Объясни высказывание семья первый трудовой коллектив
Обновлено: 22.12.2024
Урок «Семья – первый трудовой коллектив» разработан по материалам УМК курса ОДКНР 5 класса под редакцией Н. Ф. Виноградовой. Он входит в раздел «Нравственные ценности российского народа. Содержание материала направлено на формирование основ духовно -нравственного отношения к ценности семьи как трудового коллектива. Сюжет урока связан с использованием краеведческого материала музея школы, экспозиции «Развитие льноводства в Асмоловском крае».
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, соблюдением этапов урока открытия новых знаний. Экскурсия в музей, работа в группах, в рубриках «Обсудим вместе», «Сделаем вывод» способствуют развитию познавательного интереса обучающихся. Использование аудиозаписи книги К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» направлено на формирование нравственного отношения к процессу трудового воспитания в крестьянской семье. Создаются условия для формирования представления о семье как трудовом коллективе, в котором основой взаимоотношений является общие интересы, потребности и идеи, основанные на любви и взаимопонимании. Приемы работы с пословицами и поговорками побуждают детей к участию в диалоге, способствуют развитию коммуникативных навыков в ситуациях личного выбора.
На уроке формируются понятия:
Трудовой коллектив, «мужские обязанности», «женские обязанности».
Цель и задачи урока:
Цель: создать условия для осознания значимости семейного коллектива в формировании навыков труда.
Ориентированные на достижение:
личностных результатов ;
Развивать осознанное понимание значения совместного труда в жизни семьи ;
Воспитывать отношение к труду, как проявлению заботы и внимания в семье;
Осознавать значение культуры труда в истории нашего народа.
Метапредметных результатов:
Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы;
Формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, уважая чужое мнение.
Развивать умение действовать сообразно трудовым традициям, с учетом исторического опыта нашего народа.
Предметных результатов:
Раскрыть сущность понятий «трудовой коллектив», «семейные обязанности».
Развивать познавательный интерес к изучению трудовых традиций крестьянского труда; потребностей, интересов, идей крепкой, благополучной семьи; истории народного костюма;
Место проведения:
Школьный кабинет, историко – краеведческий музей школы.
Материально – техническое обеспечение:
Оборудование для просмотра панорамы аудиокниги;
Экспозиции музея: русский костюм, стенд работа с льном, материал и оборудование для производства льняной ткани в домашних условиях.
Описание применяемых педагогических методик и краткое их обоснование их применения: В ходе урока задается проблемный вопрос, ответ на который ребята получают из материала книги К. Паустовского «Как рубашка в поле выросла»; знакомства с особенностями организации процесса крестьянского труда в семье. Содержание урока разделено на три этапа:
Ориентировочно – мотивационный этап
Операционно – исполнительский этап
Рефлексивно – оценочный этап
Домашнее задание на следующий урок.
Конспект урока:
Ориентировочно – мотивационный этап
Дадим друг другу руку –
Поднимем настроение себе и другу!»
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с нравственными традициями российского народа. Вспоминаем вместе: какую тему изучали на прошлом уроке?
Сегодня мы продолжим знакомство с духовными ценностями семьи.
Чтобы определить тему урока, предлагаю обратить внимание на этот костюм.
В такие костюмы одевались русские женщины – крестьянки. Как вы думаете, где они их приобретали?
- Изготавливали своими руками.
- Кто именно участвовал в этом труде?
Из какого материала изготовлен костюм?
- Как его получали?
- Выращивали в поле.
Учитель демонстрирует растение льна и обращает внимание на качества ткани, и особенности её отделки, полученной из этого растения.
- Где можно было обучиться тонкостям работы по изготовлению костюма?
Какими качествами должны были обладать члены семьи, чтобы из такого грубого серого непривлекательного на вид растения получить одежду «И на пир, и в мир, и в добрые люди»?
Формулируется тема урока «Семья – трудовой коллектив», записывается на доске, в тетрадях.
Крестьянские семьи были многочисленны, многодетны, включали родителей, бабушек, дедушек. Крестьяне самостоятельно обеспечивали себя всем необходимым (продуктами питания, одеждой, обувью, предметами быта). Необходимо было учитывать потребности и интересы каждого. Рождались идеи, проверялись временем, становились традициями семьи. Основой традиций было соблюдение баланса, уравнивающего всех и в то же время дающего возможность развиваться каждому. Каждому - быть творцом отношений в счастливой и благополучной семье. Сегодня нам предстоит найти «ключики» к открытию баланса отношений в семье.
Где можно найти ответ на эти вопросы. Ребята предлагают различные варианты. Мы останавливаемся на таких источниках как учебник ОДКНР, школьный краеведческий музей и художественная литература.
2. Операционно – исполнительский этап
- Ребята, сейчас мы прослушаем аудиокнигу, в которой девочка Таня расскажет о том, как «рубашка в поле выросла».
- Как вы думаете, о чем эта история? Может действительно рубашка вырасти в поле?
- Кто же может её вырастить?
Акцент на недостаточности информации.
Учитель делит класс на две группы, каждой дается задание выяснить, можно ли семью Тани назвать трудовым коллективом?
- Как мы это определим? По каким признакам?
- Все члены семьи заинтересованы в получении общего результата. Их объединяют общие идеи, потребности и интересы.
Ребята, встретились ли вам незнакомые слова?
Это устаревшие слова, их значение знать важно, чтобы выполнить задание. На экране демонстрируются слова. Кто из вас знает их значение?
Предлагается возможность прослушать в музее небольшую экскурсию, из которой мы узнаем о значении незнакомых слов. Экскурсовод описывает процесс обработки льна с акцентом на устаревшие слова.
Ребята мы узнали, как « рубашка в поле выросла».
- Кто помогал ей расти?
- Все члены семьи.
- Можно ли эту семью назвать трудовым коллективом?
Заполните таблицу и сделайте вывод можно ли семью назвать трудовым коллективом?
Раздаются таблички со словами и рабочая таблица каждой команде.
Каждая группа заполняет таблицу №1(приложение №1) и делает вывод.
Заполненная таблица выглядит , примерно, так:
Боронование почвы, чтобы засыпать семена льна.
Прополка поля от сорняков.
Выдергивание растений из почвы.
Обрезание головок - коробочек с семенами.
Вымачивание тресты в воде
Работа на мялке для удаления твердой части стебля растения.
Вытрёпывание мелких частей стебля ( костры)
Прядение нити в длинную пряжу
Работа на ткацком стане
Стирка, отбеливание ткани
Пошив одежды, вышивание
Назовите потребности, которые объединяли семью Тани .
- сшить рубашки к празднику Рождества.
Какие интересы возникали на протяжении работы у членов семьи?
- сделать работу быстро, качественно, чтобы потом не переделывать; рубашки должны быть красивыми, прочными, нежными….
-нить для прядения должна быть тонкой, очищенной от костицы;
- головки должны быть отделены от тресты вовремя, без потерь, чтобы собрать больше масла для семьи……
Для того, чтобы все это сделать возникали идеи. Если семья была дружной, люди уважали и любили друг друга идеи помогали добиться успеха в общих делах.
Давайте представим другую ситуацию. В крестьянской семье появился человек с окрыленный идеей в летний период заняться …….Какие интересы у него могут появиться по отношению к работе в поле?
- сделать работу побыстрее, не задумываясь о последствиях.
Учитель обращает внимание на причинно – следственные связи на всех этапах работы. Плохо вспахали землю, плохо пропололи…. Не получили хорошей ткани вовремя.
- Какой будет рубашка.
- Исчезнут ли у него потребности в одежде, в пище?
- Совпадут ли его идеи с идеями других членов семьи?
Чего не хватает для того, чтобы идеи, потребности и интересы совпадали?
Слово ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ключик №1 баланса отношений в семье.( Слово записывается на доске).
Работа с поговорками:
-Ребята, объясните, пожалуйста, смысл поговорок «За ленок держись – обеспечишь жизнь».
- Из льна изготавливают ткань, масло, необходимые в крестьянской семье.
- «Детки леноваты – родители виноваты» .
- Долг родителей воспитывать детей.
- Можно ли утверждать, что труд - средство воспитания ?
- Какое качество необходимо развивать, чтобы «обеспечить жизнь» выполняя обязанности по хозяйству и не создать условий развития лени у детей?
- ТРУДОЛЮБИЕ
Работа с учебником по заданию. (Стр 70 учебника).
В нем идет речь о разделении труда в крестьянской семье на «мужской» и «женский» (Слайд)
Мужчине доставалась самая тяжелая работа в доме, которую женщина не могла выполнять (постройка и ремонт жилища, заготовка дров, столярные работы).
Женщины заботились о детях, выполняли домашние обязанности, уход за скотом, сбор грибов, ягод …
«Обсудим вместе»
Вопрос учителя: Как вы думаете, ребята, должно ли в настоящее время существовать разделение труда на «мужской» и «женский»?
В процессе обсуждения акцент ставится на то, что в жестком разделении труда, как раньше в крестьянской семье, нет необходимости. Появилось много средств, с помощь которых можно облегчить физический труд, организовать быт, уход за детьми. Однако роль мужчины – добытчика, женщины – устроительницы домашнего очага остается.
Закрепление понятия:
Разделить обязанности на «мужские» и «женские»
Работа в огороде,
Ребята предлагают свои версии решения задания.
Делаем вывод:
При разделении обязанностей необходимо учитывать ПОТРЕБНОСТИ, ИНТЕРЕСЫ и ИДЕИ каждого члена семьи. Важно говорить о своих чувствах, ожиданиях, нуждах, прислушиваться к мнению других.
- Какое качество необходимо членам семьи, чтобы найти баланс отношений в данной ситуации?
- Важно СОГЛАСИЕ - ключик №2 секрета баланса отношений в семье.(Записывается на доске).
Ребята, предлагаю вам прослушать стихотворение без последних строк. Подумайте, пожалуйста, как можно его закончить.
Веселая работа
Папа для мамы сажает цветок.
Мама для бабушки вяжет платок.
Бабушка гладит Катины платья.
Катя стирает панамки для братьев.
Братья для всех мастерят самолет.
Весело в доме работа идет.
А почему? Это дело понятное:
Весело делать.
Друг другу приятное . Б. Белова. (Выделенное не произносим при чтении).
Слайд
Какой ключик баланса отношений спрятан в этом стихотворении?
Ответ: ЗАБОТА друг о друге (запись на доске)
3.Рефлексивно – оценочный этап
Ребята, в процессе нашей работы были названы три ключика, необходимые для открытия секрета баланса отношений в семье.
Забота друг о друге.
С помощью какого прибора можно измерить баланс?
- С помощью весов.
На доске рисуются две чаши весов.
Как вы думаете, могут ли прийти к согласию члены семьи, не признающие потребности, интересы друг друга?
Как вы думаете, что необходимо предпринимать постоянно, чтобы поддерживать баланс весов?
- Трудиться! Налаживать отношения.
Где мы получаем первый опыт налаживания взаимоотношений с окружающими людьми?
Можем ли мы назвать вашу семью первым трудовым коллективом для вас? Почему?
Ребята, а у вас есть какие – либо обязанности, которые вы выполняете в семье?
Домашнее задание: Мальчикам: Описать мужские обязанности, девочкам – женские.
Слайд
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Таблица для заполнения
На листочках – карточках записываются слова:
Для первого столбца
Боронование почвы, чтобы засыпать семена льна.
Прополка поля от сорняков.
Выдергивание растений из почвы.
Обрезание головок - коробочек с семенами.
Вымачивание тресты в воде
Работа на мялке для удаления твердой части стебля растения.
Вытрёпывание мелких частей стебля ( костры)
Прядение нити в длинную пряжу
Работа на ткацком стане
Стирка, отбеливание ткани
Для первого столбца
( Число карточек предлагается с избытком)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Презентация к уроку.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Описание процесса обработки льна крестьянами в домашних условиях
Убирали лен, вытаскивая его из земли с корнями – «рвали».
Следующая операция заключалась в отделении семенных коробочек, «колоколок», от стеблей с помощью гребня. Гребень делался из толстой доски с деревянными (позднее — металлическими) зубьями на торце и закреплялся в массивной плахе, служащей основанием.
Обработка льна на волокно
Процесс обработки льна от уборки до получения готового волокна складывался из следующих этапов: мочение, расстилание, досушка в овинах, мятье, трепание и чесание. Все виды работ выполнялись женщинами.
Хорошо высушенный лен у льноводов России назывался «льняной трестой».
Чтобы отделить древесину от волокон, льняную тресту мяли мялками разного вида и назначения. Их делали в своем же хозяйстве, или, что было реже, приобретали у кустарей.
Мяли лен в холодное осеннее время, когда на улице уже мог лежать снег. Работать было холодно, и на руки одевали рукавицы. Для того чтобы отделить от волокна остатки костицы и добиться надлежащего разделения волокон, сразу же после мятья лен трепали.
После мятья и трепанья оставались отходы из костицы и обрывков волокна -»отрепья». Отрепья (пакля) использовались для свивания жгутов, которыми перевязывали лен, для витья грубых веревок, для конопатки бревенчатых строений. Иногда паклю очищали от костицы, протирая ее в решетах или подбрасывая вверх и ударяя палочками.
Чесание льна доверялось только самым опытным работницам: «Щетью чешет всегда сама мать». Чесали лен дома). Горсть льна клали на колени и, придерживая и поворачивая ее левой рукой, правой расчесывали щеткой
То, что оставалось в руке работницы после многочисленных вычесываний, называлось уважительным словом «лен». Нити, спряденные изо льна, шли на основу ткани, а для особо тонких полотен — и на основу, и на уток.
На этом процесс обработки льна для получения волокна завершался. Лен связывали в связки определенного размера, по которым велся счет при использовании в хозяйстве или при продаже.
Читайте также: