Определите правила беседы продолжив фразу
Обновлено: 05.11.2024
Задание 1. Изучите теоретический материал. Панфилова А.П. Психология общения: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/ А.П.Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – стр.211-225.
Задание 2. Определите правила беседы, продолжив фразу.
Если к вам обращаются, то вы должны .
Если с вами разговаривают, то вы должны . Если другой человек не слышит заданного вами вопроса, то вы должны .
Если участники беседы значительно старше вас, то вы должны .
Если вы не можете сказать ничего уместного, то .
Задание 3. Подготовьте и проведите беседу по выбранной заранее теме. Критериями оценки послужат четкость следования правилам и способность применять навыки эффективного общения.
Задание 4. По позициям общающихся за столом сторон определите характер общения:
1 2 3 4 |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
Если общение носит сопернический или оборонительный характер, то люди садятся напротив (рис. № 1 в схеме 2); при обычной дружеской беседе - занимают угловую позицию (рис. № 2); при кооперативном поведении - занимают позицию делового взаимодействия с одной стороны стола (рис. № 3); независимая позиция выражается в расположении по диагонали (рис. № 4).
Задание 5.
5.1.Какие их приведенных высказываний могут способствовать конструктивному общению?
- Вы задаете такие “глубокомысленные” вопросы.
- Это наивный вопрос.
- Да, это Вы верно подметили.
- Ну что за легкомыслие.
- Благодаря Вам, я смотрю на эту проблему по-другому.
- Это глупый вопрос.
- Это очень ценное замечание.
- Хорошо, что Вы затронули этот вопрос.
5.2.Что повлекли за собой вопросы Чичикова?
- А почёмкупили душу у Плюшкина? – шепнул ему (Чичикову) на другое ухо Собакевич.
- А Воробья зачем приписали? – сказал ему в ответ на это Чичиков.
- Какого воробья? – сказал Собакевич.
- Да бабу, Елисавету Воробья, еще и букву “ъ” поставили на конце.
- Нет, никакого Воробья я не приписывал, - сказал Собакевич и отошел к другим гостям.
(Н. В. Гоголь. ”Мертвые души”)
5.3. Что вызвало такую реакцию Бездомного?
Проанализируйте диалог, опираясь на информацию о начальных этапах беседы.
5.4. Что побудило Маргариту продолжать беседу, несмотря на сухой и неохотный тон ее собеседника?
- Разрешите мне присесть? – вежливо попросил иностранец, и приятели как-то невольно раздвинулись; иностранец ловко уселся между ними и тотчас вступил в разговор.
- Если я не ослышался, Вы изволили говорить, что Иисуса не было на свете? – спросил иностранец, обращая к Берлиозу свой левый зеленый глаз.
- Нет, Вы не ослышались, - учтиво ответил Берлиоз, - именно это я и говорил.
- Ах, как интересно! – воскликнул иностранец.
- “А какого черта ему надо?”- подумал Бездомный и нахмурился.
- Ну, хорошо, зовут меня Азазелло, но ведь все равно вам это ничего не говорит.
- А Вы мне не скажете, откуда Вы узнали про листки и про мои мысли?
- Не скажу, - сухо ответил Азазелло.
- Но Вы что-нибудь знаете о нем? – моляще шепнула Маргарита
- Молю: скажите только одно, он жив? Не мучьте.
- Ну, жив, жив, - неохотно отозвался Азазелло.
(М. А. Булгаков. ”Мастер и Маргарита”)
5. 6. Какие техники ведения беседы «способствовали» такому завершению беседы?
…Но Чичиков отказался решительно…
- Фетюк просто! Я думал прежде, что ты хоть сколько-нибудь порядочный человек, а ты никакого не понимаешь обращения. С тобой никак нельзя говорить…
- Да за что же ты бранишь меня? Виноват разве я, что не играю? Продай мне душ одних, если уж ты такой человек, что дрожишь из-за этого вздору?
- Чёрта лысого получишь! Хотел было, даром хотел отдать, но теперь вот не получишь же! Хоть три царства давай, не отдам. Такой шильник, печник гадкий! С этих пор с тобою никакого дела не хочу иметь…
(Н. В. Гоголь. “Мертвые души”)
5. 7. Продолжите данный перечень.
Как спросить собеседника: может ли он уделить вам внимание?
- Я могу отнять у вас немного времени?
- У вас есть время для разговора?
- Я могу отвлечь вас ненадолго?
- Каким временем вы располагаете для беседы?
Задание 6. Прочтите отрывок, герои которого - врачи, спасшие безнадежную пациентку, собираются на телевизионную пресс - конференцию. Как вы считаете, удачно ли они одеты?
. Выбор [Сары] остановился на широкой мадрасской юбке, бежевой хлопчатобумажной блузке и бирюзовом блейзере свободного покроя. Наряд дополняли пояс из Бирмы ручной выделки и кожаные туфли без каблуков. Единственное, в чем она уступила, учитывая официальность события, — это надела колготки, которые так неудобны в июльскую жару.
. Она схватила богато украшенные бронзовые сережки, сделанные по заказу мастером из Акхы, и вдела их в уши, пока спускалась вниз.
. Гленн Пэрис встретил ее в приемной своего кабинета. Как всегда, он был подчеркнуто хорошо одет. Сегодня его коричневый костюм, небесноголубая сорочка и красный галстук, казалось, были специально подобраны для телевидения. (М. Палмер).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №27.
ТЕМА: УБЕЖДЕНИЕ КАК СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА
Цель:сформировать коммуникативные умения убеждать собеседника.
Задание 1. Изучите теоретический материал. Панфилова А.П. Психология общения: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/ А.П.Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – стр.237-240.
Задание 2. Составьте тезисы (план, конспект) выступления перед аудиторией с целью убедить слушателей в том, что человек, которого вы представляете в качестве доверенного лица, является самым достойным претендентом на звание «Лидер года». Выберите в качестве такого претендента любого человека, составьте план выступления без консультаций с этим человеком.
Прочитайте свое выступление вашим общим знакомым. Догадаются ли они, о ком идет речь? Ответы зафиксируйте в тетради.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №28.
ТЕМА: ПРЕЗЕНТАЦИЯ, ВОЗРАЖЕНИЕ, АРГУМЕНТАЦИЯ
Цель:познакомиться с приемами преодоления сопротивления.
Задание 1. Изучите теоретический материал. Панфилова А.П. Психология общения: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/ А.П.Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – стр.240-251.
Задание 2. Вспомните мультфильм про Крошку-Енота. Крошка-Енот отправился один в лес, но, переходя через реку, заметил в пруду чью-то рожицу. Он испугался, но решил идти дальше и отпугнуть «Того, кто сидит в пруду». Крошка-Енот зарычал и скорчил гримасу, но «Тот, кто сидит в пруду», скорчил еще более страшную гримасу. Крошка-Енот взял большую палку и погрозил ею. Но «Тот, кто сидит в пруду» не убежал. Наоборот, он взял палку побольше и тоже погрозил.
Мы все помним, что бедный Енот очень напугался собственного отражения. А мама посоветовала ему просто улыбнуться. На этом и закончился инцидент.
Мультфильм – прекрасная метафора к тому, что если мы раздражаемся на критикующего нас и наши действия, то критикующий становится еще более безжалостным. И наоборот, наше дружелюбие помогает нам из возражения сделать осознаваемую потребность и побудить критика не просто к доброжелательному, но к долговременному и очень приятному сотрудничеству.
1. Придумайте как можно больше вариантов поведения (улыбка уже есть), которые бы позволили Енотику не бояться «Того, кто сидит в пруду».
2. С «высоты» философского взгляда ( с точки зрения «того, кто сидит в пруду», т.е. нейтральной позиции) придумайте как можно больше вариантов поведения Крошки-Енота, которое бы создало атмосферу безопасности и комфорта для самого Енотика.
Задание 3. Заполните третью колонку таблицы, сформулировав высказывания, позволяющие продолжить разговор конструктивно (образец – первая строка таблицы):
Читайте также: