Речевая деятельность при создании высказывания направлена на
Обновлено: 21.11.2024
Овладение способами осуществления речевых действий реализуется путем применения таких методических приемов, как: а) составление плана действий перед выполнением того или иного задания (коллективно или самостоятельно); б) пооперационное осуществление действий с выделением выполняемых операций; в) составление итогового плана работы после выполнения задания; г ) составление памяток по выполнению того или иного вида работы с текстом.
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_deyatelnost.docx | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Овладение способами осуществления речевых действий реализуется путем применения таких методических приемов, как: а) составление плана действий перед выполнением того или иного задания (коллективно или самостоятельно); б) пооперационное осуществление действий с выделением выполняемых операций; в) составление итогового плана работы после выполнения задания; г ) составление памяток по выполнению того или иного вида работы с текстом. Важным дидактическим требованием к современному уроку является такая организация деятельности ученика, при которой он осознает свою учебную задачу в каждой конкретной работе, поэтому в содержание урока включается вопрос-задача, решение которой осуществляется в процессе подготовки к изложению. Включение в содержание урока вопроса-задачи обеспечивает повышение мотивации учебной деятельности, поскольку раскрывает значение формируемых умений для овладения речью, ориентирует на осознание их операционной стороны [64].
Специфическими принципами деятельностного подхода являются следующие:
- принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
- принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей и обучающей деятельности;
- принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
- принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
- принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
- принцип сотрудничества при организации и управления различными видами деятельности.
Соблюдение перечисленных принципов как составной части деятельностного подхода является залогом успешности деятельности по воспитанию и обучению ребенка [52].
«Предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность» [20].
В качестве источника, пускового механизма речевой деятельности чаще всего выступает коммуникативная или коммуникативно-познавательная потребность – стремление, вступив в общение с другим человеком (собеседником, находящимся рядом или в отдалении), что – то узнать или сообщить, выразить свои чувства, эмоции, разделить их с собеседником. Именно возникновение потребностей и побуждает человека начать, что-то рассказать или спрашивать. Речевого общения без потребности, без мотива не бывает.
Сложность организации работы по развитию речи школьников состоит в том, что, действуя в условиях урока, организуя учебную работу, мы хотим совершенствовать естественную речевую деятельность детей. Понятно, что ситуация урока снимает естесственную коммуникативность речи.
«Есть только один способ освободиться от этого недостатка. Надо, чтобы у учащихся возникла потребность коммуникации» [14]. Прежде чем дать задание ученикам на создание или восприятие высказывания, необходимо постараться обеспечить возникновение у них соответствующей потребности, желания вступить в речевое общение.
Мотив – это источник деятельности, выполняющий функции побуждения смыслообразования. Он придает деятельности личностный смысл. Мотивы учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Основным мотивом учебной деятельности является учебно-познавательный мотив. Мотив речи возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той работе, которую предлагает учитель. В основе высказывания ребенка должен лежать непосредственный речевой мотив, т.е. желание сообщить другим о своих впечатлениях. «Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства».
Проанализировав педагогическую, психологическую и лингвистическую литературы по формированию у младших школьников умения планировать свои действия при работе над изложением и сочинением можно сделать следующие выводы:
- Речевая деятельность представляет собой процесс создания и восприятия высказываний. Характеризуя речевую деятельность, психологи выделяют этап планирования. Работа над совершенствованием речевой деятельности младших школьников, важно учитывать наличие данного этапа, что позволит корректировать действия учащихся на остальных этапах:
-осуществления (реализация) плана работы;
-контроля достигнутого результата.
- Для успешного осуществления деятельностного подхода в обучении изложению и сочинению младшего школьника необходимо формировать у детей умение определять цель деятельности, прогнозировать ее результаты, умение осуществлять самоконтроль. Эффективность обучения изложению текста зависит от наличия у субъекта этой деятельности сформированных способностей к целеполаганию и прогнозированию результатов своей деятельности, к выполнению действий, готовности к рефлексии.
- Лингвисты, опираясь на свои исследования, полагают, что без изучения самого языка, без овладения чтением и письмом речь ребенка не может выполнять функцию систематического и всестороннего познания действительности. В процессе изучения языка совершенствуются и развиваются все виды речи младшего школьника. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности.
- Сформированность умений планировать свою деятельность при работе над изложением и сочинением позволит младшему школьнику овладеть связной письменной речью, воспринимать, воспроизводить и создавать текст.
- Развитие связной речи школьников выступает определяющим условием успешного овладения УУД. В системе обучения связной письменной речи осуществляется реализация деятельностного подхода к речи и процессу ее формирования.
- В новом образовательном стандарте второго поколения обозначена цель образования – общекультурное, личностное и познавательное развитие младших школьников, базирующееся на деятельностном подходе. Развитие личности в рамках деятельностного подхода обеспечивается формированием универсальных учебных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ И ОЗВУЧИВАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ – ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ
С момента выхода первого мультфильма прошло более 100 лет. А популярность мультфильмов не только не проходит, но и постоянно растёт. Мультипликационные изображения нашли применение везде: на телевиден.
Занятие построено с опорой на методику Семаго Н.Я. и в соответствие с рекомендациями М.Н. Перовой, игры взяты из программы Метиевой Л.А., Удаловой Э.Я. , задания из практического пособия Н.Я. Семаго.
Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников
Статья по реализованному мной проекту Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников. В статье рассматривется проблема низкой учебной мотивации .
Использование современных педагогических технологий в формировании фонематических процессов и слухового восприятия у слепых и слабовидящих обучающихся 1-4 классов
Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). Особую роль слуховое восприятие как средство п.
Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников
презентация "Интеграция двигательной и речевой деятельностив процессе физического воспитания дошкольников".
Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников»
Консультация для воспитателей "Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников».
Педсовет. 2. 04.2018г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. Творческая деятельность педагога на занятиях кружков и внеурочной деятельности по созданию благоприятных условий личностного роста обучающихся.
Воспитывает ребенка каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается. В.А. Сухомлинский.
Читайте также: