В средневековой руси философские идеи находили свое выражение прежде всего
Обновлено: 04.11.2024
? По мнению ученых, российской цивилизации свойственны следующие особенности:
! на её формирование большое влияние оказала Византия, в том числе в связи с принятием христианства;
! в истории России постоянно происходил процесс расширения географического пространства, освоения новых земель;
! государство играло важную роль в развитии общества;
!+ все перечисленное выше.
? Характерные черты самобытной русской философии:
! осмысление объективной реальности;
!+ критическое осмысление Российской действительности;
! верны все определения.
? В основе философии славянофилов находится идея:
! поклонения всему западному;
!+ любви к славянской нации;
!+ самобытности развития России;
! неизбежности развития России по западному пути.
? К западникам относятся:
? Первый критик славянофильства в России:
? Основные проблемы, рассматриваемые в философии П.Я.Чаадаева:
! тема власти и государства;
? Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют:
! общинный образ жизни;
? Кто из русских философов утверждал, что «свобода первичнее бытия»?
? Кто является представителем славянофильства?
? Какие духовные факторы повлияли на становление и развитие русской философии?
? В чем назначение человека, согласно Н.Бердяеву?
! в спасении души;
? Самым радикальным по своим социальным взглядам из русских просветителей ХVIII в. был:
? Выдающимся достижением М.В.Ломоносова является:
!+ доказательство неуничтожимости материи и движения;
! создание клеточной теории;
! открытие электромагнитного поля;
? Во взглядах на общество русские просветители придерживались:
!+теории естественного права и договорного происхождения государства;
! идеи божественного происхождения государства.
?Философская мысль в России начинает зарождаться благодаря:
! реформаторской деятельности Петра I;
! русской классической литературы;
! воссоединению с Украиной.
? Автором книги «Путешествие из Петербурга в Москву» является:
? А.Радищев придерживался концепции:
? Автором «Философического письма» является:
? А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, К.С.Аксаков были:
? Русский мыслитель, представитель революционного демократизма, автор книги «Антропологический принцип в философии»:
? «Жизнь только в движении, в покое – смерть» - так писал русский революционный демократ, литературный критик и философ:
? Автор труда «Письма об изучении природы» - одного из наиболее глубоких философских произведений первой пол. ХIХ в.:
? Представитель русских революционных демократов, который определял болезнь как нарушение правильного отношения между частицами, входящими в состав нашего организма:
? В 1853 г. он организовал в Лондоне «Вольную русскую типографию»:
? В трактате «О значении авторитета в воспитании» он высказал мысль, что воспитание и обучение должно строиться на основе знания естественных наук:
? Философской основой идеологии революционного демократизма является:
!+ антропологический материализм с элементами диалектики;
! субъективный идеализм Беркли;
! учение Канта об антиномиях.
? «Искусство для искусства» мысль такая же странная в наше время, как «богатство для богатства», «наука для науки» и т.д. Все человеческие дела должны служить на пользу человека. Этой позиции придерживался:
? Ф.Достоевский был представителем:
? Мысль о трагической абсурдности человеческого существования была центральной идеей философии:
? Работы «Философия свободы» и «Смысл творчества» стали определяющими в духовном выборе русского философа:
? Принцип всеединства, согласно Соловьеву, - должен:
!+ поднять философию над противоположностью рационализма и иррационализма;
! объединить людей независимо от их социальных и имущественных различий;
! объединить человечество на основе единой религии;
? Основоположник материалистической психологии в России, «отец русской физиологии»:
? Метод условных рефлексов позволил ему открыть основные законы и механизмы деятельности человеческого мозга:
? Считая диалектику Гегеля важнейшим приобретением философской науки, они критиковали немецкого философа за консервативные выводы, которые делал Гегель из своей диалектики:
? Центральным в учении Соловьева является идея:
? Русский философ, который разрабатывал проблемы эстетики, исходя из концепции Царства Божьего:
? Какая общественная система представлялась С.Н.Булгакову идеальным?
? Понятие «симфонической личности» дается в философии:
? Представитель религиозного иррационализма в России, согласно которому: «От всякой попытки прикоснуться щупальцами разума к вере – вера гибнет. Она может жить лишь в атмосфере безумия»?
? Понятию «соборности» в русской религиозной философии ХIХ в. соответствует ее понимание как:
! зримого соединения людей в каком-либо месте, как условия организационного единства;
!+ духовной общности, проявляющейся во всех сферах жизнедеятельности человека в церкви, в семье, в обществе;
!+ гармонического сочетания индивидуальной религиозности с церковной организацией;
!+ как безусловного результата духовных исканий людей.
? По своим философским воззрениям ближе к экзистенциализму были:
? Религиозно-философская идея всеединства была выдвинута русской мыслью в противовес претензиям заменить философию узкоопытным, эмпирическим знанием, которые предпринимались в рамках:
? Н.Бердяев ставит личность:
!+ выше общества, нации, государства;
! на один уровень с государством, обществом, нацией;
! на один уровень с нацией, обществом и выше, чем государство;
! в подчиненное положение социальным общностям и институтам.
? Бытие Бога, согласно Бердяеву, постигается человеком:
!+ через личный духовный опыт;
! изучением священного писания.
? По Бердяеву, Бог всевластен над сотворенным им миром, но не имеет власти над:
? Представитель русского революционного демократизма, который с позиции материального единства мира развивает положение о связи между неорганической и органической природой, между человеком и животным миром, между различными системами и функциями организма:
? Русский мыслитель ХIХ в., который обосновывал и интерпретировал диалектику Гегеля как инструмент познания и революционного преобразования мира («алгебра революции»):
? В области этики Н.Г.Чернышевский был сторонником:
!+ теории разумного эгоизма;
? «По своей структуре цельное знание есть органическое единство, синтез теологии, философии и опытной науки». Это положение характеризует философские взгляды:
? В средневековой Руси философские идеи находили свое выражение прежде всего в:
? Знакомство Руси с философским наследием античности происходило через духовный опыт:
? Представители русского космизма:
?«Учение о Богочеловечестве» принадлежит:
? «Объективная направленность развития живого не может прекратить свое действие на человеке в ныне существующей, еще далеко не совершенной природе: за сознанием и жизнью в нынешней форме неизбежно должны следовать «сверхзнание» и «сверхжизнь». – Эта идея характерна для:
? Понятие соборности является ключевым для:
! народников и славянофилов.
? Кому из русских революционных демократов принадлежит утверждение: «Философия без естествознания так же невозможна, как естествознание без философии:
? Правильными являются положения:
!+ и славянофилы и западники были против революционного преобразования общества;
! и те и другие выступали за революционное преобразование общества;
! западники были за революционные методы, а славянофилы – против;
!+ славянофилы отстаивали самобытность России.
? Основоположником русской христианской философии как самобытного целостного направления мысли является:
? Учение о «цельном знании» является одной из фундаментальных идей:
? Русский философ, согласно которому эволюция природы проходит пять «ступеней-царств»: минералов, растительное, животное, человеческое, Божье?
? Представитель русской революционной демократии, автор высказывания: «… в словах «Бог» и «религия» вижу тьму, мрак, цепи, кнут»:
? Вернадский является представителем:
! русской революционной демократии;
? Автором психофизиологического и философского трактата «Рефлексы головного мозга» является:
? Представители какого течения русской мысли настаивали на необходимости разработки собственной, самобытной, из русской жизни возрастающей философии:
? Согласно В.Белинскому: «Русский народ по натуре глубоко»:
? На развитие философской мысли в послепетровской России (ХVIII) решающее влияние оказали идеи эпохи:
? В.Н.Татищев и М.М.Щербатов:
!+ русские историки, в творчестве которых нашли отражение определенные философские взгляды;
! представители русского духовенства, которые выдвинули оригинальную этическую концепцию;
! русские естествоиспытатели 18 в.
? Русский мыслитель 18 в., который в своем трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» признает неразрывность природного и духовного начал в человеке, единство души и тела:
? Русский романтизм I пол. ХIХ в. испытал сильное влияние философии:
? Писатель, крупный представитель русского романтизма, в круг интересов которого входили: философия, педагогика, теория музыки, просветительская деятельность:
? Философские взгляды А.Хомякова были тесно связаны с его:
? Возникновение философской мысли в Дагестане связано с:
! присоединением к России;
! влиянием Турции и Ирана.
? В Дагестане идеи реформации и джадидизма наиболее последовательно пропагандировали:
! Дамадан из Мегеба;
! Мухаммад из Кудутля;
? Распространение ислама в Дагестане происходило:
! быстро и безболезненно;
!+ противоречиво и долго;
!+ с применением насилия и в результате миссионерской деятельности.
? Главным методом распространения ислама после IХ в. становятся:
! завоевательные походы арабов;
! завоевательные походы дополнялись миссионерской деятельностью.
? О том, что уже в ХI в. в Дагестане знали о классической арабо-мусульманской философии свидетельствует рукопись:
? Ад-Дербенди разделяет взгляды:
? Ад-Дербенди, как и Ашари, полагал, что человек нуждается в суждениях разума только тогда, когда они согласуются с:
? Один из основоположников научно-философской школы в Дагестане М.Кудутлинский выступил последователем:
? Особенностью мировоззрения Кудутлинского заключалась в:
? М.Кудутлинский:
!+ отвергал учение о божественном предопределении;
! отстаивал идею божественного предопределения;
! не обращался к такой проблеме.
? В ХVII-ХIХ вв. в Дагестане наблюдается:
! упадок арабо-мусульманских культурных традиций;
!+ ренессанс (возрождение) арабо-мусульманской традиции;
! распространение традиции русской культуры.
? Дамадан из Мегеба - последователь:
? Дамадан из Мегеба в своих медицинских справочниках использует трактаты:
? Дагестанские философы, как и аль-Фараби, называли первой философией:
? Дагестанский мыслитель, автор труда «Лики ислама»:
? По таким вопросам как: обучение Корану, о соотношении предопределения и свободы воли, роли разума и откровения в познании…, М.Кудутлинский стоял на позиции:
? Как последовательный просветитель, он не только теоретически обосновывал необходимость овладения знаниями, но и основал одно из первых в Дагестане сельских учебных заведений светского типа:
? Дагестанский просветитель, один из активных инициаторов создания новометодных школ:
? «Шариат подобен пароходу, тарикат - морю, хакикат – драгоценностям в мире. Кто хочет приобрести драгоценности, тот должен сесть на пароход и искать их в море». – Так образно характеризует путь нравственного совершенствования в своей работе «Путь спасения» дагестанский просветитель:
? Значительную роль в распространении просветительских идей в Дагестане сыграла «Газета Дагестана» («Джаридату Дагестан»), редактором которой был:
? Мыслитель, которого особо почитали в Дагестане, где известны были почти все его произведения, в частности: «Оживление религиозных наук», «Драгоценности и жемчужины Корана», «Путь поклоняющихся»:
? Он впервые в истории Дагестана предпринял попытку систематизации материала по общественно-политической мысли народов Дагестана:
? Автор работы «Асари Дагестан»:
? Дайте характеристику философским воззрениям Г.Алкадари по следующему его высказыванию: «Бога нет нигде, и нет места, где бы не находился он»:
? Этот мыслитель, выходец из Дагестана, считался одним из лучших знатоков мусульманского права не только в России, но и в Европе:
! Дамадан из Мегеба.
? В вопросе свободы воли и предопределения, Гасан Алкадари придерживался позиции:
? Алкадари признает материалистический подход верным при объяснении:
? Г.Алкадари отстаивал и пропагандировал:
! геоцентрическую модель мира;
!+ гелиоцентрическую модель мира;
! не ставил и не решал эту проблему;
? Благодаря энциклопедическим познаниям за этим мыслителем закрепился титул «море наук»:
? Первый этап творческого наследия А.Каяева характеризуется преобладанием в его творчестве:
? Философский трактат А.Каяева, где разработаны вопросы бытия и познания:
!+ Диалог материалиста и идеалиста;
? Автор работы «Мюридизм и Шамиль»:
? В своих статьях и публикациях А.Каяев активно выступал против:
? Наиболее распространенным в Дагестане является тарикат:
? А.Каяев, одним из первых на Северном Кавказе, приступает к практической реализации методов обучения, основанных на идеях:
? Автор работы «Путь ислама», где анализируется место ислама в истории человеческой культуры, подчеркивается непреходящее значение его морально-этических и юридических основ:
? Дагестанский просветитель, который в ряде своих публикаций в газете «Заря Дагестана» отстаивал идеи всемирного братства:
? Обычное право народов Северного Кавказа:
? Один из первых дагестанских исследователей обычного права горцев:
? Авторитетный русский исследователь обычного права кавказских горцев, автор капитального труда «Закон и обычай на Кавказе»:
? Крупный общественный и государственный деятель, журналист и врач, депутат IV Государственной Думы от Дагестанской области и Закатальского округа, представитель буржуазно-демократического направления в общественной мысли Дагестана нач. ХХ в.
? Общественный и политический деятель Дагестана, депутат III Государственной Думы (1907-1912 гг.), который отстаивал принцип свободы совести как «право человека распоряжаться своим внутренним, духовным миром»:
? Известный политический деятель, который попытался использовать ислам для обоснования необходимости создания в Дагестане имамата и провозглашения его имамом:
? Влиятельный и авторитетный религиозный деятель, который выступал за ликвидацию социального гнета и установление социальной справедливости и равенства:
? В Дагестане в нач. ХХ в. (наиболее подходящий вариант):
! получило распространение светское просветительство;
! получило распространение религиозное просветительство;
!+ получило распространение как светское так и религиозное просветительство;
! просветительские идеи не были представлены в общественно-политической мысли.
? Присоединение Дагестана к России (1813 г.) и падение имамата (1859) (подходящий вариант):
!+ создали благоприятные условия для распространения светской культуры, русско-европейской философской и общественно-политической мысли;
!+ способствовали избавлению Дагестана от междоусобицы и разорительных вторжений России и Турции;
! лишили Дагестан как государство независимости, самостоятельности и суверенитета.
? Начало тарикатскому мюридизму в Дагестане было положено:
? Представители марксистского течения в Дагестане:
? Дагестанский мыслитель, автор 4-х томной рукописи «Драгоценность морей» на арабском языке, где излагается история естественных наук, в частности астрономии и астрономической географии с древнейших времен до нач. ХХ в.:
? Передовая местная арабо-мусульманская философская мысль в Дагестане в ХVIII – ХIХ вв. развивалась преимущественно в форме:
!+ пантеизма, деизма и теории «двойственной истины»;
! диалектического и исторического материализма;
? Один из первых русских исследователей адатов народов Дагестана, автор труда «Адаты Дагестанской области и Закатальского округа»:
Читайте также: