Культура на селе высказывания
Обновлено: 22.12.2024
Педагогическое взаимодействие социально – культурных сфер села, как фактор, влияющий на сохранение и развитие традиционной культуры.
Российская провинция – всегда являлась образцом великой культуры и высокой духовности. Культура неотъемлемая часть человеческой жизни.
Изучая различные исторические традиции, сложившиеся в определенной сельской местности, - мы открываем для себя человеческие миры, в которых люди жили и продолжают жить, стараясь сохранить и преумножить, те культурные традиции, которые оставлены нам предками.
Поскольку, каждое поколение воспроизводит культурное наследие и передает его следующему поколению. Моральный, культурный и интеллектуальный потенциал – главное достояние сельского жителя.
Историко-культурные исследования монографических работ, показали проблемы развития современной культуры, и отражены в ряде исследовательских работ.
К таким работам относится, исследование Борзовой Е.П. В своей книге автор отмечает, что культура 90-х гг. отличается наметившейся тенденцией дать новую концепцию человека и мира. Её ключевая проблема связана с самосознанием личности в её отношениях с миром природы и миром людей.
Главным достоянием культуры конца 90-х гг. является возможность развивать целостную, российскую культуру в свободной для творчества стране.
Состояние отечественной культуры на исходе XX столетия даёт, Скворцова Е.И. Автор анализирует, как отразились общемировые тенденции на культурном развитии Отечества в годы постперестройки, указывает на достижения в сфере кинематографии, живописи, литературы, архитектуры и искусства.
Философские основы моделирования культурных проектов, широко рассматривает Жаркова А. А. отмечая, что «моделирование выступает не только как важное средство познания, но и как сторона объективного критерия истинности нашего знания о мире» .
Проблема сохранения и развития культурных традиций в сельской местности, ее материальных и духовных ценностей остается актуальной и в наши дни.
Задача молодого поколения не только беречь эти традиции, но и способствовать их развитию, делать достойной частицей всей великой многонациональной российской культуры.
В книге Д. С. Лихачева, «Письма о добром и прекрасном» есть простые и понятные слова, обращенные ко всем нам: «…Если вы возьмете всю нашу страну, вы удивитесь разнообразию и своеобразию городов и хранящейся в них культуры: в музеях и частных собраниях, да и просто на улицах, ведь почти каждый старый дом — драгоценность. <…> В стране существует единство народа, природы и культуры.
Сохранить разнообразие наших городов и сел, сохранить в них историческую память, их общее национально-историческое своеобразие — одна из важнейших задач…» .
В Большой Советской Энциклопедии понятие «традиция» от латинского языка переводится как передача, предание и означает: . Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок и нормы поведения.
У каждого народа, складываются традиции, которые связанны с историческими условиями существования того или иного общественного коллектива. Педагогическое значение традиции - воспитание достойных членов нашего общества, передача исторически установленных, норм поведения, ценностей, обычаев и ритуалов.
Например, в Липецкой области издревле сложилась традиция отмечать такие праздники, как «День урожая», «Масленица», «Пасха» и т.д. Но, к сожалению, эти праздники отмечаются все реже и реже. Молодежь, не только отказывается принимать участие в организации праздников, но и считает их несовременными, неактуальными в настоящее время.
Однако проведенный нами опрос в селах «Карамышево», «Большая Поляна», «Каменка» расположенных в Липецкой области, показал, что 80% респондентов в возрасте от 15 до 35 лет, хотят принимать участие в организации и проведении праздников, если будут внесены изменения, которые отвечают современным потребностям социально-культурного развития молодежи. «Анализ подтверждает, что посетители учреждений культуры, отдают предпочтение личностным целям, которые были, прежде всего, важны и интересны аудитории» .
Задача педагогов, руководителей местных администраций, Домов культуры, клубов, не только сохранить традиции оставленные нам предками, но и внедрять новые инновационные методы проведения и организации досуга молодежи в сельской местности.
Таким решением может стать тесное сотрудничество и взаимодействие учреждений культуры с учреждениями образования, местных администраций, Церкви.
Еще одним решение проблемы, может быть создание интегрированных учреждений культуры - клуб-библиотека, дома ремесел, культурно-спортивные или досуговые центры.
В Липецкой обл. поселке «Карамышево» во время проводимого нами научного эксперимента «История и культура родного края», были объединены: школа, областная администрация, Церковь, родители.
Результаты эксперимента показали что, осуществление в современных условиях консолидации общества на основах народной культуры, приобщение к ценностям традиционной народной культуры в Липецкой области, возможно лишь при тесном сотрудничестве и взаимодействии учреждений культуры с населением.
Социально - культурное развитие современного села, возможно, только если руководить социально-культурными объектам будут, образованные люди, способные эффективно работать в условиях рынка, предприимчивые и инициативные.
Подготовить такие кадры – одна из задач вузов культуры и искусств. Образование, наряду с сельскохозяйственным производством должно стать одним из первоочередных объектов инвестиций в ходе реализации программы социального - культурного развития села. Так же немаловажно стимулировать работников культуры материально.
Огромное значение имеют принимаемые региональные постановления. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 апреля 2009 г. № 383 О КОМПЕНСАЦИОННЫХ И СТИМУЛИРУЮЩИХ ВЫПЛАТАХ РАБОТНИКАМ РАЙОННЫХ ПРОЧИХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. Принятое главой администрации Усманского района Липецкой области, направлено на усиление материальной заинтересованности работников в повышении эффективности труда, улучшении качества оказываемых ими услуг.
В Липецкой области, не хватает специалистов, но дело не только в этом.
В сельских учреждениях культуры гораздо больше тех, кто не имеет высшего специального образования. Поэтому очень важно наладить систему подготовки и переподготовки кадров. Необходимо развивать инновационные, дистанционные формы обучения, включая Интернет. На сегодняшний день, в Липецкой области только 10 процентов, учреждений культуры, компьютеризованно. Не говоря уже о том, что многие учреждения культуры нефункционируют совсем.
В Липецкой области иногда на несколько сел, функционирует один Дом культуры.
Свыше 20 процентов зданий сельских учреждений культуры находится в аварийном состоянии. Очень остро стоит проблема с материально-техническим обеспечением, с кадрами, не говоря уж о зарплате работников культуры на селе которая продолжает оставаться очень низкой.
Необходимо отметить следующее: там, где сложились хорошие отношения руководителей учреждений культуры с главами районов, поселений, учреждения культуры, как правило, работают эффективно. Наблюдается взаимодействие при решении насущных проблем в интересах людей.
Академик Лихачев отмечал: «Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других или просто надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются специальные государственные и общественные организации и “это их дело”, не наше. <…> Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет».
На селе именно учреждения культуры могут стать, одним из основных средств социализации нашей молодежи. На муниципальном, сельском уровне в большей степени востребована социальная модель культуры.
«Развитие личности непосредственно связано с преодолением ряда отрицательных явлений в быту, в организации медицинского обслуживания, торговли и других форм бытовых услуг населению» .
Немаловажным фактором социально-культурного развития молодежи в сельской местности, может быть инициатива «снизу», которая в комплексе с профессиональным руководством, может произвести не только социальный, но и экономический эффект.
Гипотетически цель взаимодействия всех социально-культурных объектов на селе, состоит в том, чтобы максимально приблизить культурные объекты, услуги культуры к населению.
Все должно выглядеть следующим образом: жители отдельного села, совместно с администрацией решают вопросы организации своей культурной жизни. Они сами, организуют досуг, принимают активное участие в организации мероприятий, внедряют новые инновационные проекты, такие как: мюзиклы, «кустовые» студии под руководством главных специалистов, кружков, объединений. Это может являться, своего рода возрождением и преумножением, традиций жизнеустройства русского села.
Это позволит, создать условия для индивидуального пути развития каждого молодого человека, самореализации личности. «Развернуть одни учреждения можно при сравнительно малых капитальных затрат, либо вовсе без них…» .
В силу недостаточности материальной базы, учреждения не в состоянии в полной мере удовлетворить дополнительные образовательно-культурные потребности современной молодежи, это, несомненно обусловливает необходимость их взаимодействия друг с другом.
На необходимость взаимодействия сельской школы с культурными учреждениями и организациями в сельском социуме указывали еще классики отечественной педагогической мысли Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий и др.
Исторически обусловленная социокультурная близость сельского учительства к сельской среде, его сопричастность общественным потребностям, являются мощным фактором превращения школы в активную, деятельную силу села, способную наиболее эффективно воздействовать на позицию сельских жителей.
Зачастую, школа в сельской местности является, не только образовательным учреждением, но и единственным объектом, где есть спортзал. Необходимо расширять сеть спортивных учреждений в сельской местности. Немаловажную роль играют постановления районных администраций. Например, ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ЛИПЕЦКА ОТ 30 СЕНТЯБРЯ 2009 Г. N 519 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ГОРОДЕ ЛИПЕЦКЕ НА 2010-2012 ГОДЫ" НАПРАВЛЕНО НА РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ СПОРТИВНЫХ ОБЪЕКТОВ В РЕГИОНЕ.
Воспитательный потенциал сельской школы, исторически обусловлен, близостью сельского преподавателя к быту школьника. Иногда именно школа, является единственным, образовательным и социокультурным институтом села.
Опрос жителей села «Староюрьево» расположенного в Тамбовской области, показал, что школа является объектом, который обладает, наиболее высоким уровнем концентрации интеллекта и является наиболее значимым социально-культурным объектом села по реализации программ, и проектов социально-культурного и духовно-нравственного развития молодежи и школьников.
«В сельской местности, школа остается единственным культуроформирующим центром, преподаватели, родители, население сплачиваются вокруг нее, это превращает школу в наиболее авторитетную и действенную общественную силу на селе».
Современная социокультурная ситуация в сельской местности, требует взаимодействия социально-политических, социально-экономических, социально-культурных сфер общества.
Это взаимодействие, должно выражать, интересы народа и проявляться, как могучая созидательная сила.
Читайте также: