Православие или смерть откуда фраза

Обновлено: 22.11.2024

Православие или смерть

Наверно, все православные, которые следят за новостями в интернете, знают почти детективную историю с футболками «Православие или смерть». Один суд посчитал этот слоган экстремистским и запретил его. Другой отменил решение первого. Третий снова запретил. Грядут новые суды…

Православие или смерть

Ничего подобного доселе мы не видели. Самое странное в этой истории то, что суд запрещает девиз «Православие или смерть», но при этом смотрит на футболку, принт которой трактует этот слоган своеобразно и тенденциозно. Как будто футболка и слоган неразделимы, и эта футболка иллюстрирует слоган единственно верным способом.

На мой субъективный взгляд, футболка эта, действительно, несет в себе деструктивную составляющую. Даже если не понимать ее в смысле «жизнь или кошелек», черепа с кинжалами в зубах вызывают слабую ассоциацию с православием.

А главное – тот момент прелести, который требуется, чтобы надеть такую футболку. Заявлять о готовности к мученичеству за веру легко, пока тебя к этому мученичеству не призвали. А что будет, если призовут, ты не знаешь. Помнится, был в раннехрианские времена случай, когда кто-то из христиан вышел к мучителям самонадеянно, выразив словом уверенность в том, что выдержит любые мучения… и не выдержал. Помним мы и апостола Петра, который говорил, что не отречется…

Я считаю, надо быть скромнее. Если тебе нравятся подобные футболки, начни с малого и более реалистичного. Надень футболку со слоганом вроде: «Если меня оскорбят, я не обижусь». Или «Я не впаду в блуд, если представится возможность». Или «Хвалите меня сколько угодно, мне без разницы».

Но я думаю, такой человек не наденет такую футболку. Во-первых, слишком очевидно всем, как трудно всегда выполнять декларируемое этими слоганами. И к тому же ты, если ты христианин, должен это выполнять, а не хвастаться этим. Во-вторых, не интересно. Не ощущаешь себя великим, практически на одной ноге с великомучениками, как в случае старой футболки «Православие или смерть».

Получается двойной вред. Носящий футболку впадает в прелесть, а смотрящий на нее неверующий начинает считать православных опасными маргиналами.

Поэтому, если бы суд избавил часть православных от лишней возможности впадения в прелесть путем ношения этой футболки, может, это было и неплохо. Но беда в том, что суд смотрит на футболку и запрещает сам девиз.

Сам девиз «Православие или смерть» тоже не является чем-то принципиально важным для нашей духовной жизни. Вполне можно без него обойтись. Но неприятен сам прецедент: светская власть указывает Церкви слова, которые ей нельзя произносить. Сегодня она запретит «Православие или смерть», а потом, глядишь, и до фраз и из Евангелия доберется.

Нас вдохновили на этот сюжет слова преподобного Варсонуфия Оптинского: «Люди, находящиеся в Церкви Православной, направляются к Горнему Иерусалиму, т. е. к Царствию Небесному, верным путем: они плывут по житейскому морю в ладье, где Кормчий – Сам Христос; те же, которые вне Церкви, стремятся переплыть это море на одной доске, что, конечно, невозможно, и гибнут безвозвратно».

Слово «души» мы добавили, во-первых, для того, чтобы смысл был более понятен, во-вторых, чтобы наша футболка не попала под запрет, если он все-таки сохранится.

Эта футболка для нас – вынужденное решение. Предназначенное для тех, кто хотел поговорить о православии в контексте смерти. А вообще нам ближе (применительно к футболкам) девизы вроде «Православие – это жизнь», «Православие – это любовь». Так неверующим людям, к которым мы обращаемся, гораздо понятнее, что есть то православие, ради которого мы хотели бы быть способными умереть.

Дмитрий Семеник

Читайте также: