Слова состоят из морфем верно ли высказывание

Обновлено: 21.11.2024

Тема урока: Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

Познакомить с понятием «морфема». Дать понятие о морфемике как разделе языкознания. Показать значение морфем в образовании слов, формировать навык различать формы слова и однокоренные слова. ; формировать умение устанавливать связи между языковыми явлениями; развивать мотивацию к познавательной и аналитической деятельности.

адекватное распознавание ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм при работе со словом; извлекать нужную информацию, соотносить ее со своими знаниями и опытом.

Целеполагание и прогнозирование результатов деятельности, оценка действий.

слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования морфемного состава слова.

Знать понятия «морфема», «значимая часть слова», предмет изучения морфемики; отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова; уметь выделять в слове морфемы, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.

осознавать ценности русского языка и возможности, предоставляемые средствами русского языка – морфемами, для самовыражения и развития творческих способностей личности.

Умение анализировать, сравнивать, делать обобщения, строить рассуждения, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

Освоение кадетами понятий «морфема», «морфемика», «формы слова», «однокоренные слова», «лексическое и грамматическое значение».

ИКТ, технология развития критического мышления, дифференцированный подход в обучении, проблемное обучение.

Приветствие, представление преподавателя

Ну-ка, проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

(Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей).

Сегодня я предлагаю вам на уроке быть не просто учениками, а стать настоящими учеными. Согласны? А какими качествами должен обладать ученый? Уметь анализировать, делать выводы, замечать закономерности, а также дать оценку своим достижениям. Я уверена, что вы тоже умеете все это делать. Проверим? Для начала предлагаю размяться и выполнить следующее задание.

Личностные: Формирование эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные: Взаимодействие с учителем.

Регулятивные: Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.

Словарный диктант «Наоборот»

Запишите к словам антонимы, обозначьте орфограммы:

1) активный (пассивный)

2) горизонтальный (вертикальный)

3) диалог (монолог)

4) исчезать (появляться)

5) оптимизм (пессимизм)

6) приятный (неприятный)

7) прекрасный (безобразный)

8) рассвет (закат)

9) расставаться (встречаться)

Актуализация знаний, определение темы урока

-Я прочитаю стихотворение С.Островского «Первородство», а вы послушаете его и скажете, о чем оно.(слайд).

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

- Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

- Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сырым кустом.

И когда я слышу:

- Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не забудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.

Так о чем это стихотворение?

На свете все состоит из чего-то: например: облака – из множества водяных капелек. (Слайд )

Посмотрите что на картине? Лес – из чего он состоит? (из деревьев), (Рис.2) – Дом – создан из кирпичей. Кирпич – это строительный материал. А как вы думаете? А есть ли строительный материал в русском языке?

Например: из чего состоят предложения? Из слов, а слова? (цепочка). (слайд 2).

То что вы сказали, это с фонетической точки зрения, (школа – школьник). Еще слова состоят из корня, приставки, окончания, и суффикса.

Вот их мы и исследуем на нашем уроке. Кто сформулирует тему урока?

Запишите тему нашего урока: «Значимые части слова. Изменение и образование слов».

- Как вы думаете какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать на уроке?

( узнать зачем нужны значимые части слова, как изменяются и образуются слова).

Личностные УУД

положительно относиться к учению, познавательной деятельности, стремиться приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать основной вопрос (проблему) урока.

3. Планировать необходимые действия.

Познавательные УУД

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Изучение нового материала

1.Откройте учебники на с. 4, внимательно прочитайте теоретический материал. Что нового вы узнали?

( значимые части слова называются морфемами. Раздел науки о языке, изучающий морфемы называется морфемика). Морфемаmorf – ‘форма’ ( греч .).

- Запишите термины в тетрадь.

- Какие морфемы можно выделить в слове?

(корень, приставку, суффикс, окончание).

- Чем отличаются одни части слова от других?

( - ͡ , ˄, □ – есть значение, смысл, а в слоге нет).

2. – Почему морфема является значимой частью слова? Докажите, используя слова рука – рукав – нарукавник .

- Что вы должны для этого сделать?

(- Выделить морфемы и объяснить, как и почему меняется смысл слова).

(рук-а – часть тела; рук-ав – часть одежды, надеваемая на руку, смысл слова изменился из-за суффикса –ав-; на-рук-ав-ник - полурукав, надеваемый поверх рукавов для предохранения их от загрязнения во время работы, смысл слова изменился из-за приставки на-, суффикса –ник-).

Вывод: ͡ , ¬ , ˄ - значимые части слова, в них заключено его лексическое значение, каждая новая морфема вносит в слово свою часть смысла и получаются новые слова (с новым лексическим значением).

3.А какое значение имеет окончание? Может ли оно образовывать новые слова?

Понаблюдаем

рука рукав нарукавник

руки рукава нарукавника

руке рукаву нарукавнику

руку рукавом нарукавником

- Изменилось ли лексическое значение слова с появлением другого окончания?

- А что изменилось?

( падеж, т.е. грамматическое значение).

Вывод : □ – значимая часть слова, в нём заключено грамматическое значение слова, поэтому при помощи окончания мы образуем не новые слова, а формы слова.

Личностные УУД

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, обобщать.

2. Строить рассуждения, делать выводы.

Регулятивные УУД

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Задавать вопросы.

2. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Прочтём § 71 с. 5.

Сформулируйте самостоятельно вопросы по § 71 и задайте их товарищам.

- Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?

- Как образуются однокоренные слова?

- Как образуются формы слова?

- Что изменяется в слове при образовании однокоренного слова?

Однокоренные слова - это слова с одинаковым корнем, но с разными приставками и суффиксами.

Формы слова – это варианты одного и того же слова, которые образуются с помощью окончаний.

Познавательные УУД

Извлекать необходимую информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

-Ребята, будем закреплять полученные знания.

- На доске спрятано слово. Попробуйте его отгадать. Открываю по одной букве.

Ребята, скажите, какая морфема самая главная? Почему?

( Корень – это главная морфема, потому что слово не может существовать без корня, так как в корне заключено лексическое значение слова).

- А суффикс –ЯТ - вносит в слово свой смысл, он показывает нам, что перед нами группа каких-то детёнышей. Приведите примеры.

(КОЗЛЯТЯ, ЛИСЯТА, ПОРОСЯТА, ВОЛЧАТА, РЕБЯТА, КОТЯТА)

- Давайте вспомним, почему в слове ВОЛЧАТА после Ч пишем А?

(Звук Ч всегда мягкий и не требует дополнительного смягчения, чтобы не получилось «масло масляное» (это фонемное правило)

А сейчас давайте поиграем.

Перед вами игра «Третий – лишний». Докажите, что здесь есть лишние слова.

Лес – лестница – лесничий

Чеснок – честный – чесночный

Налево – лев – левый

Правильно, дети, лестница, честный и лев – лишние слова, потому что они не однокоренные с их соседями.

Лестница – лестничный , л ев – львята, чеснок – чесночный

-Мы ещё раз с вами доказали, что главная морфема – корень, потому что он несёт смысл.

3. Рассмотрите карточки и определите, какое предложение в них зашифровано. Запишите его.

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

– Какие условия помогли определить порядок набора карточек? Почему на некоторых карточках нет условных обозначений? (ответы)

Резерв. Упражнение 377. Укажите в какой форме употреблены выделенные слова.

(С Юрой – сущ., в форме тв.п., ед.ч.;

Приходим – глаг., в форме наст.вр., в 1-м л., во мн.ч.;

Красят - глаг., в форме наст.вр., в 3-м л., во мн.ч.;

Лестничную – прилаг., в форме вин.п., ед.ч., ж.р.;

Клетку – сущ., в форме вин.п., ед.ч.)

Познавательные УУД

Приобретать новые умения и совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные УУД

Контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки.

Какая цель была поставлена на уроке?

Что нового узнали?

- Что такое морфема.

- Что изучает морфемика.

- Для чего служит каждая морфема.

- Чем отличаются формы слова от однокоренных.

Оформите свои знания в виде схемы

Регулятивные УУД

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Строить небольшие монологические высказывания

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Читайте также: