов крупы: пшеничной, ржаной, ячменной, овсяной, гороховой. Каши из любого из этих видов зерна не хватило бы и на половину армии. Тогда Суворов приказал сварить все оставшиеся крупы вместе. «Суворовская каша» солдатам очень понравилась, а имя великого полководца теперь носит одна из каш.

Нуртаева Алина Расскажен о «гурьевской каше»

2.Однажды граф Д.А. Гурьев обедал у своего знакомого. На десерт была подана совершенно необычная на вид и вкус каша. Граф считал себя большим знатоком кулинарного дела, но такой изумительной каши он ещё не ел. Узнав от гостеприимного хозяина, что её приготовил крепостной повар, он выкупил этого повара. И теперь уже гости графа Гурьева стали воздавать хвалу великолепной каше, неизменно подававшейся в его доме на десерт. Слава о «гурьевской каше» разнеслась по всей России.

Буркова Ксения расскажет, как готовить «гурьевскую кашу»

3.Надумала венгерская королева как-то «гурьевской кашки» перед сном поесть. Русский посол ей в день ангела полный рецепт предоставил: мёд да миндаль, да манной каши на сливках, да изюму с цукатцем чайную чашечку верхом. До того вкусно, что повар на королевской кухне, пробовавши, на половину приел. И горничная, по коридору нёсши, не мало хватила. Однако и королеве осталось.

Какие народные сказки ты знаешь о каше?

- Из чего варили кашу, о которой упоминается в «Сказке о попе и работнике его Балде» А.С. Пушкина.

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную п о лбу»

На Руси была популярна Полбенная каша, которую варили из зерен полбы. Полба- это полудикий сорт пшеницы.

1)«Мало кашу ел». О слабом взрослом или ребенке говорят.

2)«Заваривать кашу» - это значит затевать хлопотное или сложное дело.

3)«Расхлебывать кашу»- распутывать хлопотное неприятное дело.

4)«С ним каши не сваришь»- так говорят о человеке, с которым трудно договориться, сложно работать вместе.

5)Если у человека невнятное произношение, говорят, что у него «каша во рту».

6)Если у него нет ясности в понимании чего-то, говорят, что у него «каша в голове».

7)«Сапоги каши просят» - это шутливое выражение, означающее, что обувь износилась до дыр.

8.) Пословица «Кашу маслом не испортишь» говорит о том, что что-то необходимое, полезное не может помешать делу, испортить что-либо.

Читайте также: