В средневековой руси философские идеи находили свое выражение прежде всего

Обновлено: 04.11.2024

? По мнению ученых, российской цивилизации свойственны следующие особенности:

! на её формирование большое влияние оказала Византия, в том числе в связи с принятием христианства;

! в истории России постоянно происходил процесс расширения географического пространства, освоения новых земель;

! государство играло важную роль в развитии общества;

!+ все перечисленное выше.

? Характерные черты самобытной русской философии:

! осмысление объективной реальности;

!+ критическое осмысление Российской действительности;

! верны все определения.

? В основе философии славянофилов находится идея:

! поклонения всему западному;

!+ любви к славянской нации;

!+ самобытности развития России;

! неизбежности развития России по западному пути.

? К западникам относятся:

? Первый критик славянофильства в России:

? Основные проблемы, рассматриваемые в философии П.Я.Чаадаева:

! тема власти и государства;

? Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют:

! общинный образ жизни;

? Кто из русских философов утверждал, что «свобода первичнее бытия»?

? Кто является представителем славянофильства?

? Какие духовные факторы повлияли на становление и развитие русской философии?

? В чем назначение человека, согласно Н.Бердяеву?

! в спасении души;

? Самым радикальным по своим социальным взглядам из русских просветителей ХVIII в. был:

? Выдающимся достижением М.В.Ломоносова является:

!+ доказательство неуничтожимости материи и движения;

! создание клеточной теории;

! открытие электромагнитного поля;

? Во взглядах на общество русские просветители придерживались:

!+теории естественного права и договорного происхождения государства;

! идеи божественного происхождения государства.

?Философская мысль в России начинает зарождаться благодаря:

! реформаторской деятельности Петра I;

! русской классической литературы;

! воссоединению с Украиной.

? Автором книги «Путешествие из Петербурга в Москву» является:

? А.Радищев придерживался концепции:

? Автором «Философического письма» является:

? А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, К.С.Аксаков были:

? Русский мыслитель, представитель революционного демократизма, автор книги «Антропологический принцип в философии»:

? «Жизнь только в движении, в покое – смерть» - так писал русский революционный демократ, литературный критик и философ:

? Автор труда «Письма об изучении природы» - одного из наиболее глубоких философских произведений первой пол. ХIХ в.:

? Представитель русских революционных демократов, который определял болезнь как нарушение правильного отношения между частицами, входящими в состав нашего организма:

? В 1853 г. он организовал в Лондоне «Вольную русскую типографию»:

? В трактате «О значении авторитета в воспитании» он высказал мысль, что воспитание и обучение должно строиться на основе знания естественных наук:

? Философской основой идеологии революционного демократизма является:

!+ антропологический материализм с элементами диалектики;

! субъективный идеализм Беркли;

! учение Канта об антиномиях.

? «Искусство для искусства» мысль такая же странная в наше время, как «богатство для богатства», «наука для науки» и т.д. Все человеческие дела должны служить на пользу человека. Этой позиции придерживался:

? Ф.Достоевский был представителем:

? Мысль о трагической абсурдности человеческого существования была центральной идеей философии:

? Работы «Философия свободы» и «Смысл творчества» стали определяющими в духовном выборе русского философа:

? Принцип всеединства, согласно Соловьеву, - должен:

!+ поднять философию над противоположностью рационализма и иррационализма;

! объединить людей независимо от их социальных и имущественных различий;

! объединить человечество на основе единой религии;

? Основоположник материалистической психологии в России, «отец русской физиологии»:

? Метод условных рефлексов позволил ему открыть основные законы и механизмы деятельности человеческого мозга:

? Считая диалектику Гегеля важнейшим приобретением философской науки, они критиковали немецкого философа за консервативные выводы, которые делал Гегель из своей диалектики:

? Центральным в учении Соловьева является идея:

? Русский философ, который разрабатывал проблемы эстетики, исходя из концепции Царства Божьего:

? Какая общественная система представлялась С.Н.Булгакову идеальным?

? Понятие «симфонической личности» дается в философии:

? Представитель религиозного иррационализма в России, согласно которому: «От всякой попытки прикоснуться щупальцами разума к вере – вера гибнет. Она может жить лишь в атмосфере безумия»?

? Понятию «соборности» в русской религиозной философии ХIХ в. соответствует ее понимание как:

! зримого соединения людей в каком-либо месте, как условия организационного единства;

!+ духовной общности, проявляющейся во всех сферах жизнедеятельности человека в церкви, в семье, в обществе;

!+ гармонического сочетания индивидуальной религиозности с церковной организацией;

!+ как безусловного результата духовных исканий людей.

? По своим философским воззрениям ближе к экзистенциализму были:

? Религиозно-философская идея всеединства была выдвинута русской мыслью в противовес претензиям заменить философию узкоопытным, эмпирическим знанием, которые предпринимались в рамках:

? Н.Бердяев ставит личность:

!+ выше общества, нации, государства;

! на один уровень с государством, обществом, нацией;

! на один уровень с нацией, обществом и выше, чем государство;

! в подчиненное положение социальным общностям и институтам.

? Бытие Бога, согласно Бердяеву, постигается человеком:

!+ через личный духовный опыт;

! изучением священного писания.

? По Бердяеву, Бог всевластен над сотворенным им миром, но не имеет власти над:

? Представитель русского революционного демократизма, который с позиции материального единства мира развивает положение о связи между неорганической и органической природой, между человеком и животным миром, между различными системами и функциями организма:

? Русский мыслитель ХIХ в., который обосновывал и интерпретировал диалектику Гегеля как инструмент познания и революционного преобразования мира («алгебра революции»):

? В области этики Н.Г.Чернышевский был сторонником:

!+ теории разумного эгоизма;

? «По своей структуре цельное знание есть органическое единство, синтез теологии, философии и опытной науки». Это положение характеризует философские взгляды:

? В средневековой Руси философские идеи находили свое выражение прежде всего в:

? Знакомство Руси с философским наследием античности происходило через духовный опыт:

? Представители русского космизма:

?«Учение о Богочеловечестве» принадлежит:

? «Объективная направленность развития живого не может прекратить свое действие на человеке в ныне существующей, еще далеко не совершенной природе: за сознанием и жизнью в нынешней форме неизбежно должны следовать «сверхзнание» и «сверхжизнь». – Эта идея характерна для:

? Понятие соборности является ключевым для:

! народников и славянофилов.

? Кому из русских революционных демократов принадлежит утверждение: «Философия без естествознания так же невозможна, как естествознание без философии:

? Правильными являются положения:

!+ и славянофилы и западники были против революционного преобразования общества;

! и те и другие выступали за революционное преобразование общества;

! западники были за революционные методы, а славянофилы – против;

!+ славянофилы отстаивали самобытность России.

? Основоположником русской христианской философии как самобытного целостного направления мысли является:

? Учение о «цельном знании» является одной из фундаментальных идей:

? Русский философ, согласно которому эволюция природы проходит пять «ступеней-царств»: минералов, растительное, животное, человеческое, Божье?

? Представитель русской революционной демократии, автор высказывания: «… в словах «Бог» и «религия» вижу тьму, мрак, цепи, кнут»:

? Вернадский является представителем:

! русской революционной демократии;

? Автором психофизиологического и философского трактата «Рефлексы головного мозга» является:

? Представители какого течения русской мысли настаивали на необходимости разработки собственной, самобытной, из русской жизни возрастающей философии:

? Согласно В.Белинскому: «Русский народ по натуре глубоко»:

? На развитие философской мысли в послепетровской России (ХVIII) решающее влияние оказали идеи эпохи:

? В.Н.Татищев и М.М.Щербатов:

!+ русские историки, в творчестве которых нашли отражение определенные философские взгляды;

! представители русского духовенства, которые выдвинули оригинальную этическую концепцию;

! русские естествоиспытатели 18 в.

? Русский мыслитель 18 в., который в своем трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» признает неразрывность природного и духовного начал в человеке, единство души и тела:

? Русский романтизм I пол. ХIХ в. испытал сильное влияние философии:

? Писатель, крупный представитель русского романтизма, в круг интересов которого входили: философия, педагогика, теория музыки, просветительская деятельность:

? Философские взгляды А.Хомякова были тесно связаны с его:

? Возникновение философской мысли в Дагестане связано с:

! присоединением к России;

! влиянием Турции и Ирана.

? В Дагестане идеи реформации и джадидизма наиболее последовательно пропагандировали:

! Дамадан из Мегеба;

! Мухаммад из Кудутля;

? Распространение ислама в Дагестане происходило:

! быстро и безболезненно;

!+ противоречиво и долго;

!+ с применением насилия и в результате миссионерской деятельности.

? Главным методом распространения ислама после IХ в. становятся:

! завоевательные походы арабов;

! завоевательные походы дополнялись миссионерской деятельностью.

? О том, что уже в ХI в. в Дагестане знали о классической арабо-мусульманской философии свидетельствует рукопись:

? Ад-Дербенди разделяет взгляды:

? Ад-Дербенди, как и Ашари, полагал, что человек нуждается в суждениях разума только тогда, когда они согласуются с:

? Один из основоположников научно-философской школы в Дагестане М.Кудутлинский выступил последователем:

? Особенностью мировоззрения Кудутлинского заключалась в:

? М.Кудутлинский:

!+ отвергал учение о божественном предопределении;

! отстаивал идею божественного предопределения;

! не обращался к такой проблеме.

? В ХVII-ХIХ вв. в Дагестане наблюдается:

! упадок арабо-мусульманских культурных традиций;

!+ ренессанс (возрождение) арабо-мусульманской традиции;

! распространение традиции русской культуры.

? Дамадан из Мегеба - последователь:

? Дамадан из Мегеба в своих медицинских справочниках использует трактаты:

? Дагестанские философы, как и аль-Фараби, называли первой философией:

? Дагестанский мыслитель, автор труда «Лики ислама»:

? По таким вопросам как: обучение Корану, о соотношении предопределения и свободы воли, роли разума и откровения в познании…, М.Кудутлинский стоял на позиции:

? Как последовательный просветитель, он не только теоретически обосновывал необходимость овладения знаниями, но и основал одно из первых в Дагестане сельских учебных заведений светского типа:

? Дагестанский просветитель, один из активных инициаторов создания новометодных школ:

? «Шариат подобен пароходу, тарикат - морю, хакикат – драгоценностям в мире. Кто хочет приобрести драгоценности, тот должен сесть на пароход и искать их в море». – Так образно характеризует путь нравственного совершенствования в своей работе «Путь спасения» дагестанский просветитель:

? Значительную роль в распространении просветительских идей в Дагестане сыграла «Газета Дагестана» («Джаридату Дагестан»), редактором которой был:

? Мыслитель, которого особо почитали в Дагестане, где известны были почти все его произведения, в частности: «Оживление религиозных наук», «Драгоценности и жемчужины Корана», «Путь поклоняющихся»:

? Он впервые в истории Дагестана предпринял попытку систематизации материала по общественно-политической мысли народов Дагестана:

? Автор работы «Асари Дагестан»:

? Дайте характеристику философским воззрениям Г.Алкадари по следующему его высказыванию: «Бога нет нигде, и нет места, где бы не находился он»:

? Этот мыслитель, выходец из Дагестана, считался одним из лучших знатоков мусульманского права не только в России, но и в Европе:

! Дамадан из Мегеба.

? В вопросе свободы воли и предопределения, Гасан Алкадари придерживался позиции:

? Алкадари признает материалистический подход верным при объяснении:

? Г.Алкадари отстаивал и пропагандировал:

! геоцентрическую модель мира;

!+ гелиоцентрическую модель мира;

! не ставил и не решал эту проблему;

? Благодаря энциклопедическим познаниям за этим мыслителем закрепился титул «море наук»:

? Первый этап творческого наследия А.Каяева характеризуется преобладанием в его творчестве:

? Философский трактат А.Каяева, где разработаны вопросы бытия и познания:

!+ Диалог материалиста и идеалиста;

? Автор работы «Мюридизм и Шамиль»:

? В своих статьях и публикациях А.Каяев активно выступал против:

? Наиболее распространенным в Дагестане является тарикат:

? А.Каяев, одним из первых на Северном Кавказе, приступает к практической реализации методов обучения, основанных на идеях:

? Автор работы «Путь ислама», где анализируется место ислама в истории человеческой культуры, подчеркивается непреходящее значение его морально-этических и юридических основ:

? Дагестанский просветитель, который в ряде своих публикаций в газете «Заря Дагестана» отстаивал идеи всемирного братства:

? Обычное право народов Северного Кавказа:

? Один из первых дагестанских исследователей обычного права горцев:

? Авторитетный русский исследователь обычного права кавказских горцев, автор капитального труда «Закон и обычай на Кавказе»:

? Крупный общественный и государственный деятель, журналист и врач, депутат IV Государственной Думы от Дагестанской области и Закатальского округа, представитель буржуазно-демократического направления в общественной мысли Дагестана нач. ХХ в.

? Общественный и политический деятель Дагестана, депутат III Государственной Думы (1907-1912 гг.), который отстаивал принцип свободы совести как «право человека распоряжаться своим внутренним, духовным миром»:

? Известный политический деятель, который попытался использовать ислам для обоснования необходимости создания в Дагестане имамата и провозглашения его имамом:

? Влиятельный и авторитетный религиозный деятель, который выступал за ликвидацию социального гнета и установление социальной справедливости и равенства:

? В Дагестане в нач. ХХ в. (наиболее подходящий вариант):

! получило распространение светское просветительство;

! получило распространение религиозное просветительство;

!+ получило распространение как светское так и религиозное просветительство;

! просветительские идеи не были представлены в общественно-политической мысли.

? Присоединение Дагестана к России (1813 г.) и падение имамата (1859) (подходящий вариант):

!+ создали благоприятные условия для распространения светской культуры, русско-европейской философской и общественно-политической мысли;

!+ способствовали избавлению Дагестана от междоусобицы и разорительных вторжений России и Турции;

! лишили Дагестан как государство независимости, самостоятельности и суверенитета.

? Начало тарикатскому мюридизму в Дагестане было положено:

? Представители марксистского течения в Дагестане:

? Дагестанский мыслитель, автор 4-х томной рукописи «Драгоценность морей» на арабском языке, где излагается история естественных наук, в частности астрономии и астрономической географии с древнейших времен до нач. ХХ в.:

? Передовая местная арабо-мусульманская философская мысль в Дагестане в ХVIII – ХIХ вв. развивалась преимущественно в форме:

!+ пантеизма, деизма и теории «двойственной истины»;

! диалектического и исторического материализма;

? Один из первых русских исследователей адатов народов Дагестана, автор труда «Адаты Дагестанской области и Закатальского округа»:

Читайте также: