Завет отца гринева почти дословно повторяет выражение предпосланное художественный

Обновлено: 05.11.2024

• Прочитайте фрагмент произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и выполните задания 1 — 9.

• Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он её без особого участия, и чтение это производило на нём всегда удивительное волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный календарь не попадался ему иногда на глаза по целым месяцам. Зато когда он случайно его находил, о, бывало, по целым часам не выпускал уж из своих рук. Итак, батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: «Генерал-поручик. Он у меня в роте был сержантом. Обоих российских орденов кавалер. А давно ли мы. » Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещая ничего доброго. Вдруг он обратился к матушке: — Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше? — Да вот пошёл семнадцатый годок, — отвечала матушка. — Петруша родился в тот самый год, как окривела тётушка Настасья Герасимовна и когда ещё. — Добро, — прервал батюшка, — пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни. Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку и слёзы потекли по её лицу. Напротив того, трудно описать моё восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого. Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги. — Не забудь, Андрей Петрович, — сказала матушка, — поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями. — Что за вздор! — отвечал батюшка нахмурясь. — К какой стати стану я писать к князю Б.? — Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши? — Ну, а том что? — Да ведь начальник Петрушин — князь Б. Ведь Петруша записан в Семёновский полк. — Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? Подай его сюда. Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в её шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочёл его со вниманием, положил перед собою на стол и начал своё письмо. Любопытство меня мучило: куда же отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством». Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастьем. Но спорить было нечего. На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в неё чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Матушка в слезах наказывала мне беречь моё здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей. Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу. Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами.

1. Представленный эпизод является начальным моментом в развитии действия. Как называется этот элемент сюжета?

2. Завет отца Гринёва почти дословно повторяет выражение, предпосланное художественному произведению и призванное раскрыть замысел автора, дать авторскую оценку излагаемым событиям. Укажите термин, которым называют такое выражение.

3. Завет, данный Гринёвым-старшим своему сыну, определяет нравственную проблематику «Капитанской дочки». Установите соответствие между героями произведения и их нравственными качествами, проявившимися в экстремальной ситуации. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 1) беспринципность и подлость

 2) тупость и ограниченность

 3) отвага и великодушие

 4) верность присяге, благородство

 4. Как называют эмоциональные восклицания или вопросы, которые не требуют ответа («Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии!»)?

5. Назовите приём противопоставления предметов и явлений, использованный автором в следующем абзаце: «Мысль о скорой разлуке со мной так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку и слёзы потекли по её лицу. Напротив того, трудно описать моё восхищение. »

 Ответ: антитеза / контраст.

6. Смена настроения главного героя передаётся при помощи образных определений («блестящие надежды», «сторона глухая и отдалённая», «тяжким несчастьем»). Укажите термин, которым в литературоведении обозначают такие определения.

7. Дайте определение термина, который обозначает вышедшее из употребления слово, использованное в данном тексте для усиления эмоциональности речи, её ироничности («Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон»).

Ответ: устаревшие /архаизм.

• Дайте развёрнутый ответ на вопросы 8 — 9 в объёме 4 — 6 предложений каждый, аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

8. Как эпизод, в котором описывается напутствие, полученное Гринёвым от отца, связан с дальнейшим развитием сюжета?

 В данном эпизоде отец, вопреки ожиданиям Петра, отправляет того на службу не в Петербург, а в армию, «лямку тянуть». Перед отъездом Андрей Петрович дает сыну наставление: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Важная роль отцовского наказа в произведении подчеркивается тем, что часть его вынесена в эпиграф – «Береги честь смолоду». Тема чести и долга – одна из ведущих в романе, и она тесно связана с образом Петра Гринева. Юноша честно выполняет заветы отца: оказывает благодарность выведшему из метели их с Савельичем мужику, даровав «с барского плеча» заячий тулупчик; храбро ведет себя при обороне Белогорской крепости и честно выполняет свой долг перед Отечеством – в отличии от, например, Швабрина, не переходит на вражескую сторону.

9. Прочитайте фрагмент пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль». В чём завет, данный отцом Стародума, можно соотнести с напутствием отца главного героя «Капитанской дочки» А. С. Пушкина?

Правдин. Лишь только из-за стола встали, и я, подошед к окну, увидел вашу карету, то, не сказав никому, выбежал к вам навстречу обнять вас от всего сердца. Моё к вам душевное почтение.

Стародум. Оно мне драгоценно. Поверь мне.

Правдин. Ваша ко мне дружба тем лестнее, что вы не можете иметь её к другим, кроме таких.

Стародум. Каков ты. Я говорю без чинов. Начинаются чины — перестаёт искренность.

Правдин. Ваше обхождение.

Стародум. Ему многие смеются. Я это знаю. Быть так. Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашёл и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали ещё заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного. Отец мой у двора Петра Великого.

Правдин. А я слышал, что он в военной службе.

Стародум. В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные. Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели ещё чужим умом набивать пустую голову.

Правдин. Тогдашнее воспитание действительно состояло в нескольких правилах.

Стародум. В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На всё прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы.

Правдин. Вы говорите истину. Прямое достоинство в человеке есть душа.

Стародум. Без неё просвещённейшая умница — жалкая тварь. (С чувством.) Невежда без души — зверь. Самый мелкий подвиг ведёт его во всякое преступление. Между тем, что он делает, и тем, для чего он делает, никаких веское у него нет. <. >

 Оба главных персонажа — сверстники, современники, представители одного сословия — мелкопоместного дворянства. На том и другом лежит печать воспитания

недорослей в помещичьей семье. Как Митрофан Простаков, так и Петр Гринев любили гонять голубей и играть в чехарду с дворовыми мальчишками. Героям не повезло с учителями. Как Митрофана обучает немец, бывший кучер, так и Петра - француз Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером». Итоги преподавания видны

Налицо. Митрофанушка представления не имеет, что такое география, а Петр из географической карты, выписанной для него из Москвы, сделал змея.

 Но на этом все, что объединяет героев, заканчивается. Если Митрофану нет разницы, где служить, и он равнодушно говорит: «По мне, куда велят», — то Петр Гринев с уважением выслушивает наказ отца, что платье надо «беречь снову, а честь смолоду», и отправляется служить в дальнюю степную крепость.

• Прочитайте фрагмент произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и выполните задания 1 — 9.

• Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

Очередь была за мною. Я глядел смело на Пугачёва, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей. Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане. Он подошёл к Пугачёву и сказал ему на ухо несколько слов. «Вешать его!» — сказал Пугачёв, не взглянув уже на меня. Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося Богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля его о спасении всех близких моему сердцу. Меня притащили под виселицу. «Не бось, не бось», — повторяли мне губители, может быть и вправду желая меня ободрить. Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! погодите. » Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачёва. «Отец родной! — говорил бедный дядька. — Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» Пугачёв дал знак, и меня тотчас развязали и оставили. «Батюшка наш тебя милует», — говорили мне. В эту минуту не могу сказать, чтоб я обрадовался своему избавлению, не скажу, однако ж, чтоб я о нём и сожалел. Чувствования мои были слишком смутны. Меня снова повели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачёв протянул мне жилистую свою руку. «Целуй руку, целуй руку!» — говорили около меня. Но я предпочёл бы самую лютую казнь такому подлому унижению. «Батюшка Пётр Андреич! — шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня. — Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцелуй у злод. (тьфу!) поцелуй у него ручку». Я не шевелился. Пугачёв опустил руку, сказав с усмешкою: «Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его!» — Меня подняли и оставили на свободе. Я стал смотреть на продолжение ужасной комедии.

1. Назовите род, к которому относится произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

2. Как называется последовательность и связь событий в художественном произведении?

3. Установите соответствие между героями произведения и их поступками, и жизненными ситуациями, в которые они попадают. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Читайте также: