Принципы римского права отражены в следующих выражениях
Обновлено: 21.11.2024
Следует отметить, что слова «Да свершится правосудие, пусть даже погибнет мир!» («Fiat justitia, pereat mundus»), которые нередко связывают с функционированием римских правовых институтов, на самом деле ничего общего с практикой римского права не имеют.
Они были произнесены германским императором Фердинандом I (1503—1564 гг.). Сами же римляне тяготились жесткими условиями и процедурами, закрепляемыми нормами «строгого права», Законов XII таблиц, уже, можно сказать, с момента их создания. Ригоризм Законов был выгоден прежде всего жреческой верхушке, до определенного момента безраздельно ими владеющей и извлекающей для себя из такого владения немалые выгоды. Бурное развитие общественных, и прежде всего товарно-денежных, отношений настоятельно требовало более гибкой системы правового регулирования. И она появилась вначале в виде форм альтернативного права — юс гентиум, а затем была воплощена в деятельности преторов (преторское право).Однако имеющиеся Законы имели божественное и незыблемое происхождение. Ни менять их, ни тем более отменять было невозможно. Даже помыслы об этом являлись самым страшным преступлением. Поэтому достаточно быстро принципы строгого права стали не вытесняться, а дополняться настолько нужными обществу нормами магистраторского права, что их гибкость, динамизм и постоянная востребованность приводили к игнорированию норм древнего цивильного (квиритского) права.
Магистраторское право основывалось на принципе доброй совести (bona fides). На практике эта идея проявлялась в том, что действия суда и сторон процесса характеризовались максимальной свободой оценки доказательств и волеизъявления, справедливостью и компромиссностью решений (judicia bonae fidei). Это все очень выгодно противопоставлялось крайнему формализму сделок и видов судопроизводства, основанных на незыблемых позициях древнего квиритского права.
Идея римского права сложилась как справедливость, гарантированная государственной властью и законом для каждого отдельного человека.
О существовании в римском праве принципов истинности, динамизма, гибкости и справедливости при принятии юридических решений, а совсем не косности, ригоризма свидетельствуют и многие дошедшие до нас сентенции и аксиомы права, разработанные римскими юристами (некоторые из них специально приведены в Приложениях к настоящему изданию).
Среди них есть и такне директивы к правоприменителям:
• когда права сторон не ясны, следует поддерживать ответчика, а не истца;
• там, где правовое предписание отсутствует, желательно решать по справедливости;
• естественная справедливость предпочтительнее строгости права;
• во всех делах, особенно же в праве, нужно помнить о справедливости;
• никто не должен дважды наказываться за одно преступление;
• каждый считается честным, пока не доказано обратное.
Еще одной существенной чертой римского права является
его индивидуализм. Он проявлялся в том, что каждый сам должен заботиться о своих интересах («Законы написаны для бдительных»). Например, древнее право наделяло кредитора максимально возможным правом требования исполнения обязательства. Право не останавливалось перед тем, что исполнение обязательства могло привести должника в совершенное разорение. Самое главное, если все формальные требования соблюдены, — это обеспечение собственного интереса. Таким образом, основным из постулатов частного права было совершенное игнорирование чужих интересов при всяческом (легальном) достижении своих.
Яркой чертой древнеримского права была его священность, точнее, сакральность. Она была для него всеобъемлющей, пронизывала не только духовные сферы жизни римского общества, но и лежала в основе как частных, так и публичных отношений. В настоящем издании уже говорилось о деятельности многочисленных жреческих коллегиях и их влиянии на формирование общественных отношений, о наделении определенными строго дифференцированными сакральными функциями тех представителей римской общины, которые получали кредит доверия своих сограждан и занимали выборные государственные должности.
Ни одно публичное и тем более частное мероприятие не начиналось без обращения к богам. По преданию, сам Город был основан никак иначе, как по божественному провидению, понятому жрецам — авгурам и понтификам. Само время также было явлением скорее мира божественного, нежели человеческого.Об этом со всей наглядностью свидетельствует существование особого Календаря судебных дней и форм судебных исков (Dies fasti et nefasti и legis actiones), который до 304 г. до н.э. в великой тайне хранился понтификами. Они в соответствии с его положениями объявляли о конкретных, наиболее благоприятствующих правовым спорам днях. Такие дни именовались присутственными (dies fasti). Только в это время божественными установлениями
разрешалось осуществлять какие-либо публичные мероприятия и проводить судебные заседания. Остальные дни римского года являлись неприсутственными (dies nefasti), и в них категорично запрещались любые обращения властей к народу, а также различного рода юридические дела. Считалось, что на этих днях лежит проклятие богов.
Кроме особого времени, обращение к правосудию требовало также проведения зачастую достаточно сложного обряда, включающего в себя публичное произнесение специальной строгой словесной (если угодно, заклинания) — формулы искового требования и принесение жертвы богам.
Однако нормы сакрального и светского права никогда не смешивались между собой. Напротив, они были двумя сферами (уровнями) регулирования общественных отношений, органично дополняющих друг друга.
Если Законы XII таблиц являлись «источником всего публичного и частного права» (Тит Ливий), то источниками нормативных предписаний сакрального права были многочисленные священные книги и списки. Из числа дошедших до нас упоминаний о них можно назвать Сивиллины книги, авгуральные и понтификальные книги и др. Можно также вспомнить и о существовании определенных агрокалендарных расчетов, также наполненных сакральным смыслом. В правление Нумы Помпилия (716—673 гг. до н.э.) был создан своеобразный агрокалендаръ, который являлся основой жизни римлян вплоть до его отмены Юлием Цезарем.
Более того, Законы XII таблиц — самый главный (и, можно сказать, единственный) источник древнеримского права — представляли собой собрание самых что ни на есть светских норм. Тем не менее с самого момента своего создания они были объявлены священными и незыблемыми. Кроме того, нормы сакрального права вошли также и в Законы в виде особой, X таблицы (книги).Сенека заметил, что мудрый человек должен соблюдать обряды не потому, чтобы они были угодны Богу, а потому, что это предписывает закон. В.В. Болотов писал: «У римлян было инстинктивное уважение ко всему преданному и во имя этого преданного они часто мирились с его неудобствами в настоящем. Все законы, когда-либо издававшиеся, принципиально сохраняли свою святость, но их применяли или не применяли, смотря по обстоятельствам» [59] .
До своей гибели в пожаре на Капитолийском холме в 83 г. до н.э. исключительно важное значение имели так называемые Сивиллины книги (Sibyllini libri). К их прорицаниям следовало обращаться только тогда, когда перед Римом со всей своей очевидностью вставал вопрос о его дальнейшем существовании, когда боги отворачивались от него. По преданию, первоначально девять (три) книг греческая пророчица Сивилла предложила выкупить Тарквинию Гордому (Древнему). После его отказа она сожгла треть книг, а оставшиеся вновь предложила царю за ту же сумму. Но и вторую треть постигла участь первой. Но последнюю треть по настоянию авгуров Тарквиний все же приобрел за первоначальную цену.
Сивиллины книги, как уже было сказано, до наших дней не дошли, но их ценность для Рима подчеркивает тот факт, что еще несколько столетий по распоряжению императоров целый штат специальных жрецов не оставлял своих попыток восстановить их содержание. А оставшиеся веками находились под неусыпным оком хранителей на Капитолии (вначале их было двое, а с 82 г. до н.э. — уже 15) [60] .
Римское право было строго национальным, так как его действие распространялось только на граждан, на членов римской городской общины.
Примечательно, что этот исключительно национальный характер права также есть следствие его сакральности: возможности почитания римских богов и пользования римским правом принадлежали только гражданам. «На праздничных торжествах ликтор пред принесением жертвы богам обыкновенно провозглашал: «Hostis, vinctus, mulier, virgo exesto», то есть «чужестранец, узник, женщина, девушка пусть уходят прочь». И самые гимны, которые пелись после этого, исполнялись на древнем, устаревшем латинском языке» (В.В. Болотов).В Риме впервые была всесторонне обоснована мысль об универсальности права как всеобщего критерия оценки человеческого поведения: «Право есть искусство добра и эквивалента» (Цельс, I в. до н.э.). В основе такого понимания лежало представление о равной справедливости в отношении всех граждан'. «Справедливость есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право. Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вреда другому, каждому воздать то, что ему принадлежит» (Ульпиан, D. 1. 2. 10. 1).
Характерной чертой римского права была его открытость всем самым лучшим образцам и приемам правового регулирования, которыми была богата правовая практика соседних стран и народов, а также тех государств, которые присоединялись к Риму в силу их завоевания. Зачастую исторические традиции правовой сферы таких стран были много старше римских, поэтому вся их рациональность была проверена веками. Именно таким образом в римское право перешел греческий эмфитевзис, а сложная и громоздкая форма искового производства, по примеру восточных провинций, в императорский период в значительной степени была дополнена письменным (либеллярным) процессом.
Кроме того, следует указать на имеющие «сквозной» характер, т.е. проходящие по все истории начала, призванные обеспечить наибольшую защиту прав и интересов римского гражданина. В частности, к ним относятся:
• предоставление субъекту широкой возможности самостоятельной защиты своих нарушенных прав, но под строгим контролем публичной власти;
• недопустимость произвольного вмешательства в сферу имущественных интересов субъектов и наличие надежного правового механизма ее охраны;
• предоставление всей полноты власти единственно хозяину римской семьи, но при максимальном обеспечении интересов подвластных лиц и охране их прав;
• недопущение к участию неправоспособных и недееспособных лиц, но при этом обеспечение реализации их интересов в гражданско-правовой сфере (всесторонне регламентированные отношения опеки, попечительства, клиентелы);
• обеспечение полноценной защиты прав гражданина от злоупотреблений и неправосудных решений субъектов исполнительной и судебной власти в виде наличия системы контроля со стороны общины за исполнением ими своих функций (например, право апелляции, jus provocationis) и т.д.
В целом следует отметить, в римском праве на всем протяжении его существования противостояли друг другу две противоположные тенденции: с одной стороны — его консерватизм, а с другой — динамизм.
Консерватизм римского права выступал совокупностью механизмов и способов, направленных на сохранение существующих правовых норм, институтов и процессуальных форм с целью недопущения их какого-либо существенного изменения в связи
с сиюминутными и конъюнктурными соображениями. Между тем динамизм римского права являлся его объективным свойством, заключающимся в способности изменяться в соответствии с развитием общественных отношений, своевременно и адекватно реагировать на появление новых, изменение или прекращение устаревших общественных отношений в различных сферах общественной жизни. Важнейшее значение для обеспечения динамизма права имела творческая деятельность римских магистратов и юристов-теоретиков.
Такое диалектическое противоборство догматизма и новаторства являлось основой стабильности права античного Рима как объективно существующего его свойства, позволяющего выступать наиболее универсальным и оптимальным социальным регулятором. О стабильности римского права свидетельствует не только незыблемость его основных принципов, содержания, форм и методов реализации предписаний и установлений в течение относительно длительного периода времени существования самого Древнего Рима, а затем и Византии, но и тот непреложный факт, что оно является фундаментом частноправовых отношений практически всех современных государств.
Читайте также: