Блажен кто верует откуда фраза
Обновлено: 21.11.2024
Среди крылатых выражений есть те, чье значение со временем видоизменялось. К ним относится и это: "блажен, кто верует". Широкому кругу обывателей оно известно из произведения "Горе от ума" А. Грибоедова, но использовал его учитель из Назарета намного раньше, на заре нашей эры.
В устах Чацкого
Все, кто читал бессмертное произведение Александра Грибоедова "Горе от ума", помнят яркий образ Александра Чацкого. Молодой человек - максималист, умный и глубокий, честный и прямой, искренне удивлен тому, как могла Софья полюбить другого, и кого - Молчалина, глупого и двуличного карьериста.
Приехав в Москву и первым делом посетив дом Фамусова, Чацкий понимает, что ему не очень-то и рады, и высказывает эту претензию Софье. Она же отвечает, что, мол, ждали каждый день, каждый шорох, каждый гость вызывал надежду. У Чацкого нет времени и, наверное, желания размышлять о том, насколько искренни эти слова. И тогда автор вкладывает в его уста выражение, вполне описывающее состояние влюбленного юноши, который не потерпит и тени сомнения в отношении своего чувства: блажен, кто верует.
Значение этих слов в том, что ему приходится (и даже так легче) просто поверить, нежели анализировать и критически осмысливать происходящее. Поэтому лучше поверить на слово и забыть эти сомнения, которые могут терзать грудь. Здесь можно увидеть перекличку с Пушкинскими строками ". Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад".
Конечно, блажен тот, кто верует. Это избавляет от множества страданий, но не всегда дает правильное понимание происходящего, как с Чацким. Кстати, интересно сравнить название комедии Грибоедова, которая провозглашает, что от ума происходит горе, с выдвинутой цитатой - блаженство от веры.
Негативный смысл выражения
Данное крылатое выражение чаще всего используется в общественной жизни в негативном контексте. Например, многие статьи в Интернете, направленные на критику существующей политической власти, цитируют слова Чацкого иронически, с сарказмом: "Блажен, кто верует, тепло ему на свете!" Здесь высмеивается излишняя доверчивость и простота народа, которому так легче жить, верить, что все будет в порядке, довериться правительству, обещаниям. Блаженны - означает счастливы. "Счастливы" те, кто не видят достаточно, чтобы возникли сомнения, кто не анализируют, не разочаровываются, проще говоря, те, кто живут "в розовых очках". Заметим, что слово "счастливы" мы используем в кавычках, намекая на его переносный смыл.
В устах Христа
В Евангелии нет в чистом виде дословного выражения "блажен, кто верует". Но в тоже время с уверенностью можно сказать, что источник данного высказывания - именно там.
Иисус Христос проповедовал истины о Царстве Божьем в селениях Палестины. Одна из записанных его проповедей называется "заповеди блаженства". Своим учением он переворачивал все представления людей того времени о счастье. Например, он говорил что блаженны плачущие, нищие духом, алчущие и жаждущие правды, и так далее.
Но особый смысл фраза "блажен, кто верует" приобретает в другом эпизоде. После крестной смерти и воскресения Иисус являлся ученикам. Те рассказывали остальным, что видели учителя. Один же из них, всеми известный с тех пор как Фома Неверующий, говорил: ". пока не увижу Иисуса собственными глазами и не вложу пальцы свои в раны от гвоздей - не поверю". Вскоре, когда ученики были собраны вместе, явился посреди них Господь. Первым делом он подошел к Фоме и предложил проверить свои раны от крестных мучений. Конечно, Фома упал к ногам Христа с признанием: "Господь мой и Бог мой"! В ответ Иисус произнес знаменитую фразу: "Блаженны не видевшие, но уверовавшие".
Евангельский смысл
Из выше изложенного становится ясно, что вере Иисус уделял большое значение. Дело в том, что и народ, и правители постоянно требовали знамений и чудес, то есть доказательств. Несмотря на то, скольких больных исцелил Христос, воскресил, насытил голодных парой лепешек, большинство так и не признали в нем Мессии. Поэтому однажды он поставил посреди толпы на возвышенность малое дитя и сказал, обратившись к окружающим, что если не будете, как дети - не войдете в Царство Отца. А кто же более открыт искреннему доверию, нежели дети? Вот в истинном смысле содержание выражения "блажен, кто верует"!
Понять значение сказанного
Итак, мы выяснили, что рассматриваемое выражение может иметь совершенно противоположный смысл, в зависимости от окружающего словесного фона. Оно ни в коем случае не говорит в пользу или в осуждение веры. "Блажен, кто верует" - кто сказал эту фразу, в каком контексте - это первое, что надо выяснить, чтобы понять смысл выражения. Если мы читаем или слушаем христианскую проповедь, либо это говорит священнослужитель или просто верующий человек - тогда она звучит в евангельском смысле. Если же с помощью данной фразы хотят подчеркнуть нежелание кого-то вникнуть в проблему, разобраться в ней - тогда с иронией и сарказмом, больше в негативном плане используются слова Чацкого.
Читайте также: