Составить собственное речевое высказывание

Обновлено: 22.11.2024

развивающая – формировать умение проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста публицистического стиля и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;

воспитательная – прививать любовь к Родине, воспитывать чувство патриотизма.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование урока: раздаточный материал, таблица.

План урока

Актуализация опорных знаний учащихся.

Систематизация и повторение сведений о публицистическом стиле, его языковых средствах, повторение сведений о типе текста – рассуждении.

Анализ текста публицистического стиля.

Чтение текста и его анализ по предложенным вопросам и заданиям. Комментарий учителя. Систематизация и повторение сведений о теме текста, проблеме текста, авторской позиции.

Написание текста публицистического стиля

Самостоятельная работа учащихся на черновике над сочинением – рассуждением публицистического характера по прочитанному тексту.

Подведение итогов урока.

Прослушивание 1-2 текстов, составленных учениками, анализ и исправление ошибок.

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

Из всех стилистических признаков, указанных на доске, необходимо выбрать только те, которые характерны для публицистического стиля:

терминологическая и профессиональная лексика;

используется в сфере бытовых отношений, в неофициальной обстановке;

устойчивые, стандартизированные обороты речи;

главное назначение – воздействие на читателя или слушателя;

побудительные и восклицательные предложения;

отсутствие изобразительных средств.

(Учащиеся выбирают ответы под номером 3,4,5,6,7,8,11, 12, 13, 14)

На доске формируется таблица:

главное назначение – воздействие на читателя или слушателя;

побудительные и восклицательные предложения;

Эта таблица будет своеобразной подсказкой в дальнейшей работе.

Анализ предложенного текста публицистического характера (текст и вопросы распечатаны для каждого ученика).

Чтение текста учителем.

Святые места.

Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?

Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. Рано утром с поезда я пошел на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно - как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. запомнились камни на узкой лестнице – «сколько людей прошло»!

Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.

Можно ли представить себе эту площадь без храма Василия Блаженного? Скажу сейчас об удивительном факте. Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого. Вот что рассказал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: «Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: «Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры. » У меня тогда комок в горле застрял.

Не мог говорить, не мог сразу поверить. В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. Не сломали. »

Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. А что показало время? По Красной площади сегодня тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих пройти эту площадь простыми шагами.

Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.

И нельзя медлить. Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей.

Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. Любить Отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.

(По В.М.Пескову)

Работа с вопросами, данными к тексту:

Какая характеристика соответствует прочитанному тексту?

разговорная речь, рассуждение;

художественный текст, описание с элементами рассуждения;

публицистический стиль, рассуждение;

художественный стиль, повествование.

(Правильный ответ – с. Выбирая его, ученики доказывают свою точку зрения: текст посвящен актуальной на сегодня проблеме – воспитанию патриотизма и любви к родине. Текст эмоционален, главное его назначение – воздействовать на читателя, заставить его бережно относиться к своей истории и культуре. Среди характерных языковых средств можно указать риторические вопросы, восклицательные предложения, лексические повторы. Определяя типологию текста, учащиеся вспоминают, что рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли, обращают внимание на четкую композицию текста: тезис, аргументы, сопровождаемые примерами, вывод)

. В каком из перечисленных предложений текста содержится главная мысль?

Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев.

Любить Отечество невозможно заставить декретом.

Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали.

Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.

Какая проблема не является основной в данном тексте?

воспитание патриотизма и любви к родине;

воспитание исторической памяти;

сохранение культурного наследия;

воспитание умения видеть красоту в обыденной жизни.

Какое значение имеет слово отечество в этом тексте?

Страна, в которой человек родился.

Государство в отношении подданных своих?

Собственность отца.

Родная земля, отчизна, где вырос, родился; земля народа, к которому по рождению и вере принадлежит человек.

(Правильный ответ – d , т.к. он является более полным вариантом, чем вариант - а, отражает авторскую позицию и раскрывает название статьи – «Святые места», места, которые тебе дороги, которые ты любишь, которыми восхищаешься и которые стремишься сохранить для последующих поколений.)

Подведение итогов по анализу текста и определение собственного отношения к проблемам, поднятым в тексте, (согласие или несогласие с авторской позицией).

(Учащиеся должны сказать, что в своем тексте известный публицист В.М.Песков поднимает актуальные проблемы сохранения культурного наследия, бережного отношения к традициям и истории города и страны. Именно из этого, по мнению автора, вырастает «огромная человеческая любовь» к Родине. Выбранные языковые средства (еще раз их перечислить) помогают В.М.Пескову выполнить основную задачу публицистики: воздействовать на читателя, заставить его задуматься над поднимаемыми в тексте проблемами.

Написание текста публицистического стиля.

Ответить на вопрос, поставленный в начале текста: «Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?» (работа на черновике)

Подведение итогов.

Читайте также: