Принципы римского права отражены в следующих выражениях

Обновлено: 21.11.2024

Следует отметить, что слова «Да свершится правосудие, пусть даже погибнет мир!» («Fiat justitia, pereat mundus»), которые не­редко связывают с функционированием римских правовых ин­ститутов, на самом деле ничего общего с практикой римского права не имеют.

Они были произнесены германским императо­ром Фердинандом I (1503—1564 гг.). Сами же римляне тяготи­лись жесткими условиями и процедурами, закрепляемыми нор­мами «строгого права», Законов XII таблиц, уже, можно сказать, с момента их создания. Ригоризм Законов был выгоден прежде всего жреческой верхушке, до определенного момента безраз­дельно ими владеющей и извлекающей для себя из такого вла­дения немалые выгоды. Бурное развитие общественных, и прежде всего товарно-денежных, отношений настоятельно требовало бо­лее гибкой системы правового регулирования. И она появилась вначале в виде форм альтернативного права — юс гентиум, а затем была воплощена в деятельности преторов (преторское право).

Однако имеющиеся Законы имели божественное и незыблемое происхождение. Ни менять их, ни тем более отменять было не­возможно. Даже помыслы об этом являлись самым страшным преступлением. Поэтому достаточно быстро принципы строгого права стали не вытесняться, а дополняться настолько нужными обществу нормами магистраторского права, что их гибкость, ди­намизм и постоянная востребованность приводили к игнориро­ванию норм древнего цивильного (квиритского) права.

Магистраторское право основывалось на принципе доброй со­вести (bona fides). На практике эта идея проявлялась в том, что действия суда и сторон процесса характеризовались максималь­ной свободой оценки доказательств и волеизъявления, справед­ливостью и компромиссностью решений (judicia bonae fidei). Это все очень выгодно противопоставлялось крайнему формализму сделок и видов судопроизводства, основанных на незыблемых позициях древнего квиритского права.

Идея римского права сложилась как справедливость, гаранти­рованная государственной властью и законом для каждого отдель­ного человека.

О существовании в римском праве принципов истинности, динамизма, гибкости и справедливости при принятии юридических решений, а совсем не косности, ригоризма свидетельствуют и мно­гие дошедшие до нас сентенции и аксиомы права, разработан­ные римскими юристами (некоторые из них специально приве­дены в Приложениях к настоящему изданию).

Среди них есть и такне директивы к правоприменителям:

• когда права сторон не ясны, следует поддерживать ответ­чика, а не истца;

• там, где правовое предписание отсутствует, желательно ре­шать по справедливости;

• естественная справедливость предпочтительнее строгости права;

• во всех делах, особенно же в праве, нужно помнить о спра­ведливости;

• никто не должен дважды наказываться за одно преступление;

• каждый считается честным, пока не доказано обратное.

Еще одной существенной чертой римского права является

его индивидуализм. Он проявлялся в том, что каждый сам должен заботиться о своих интересах («Законы написаны для бдитель­ных»). Например, древнее право наделяло кредитора максимально возможным правом требования исполнения обязательства. Право не останавливалось перед тем, что исполнение обязательства могло привести должника в совершенное разорение. Самое глав­ное, если все формальные требования соблюдены, — это обеспе­чение собственного интереса. Таким образом, основным из по­стулатов частного права было совершенное игнорирование чужих интересов при всяческом (легальном) достижении своих.

Яркой чертой древнеримского права была его священность, точнее, сакральность. Она была для него всеобъемлющей, про­низывала не только духовные сферы жизни римского общества, но и лежала в основе как частных, так и публичных отношений. В настоящем издании уже говорилось о деятельности многочис­ленных жреческих коллегиях и их влиянии на формирование об­щественных отношений, о наделении определенными строго диф­ференцированными сакральными функциями тех представителей римской общины, которые получали кредит доверия своих со­граждан и занимали выборные государственные должности.

Ни одно публичное и тем более частное мероприятие не начиналось без обращения к богам. По преданию, сам Город был основан никак иначе, как по божественному провидению, понятому жре­цам — авгурам и понтификам. Само время также было явлением скорее мира божественного, нежели человеческого.

Об этом со всей наглядностью свидетельствует существование особого Календаря судебных дней и форм судебных исков (Dies fasti et nefasti и legis actiones), который до 304 г. до н.э. в великой тайне хранился понтификами. Они в соответствии с его поло­жениями объявляли о конкретных, наиболее благоприятствующих правовым спорам днях. Такие дни именовались присутственными (dies fasti). Только в это время божественными установлениями

разрешалось осуществлять какие-либо публичные мероприятия и проводить судебные заседания. Остальные дни римского года яв­лялись неприсутственными (dies nefasti), и в них категорично запрещались любые обращения властей к народу, а также различно­го рода юридические дела. Считалось, что на этих днях лежит проклятие богов.

Кроме особого времени, обращение к правосудию требовало также проведения зачастую достаточно сложного обряда, вклю­чающего в себя публичное произнесение специальной строгой словесной (если угодно, заклинания) — формулы искового требо­вания и принесение жертвы богам.

Однако нормы сакрального и светского права никогда не сме­шивались между собой. Напротив, они были двумя сферами (уровнями) регулирования общественных отношений, органично дополняющих друг друга.

Если Законы XII таблиц являлись «источником всего пуб­личного и частного права» (Тит Ливий), то источниками норматив­ных предписаний сакрального права были многочисленные свя­щенные книги и списки. Из числа дошедших до нас упоминаний о них можно назвать Сивиллины книги, авгуральные и понтифи­кальные книги и др. Можно также вспомнить и о существовании определенных агрокалендарных расчетов, также наполненных са­кральным смыслом. В правление Нумы Помпилия (716—673 гг. до н.э.) был создан своеобразный агрокалендаръ, который являл­ся основой жизни римлян вплоть до его отмены Юлием Цеза­рем.

Более того, Законы XII таблиц — самый главный (и, можно сказать, единственный) источник древнеримского права — пред­ставляли собой собрание самых что ни на есть светских норм. Тем не менее с самого момента своего создания они были объ­явлены священными и незыблемыми. Кроме того, нормы са­крального права вошли также и в Законы в виде особой, X таб­лицы (книги).

Сенека заметил, что мудрый человек должен соблюдать об­ряды не потому, чтобы они были угодны Богу, а потому, что это предписывает закон. В.В. Болотов писал: «У римлян было ин­стинктивное уважение ко всему преданному и во имя этого пре­данного они часто мирились с его неудобствами в настоящем. Все законы, когда-либо издававшиеся, принципиально сохраня­ли свою святость, но их применяли или не применяли, смотря по обстоятельствам» [59] .

До своей гибели в пожаре на Капитолийском холме в 83 г. до н.э. исключительно важное значение имели так называемые Сивиллины книги (Sibyllini libri). К их прорицаниям следовало обращаться только тогда, когда перед Римом со всей своей оче­видностью вставал вопрос о его дальнейшем существовании, когда боги отворачивались от него. По преданию, первоначаль­но девять (три) книг греческая пророчица Сивилла предложила выкупить Тарквинию Гордому (Древнему). После его отказа она сожгла треть книг, а оставшиеся вновь предложила царю за ту же сумму. Но и вторую треть постигла участь первой. Но по­следнюю треть по настоянию авгуров Тарквиний все же приоб­рел за первоначальную цену.

Сивиллины книги, как уже было сказано, до наших дней не дошли, но их ценность для Рима подчеркивает тот факт, что еще несколько столетий по распоряжению императоров целый штат специальных жрецов не оставлял своих попыток восстано­вить их содержание. А оставшиеся веками находились под не­усыпным оком хранителей на Капитолии (вначале их было двое, а с 82 г. до н.э. — уже 15) [60] .

Римское право было строго национальным, так как его дей­ствие распространялось только на граждан, на членов римской городской общины.

Примечательно, что этот исключительно на­циональный характер права также есть следствие его сакральности: возможности почитания римских богов и пользования римским правом принадлежали только гражданам. «На праздничных тор­жествах ликтор пред принесением жертвы богам обыкновенно провозглашал: «Hostis, vinctus, mulier, virgo exesto», то есть «чу­жестранец, узник, женщина, девушка пусть уходят прочь». И са­мые гимны, которые пелись после этого, исполнялись на древ­нем, устаревшем латинском языке» (В.В. Болотов).

В Риме впервые была всесторонне обоснована мысль об уни­версальности права как всеобщего критерия оценки человеческого поведения: «Право есть искусство добра и эквивалента» (Цельс, I в. до н.э.). В основе такого понимания лежало представление о равной справедливости в отношении всех граждан'. «Справедли­вость есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждо­му его право. Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вреда другому, каждому воздать то, что ему принад­лежит» (Ульпиан, D. 1. 2. 10. 1).

Характерной чертой римского права была его открытость всем самым лучшим образцам и приемам правового регулирования, которыми была богата правовая практика соседних стран и на­родов, а также тех государств, которые присоединялись к Риму в силу их завоевания. Зачастую исторические традиции право­вой сферы таких стран были много старше римских, поэтому вся их рациональность была проверена веками. Именно таким обра­зом в римское право перешел греческий эмфитевзис, а сложная и громоздкая форма искового производства, по примеру восточ­ных провинций, в императорский период в значительной степе­ни была дополнена письменным (либеллярным) процессом.

Кроме того, следует указать на имеющие «сквозной» харак­тер, т.е. проходящие по все истории начала, призванные обес­печить наибольшую защиту прав и интересов римского гражданина. В частности, к ним относятся:

• предоставление субъекту широкой возможности самостоя­тельной защиты своих нарушенных прав, но под строгим контролем публичной власти;

• недопустимость произвольного вмешательства в сферу иму­щественных интересов субъектов и наличие надежного пра­вового механизма ее охраны;

• предоставление всей полноты власти единственно хозяину римской семьи, но при максимальном обеспечении инте­ресов подвластных лиц и охране их прав;

• недопущение к участию неправоспособных и недееспособ­ных лиц, но при этом обеспечение реализации их интере­сов в гражданско-правовой сфере (всесторонне регламен­тированные отношения опеки, попечительства, клиентелы);

• обеспечение полноценной защиты прав гражданина от зло­употреблений и неправосудных решений субъектов исполни­тельной и судебной власти в виде наличия системы контроля со стороны общины за исполнением ими своих функций (например, право апелляции, jus provocationis) и т.д.

В целом следует отметить, в римском праве на всем протя­жении его существования противостояли друг другу две проти­воположные тенденции: с одной стороны — его консерватизм, а с другой — динамизм.

Консерватизм римского права выступал совокупностью ме­ханизмов и способов, направленных на сохранение существую­щих правовых норм, институтов и процессуальных форм с целью недопущения их какого-либо существенного изменения в связи

с сиюминутными и конъюнктурными соображениями. Между тем динамизм римского права являлся его объективным свойст­вом, заключающимся в способности изменяться в соответствии с развитием общественных отношений, своевременно и адекватно реагировать на появление новых, изменение или прекращение устаревших общественных отношений в различных сферах об­щественной жизни. Важнейшее значение для обеспечения ди­намизма права имела творческая деятельность римских магист­ратов и юристов-теоретиков.

Такое диалектическое противоборство догматизма и нова­торства являлось основой стабильности права античного Рима как объективно существующего его свойства, позволяющего высту­пать наиболее универсальным и оптимальным социальным регу­лятором. О стабильности римского права свидетельствует не толь­ко незыблемость его основных принципов, содержания, форм и методов реализации предписаний и установлений в течение относительно длительного периода времени существования са­мого Древнего Рима, а затем и Византии, но и тот непреложный факт, что оно является фундаментом частноправовых отноше­ний практически всех современных государств.

Читайте также: