Цвет как средство выражения художественного образа

Обновлено: 04.11.2024

Тип проекта: познавательно-творческий, среднесрочный.

Участники проекта: 1 год обучения (учащиеся 11-14 лет).

Срок реализации: январь – февраль.

Актуальность темы

Актуальность проекта обусловлена тем, что сегодня проблема колористической гармонии принадлежит к наиболее сложным проблемам эстетики, художественного воспитания. Данная проблема находится в центре внимания многих исследователей и практиков. Современная визуальная культура (современное искусство, кино, телевидение, реклама и т.д.) требует знаний основ цветоведения для создания нужного художественного образа, соответствующего тем или иным задачам – успокаивающее или возбуждающее воздействие на зрителя. П рименение цвета без понимания его значения и влияния на психоэмоциональное состояние человека может привести к противоположному результату, воплощению совершенно другого художественного образа, нежели задуманный. Правильное символическое сочетание цвета и формы усиливает воздействие на зрителя, глубже раскрывает задуманный автором образ. Поэтому так важно обучить детей основам цветоведения, принципам построения цветовых гармоний, на которых основано понимание цветовой композиции.

Цветовая гармония – это согласованность между собой цветов в результате найденной пропорциональности их площадей и форм, равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Колористическая гармония оказывает влияние на мыслительную, эмоциональную, чувственную сферу человека, вызывает сложные и глубокие переживания. По характеру психофизиологического восприятия выделяют пять основных цветовых групп: однотональные гармонические сочетания цветов, гармонические сочетания родственных цветов, гармонические сочетания контрастных цветов, гармонические сочетания родственно-контрастных цветов и гармонические сочетания «Триада». Изучение основ цветоведения, значения и воздействия цвета, гармонических цветовых сочетаний имеет важное значение в развитии способности к созданию станковых и декоративных композиций с грамотным колористическим решением. Формирование представлений и суждений о гармонии цвета у учащихся предполагает более высокую ступень познания - эстетическое восприятие цветовой гаммы.

Проведение занятий по изучению влияния цветовых гармоний на создание художественного образа:

Развивает колористические способности детей;

Развивает способность к рефлексии, аналитическому мышлению;

Формирует художественный и эстетический вкус;

Побуждает учащихся к творческим поискам и решениям;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

Развивает мелкую моторику рук и аккуратность;

Развивает воображение, образное мышление;

Способствует получению эстетического удовольствия во время работы.

Реализация проекта осуществляется в выполнении практических заданий с определенными условиями и задачами для активизации творческого потенциала у учащихся. Проектная деятельность развивает колористические способности, позволяет получить теоретические знания в области цветоведения и успешно использовать их в практической художественной деятельности. Учащиеся в процессе работы над творческими заданиями смогут на собственном опыте осознать взаимосвязь цвета и художественного образа, научиться использовать цвет для передачи своих чувств и эмоций, что благоприятно воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка, позволяет ему выразить свое «Я». Итоговое задание по созданию декоративной композиции на свободную тему закрепляет полученные теоретические и практические знания, позволяет ребенку увидеть результат своих трудов, почувствовать себя творцом.

Цель проекта: активизация творческого потенциала учащихся посредством выполнения заданий на цветовые гармонии и создания итоговой декоративной композиции.

Задачи проекта:

Познакомить учащихся с объективными свойствами цвета и его влиянием на чувства и эмоции человека;

Познакомить детей с цветовым кругом, цветовыми гармониями;

Показать учащимся как цвет влияет на создание художественного образа;

Создавать условия для экспериментирования с выборами цветовых сочетаний;

Поощрять инициативность и самостоятельность в выборе тем для упражнений и итогового задания;

Развитие творческих способностей, воображения, образного мышления, способности к нестандартному решению задач;

Помочь детям почувствовать радость творчества, выразить свои чувства и эмоции.

Основное содержание и методы реализации проекта

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

для преподавателя:

Определение проблемы, цели, задач проекта;

Изучение нормативной базы: Закон РФ «Об образовании», «Семейный кодекс РФ», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка» и др.;

Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятия;

для учащихся:

подготовка художественных материалов

Реализация проекта:

Ознакомление учащихся с теоретическими основами цветоведения.

На занятиях познакомить детей с определением цвета, цветовой гармонии и их видами: однотональные гармонические сочетания цветов, гармонические сочетания родственных цветов, гармонические сочетания контрастных цветов, гармонические сочетания родственно-контрастных цветов, гармонические сочетания «Триада». Знакомство учащихся с объективными свойствами цвета и его влиянием на психофизиологическое состояние человека.

2. Выполнение практических заданий, создание итоговой декоративной композиции.

На занятиях научить детей создавать выразительные художественные образы, используя различные цветовые гармонии; развивать умения и навыки в изобразительной деятельности. Обобщение и закрепление всех полученных знаний, умений и навыков при создании итоговой работы.

Основные формы работы с детьми:

Совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность учащихся; ознакомление с дидактическим материалом (цветовой круг, примеры цветовых гармоний), изучение образцов декоративной композиции, наблюдение за природой и выявление в ней цветовых гармоний, просмотр и обсуждение итоговых работ.

Принципы реализации проекта:

Развитие творческих способностей у детей; индивидуальный и дифференцированный подход; интеграция образовательных областей; доступность, постепенность; взаимосвязь участников образовательного процесса.

Совместная деятельность с детьми:

Просмотр и обсуждение итоговых работ (декоративная композиция).

Непосредственная образовательная деятельность

Тема 1 «Монохромные гармонические сочетания»

Познакомить учащихся с первой цветовой группой, показать как цвет и его свойства (тон, насыщенность) влияют на характер художественного произведения.

Развивать фантазию, образное мышление, добиваться выразительности художественного образа сочетанием выбранного цвета с его светлыми и темными оттенками.

Материалы к изобразительной деятельности: плотная бумага формата А5, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра, вода.

Способ получения изображения:

Ребенок выбирает тему из предложенных вариантов (зимний пейзаж, хмурый день, растительный и животный мир, морской мир, грусть, спокойствие) или придумывает свою. Учащийся делает карандашом предварительный рисунок, после чего приступает к работе с гуашью. Ребенок выбирает один цвет из цветового круга, создает его светлые и темные оттенки путем добавления белой и черной гуаши. Учащийся аккуратно закрашивает участки рисунка выбранным цветом и его оттенками, или работает в технике раздельных мазков.

Предварительная работа:

Изучение иллюстраций пейзажа, растительного и животного мира, примеров ассоциативных композиций (тоска, спокойствие, статика, динамика).

Тема 2 «Гармонические сочетания родственных цветов»

Познакомить учащихся со второй цветовой группой, показать как выбор цветов, их сочетания, тональный разбор влияют на создание художественного образа.

Развивать фантазию, воображение, достигать выразительности композиции с помощью комбинирования выбранных трех цветов, расположенных рядом в цветовом круге, добавления в их сочетания ахроматических цветов (черная и белая гуашь).

Материалы к изобразительной деятельности: плотная бумага формата А5, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра, вода.

Способ получения изображения:

Учащийся делает выбор из предложенных тем (морской пейзаж, осень, лето, зима, растительный и животный мир, спокойствие, статика, уравновешенность, радость) или воплощает свой задуманный вариант композиции. Ребенок предварительно рисует все элементы композиции, затем приступает к цветовому решению. Учащийся выбирает три рядом расположенных в круге цвета, создает их светлые и темные оттенки путем добавления белого и черного цвета. Разрешается применять различные техники рисования: равномерное закрашивание отдельных участков рисунка или работа мазками.

Предварительная работа:

Рассматривание и анализ иллюстраций морского, осеннего, летнего, зимнего пейзажа, животного и растительного мира, ассоциативных композиций (спокойствие, статика, уравновешенность).

Тема 3 «Гармонические сочетания контрастных цветов»

Познакомить учащихся с третьей цветовой группой, показать как сочетание контрастных цветов, пропорции и компоновка цветовых пятен влияют на характер художественного произведения, на акценты в композиции.

Развивать фантазию, воображение, добиваться выразительности художественного образа с помощью сочетания выбранных двух цветов, расположенных друг напротив друга в цветовом круге, и добавления в них ахроматических цветов.

Материалы к изобразительной деятельности: плотная бумага формата А5, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра, вода.

Способ получения изображения:

Ребенок выбирает один вариант из готовых тем (солнце и море, цветы, ночной город, тропические птицы или рыбы, динамика, страх, опасность) или придумывает свой вариант. Создается предварительный рисунок, после этого начинается работа с красками. Учащийся выбирает два цвета, расположенных друг напротив друга в цветовом круге; определяет, какой цвет будет акцентировать на себя внимание зрителя, а какой цвет будет фоном. Можно добавить к каждому из сочетаемых цветов ахроматические цвета. Ребенок закрашивает отдельные участки рисунка, допускается использование техники раздельных мазков.

Предварительная работа:

Изучение иллюстраций морского пейзажа, цветов, тропических птиц и рыб, примеров ассоциативных композиций (динамика, страх).

Тема 4 «Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов»

Познакомить учащихся с четвертой цветовой группой, показать как сочетание данных цветов, их пропорциональное соотношение в формате листа влияют на художественный образ, делают его более мягким и гармоничным.

Развивать образное мышление, фантазию, воображение, достигать выразительности художественного образа с помощью комбинирования выбранных цветов, образующих равнобедренный треугольник в цветовом круге, добавления в них белого и черного цвета.

Материалы к изобразительной деятельности: плотная бумага формата А5, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра, вода.

Способ получения изображения:

Учащийся выбирает тему из предложенных вариантов (цветы, современный город, тропические птицы или рыбы, равновесие, радость, праздник) или придумывает свою. Ребенок делает предварительный рисунок, затем приступает к цветовому решению композиции. Учащийся выбирает три цвета, образующих равнобедренный треугольник в цветовом круге. Разрешается добавление ахроматических цветов к каждому из сочетаемых цветов. Предпочтительно компоновать в формате листа цветовые пятна так, чтобы было примерно одинаковое количество главного и контрастирующего цветов. Учащийся аккуратно выкрашивает участки рисунка или работает мазками.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций современных городов, цветов, тропических птиц и рыб, композиций на ассоциации (радость, праздник).

Тема 5 «Гармонические сочетания «Триада»

Познакомить учащихся с пятой цветовой группой; показать, как сочетание выбранных цветов создают сильный визуальный контраст при сохранении баланса и цветовой насыщенности.

Развивать фантазию, воображение, добиваться выразительности художественного произведения сочетанием трех выбранных цветов, равноудаленных друг от друга и образующих равносторонний треугольник в цветовом круге; показать, что при добавлении ахроматических цветов данная цветовая гармония не теряет своего эмоционального воздействия.

Материалы к изобразительной деятельности: плотная бумага формата А5, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра, вода.

Способ получения изображения:

Ребенок определяет тему композиции (цветы, современный город, тропические птицы или рыбы, радость, счастье, праздник и т.д.). Сначала учащийся создает предварительный рисунок, затем приступает к работе с гуашью. Выбирается три цвета, равноудаленных друг от друга и образующих равносторонний треугольник в цветовом круге. Один цвет становится главным, а два других используются для акцентов. Разрешается добавление ахроматических цветов к каждому из сочетаемых цветов. Учащийся закрашивает нарисованные ранее элементы композиции или работает раздельными мазками.

Предварительная работа:

Изучение иллюстраций современных городов, цветов, тропических птиц и рыб, ассоциативных композиций (радость, счастье, праздник).

Тема 6 «Декоративная композиция»

Обобщить и закрепить полученные знания, умения, навыки.

Развивать воображение, фантазию, образное мышление.

Добиться выразительности художественного образа.

Создать законченное художественное произведение.

Материалы к изобразительной деятельности: плотная бумага формата А5, А3, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра, вода.

Способ получения изображения:

Учащийся самостоятельно выбирает тему композиции и цветовую гармонию, наиболее соответствующую идее и замыслу автора, характеру будущего художественного произведения. На первом этапе создается предварительный цветовой эскиз композиции на листе бумаги формата А5, определяется общий колорит, пропорциональные соотношения и формы цветовых пятен. На втором этапе ребенок делает предварительный рисунок на листе бумаги формата А3, компонует все элементы будущего произведения в соответствии с эскизом, затем прорабатывает детали. На следующем этапе учащийся приступает к цветовому решению композиции. Допускается использование ахроматических цветов (белая и черная гуашь). Учащийся аккуратно и равномерно покрывает краской отдельные участки рисунка или работает в технике раздельных мазков. На заключительном этапе корректируются ошибки и недочеты, разрешается использование контура для подчеркивания декоративности композиции.

Предварительная работа:

Изучение и анализ примеров декоративной композиции.

Заключительный этап

Просмотр и обсуждение готовых декоративных композиций. Учащиеся сравнивают и анализируют свои и чужие работы, выявляя их недочеты и достоинства. Происходит обсуждение способов повышения качества рисунков.

Результатами работы в данном направлении стали:

получение и закрепление учащимися знаний основ цветоведения, принципов построения цветовых гармоний;

формирование художественного и эстетического вкуса;

получение детьми умений и навыков в изобразительной деятельности;

умение создавать выразительный художественный образ с помощью цвета;

активность и самостоятельность учащихся в изобразительной деятельности;

формирование способности к рефлексии, аналитическому мышлению;

умение воплощать в работах свой замысел, свои эмоции и чувства с помощью использования цветовых гармоний;

умение создать законченное и цельное художественное произведение.

Базыма Б.А. Психология цвета. Теория и практика. – М.: Речь, 2005.

Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М.: Педагогика, 1990.

Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – СПб.: Питер, 2006.

Гадамер Г.Т. Актуальность прекрасного. – М.: Искусство, 1991.

Ивенс Р. Введение в теорию цвета. – М.: Мир, 1998.

Иттен И. Искусство цвета: Пер с нем. Л. Монаховой, – М.: Д. Аронов, 2000.

Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», – М.: Мнемозина, 1995.

Кудинова А. В. Современная визуальная культура: фотографика, реклама, интернет. – Краснодар: КГИК, 2016.

Сурина М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. – Ростов н/Д.: МарТ, 2010.

Урванцев В. Психология восприятия цвета: учебное пособие./В. Урванцев – Ярославль: ЯГУ, 1999.

Читайте также: