Если у художника для выражения творческих замыслов есть в распоряжении кисть и краски у композитора

Обновлено: 04.11.2024

ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ ЯЗЫКА И МЕТАФОРЕ

Если у художника для выражения творческих замыслов есть в распоряжении кисть и краски, у композитора - музыкальные инструменты, то писатель, как известно, пользуется словом. Слово может не только воспроизводить поступки людей, передавать их мысли, чувства, но и рисовать, изображать. Эта изобразительная способность слова - великая помощь писателю. Попробуем в этом разобраться.

Сравним два описания.

В 1829 году Пушкин посетил Кавказ. До Тифлиса пришлось ему добираться на лошадях по единственному тогда пути через горы - Военно-Грузинской дороге. Здесь поэту рассказали о большом снежном обвале, преградившем течение Терека года два назад. Вот как со слов очевидцев описывает Александр Сергеевич это событие в своих путевых записках («Путешествие в Арзрум»):

«Огромная глыба, свалясь, засыпала ущелье на целую версту и запрудила Терек. Часовые, стоявшие ниже, слышали ужасный грохот и увидели, что река быстро мелела и в четверть часа совсем утихла и истощилась. Терек прорылся сквозь обвал не прежде, как через два часа. То-то он был ужасен!»

Очень сжато и по-деловому говорит поэт об этом событии. А вот как изображает он горный обвал в стихах:

. сорвался раз обвал,

Вдруг, истощась и присмирев,

И с тяжким грохотом упал,

О Терек, ты прервал свой рев;

И всю теснину между скал,

Но задних волн упорный гнев

Загородил, Прошиб снега.
И Терека могучий вал

Ты затопил, освирепев,

Остановил. Свои берега.

Вы, очевидно, сразу почувствовали, чем отличаются эти описания. И дело здесь не только в том, что одно написано прозой, а другое - стихами. В первом случае о грозном событии сообщаются точные сведения, приводятся факты, а во втором случае - художественное описание обвала. Поэт рисует картину, которую легко можно представить, вообразить, пережить ее, откликнуться на нее.
Большую роль в создании поэтических описаний, художественных картин играют изобразительные средства языка. Вы уже знакомы с олицетворением, эпитетом, сравнением. Они помогают сделать поэтическую речь художественно-выразительной, доходчивой, способной передавать самые сложные переживания автора, мысли и чувства его героев. Прочитайте вслух приведенный отрывок из стихотворения «Обвал», и вы убедитесь, что Пушкин не только олицетворяет Терек, что усиливает впечатление от случавшегося, но и передает особым сочетанием звуков грохот обвала, как бы «звукописует» его.

Обратимся к еще очень важной особенности художественного языка - метафоре.

«Метафора» - слово древнегреческое, и значит оно «перенесение». Мы говорим: «звезды гаснут», «заря разгорается», хотя, конечно, в небе нет никакого пламени, подобно разведенному костру, -никто не зажигал и не гасил звезды. Мы перенесли свойства и признаки одного явления на другое, сходное с ним. Вдумайтесь в привычные выражения: бородка ключа, крылья мельницы, зубья пилы, твердость характера, и вы увидите в каждом из них самую настоящую метафору.

Вы, вероятно, заметили, что в основе этих метафор лежит простое сравнение. Так, лопасти ветряной мельницы народ сравнивает с птичьими крыльями, и отсюда возникает выражение «крылья мельницы». Так же возникли и такие выражения: «бородка ключа», «зубья пилы».

Однако метафора отличается от сравнения. В сравнении всегда известно, что с чем сравнивается:

. И падшими вся степь покрылась,

Как роем черной саранчи.
(«Полтава».)

А в метафоре сравнение не названо, оно скрыто, но о нем мы догадываемся:

. И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там.
. Ура! мы ломим; гнутся шведы.
(«Полтава».)

Вы понимаете, конечно, что поэт употребил выделенные слова не в прямом, а в переносном смысле, подчеркнув сходство изображаемых событий с пламенем пожара, гнущимися деревьями.
Метафора - могучее средство воздействия на наше воображение, заставляющее нас пережить те чувства, которые вкладывает автор в свое произведение.

Таким образом, употребление слова в переносном смысле и перенесение действий и признаков одних предметов на другие, сходные с ними, называется метафорой.
(Из книги Вс. Рождественского «Читая Пушкина».)

Читайте также: