К какой из перечисленных концепций относится выражение многознание уму не научает

Обновлено: 22.12.2024

Мыслить человек учится, когда начинает приобщаться к общечеловеческой культуре, к тем знаниям, которые накопило общество за все время своего существования. Главным даром общества ребенку является ум. Однако не всегда обилие опыта может быть полезным, и это подтверждает знаменитая фраза древнегреческого философа Гераклита о «многознании».

Проблема излишнего опыта

«Многознание уму не научит», - впервые эта фраза была произнесена древнегреческим философом Гераклитом. Однако она не потеряла своей актуальности и в наше время. Ведь задача общества – воспитывать его достойных членов, которые в дальнейшем смогут послужить человечеству. Ребенок познает мир и развивается прежде всего в школьных стенах. Однако всегда ли полезным является обилие разносторонних знаний? Гераклит всегда осуждал «многознание», что может показаться необычным для философа. Почему же он обвинял многих своих современников и что означает его концепция «Многознание уму не научает», будет рассмотрено далее.

Философский стиль Гераклита

Нередко стиль мышления философа ставится в прямую связь с тем фактом, что он происходил из рода правящих – именно здесь якобы и находится источник его презрения к толпе и демократии. Однако сам Гераклит выделял «лучших» вовсе не по признаку богатства или власти. Он всегда был на стороне тех людей, которые делают сознательный выбор в пользу знания и добра. Он с нескрываемым осуждением относился к желающим стяжать как можно больше богатства и материальных благ, говоря, что людям «не к добру исполнение их желаний».

«Наилучшими» людьми философ считал тех, кто предпочитает вместо накопления земных богатств совершенствовать свою душу, учиться рассуждать и размышлять. Разумение являлось добродетелью для Гераклита. «Многознание уму не научает»,- сказал философ, словно бы вводя в заблуждение своих слушателей. Ведь если Гераклит так ценил умение размышлять, отчего он с такой силой обрушился на чрезмерное количество знаний у человека? Недостаточно всего лишь знать, кому принадлежит высказывание «Многознание уму не научает», необходимо еще и понять, что хотел сказать этими словами Гераклит. Попробуем разобраться.

Что думал о «мудрости толпы» мудрец из Эфеса

Гераклит считал, что способность к мышлению каждый человек может развить в себе сам, даже если от рождения он ею не обладает. Философ в своих трудах постоянно атакует «пагубное» использование своей души, которая дана человеку для того, чтобы совершенствовать ее. Мудрец из Эфеса считает, что толпа и сформирована теми людьми, которые не хотят расставаться с невежеством и наивностью, предпочтя этим порокам путь мудрости и труда. Гераклит говорит о том, что умных людей очень мало – большая часть толпы так никогда и не приобщается к высшей мудрости.

Против тех кумиров, которым верит толпа, наиболее яростно борется Гераклит. «Многознание уму не научает» - эта фраза была сказана в первую очередь для слывущих в народе мудрецами. Например, таким было свидетельство Климента Александрийского: «Гераклит говорит о том, что большинство, или мнимомудрые, постоянно следует голосу черни, поет ее мелодии. Оно не ведает того, что многие – плохи, а немногие – хороши». Другая версия этого изречения Гераклита принадлежит Проклу: «В своем ли они уме? В здравом ли они рассудке? Они сходят с ума от песен деревенской черни и выбирают себе учителя, не понимая, что многие – плохи, а немногие – хороши».

Гераклит жестоко обвиняет своих сограждан с помощью выражения «Многознание уму не научает». Смысл фразы в том, что так называемая «мудрость толпы» никогда не сможет сделать человека действительно сообразительным. Гераклит осуждает своих соотечественников, так как не терпят мудрецов и достойных людей. Мудрец из Эфеса пишет о своих согражданах: «Они достойны того, чтобы их перевешали поголовно. Ведь они изгнали самого Гермодора, наилучшего мужа, так как не хотели, чтобы кто-то из них превосходил толпу».

Обвинения Гераклита в адрес древнегреческих поэтов

Свое выражение «многознание уму не научает» Гераклит применял даже к Пифагору. Его он также не считал мудрецом. Не стесняясь в выражениях, философ в открытую называл его «мошенником», «изобретателем надувательства». Иными словами, философ выступал против распространенной в толпе мысли, а вместе с этим и против тех деятелей культуры, которые пользовались в его время наибольшей популярностью. Кто из греков не почитал Гомера или Гесиода? Гераклит же считал, что ошибаться могут даже мудрецы, поэтому не стоит создавать никаких культов.

Философ считал, что Гомер – это классический пример «многознания», ведь ему не свойственна мудрость в строгом смысле этого понятия, которая возникает одновременно с философией. Гомеру доступно лишь «многознание». Полностью выражение Гераклита звучит так: «Многознание уму не научит, а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем».

В другом фрагменте трудов Гераклита можно прочесть: «Гомер стоит того, чтобы его высекли, да и Архилох (еще один древнегреческий эпический поэт) тоже». А вот как философ высказывается о Гесиоде: «Он является учителем большинства, однако не имеет представления даже о дне и ночи!» Чего же именно не знал Гесиод? Ему было неизвестно, что «день и ночь – одно», то есть Гераклит подчеркивал, что он не был знаком с диалектикой, и поэтому не может по праву заслужить имени мудреца. Тем самым философ опровергал ценность мифологически-поэтического мышления.

Отношение Гераклита к богам

«Многознание уму не научит» - это выражение философ считал верным и по отношению к различным религиозным культам и «почтенной» вере в них. Гераклит демонстрирует богоборческую позицию, которая воплощается во многих элементах его трудов. Тех людей, которые поклонялись различным богам, он считал не истинными мудрецами, но «многознающими». Критика всевозможных суеверий является одной из главных отличительных черт философии Гераклита. Религия, суеверия, мифология и культы – все это мудрец осуждал своим знаменитым выражением «многознание уму не научит». И нельзя сказать, что философ был неправ – ведь большинство греков того времени действительно поклонялись то одним, то другим богам. Критика его в адрес своих сограждан не была абсолютно беспочвенной.

Знаниям нужна сообразительность

Однако смысл высказывания «многознание уму не научает» в наше время может быть интерпретирован немного иначе. Иногда таким образом говорят не только о «мудрости толпы», как это делал Гераклит, но и о тех ситуациях, когда человеку обилие его знаний не помогает, а мешает. Невозможно научить человека мыслить – он должен сам развить в себе эту способность. Сообразительность – это и есть тот инструмент, который помогает применять свои знания в нужный момент. Мудрость также не является просто суммой знаний. Это понимание главного, которое иногда называют «долговременной сообразительностью».

Нужно ли знать многое?

Есть и еще один аналог пословицы «многознание уму не научит». Это слова, сказанные библейским пророком Екклесиастом: «Многие знания – многие печали». С самой школьной скамьи человек слышит, что без знаний ему придется трудно на жизненном пути, и чем больше их он накопит за время обучения, тем лучше для него. Однако это не совсем так. Многие знания действительно иногда приводят к достаточно печальным последствиям. Рассмотрим, в чем они могут заключаться.

Тюрьма прошлого опыта

Когда человек обладает какими-либо знаниями, он начинает смотреть на мир сквозь призму этой информации – другими словами, он становится слишком предвзятым. Нередко знания полностью заменяют ему реальность. Заметив какое-либо явление в окружающем мире, он тут же вспоминает аналог из имеющихся в его памяти ситуаций и смотрит уже не на окружающий мир (в котором каждая секунда несет что-то новое), а на свой образ из памяти.

К сожалению, так поступают очень многие, подтверждая слова «многознание уму не научит». Не успеет что-нибудь произойти в мире – как мы тут же говорим, что «с этим все ясно». Так человек начинает жить в иллюзорном мире накопленного в прошлом опыта. Он собственными руками перекрывает себе канал связи с настоящей, реальной жизнью. Такие люди превращают свою жизнь в настоящую тюрьму предрассудков, не помня о том, что «многознание уму не научает». Смысл, который они постигли когда-то, теперь переносится на все последующие ситуации, хотя в действительности реальность может быть уже совсем другой.

Также когда человек обладает огромным количеством бесполезных знаний, то в нем часто попросту не остается места новому. Он живет прошлым опытом, который мог получить много лет назад. В особенности такой подход свойственен взрослым людям. Чем старше становится человек, тем меньше он удивляется окружающему миру. Он перестает замечать новое, так как все явления, происходящие вокруг него, сразу же сортируются мозгом в ту или иную категорию. Некоторые ученые высказывают предположение, что именно поэтому в зрелом возрасте меняется восприятие времени. Чем старше становится человек, тем больше ему кажется, что его жизнь «летит». С каждым днем человек обрабатывает все меньше новой информации, он уже попросту не замечает нового вокруг себя.

Иногда учащиеся школ или вузов получают задание: «Многознание уму не научит. Прокомментируйте высказывание». В качестве примера они могут привести тот факт, что человек может отгораживаться в скорлупе имеющегося опыта от реального мира, чем и будет демонстрировать глупость. Чем старше становится человек, тем меньше новых деталей окружающего мира он замечает – и всему виной тот багаж информации, который он тянет за собой. Для детей мир, напротив, является тем местом, где на каждом углу их поджидают новые тайны. У них нет этого «многознания», которое заслоняло бы реальность.

Попытки «многознающих» защитить себя

Также можно сказать, что когда у человека слишком много знаний, то он начинает считать себя очень умным или даже талантливым. Он любит и уважает себя. Однако рано или поздно оказывается, что, сколь обширным ни был бы его опыт, все равно есть еще новые горизонты. Ведь в любую минуту в мире может произойти нечто, что будет противоречить всей информации, которой он уже владеет. Это может причинить ему боль, и он начнет пытаться отстоять свою точку зрения, что будет очень глупо – ведь подобный спор всегда говорит о том, что человек игнорирует реальность.

Таким образом, в этом случае будет подтверждено выражение «многознание уму не научает». Автор этого выражения нам уже известен, а также было рассмотрено и его отношение к эфесскому обществу. Несмотря на то что фраза относится именно к глупости толпы, школьник или студент может дополнить свой ответ собственными соображениями и комментариями, которые имеются у него насчет этого выражения.

Зубрежка – один из видов «многознания»

Теперь нам известно, кто сказал "Многознание уму не научает" и в чем смысл этой фразы. Выражение Гераклита, которое стало крылатым, можно применить и по отношению к некоторым методам образования. Например, есть исследователи, которые считают зубрежку тем способом, который наносит интеллекту только один вред и в буквальном смысле слова калечит мышление. Происходит это по той причине, что в процессе зубрежки в разуме выстраивается нечто вроде рельсов для поезда. Если ребенку в голову попадает некая вздорная идея, которая не согласуется с его опытом, то он может очень быстро выкинуть ее из головы. Но если он нечто зазубрил без понимания смысла этой информации, то с этими знаниями он уже так просто не распрощается. Трудно сказать, так это или нет. Но можно смело утверждать, что механическое запоминание без понимания смысла информации и является тем «многознанием», которое вряд ли принесет человеку пользу.

Ценны ли знания без практики?

Не менее опасным является и бездумное накопление информации без какого-либо дальнейшего ее употребления на практике. Тот человек, который в течение жизни занимается бездумным накопительством знаний, но никак не применяет их в действии, также проявляет глупость. Ведь сам по себе опыт совершенно бесполезен, если он не служит другим людям. Например, человек может всю жизнь увлекаться такими дисциплинами, как анатомия и физиология, однако при этом работать в совершенно другой сфере. В этом случае его увлечение не принесет никакой пользы обществу, если даже он имеет хорошие способности к медицине.

Тот же человек, который не просто интересуется этими дисциплинами в качестве хобби, но и стремится получить профессию, чтобы в дальнейшем реализовывать свои способности и знания на практике, может быть назван разумным и мудрым. Именно поэтому Гераклит прав в своем выражении. Если человек знает о том, что имеющиеся у него знания и таланты могли бы послужить обществу, но никак не стремится соединить знания с практикой, это более чем глупо. Те знания, которые усваиваются без какой-либо связи с основной деятельностью человека, погружаются мозгом на самое дно бессознательного. И поэтому заниматься их усвоением – не что иное, как пустая трата времени.

Итак, мало знать, что означает выражение «Многознание уму не научает». Смысл оно обретает совершенно иной в мире, где на каждом углу человека поджидают опасности, наводнения, болезни и войны. Знания становится незаменимым инструментом для решения сугубо практических задач. Именно поэтому они должны всегда идти бок о бок с практикой, реализовываясь в окружающей действительности. Не стоит считать, что решение задач является целью только лишь математики. Ведь весь процесс познания человеком мира является не чем иным, как постоянной постановкой все новых и новых задач и проблем. Тот, кто видит в абстрактной, теоретической формуле ясный ответ на волнующий его практический вопрос, никогда не забудет эту формулу – а значит, она не будет относиться к ненужному «многознанию». Если даже он и забудет ее, реальный мир снова заставит его вывести ее. Это и есть настоящая мудрость.

Читайте также: