Повторение мотива или фразы на другой высоте
Обновлено: 04.11.2024
Для простых размеров (2/4, 3/4) квадратный период будет иметь следующую структуру:
восьмитактовый квадратный период
Или со смещением, если музыка начинается с неполного такта (затакта):
Восьмитактовый квадратный период с затактом
Урок 12
Что мы видим в знакомой нам песенке: фразы неровные по количеству слогов и тактов! Сначала 1 такт + 1 такт, а потом широкая третья фраза 2 такта.
Получилось 1 + 1 + 2.
Так и назовём: суммирование. Оно всегда придает звучанию ощущение устойчивости, роста.
Задание: Проверьте на примере «Марша деревянных солдатиков».
Бывает иногда даже двойное суммирование.
Вспомним песенку И. Дунаевского «Капитан»:
«Улыбка» в мелодии становится всё шире и шире.
Есть интересные примеры суммирования и в поэзии:
Вспомним песню И. Дунаевского «Весёлый ветер»:
Здесь всё наоборот: за крупной фразой – ряд мелких 2 + 1 + 1. Как эхо звучит настойчивое обращение к ветру, мелодия дробится из-за повторения последних слов.
А вот интересный пример дробления в стихотворении В. Маяковского:
Поэт «укусил жару» повтором слов, еще добавил «плыла» ( почти «пылала»). Да, здесь дробление. В. Маяковский специально разделил таким образом строчки, чтобы видно было дробление и то, как суммирует и замыкает мысль последняя строка.
Так и назовём: дробление с замыканием.
Еще один пример стихотворения с делением фраз:
Урок 13
Развитие музыкальной темы
Музыкальная фраза – это относительно завершенная часть мелодии.
Фразу можно разбить на мотивы, обычно в одной фразе – два мотива:
1 мотив + 1 мотив = 1 фраза
Таким образом, музыкальный мотив – наименьший элемент музыкальной темы, короткая музыкальная мысль.
В музыкальном произведении может быть как одна, так и несколько музыкальных тем.
Музыкальная тема, излагаемая в начале произведения, занимает ведущее положение в музыкальном произведении. Каждая музыкальная тема на протяжении своего изложения изменяется полностью или частично.
Развитие темы приводит к кульминации(от лат. «вершина») – самому напряженному моменту музыкального произведения, или его части.
Приемы развития музыкальной темы:
· Повторение- самый простой прием развития. Обычно он встречается в песнях, где одна и та же мелодия повторяется с разными словами (куплетная форма).
Ø М.И. Глинка романс «Сомнение»
· Секвенция (от лат. «следую») - прием развития, который основан на повторении темы на разной высоте, через одинаковый интервал, точно или приблизительно.
Ø П.И. Чайковский Вступление к опере «Евгений Онегин»
· Вариационное развитие – это тоже повторение, но видоизмененное, отличающееся от первого изложения темы. Изменениям могут подвергнуться все элементы музыкальной речи, из которых состоит тема.
Ø П.И. Чайковский Симфония №4, финал.
Вариационное развитие – один из старинных способов изменения музыкальной темы, и основной в народной музыке. Не удивительно, что в произведениях, написанных с использованием народных мелодий, композиторы выбирают именно этот способ развития темы.
Читайте также: