Формы выражения методов управления
Обновлено: 21.11.2024
Методы управления находят внешнее выражение в определенных формах. Следовательно, форма есть объективированное выражение сущности метода управления. Так как посредством форм практически реализуются методы управления, то от использования и совершенства тех или иных форм в значительной мере зависит эффективность применения методов управления, эффективность управленческой деятельности.
Многообразие методов воздействия, используемых в управлении, обусловливает существование различных форм их выражения. Эти формы могут быть правовыми и неправовыми. К последним относятся формы, посредством которых выражаются методы негосударственного, общественного и иного воздействия.
Правовые формы выражения методов управления предусматриваются законодательством. Обычно они закрепляются в специальных (общих и индивидуальных) положениях и уставах, регламентирующих деятельность субъектов управления (органов, организаций, учреждений, должностных лиц). При этом для решения тех или иных управленческих дел субъекты управления должны использовать те формы, которые установлены законодательством специально для использования соответствующих методов воздействия. Несоблюдение обязательной формы может повлечь ничтожность или оспоримость действий субъекта управления, юридическую ответственность.
Правовые формы выражения методов управления не должны быть тормозом в оптимальном использовании методов воздействия в решении вопросов управления.
К наиболее распространенным правовым формам выражения методов управления относятся: законы (основные и текущие), указы, постановления, положения, уставы, правила, инструкции, решения, распоряжения, приказы, резолюции на документах, служебные записки и др.
· Законы. Правовыми формами методов государственного управления высшего порядка являются Основные Законы — Конституция Российской Федерации и конституции республик в составе Российской Федерации. Важное место в системе правовых форм выражения методов воздействия занимают конституционные и федеральные законы: законы об органах представительной и исполнительной власти, органах самоуправления, кодексы и другие законодательные акты.
· Указы. Одной из форм выражения методов управления являются указы Президента Российской Федерации, а также высших должностных лиц республик в составе России. Указы могут быть нормативного и индивидуального характера. К последним относятся, например, указы Президента Российской Федерации о присвоении почетных званий, о награждении орденами и медалями Российской Федерации и др.
· Постановления. Эти акты принимаются органами представительной и исполнительной власти, органами государственного управления, иными органами и должностными липами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Постановления могут быть нормативными и индивидуальными, а также имеющими общее значение. Так, управленческие решения Правительства Российской Федерации, носящие нормативный характер или имеющие общее значение, издаются в форме постановлений.
· Положения. Они утверждаются полномочными органами государства. Положения могут быть общими (типовыми) и индивидуальными. В положении определяется правовой статус органа и организации или регламентируется порядок осуществления определенных действий в сфере управления.
· Уставы. В уставах, утверждаемых соответствующими государственными органами, содержатся правила (свод правил), регулирующие определенную деятельность, осуществляемую системой органов и подразделений (например, Устав патрульно-постовой службы милиции), или определяется правовой статус учреждения, организации, либо регламентируется дисциплинарная ответственность работников ряда отраслей управления (транспорт и др.).
· Правила. В правилах, утверждаемых государственными органами, содержатся нормы, определяющие порядок, процедуру совершения определенных действий в сфере управления. Например, в Правилах дорожного движения Российской Федерации установлен единый порядок движения на всей территории России.
· Инструкции. В инструкциях, которые утверждаются государственными органами, содержатся руководящие указания, правила, свод правил для выполнения определенных действий или служебных обязанностей. Инструкции могут регламентировать как деятельность органов, так и должностных лиц.
· Решения. Компетентные государственные органы, администрация субъектов Федерации, органы местного самоуправления и другие издают решения. Эти решения могут быть нормативными, общего значения и индивидуальными. Особое место в системе решений занимают решения, которые предусматривают административную ответственность за нарушение содержащихся в них запретов, предписаний и других правил поведения.
· Распоряжения. В них выражаются методы управления, направленные на разрешение оперативных и текущих вопросов управления. Распоряжения как правовые акты издаются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, высшими должностными лицами субъектов Федерации, администрацией органов местного самоуправления и др. Распоряжения, как правило, носят индивидуальный характер.
· Приказы. Наиболее распространенной правовой формой выражения методов непосредственного воздействия субъекта управления на объект управления являются приказы. Они издаются руководителями государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, а также иными уполномоченными на то должностными лицами. По своим юридическим свойствам приказы могут быть нормативными, общего значения и индивидуальными.
К правовым формам выражения методов управления относятся акты управления, издаваемые (фиксируемые) в виде резолюций на документах, предписывающих объекту управления выполнить конкретное задание или разрешающих управляемому совершение определенных действий, а также акты управления в виде служебных записок.
Методы воздействия выражаются также в устанавливаемых компетентными органами плановых заданиях, стандартах, нормативах. Экономические методы управляющего воздействия могут, кроме того, выражаться в гражданско-правовых, хозяйственных договорах, предусматривающих применение санкций за невыполнение условий договора.
Методы воздействия находят свое выражение в актах органов дознания и следствия (постановлениях и др.), судебных актах (приговорах, решениях, постановлениях, определениях), актах прокуратуры
Правовые формы выражения методов управления в органах внутренних дел. Наиболее распространенной формой выражения методов управления, применяемых субъектами управления в органах внутренних дел (руководителями органов, служб, аппаратов, подразделений, предприятий, учреждений и иных коллективов и групп сотрудников), являются приказы.
МВД России, МВД, ГУВД, УВД, а также иные уполномоченные на то органы внутренних дел утверждают (приказами) инструкции, уставы, положения. Совещательные органы коллегии МВД России, МВД республик в составе Российской Федерации, УВД (ГУВД) краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга принимают решения, которые, как правило, проводятся в жизнь приказами соответствующего органа внутренних дел, а также принимают обращения.
В процессе текущего, оперативного управления субъекты управления в органах внутренних дел выражают свою волю (решения, предписания) в виде резолюций на документах, служебных записок и в иных формах[134].
Читайте также: