Слабовидящие дети это продолжите фразу
Обновлено: 21.11.2024
дети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций (напр., резкое сужение границ поля зрения).
Слабовидение наступает в результате глазных болезней, которые, однако, нельзя рассматривать вне связи с состоянием организма в целом; часто они являются проявлением общего заболевания. Большая часть случаев слабо-видения у детей наступает вследствие аномалий рефракции глаза.
Встречающиеся у детей дефекты зрения делятся на прогрессирующие и стационарные. К прогрессирующим относятся случаи первичной и вторичной глаукомы, незаконченные атрофии зрительных нервов, пигментная дегенерация сетчатки, злокачественные формы высокой близорукости, отслойка сетчатки и т. д., к стационарным — пороки развития: мйкрофтальм, альбинизм, дальнозоркость, астигматизм (еж.) высоких степеней и не прогрессирующие последствия заболеваний и операций— стойкие помутнения роговицы, катаракта, послеоперационная афакия (отсутствие хрусталика и др.).
Резкое снижение зрения отрицательно сказывается в первую очередь на процессе восприятия, которое у С. д. отличается большой замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Формирующиеся у них зрительные представления менее четки и ярки, чем у нормально видящих, иногда искажены. Поэтому для С. д. характерна затрудненность пространственной ориентировки. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения. Зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности.
Однако слабое зрение остается у С. д. ведущим анализатором, как и у нормально видящих. С. д. пользуются зрением как основным средством восприятия. У С. д. осязание не замещает зрительных функций, как это происходит у слепых.
С. д. дошкольного возраста могут воспитываться в массовом детском саду, где должны быть учтены их индивидуальные особенности. С. д. дошкольного возраста развиваются так же, как и дети с нормальным зрением, если им дают пояснения и показывают предметы, которые не могут быть ими самостоятельно восприняты. С. д. могут участвовать почти во всех играх с детьми, обладающими нормальным зрением. Однако для детей, страдающих высокой степенью близорукости и некоторыми другими глазными заболеваниями, следует ограничивать (после консультации с офтальмологом) физическую нагрузку и участие в играх, требующих резких движений.
Если врач-офтальмолог назначил ребенку очки, родители должны следить за тем, чтобы он правильно их носил, постоянно ими пользовался, а также строго соблюдал рекомендации глазного врача.
В том случае, если слабовидящий ребенок начинает учиться в массовой школе, темп его работы быстро отстает от темпа работы остальных учеников. Это приводит к неуспеваемости или успеваемости ниже его возможностей. Ребенок в таких условиях становится раздражительным, проявляет негативизм, обособляется от коллектива.
Обучение С. д. должно проходить в особых условиях, способствующих охране слабого зрения, облегчающих зрительное восприятие и предотвращающих утомление. К ним относятся применение назначенных офтальмологом средств коррекции зрения: обычных (очки) и специальных (лупы, телескопические очки), повышенная освещенность рабочего места, специальные учебные пособия, рациональный режим зрительной работы.
В Советском Союзе С. д. обучаются в спец. школах-интернатах, спец. классах при школах слепых. Методы учебной и воспитательной работы со С. д. принципиально не отличаются от методов работы с нормально видящими, но строятся с учетом особенностей, обусловленных слабым зрением уч-ся.
Важнейшая задача в учебно-воспитательной работе со С. д. — охрана их слабого зрения и его разумная тренировка. Для этого в учебных помещениях, где занимаются С. д., установлены повышенные нормы освещенности. При искусственном освещении лампами накаливания освещенность на рабочей поверхности (крышке парты) должна достигать 500 люкс, а при люминесцентных светильниках — 600 люкс. Естественная освещенность учебных помещений обеспечивается отношением площади застекленной поверхности окон к площади пола как 1 : 3. На окнах в классах рекомендуется иметь светлые занавески, закрывающие отдельно верхнюю и нижнюю части окна, чтобы можно было в соответствии с особенностями зрения каждого учащегося регулировать естественную освещенность отдельных парт в течение дня. Во всех помещениях исключается прямая и отраженная блескость. Стены классов и других школьных помещений окрашиваются масляными красками различных оттенков зеленого и желтого цветов очень слабой насыщенности.
Для освещения рабочего места слабовидящего ученика дома рекомендуется настольная лампа с абажуром молочного стекла; мощность электрической лампы избирается в зависимости от состояния зрения ребенка после консультации с глазным врачом.
Специальные одноместные школьные парты для С. д. обеспечивают правильную посадку при -чтении, письме, рисовании, рассматривании иллюстраций и т. д. и дают возможность располагать книги и тетради на необходимом расстоянии от глаз. Конструкция специальной парты, разработанная Институтом глазных болезней им. Г. Гельм-гольца, предусматривает также возможность укрепления лупы на подвижном шарнире.
В младших классах школы С. д. применяются учебники с крупным шрифтом. Для обучения письму пользуются тетрадями со специальной, более четкой, разлиновкой.
Учебно-наглядные пособия в школах С. д. способствуют уточнению представлений у детей и отвечают требованиям охраны слабого зрения: в них отсутствуют резкие контрасты (для черных силуэтных изображений фон делается не белый, а светло-желтый или светло-зеленый), усилена четкость шкал, схемы, рисунки, географические карты разгружены от мелких элементов. Хорошие результаты дает применение на уроках диапозитивов и диафильмов, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры.
Особое внимание уделяется таким методам обучения, как лабораторные работы, экскурсии, работа на школьном учебно-опытном участке, в школьных мастерских.
Замедленный темп уч. занятий, требующих участия зрения, применение наглядных пособий, доступных восприятию с помощью слабого зрения, сочетание фронтальных методов с индивидуальными облегчают С. д. овладение знаниями, умениями и навыками. Проводится систематическая работа по расширению запаса представлений и уточнению их.
Учебная работа, требующая участия зрения, чередуется с устными формами занятий. Для охраны зрения С. д. необходимо делать перерывы в зрительной работе (чтение, письмо, рассматривание иллюстраций) через каждые 10—15 мин.
Многим С. д., в зависимости от характера заболевания, приведшего к снижению зрения, противопоказана большая физическая нагрузка, что также учитывается при обучении, занятиях физической культурой, трудовой подготовке.
Соблюдение требований охраны слабого зрения и разумная тренировка его приводят к развитию зрительного восприятия, к обогащению и уточнению имеющихся у С. д. представлений, а в целом ряде случаев — и к улучшению зрения.
Выпускники советских школ для С. д. получают общее и политехническое образование в объеме массовой школы и профессионально-трудовую подготовку. По окончании школы слабовидящие, имеющие остроту зрения в пределах 0,05—0,08, работают в основном на предприятиях Об-ва слепых; остальные поступают на работу на общих основаниях с выпускниками массовых школ; многие слабовидящие продолжают свое образование в техникумах, вузах.
Читайте также: