Объясните выражение в страшные годы ежовщины

Обновлено: 04.10.2024

На столе – портрет Ахматовой, свеча, раскрытая книга.

На доске: газета, иллюстрации.

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,-

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Эпиграфом к «Реквиему», как это часто бывало у Ахматовой ,служит отрывок из ее же стихотворения:

Так не зря мы вместе бедовали

Даже без надежды раз вздохнуть

И спокойно продолжали путь.

Не за то, что чистой я осталась,

Словно перед Господом свеча,

Вместе с вами я в ногах валялась

У кровавой куклы – палача.

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,-

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Известно, что М. Булгаков в письме к Сталину сравнивал себя с гонимым и затравленным волком. « На широком поле словесности российской в СССР я был один- единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он все равно не похож на пуделя».

В этом письме, являющемся трагическим документом эпохи, есть одна неточность. Булгаков., к несчастью, для советской литературы, не был единственным изгоем.

Прекрасно понимала свою отверженность в государстве – застенке и А.А. Ахматова.

Вступительное слово учителя

В последнее годы к нам пришли не напечатанные в свое время книги. Еще не все изъятые имена и произведения вернулись к читателю, еще спорят о том, не слишком ли мы возвеличиваем казненных и замученных художников. Часто борьба писателя за право петь своим голосом, за право искать правду оборачивалось для него трагедией:

Поэтов травили, ловили

На слове, им сети плели,

Куражась, корнали им крылья,

Бывало, и к стенке вели.

Художники верили, что правда восторжествует, ведь рукописи, к счастью, не горят. Они навеки запечатлели свое время и показали, что литература продолжала существовать и тогда, когда, по словам Ахматовой, жить приходилось с зажатым ртом,

Сегодня на нашем уроке звучит поэма А.Ахматовой «Реквием». Задушенный крик стомиллионного народа оказался услышанным - в этом великая заслуга Ахматовой.

-Запись в тетради .Реквием – католическое богослужение по умершему, а также траурное музыкальное произведение

2.Моцарт «Реквием» (прослушивание в записи)

4.Композиция поэмы.

«Реквием» складывался постепенно. Он состоит из отдельных стихов, написанных в разное время. Но, готовя эти стихи к изданию, Ахматова называет цикл поэмой.

Композиция поэмы трёхчастная: она состоит из пролога, основной части, эпилога, но при этом имеет сложную структуру. Поэма начинается с эпиграфа. Далее следует предисловие, написанное прозой и названное Ахматовой «Вместо предисловия».

Пролог состоит из двух частей («Посвящение» и «Вступление»).

После этого идёт основная часть, состоящая из 10 небольших глав, три из которых имеют название – это седьмая: «Приговор», восьмая: «К смерти», десятая: «Распятие», состоящая из двух частей. Остальные главы идут по названию первой строки. Поэма заканчивается Эпилогом, тоже состоящим из двух частей.

Обратите внимание на даты написания глав. Они явно соотносятся со временем арестов сына. Но Предисловие и Эпиграф обозначены гораздо более поздними годами.

- Подумайте, как это может объяснить? (Эта тема, эта боль не отпускала Ахматову многие годы.)

Учитель: А теперь обратимся к проблемному вопросу, на который мы с вами должны будем ответить в конце урока. Для этого запишем слова Солженицына в тетрадь, А.И.Солженицын так сказал о поэме: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына». Нам предстоит подтвердить или опровергнуть точку зрения Солженицына:

Поэма «Реквием» – трагедия народа или трагедия матери и сына?

Поэма начинается с предисловия. Прочитаем «Вместо предисловия».

Объясним непонятное выражение «В страшные годы ежовщины…»

«Вместо предисловия» написано прозой.

- Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность? (Это ключ к пониманию поэмы. Предисловие переносит нас в тюремную очередь Ленинграда 1930 гг. Женщина, стоящая с Ахматовой в тюремной очереди, просит «это… описать». Ахматова воспринимает это как некий наказ, своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях. В этой части поэмы Ахматова впервые заявляет позицию поэта.)

- Какая лексика помогает представить то время? (Ахматову не узнали, а как тогда чаще говорили «опознали». Все говорят только шёпотом и только «на ухо»; свойственное всем оцепенение. В этом маленьком отрывке зримо вырисовывается эпоха.)

Учитель: Сейчас вы услышите голос А. Ахматовой, читающей начало «Реквиема». Вслушайтесь в него. Он обманчиво монотонный, глуховатый, сдержанный, но потрясающе глубокий, словно пропитанный болью пережитого. Глава называется «Посвящение».

- Кому же посвящает Ахматова поэму? (Женщинам, матерям, «подругам двух осатанелых лет», с которыми 17 месяцев стояла в тюремных очередях.)

Эпоха правления Сталина в нашей стране стала образцом тоталитарного режима. Тоталитарные режимы стремятся к полному господству над личностью и обществом в целом. Одним из признаков тоталитарной системы является жесткий контроль над обществом с помощью разветвленного репрессивного аппарата.

Тоталитарное государство весьма активно использовало механизмы насилия. В 30-е годы крестьяне стали фактически закреплены за колхозами, вплоть до 50-х годов им не выдавали паспортов. Государство прибегало к массовым репрессиям против инакомыслящих и даже тех, кого подозревали в инакомыслии. Жестокий контроль над обществом породил атмосферу страха и неуверенности.

Историки до сих пор не пришли к общему мнению относительно общего числа пострадавших от репрессий. Называются самые разные цифры, однако силами заключенных были построены города ( Магадан, Норильск и др.), каналы (Москва - Волга, Беломорканал), железные дороги.

Поводом для репрессий 1934-1935 годов стало убийство С. Кирова. Первым итогом этого убийства стали репрессии против тех, кто уцелел в "красном терроре": бывших дворян, священнослужителей, офицеров, интеллигенции.

6. Анализ поэмы "Реквием".

-Выразительное чтение «Вместо предисловия»

В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
— А это вы можете описать?
И я сказала:
— Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.
1 апреля 1957
Ленинград

Предисловие - своеобразное стихотворение в прозе.

- Найдите в предисловии приметы времени.

- Можно ли сказать, что это в какой -то мере социально-политическое произведение?

- Определите ведущую тему поэмы. ( Годы террора, страдание матери и страдание народа - личное переплетается с общественным).

Поэма была опубликована только в 1987 году, до этого опасно было хранить даже записи - самые близкие друзья Ахматовой, 11 человек, знали поэму наизусть и потом восстановили по памяти.

-« Посвящение.» Выразительное чтение.

Это посвящение напоминает нам еще одно послание, написанное в 1827 году А. С. Пушкиным - "В Сибирь"или «Во глубине сибирских руд», декабристам:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

- От чьего имени говорит Ахматова? Какое местоимение преобладает? ( Ахматова говорит от имени всех матерей, местоимение "мы")

- Обратим внимание на первый образ: "Перед этим горем гнутся горы, не течет великая река ". Ассоциации? (Знак Апокалипсиса).

- Какие средства выразительности мы можем найти в посвящении?

- Как вы считаете, можно ли сопоставить декабристов и жертв сталинских репрессий? Почему это сделала Ахматова?

Тем не менее близость в этих стихотворениях есть: Ахматова также относится ко всем осужденным, как Пушкин относился к декабристам, то есть с преклонением перед их муками, перед горем их родных и близких. Но полностью горе жен декабристов и жен и матерей репрессированных нельзя сравнивать, так как если жены декабристов ехали в Сибирь добровольно, то "невольных подруг " Ахматовой туда ссылали:

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге.

- Как вы понимаете слова "осатанелых лет"?

Мир благополучия противопоставляется миру заключенных и их близких.

Вступление - осень 1935 - первый арест сына.

Вступление
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

- Есть ли в описании города пушкинские традиции величия и гармонии? ( Нет, город -привесок к огромной тюрьме.)

- Какой вы видите лирическую героиню в 1 части? ( Она - одна из тысячи русских женщин. Образ из древнерусской истории и литературы – «стрелецкая женка»)

Снова обращение к эпиграфу урока. Не случайно в поэме появляется "тихий Дон" - Ахматова и сама ощущает себя Ярославной ( только у Ярославны - берег Дуная ).

Выполнение тестового задания по вариантам.

7. Подведение итогов.

Запись в тетрадь.

1. Поэма "Реквием " создавалась с 1935 по 1940 годы, эпиграф и предисловие были написаны позднее, после развенчания культа Сталина, но опубликована поэма была только в 1987 году.

2. Ведущую тема поэмы - годы сталинских репрессий 1935-1938 годов. Страдание матери и страдания народа изображаются в единстве - личное переплетается с общественным. Ахматова правдиво изображает свое время, обобщая, сравнивая трагедию страны с библейской.

Читайте также: