Камера мотор начали фраза

Обновлено: 21.11.2024

Для начала – в зависимости от сложности проекта съёмочная группа может быть от одного человека (например, авторы-документалисты, которые всё делают сами) до нескольких сотен и иметь непостоянный состав. Но о привлекаемых силах поговорим чуть ниже. Для начала возьмём условную среднестатистическую съёмочную группу (я опираюсь на опыт российского кино, однако радикальных отличий в других странах нет). Важно: актёры в состав съёмочной группы не входят.

Прежде всего стоит понимать, что непосредственно съёмочный процесс – лишь звено в цепи, находящееся между подготовительным и монтажно-тонировочным периодом. Стоит также упомянуть, что один из ключевых этапов подготовительного периода – составление графика съёмок. Этот график практически всегда строится под рабочий график актёров; таким образом, все департаменты съёмочной группы вне зависимости от сложности предстоящих им работ ждут решения лицедеев.

После утверждения графика актёров чаще всего начинается раскидывание сцен по объектам, условно:

Таким образом для удобства в списке группы иногда ещё выделяют продюсерскую.

В административную группу входит директор картины, выполняющий бОльшую часть организационной работы – переговоры по всем фронтам, координация внутри группы, финансовые вопросы. При необходимости он набирает себе заместителей, чтобы для скорости работать параллельно.

Более насущными и простыми вопросами занимается администратор. Куда поставить машины группы, как организовать питание и туалет, как оцепить площадку и многое другое. Администратору в помощь обычно требуются просто рабочие. Они устанавливают и переносят с места на место мобильный буфет, выносят мусор, стоят в оцеплении, по просьбе руководителей других цехов оказывают помощь в переноске различных вещей или монтаже/демонтаже спецоборудования.

К административной категории относят также водителей. В среднестатистической группе отдельные водители требуются для:

В режиссёрскую группу, очевидно, входит режиссёр или режиссёр-постановщик. В общем случае это человек, который работает с актёрами и сценарием. В работу других цехов они вникают только в случае возникновения непосредственных вопросов к происходящему в кадре:

Вернёмся к готовности цехов и организации. Здесь главный – второй режиссёр. Это такой боцман или дирижёр в мире кино. Он отвечает за огромное количество действий. Составляет КПП – календарно-постановочный план, согласно которому проходят съёмки; вызывной лист для группы на каждый день (каждому члену группы по копии); управляет актёрами массовых сцен (групповка, если несколько человек, или массовка, если десятки и более); контактирует на площадке с руководителями цехов, осведомляясь о готовности; руководит совместно с режиссёром очерёдностью снимаемых эпизодов, сцен и кадров и даже иногда решает, когда провести обед или закончить смену. В зависимости от уровня профессионализма может взять на себя сколько угодно организационной работы. Голос второго режиссёра чаще всех других звучит по групповой рации.

Где-то недалеко всегда находится ассистент по актёрам. Он находится в постоянном контакте с актёрами или их агентами, докладывает им об изменениях или второму режиссёру об изменениях у актёров, а также держит в курсе персональных водителей – откуда забрать, куда отвезти и т.д.

В режиссёрскую группу также входит режиссёр монтажа и прикреплённый к нему монтажёр, однако, они редко появляются на съёмочной площадке и терпеливо ждут отснятого материала в монтажной студии.

Существует сегмент специальных операторов с особыми умениями. Например, оператор стедикам – на тело оператора надевается специальный костюм со сложной амортизирующей системой для стабилизации камеры. Они привлекаются для сложных сцен, которые необходимо снять одним кадром. К примеру, погоня с бегом или длинный проход по различным помещениям. Легендарный Вадим Юсов совмещал съёмку со стедикама с операторским краном. Также бывают различные специалисты по съёмке на особые модели камер – подводные, портативные и другие.

К каждой камере непременно приставлен механик камеры. Он знает её как родную и не отходит ни на шаг, поскольку несёт за неё материальную ответственность. Всё техническое обслуживание, включая конечную постановку камеры на штатив перед съёмкой – его.

Что касается движения, то существуют специальные бригады, которые иногда приписываются на весь съёмочный период. Это:

Существуют многочисленные операторские приспособления для съёмки определённых кадров, их тоже обслуживает специальный человек. Например, карусель используется для кругового движения камеры вокруг одной точки (так часто снимают затяжные поцелуи) или штатив, закрепляемый на тело актёра (Когда актёр в кадре неподвижен, однако движется в пространстве).

Главный – художник-постановщик. Фактически он отвечает за всё, что мы видим в кадре, кроме актёров (если подразумевать, что свет находится вне кадра). После режиссёра-постановщика и оператора-постановщика это третий творец на площадке. На обсуждениях-читках сценария с ними он решает, в каких местах будет идти съёмка, как окружение будет отвечать творческому замыслу сценария. В ответе за всё, начиная от моделей телефонов героев и заканчивая строительством грандиозных декораций.

Обычно у худ-поста есть ассистент. Он берёт на себя рутинную волокиту по поиску и доставке материалов, закупкам, общению с администрацией группы (спроси, можно мы вон ту стену перекрасим?) и объектов (скажите, а можно мы вон ту стену покрасим?) на тему работы с интерьерами. Ведёт всю бухгалтерию.

Художник-декоратор. Правая рука худпоста по художественной части. Чаще всего работа с ним выглядит так:

Когда ассистент привозит материалы, то под руководством декоратора все художественно-декорационные работы выполняют постановщики. Это такие работяги, мастера на все руки, которые должны смочь сделать почти что угодно.

Грим и костюм хоть и относятся формально к художественной группе, но в нашем кино они обычно стоят особняком. По костюмам важные решения принимаются совместно с режиссёром, а не художником, а грим вообще наносится порой под честное слово.

Художник по костюмам продумывает концепцию и цветовую гамму, делает эскизы и пометки к сценарию, ездит по магазинам с закупками, как и ассистент художника ведёт бухгалтерию. В помощниках у него (чаще, конечно, неё) бывает от одного до нескольких костюмеров (также обычно женщины). Они под руководством художника по костюмам собирают, помечают и сортируют костюмы, готовят их перед предстоящими сменами, а также помогают актёрам в перевоплощении

Звук. Звукорежиссуру также ставят в отдельный творческий сегмент, но тесного контакта с творцами у него нет, поскольку на изображение запись звука никак не влияет и начинает играть важную роль только на стадии монтажа.

Звукорежиссёр. Его главная задача, как ни банально, записать звук. Все его творческие задачи опять же ждут его в монтажной студии, на площадке же он почти всё время несёт ответственность лишь за техническую составляющую. Все свои задачи на площадке он решает сам, особо ни с кем не советуясь, набирая к себе помощников.

Читайте также: