Умение интерпретировать информацию умение строить устные и письменные высказывания
Обновлено: 04.11.2024
В материале рассказывается о различных видах речевой деятельности на уроках русского языка и о приемах,помогающих формировать умение строить собственные высказывания, как устные, так и письменные.
Технология формирования умений обучающихся выстраивать собственные высказывания в устной и письменной формах.
Основной задачей современных уроков русского языка и литературы в школе является формирование и развитие языковой личности.
Современная методика обучения русскому языку нацелена на овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи:
способности осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово (т.е. умения слушать и читать);
грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (т.е. умения говорить и писать).
Недооценка таких видов речевой деятельности на уроках, как слушание (аудирование) и чтение, приводит к тому, что ученик не может полноценно овладеть и навыками говорения и письма. Навыки зрелого чтения формируются у учащихся не менее шести лет, и, следовательно, эта работа продолжает оставаться одной из важных в V - VII классах.
Чтение на уроке русского языка организуется на основе учебно-научного текста лингвистического содержания. Такую работу мы имеем возможность проводить, например, по программе С.И.Львовой.
Цель ознакомительного чтения - достичь пон имания основного содержания текста. Прежде всего организуется чтение текста - вслух (учителем или сильным учеником) или про себя. Для активизации внимания учащихся чтение сопровождается заданиями:
например, читая текст, определите, какая информация в нем является для вас новой, а какие сведения вам уже известны;
составление плана - простого или сложного;
передайте содержание текста в виде таблицы, объясните, сколько столбцов в ней будет и почему.
Цель изучающего чтения заключается в том, чтобы понять и запомнить данный текст.
Возьмем, к примеру, тему «Виды односоставных предложений» в 8 классе(УМК под ред С.И.Львовой). Теоретический материал представлен очень объемно (почти 3 страницы) и при первом взгляде на текст может даже напугать, особенно слабого учащегося. Однако, используя последовательно названные виды чтения данного лингвистического текста, мы разбираемся в нем, изучаем его структуру, а потом и заполняем предложенную в учебнике таблицу, которая состоит из 3-х частей: 1) вид односоставного предложения, 2) способы выражения главного члена, 3) примеры. Учащиеся (под руководством учителя) выбирают нужную информацию из текста, заполняют таблицу. После этого прошу сильного учащегося пересказать по таблице основное содержание текста. При подготовке домашнего задания учащиеся тоже используют таблицу, выполняя упражнение и определяя вид односоставного предложения.
При изучении другой темы в 8 классе («Дополнение и его виды») учащиеся самостоятельно изучали и структурировали теоретический материал по предложенным мной таблицам, которые я назвала «Виды дополнений» и «Способы выражения дополнений», а позже составляли собственное высказывание по теме на основе таблиц.
В 5-6 классах при изучении лингвистического текста чаще составляем план текста, опираясь на который учащиеся могут составить собственное высказывание. Но есть и специальные упражнения под рубрикой «Устное высказывание», которые содержат готовый план и по нему следует подготовиться к выступлению на определенную, как правило обобщающего характера, тему с примерами. Вот, например, упражнение 355-Устное высказывание по плану «Синтаксическая роль существительных». Если на уроке не успеваем выполнить такое задание, задаю дома подготовиться к ответу.
Помогают строить собственные высказывания учащимся 5-6 класса задания, связанные с речевым этикетом.
Например, изучаем раздел «Текстоведение». Предлагается составить и записать диалог на тему «В картинной галерее», используя следующую схему:
Формула речевого этикета – вопрос – ответ (повествование) – вопрос – объяснение – согласие - формула речевого этикета.
Учащиеся составляют такие тексты:
- Привет, Андрей!
- Здравствуй, Максим.
- Андрей, ты был недавно в Третьяковской галерее? Какая картина тебе понравилась больше всего?
- Там было много интересного, но больше всего мне запомнилась картина А.И.Лактионова «Письмо с фронта». Я никогда ее раньше не видел.
- А почему именно она произвела на тебя впечатление?
- Все дело в ракурсе. Художник изобразил героев на крыльце дома, на ярком свету, а сам будто наблюдал за ними изнутри.
- Действительно интересно. Ну, мне пора.
Прием опоры на ключевые слова при составлении собственного высказывания применим особенно в тех ситуациях, когда учащиеся испытывают серьезные затруднения, речь их недостаточно развита.
Остановлюсь на уроке русского языка в 6 классе «Обобщение по теме «Роль прилагательных в речи». Это урок повторения и приведения в систему основных морфологических признаков имени прилагательного с опорой на текст – отрывок из «Очерка зимнего дня» С.Т.Аксакова, на котором в том числе будем учиться строить собственное высказывание.
Ход урока
1.Слово учителя.
Сегодня у нас урок, завершающий тему «Имя прилагательное». Закрепим ваши знания и поговорим о роли прилагательных в речи, послушаем и почитаем текст - отрывок из «Очерка зимнего дня» писателя С.Т. Аксакова, уже знакомого нам по литературе.
Прослушайте рассказ, постарайтесь представить себе картину зимнего дня. Запомнить некоторые прилагательные, встречающиеся в тексте.
2.Чтение текста.
«Великолепен был вид зимней природы. Мороз выжал влажность из древесных сучьев и стволов, и кусты и деревья, даже камыши и высокие травы опушились серебряным инеем, по которому безвредно скользили солнечные лучи, осыпая их только холодным блеском алмазных огней.
Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни.
Все молились о снеге, как летом о дожде, и вот, наконец, пошли длинные косички по небу, мороз начал сдавать, померкла ясность синего неба, потянул западный ветер, и пухлая белая туча, незаметно надвигаясь, заволокла со всех сторон горизонт.
(Здесь можно использовать музыкальное сопровождение, которое способствует лучшему восприятию текста)
Как будто сделав своё дело, ветер опять утих, и благодатный снег начал прямо, медленно, большими клочьями опускаться на землю. Радостно смотрели крестьяне на порхающие в воздухе пушистые снежинки, которые, сначала порхая и кружась, опускались на землю. Снег начал идти с деревенского раннего обеда, шёл беспрестанно, час от часу гуще и сильнее.
(Конец музыкального сопровождения.)
Я всегда любил смотреть на тихое падение или опущение снега.
Чтобы вполне насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: всё безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.
Наступали длинные зимние сумерки; снег начинал закрывать все предметы и белым мраком одевал землю».
3.Беседа по тексту. (Давайте и мы побудем в роли учеников и побеседуем)
– О чём этот текст?
– Какие мысли хотел выразить Аксаков?
– Какую картину рисует автор словами? (Образную картину зимнего дня, падения снега.)
– Слова какой части речи помогают Аксакову в этом? (Имена прилагательные.)
– Какие прилагательные использует автор?
– Какую роль ещё играют прилагательные? (Выражают отношение к увиденному: чудное зрелище, поразительная тишина.)
– Как называются такие прилагательные? (Эпитетами.)
– Дайте определение эпитету.
4.Введение новой лексики.
– В тексте есть слова, о значении которых я хочу поговорить с вами.
Благодатный
-Что означает слово? Почему, по-вашему, именно это слово использовал автор в тексте?
1. Приносящий довольство, радость, полный благ (высок). Б. край.
2. Исполненный благодати (во втором значении устар.) Б. сила.
Разверзнуться (книжн).
-Найдите предложение, в котором употребил автор это слово.
Широко раскрыться, раздвинуться, образовать отверстие. Разверзлась бездна, несов. Разверзаться,– ается.
5. Работа с отрывком «Чтобы вполне насладиться… и белым мраком одевал землю». (Отрывки текста у ребят на партах)
1-й ученик выразительно читает, называет прилагательные.
2-й ученик определяет разряд прил. чудное (зрелище).
– Что мы знаем о качественных прил.; в чем их отличие от других разрядов прилагательных?
3-й ученик отвечает. Есть ли прилагательные в полной и краткой форме, назовите их.
4. Есть ли прилагательные других разрядов?
5. Какого разряда нет?
– Что мы знаем о притяжательных прилагательных?
6. Графический диктант.
(20 прилагательных в составе словосочетаний). Нужно определить разряд прилагательных и обозначить одной буквой: к-о-п.
1. Качественные
2. Относительные.
3. Притяжательные.
Высокие (травы), серебряным (инеем), солнечные (лучи), холодным (блеском), красны (дни), мамино (письмо), длинные (косички), синего (неба), западный (ветер), белая (туча), заячьи (следы), большими (клочьями), лисий (хвост), пушистые (снежинки), деревенское (утро), тихое (падение), чудное (зрелище), медвежья (берлога), безграничное (пространство), деревянный дом.
7. Творческая работа.
Подготовка к созданию собственного текста - сочинения по заданному началу на тему «Зимняя природа (погода)».
Чтобы подвести учащихся к созданию собственного текста, соберем материалы к сочинению, выполним задания.
1. Вспомни свои впечатления от первого, по-настоящему зимнего дня в этом году и запиши слова, отражающие эти впечатления?
2. Подбери к существительным прилагательные, связанные по смыслу так, чтобы получились словосочетания.
3.Составь на основе этих словосочетаний предложения по теме «Зимняя природа (погода)».
4.Напиши сочинение. В качестве начала можешь использовать предложение «Великолепен был вид зимней природы»
8. Домашнее задание. Написать сочинение.
О других приемах технологии формирования умений обучающихся выстраивать собственные высказывания рассмотрим на примере урока развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет» в 8 классе. Главной обучающей целью его является также подготовка учащихся к составлению собственного высказывания - сочинению-описанию портрета во взаимосвязи двух произведений искусства. Этот урок мы проводим при изучении предложений с обособленными членами, когда закрепляем умение ставить знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами. В упр.540 приведено стихотворение Н.Заболоцкого «Портрет» и – задание к нему по пунктуационному анализу и средствам выразительности текста. Другие задания связаны с репродукцией картины Ф.С.Рокотова «Портрет А.П.Струйской», которая помещена в приложении к учебнику. Опираясь на них, строим урок.
Ход урока
1.Что такое портрет в изобразительном искусстве и в литературе.
Портрет – один из ведущих жанров изобразительного искусства, задачей которого является воссоздание внешнего облика конкретного человека. Важнейшими качествами портрета являются сходство изображения с портретируемым и раскрытие его духовного мира. В портрете воплощается мировоззрение художника, его эстетические убеждения.[1]
В литературе портрет – словесное описание внешности героя, которое помогает раскрыть его характер.
2.Беседа по картине.
– Рассмотрите портрет А.П. Струйской. Расскажите о впечатлении, которое произвело на вас это полотно.
(Портрет отличается редким обаянием, возвышенностью; нет ничего определённого, зафиксированного. Струйская изображена на тёмном фоне, она как бы выплывает из тьмы веков. Черты лица как бы полустёртые, тающие, расплывчатые. Взгляд грустный, чуть заметная улыбка. Контуры фигуры размыты. Она как бы появилась из сумрака и готова исчезнуть в нём.)
Читайте также: