Приемы для записи фразы

Обновлено: 04.11.2024

Конспект – в переводе с лат. «обзор», «изложение»- это систематическая, логически связная запись устного или письменного текста. Потребность в конспекте может возникнуть в случаях, когда за ограниченное количество времени требуется передать большой объем информации, из живой речи вычленить самое главное и существенное. Это отличный способ упорядочивания информации в голове. Но конспект- это не точная запись изучаемой информации слово в слово, а запись смысла, сути, самого главного, поэтому каждый конспект – неповторим, уникален и непохож на другой. Когда человек пишет конспект, он выполняет своеобразное «свертывание» информации, оставляя только наиболее важные, ключевые моменты.Все остальное выкидывается: в первую очередь, это слова и фразы, которые организуют связность текста или являются комментариями автора к сказанному. Такие элементы можно убрать из конспекта, не опасаясь за целостность информации, тем более, что их можно будет легко вспомнить, просмотрев законспектированные ключевые записи.

Основное требование к конспекту- запись должна быть систематической, логически связанной, чтобы ею можно было пользоваться не только составителю, но и другим читателям. Внимательное слушание и конспектирование предполагает интенсивную умственную деятельность.

Задачи конспектирования:

1. Способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала.

2. Помогает выработке умений и навыков правильного, грамотного изложения в письменной форме теоретических и практических вопросов.

3. Формирует умение ясно излагать чужие мысли своими словами.

Основные приемы конспектированияможно разделить на 3 группы:

1 Группа. Сокращение слов, словосочетаний, терминов.

Эти приемыосваиваются легко и включают:

1)аббревиатуру и гипераббревиатуру терминов.

Аббревиатура- сложносокращенное слово, образованное из начальных букв или начальных элементов слов (ДОУ, ФГОС,ФЭМП, ППРС,СРИ,НОД,ЗОЖ, зам. зав., детсад). Это эффективное средство, ускоряющее запись и позволяющее избегать повторений часто употребляемых слов. При введении аббревиатур необходимо особое внимание уделять тому, чтобы они были единообразны на протяжении всей записи.

Гипераббревиатура- это аббревиатура одной буквой. Существует два основных приема применения этого способа скоростного конспектирования. 1-обозначение слова начальной буквой с точкой (С. -стандарт, О. -образование, А. -адаптация). Такой способ допустимо применять на коротком интервале однородного текста. 2-начальная буква обводится линией- буква «в обертке»(Д –деятельность, И -игра, Ц- цель).

Чаще всего этот прием используется для сокращенного обозначения терминов.

2)кванторизацию- переворот начальной буквы. Этот способ конспектирования придумал и ввел немецкий математик Георг Кантор, получившимся знакам дали название кванторов. Давайте воспользуемся приемомКантора и сами введем сокращения для часто встречающихся слов в сфере дошкольного образования:

-программа, -дети, -родители, -блоки, -социализация.

3)иероглифику и пиктографию.

Использование иероглифической записи. Иероглифы- наиболее древние китайские изобразительные знаки.

Одними иероглифами писать не очень удобно. Но использование их отдельных элементов при конспектировании очень эффективно, если ввести их в свои записи, придав им какой-нибудь смысл.

Пиктограммы следует применять везде,где только можно: этот прием дает блестящие результаты и в ускорении записи, и в удобстве чтения и запоминания.

4) способы записи окончаний. Это прием пропуска букв и обозначение пропущенных букв дефизом (к-рый- который, кон- ция -концепция, р-е-развитие, ф-е- формирование, ф-ция- функция, сам-но- самостоятельно) .

Рассмотренные приемы записи слов, символов и словосочетаний просты и после непродолжительной тренировки выполняются автоматически.

2 Группа. Переработка фразы.

Это самые эффективные, но трудно осваиваемые приемы. Приемы конспектирования фраз более сложные, так как требуют осмысления и творческой переработки текста. Но они дают гораздо больший эффект как в скорости записи, так и в последующем восприятии и запоминании текста. Основной идеей является перекодирование и свертывание текста.Они включают:

1) пространственную запись. Это прием использования при конспектировании длины и ширины листа бумаги. Сюда относится составление таблиц, графиков, схем. Например,берем такой текст : «В содержание программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО входят пять образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», которые, в свою очередь, подразделяются на блоки…» Конспектируемданную информацию в виде схемы:

Позн-е р-е Физич-е р-е Реч-е р-е Соц-ком р-е худ-эст-кое

«ФЭМП» «Р-е позн-

Эффективность данного приема состоит еще в том, что всегда можно вернуться назад и дополнить схему.

2)приведение фразы к эквивалентному виду. Применение этого приема требует понимания конспектируемого текста, творческой его переработки и высокой скорости мышления. По ускорению записи этот прием наиболее эффективен. Суть его заключается в том, чтобы найти фразу, эквивалентную данной, но более короткую.Поиски такой фразы можно вести в нескольких направлениях: подобрать более короткие синонимы для составляющих фразу слов или сформулировать то же самое другими словами, устранив, например, некоторые прилагательные.Берем текст: «В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С конца 2013- начала 2014 годов запущена программа модернизации дошкольного образования. Вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование становится первой ступенью в образовании…» Короткая запись: «ДО- первая ступень в образ-и (закон «Об образ-и в РФ»

3)свертывание фразы с использованием контекста. Объективной предпосылкой этой идеи является избыточность языка. Исследования показали, что русский язык обладает избыточностью около 80%.То есть, если из текста убрать не 80%, а меньше символов и слов, то можно и текст сохранить, и читать его будет несложно. В первую очередь из фразы может быть удалена группа подлежащего, поскольку оно совпадает с содержанием контекста и, поэтому, легко по нему восстанавливается. Например,если темой лекции является: «Презентация образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО», то из фразы «разделы образовательной программы» можно оставить «разделы». Следующим кандидатом на удаление является группа сказуемого. В этой группе глагольные слова, особенно связанные с перечислением (типа «состоит», «включает», заменяются графическими символами, например, вилкой или скобкой.

3 Группа. Использование цвета.

Цвет несет дополнительную информацию, способствуя лучшему запоминанию и акцентированию внимания при чтении конспекта. Для этого можно использовать цветные фломастеры.

Данная группа включает довольно просто осваиваемые приемы:

1)рубрикация -выделение цветом существенных деталей, то есть выделяются заслуживающие первостепенного внимания положения.

2)работу цветом в зависимости от степени важности текста и по соответствию частей текста.

Можно выделять информацию цветом по степени важности. Поэтому, красным цветом в контексте выделяют самые главные места (определение, формулировки законов, синим- теоретический материал, зеленым- примеры. Не следует применять много цветов, желательно не более трех-четырех.

Техника рационального конспектирования- это один из основных навыков обучающихся, преподавателей и научных работников. Знаниям, умениям и навыкам в этой области надо учить так же, как учим всему остальному, поскольку самостоятельно изобретенная техника конспектирования оказывается примитивной.

Публикации по теме:

Обучение рассказыванию как метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической,.

Психологическая природа связной речи Статья: «Психологическая природа связной речи». Развитие речи становиться всё актуальной проблемной в нашем обществе. Снижающий уровень.

Читайте также: