Как объясняется фраза слышать глазами произносить жестами с позиции неслышащего человека
Обновлено: 22.12.2024
Цель урока: формировать у детей представления об особенностях людей с нарушениями слуха и способах общения с ними.
- формировать представление о способах общения с помощью языка жестов;
- обучать этикету общения с людьми с инвалидностью по слуху;
- практическое овладение умением здороваться, представляться на языке жестов.
Тип урока: беседа.
Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, мастер-класс, игра.
Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, видеозапись (при необходимости) урока жестового языка.
Вводный этап – 10 минут.
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о тех людях, которые частично или полностью утратили возможность слышать мир вокруг них.
Человек может потерять слух частично или полностью в любом возрасте. Это может быть, как врожденный дефект, так и приобретённый. По данным Всемирной федерации глухих, число неслышащих людей в мире около 70 миллионов (или 0,1 процент от населения), однако лиц со сниженным слухом, например, по возрасту, значительно больше – до 10%. Причины, приводящие к частичной или полной потере слуха разнообразны.
Причинами нарушения слуха могут послужить особенности строения слухового анализатора, химические отравления, родовые травмы, а также механические травмы - ушибы, удары, акустические воздействия сверхсильными звуковыми раздражителями, контузии при взрывах, заболевания.
Если у человека имеется остаточный слух, его называют слабослышащим, а в случае практически полного отсутствия слуха – относят к глухим. При нарушении слуха у ребёнка возникают затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью.
Многие слабослышащие школьники для более полного понимания обращенной к ним речи и ориентируются в общении на такие факторы, как действия, естественные жесты и эмоции взрослых.
Самостоятельная речь людей с нарушением слуха тоже имеет особенности. Из-за того, что они не слышат речь окружающих и не могут услышать изменения в интонации, паузы, логические остановки часто их речь монотонная и эмоционально невыразительная. А иногда и трудная для восприятия. Но вслушиваясь в их речь, проявив терпение постепенно человек привыкает к такой речи и уже не испытывает затруднений при общении с человеком с нарушением слуха.
Чтобы слабослышащий человек мог вас понять, нужно говорить четко, не быстро, не прикрывая рот, чтобы ваше лицо было видно собеседнику.
Также педагог рассказывает о том, что людям с потерей слуха помогают врачи, для них изобрели протезы – слуховые аппараты, которые внешне почти незаметны и человек выглядит практически здоровым. Но с этим аппаратом нужно очень аккуратно обращаться и ни в коем случае его не мочить.
Основной этап – 30 минут.
Игра «Ты и я вместе».
Детям предлагается прочувствовать ограничения, которые испытывает человек с инвалидностью по слуху. Для игры класс разделяют на пары. В каждой паре детей один из них надевает беруши, а второй получает задание, которое должен донести до своего напарника.
По окончании игры проводится обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
- Что ты чувствовал?
- Было ли тебе трудно?
- Что тебе мешало выполнить задание? Что помогало?
- Нужна ли тебе была помощь?
Педагог подводит детей к выводу о том, что при общении с людьми с нарушениями слуха важно смотреть в глаза, не следует прикрывать лицо и рот руками, чтобы глухой человек смог видеть артикуляцию, следует говорить спокойно и четко, короткими, простыми фразами, не следует кричать, так как крик искажает артикуляцию и воспринимать речь становиться тяжелее. При привлечении внимания неслышаших следует помнить о том, что безрезультатно кричать глухому «Вернись» или звать по имени. Для привлечения внимания можно использовать махание рукой, но не близко перед лицом.
Также педагог акцентирует внимание детей на том, что иногда людям бывает трудно понять друг друга и для того, чтобы лучше понять друг друга существует язык жестов.
Практикум. Знакомство с жестовым языком.
Педагог сообщает детям, что язык жестов состоит из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела. Владение языком жестов помогает людям быть ближе и лучше понимать друг друга.
Далее детям предлагается изучить некоторые общеупотребительные жесты, которые можно использовать при общении с человеком с нарушением слуха.
Дети упражняются в приветствии и представлении себя в коротком рассказе о том, что они любят делать, на языке жестов с помощью педагога.
Игра «Подарок» (вариант игры в «Ассоциации»)
Дети стоят в кругу спинами к центру. Одному из детей предлагается задумать, что он хочет подарить другу. Он «задуманное» показывает жестами своему соседу справа, не произнося ни слова. Тот также жестами – своему соседу справа и так до тех пор, пока подарок не вернется к дарящему. Тогда даритель говорит, что он задумал и что к нему пришло.
Далее педагог формулирует вывод о том, как важно точно передавать смысл сказанного, чтобы тебя точно поняли.
Заключительный этап 5 минут.
Игра «Волшебный клубочек».
Дети стоят в кругу, педагог предлагает, кладя руку на плечо рядом стоящему, рассказать о том, что он сегодня узнал и какие выводы для себя сделал.
Педагог подводит детей к выводу о том, что инвалидность по слуху создает ограничения, но применение технических приспособлений, использование жестового языка помогает людям лучше понимать друг друга.
Домашнее задание дается для группового выполнения (5-4 детей): составить памятку по общению с людьми с нарушениями слуха.
Читайте также: