Речевая деятельность при создании высказывания направлена на

Обновлено: 05.07.2024

Овладение способами осуществления речевых действий реализуется путем применения таких методических приемов, как: а) составление плана действий перед выполнением того или иного задания (коллективно или самостоятельно); б) пооперационное осуществление действий с выделением выполняемых операций; в) составление итогового плана работы после выполнения задания; г ) составление памяток по выполнению того или иного вида работы с текстом.

ВложениеРазмер
rechevaya_deyatelnost.docx 17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Овладение способами осуществления речевых действий реализуется путем применения таких методических приемов, как: а) составление плана действий перед выполнением того или иного задания (коллективно или самостоятельно); б) пооперационное осуществление действий с выделением выполняемых операций; в) составление итогового плана работы после выполнения задания; г ) составление памяток по выполнению того или иного вида работы с текстом. Важным дидактическим требованием к современному уроку является такая организация деятельности ученика, при которой он осознает свою учебную задачу в каждой конкретной работе, поэтому в содержание урока включается вопрос-задача, решение которой осуществляется в процессе подготовки к изложению. Включение в содержание урока вопроса-задачи обеспечивает повышение мотивации учебной деятельности, поскольку раскрывает значение формируемых умений для овладения речью, ориентирует на осознание их операционной стороны [64].

Специфическими принципами деятельностного подхода являются следующие:

  • принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
  • принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей и обучающей деятельности;
  • принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
  • принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
  • принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
  • принцип сотрудничества при организации и управления различными видами деятельности.

Соблюдение перечисленных принципов как составной части деятельностного подхода является залогом успешности деятельности по воспитанию и обучению ребенка [52].

«Предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность» [20].

В качестве источника, пускового механизма речевой деятельности чаще всего выступает коммуникативная или коммуникативно-познавательная потребность – стремление, вступив в общение с другим человеком (собеседником, находящимся рядом или в отдалении), что – то узнать или сообщить, выразить свои чувства, эмоции, разделить их с собеседником. Именно возникновение потребностей и побуждает человека начать, что-то рассказать или спрашивать. Речевого общения без потребности, без мотива не бывает.

Сложность организации работы по развитию речи школьников состоит в том, что, действуя в условиях урока, организуя учебную работу, мы хотим совершенствовать естественную речевую деятельность детей. Понятно, что ситуация урока снимает естесственную коммуникативность речи.

«Есть только один способ освободиться от этого недостатка. Надо, чтобы у учащихся возникла потребность коммуникации» [14]. Прежде чем дать задание ученикам на создание или восприятие высказывания, необходимо постараться обеспечить возникновение у них соответствующей потребности, желания вступить в речевое общение.

Мотив – это источник деятельности, выполняющий функции побуждения смыслообразования. Он придает деятельности личностный смысл. Мотивы учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Основным мотивом учебной деятельности является учебно-познавательный мотив. Мотив речи возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той работе, которую предлагает учитель. В основе высказывания ребенка должен лежать непосредственный речевой мотив, т.е. желание сообщить другим о своих впечатлениях. «Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства».

Проанализировав педагогическую, психологическую и лингвистическую литературы по формированию у младших школьников умения планировать свои действия при работе над изложением и сочинением можно сделать следующие выводы:

  1. Речевая деятельность представляет собой процесс создания и восприятия высказываний. Характеризуя речевую деятельность, психологи выделяют этап планирования. Работа над совершенствованием речевой деятельности младших школьников, важно учитывать наличие данного этапа, что позволит корректировать действия учащихся на остальных этапах:

-осуществления (реализация) плана работы;

-контроля достигнутого результата.

  1. Для успешного осуществления деятельностного подхода в обучении изложению и сочинению младшего школьника необходимо формировать у детей умение определять цель деятельности, прогнозировать ее результаты, умение осуществлять самоконтроль. Эффективность обучения изложению текста зависит от наличия у субъекта этой деятельности сформированных способностей к целеполаганию и прогнозированию результатов своей деятельности, к выполнению действий, готовности к рефлексии.
  2. Лингвисты, опираясь на свои исследования, полагают, что без изучения самого языка, без овладения чтением и письмом речь ребенка не может выполнять функцию систематического и всестороннего познания действительности. В процессе изучения языка совершенствуются и развиваются все виды речи младшего школьника. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности.
  3. Сформированность умений планировать свою деятельность при работе над изложением и сочинением позволит младшему школьнику овладеть связной письменной речью, воспринимать, воспроизводить и создавать текст.
  4. Развитие связной речи школьников выступает определяющим условием успешного овладения УУД. В системе обучения связной письменной речи осуществляется реализация деятельностного подхода к речи и процессу ее формирования.
  5. В новом образовательном стандарте второго поколения обозначена цель образования – общекультурное, личностное и познавательное развитие младших школьников, базирующееся на деятельностном подходе. Развитие личности в рамках деятельностного подхода обеспечивается формированием универсальных учебных действий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


СОЗДАНИЕ И ОЗВУЧИВАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ – ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

С момента выхода первого мультфильма прошло более 100 лет. А популярность мультфильмов не только не проходит, но и постоянно растёт. Мультипликационные изображения нашли применение везде: на телевиден.

Занятие построено с опорой на методику Семаго Н.Я. и в соответствие с рекомендациями М.Н. Перовой, игры взяты из программы Метиевой Л.А., Удаловой Э.Я. , задания из практического пособия Н.Я. Семаго.


Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников

Статья по реализованному мной проекту Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников. В статье рассматривется проблема низкой учебной мотивации .


Использование современных педагогических технологий в формировании фонематических процессов и слухового восприятия у слепых и слабовидящих обучающихся 1-4 классов

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). Особую роль слуховое восприятие как средство п.


Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников

презентация "Интеграция двигательной и речевой деятельностив процессе физического воспитания дошкольников".


Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников»

Консультация для воспитателей "Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников».


Педсовет. 2. 04.2018г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся.

Воспитывает ребенка каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается. В.А. Сухомлинский.

Читайте также: