Цвет как средство выражения художественного образа
Обновлено: 04.11.2024
Тип проекта: познавательно-творческий, среднесрочный.
Участники проекта: 1 год обучения (учащиеся 11-14 лет).
Срок реализации: январь – февраль.
Актуальность темы
Актуальность проекта обусловлена тем, что сегодня проблема колористической гармонии принадлежит к наиболее сложным проблемам эстетики, художественного воспитания. Данная проблема находится в центре внимания многих исследователей и практиков. Современная визуальная культура (современное искусство, кино, телевидение, реклама и т.д.) требует знаний основ цветоведения для создания нужного художественного образа, соответствующего тем или иным задачам – успокаивающее или возбуждающее воздействие на зрителя. П рименение цвета без понимания его значения и влияния на психоэмоциональное состояние человека может привести к противоположному результату, воплощению совершенно другого художественного образа, нежели задуманный. Правильное символическое сочетание цвета и формы усиливает воздействие на зрителя, глубже раскрывает задуманный автором образ. Поэтому так важно обучить детей основам цветоведения, принципам построения цветовых гармоний, на которых основано понимание цветовой композиции.
Цветовая гармония – это согласованность между собой цветов в результате найденной пропорциональности их площадей и форм, равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Колористическая гармония оказывает влияние на мыслительную, эмоциональную, чувственную сферу человека, вызывает сложные и глубокие переживания. По характеру психофизиологического восприятия выделяют пять основных цветовых групп: однотональные гармонические сочетания цветов, гармонические сочетания родственных цветов, гармонические сочетания контрастных цветов, гармонические сочетания родственно-контрастных цветов и гармонические сочетания «Триада». Изучение основ цветоведения, значения и воздействия цвета, гармонических цветовых сочетаний имеет важное значение в развитии способности к созданию станковых и декоративных композиций с грамотным колористическим решением. Формирование представлений и суждений о гармонии цвета у учащихся предполагает более высокую ступень познания - эстетическое восприятие цветовой гаммы.
Проведение занятий по изучению влияния цветовых гармоний на создание художественного образа:
Развивает колористические способности детей;
Развивает способность к рефлексии, аналитическому мышлению;
Формирует художественный и эстетический вкус;
Побуждает учащихся к творческим поискам и решениям;
Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
Развивает мелкую моторику рук и аккуратность;
Развивает воображение, образное мышление;
Способствует получению эстетического удовольствия во время работы.
Реализация проекта осуществляется в выполнении практических заданий с определенными условиями и задачами для активизации творческого потенциала у учащихся. Проектная деятельность развивает колористические способности, позволяет получить теоретические знания в области цветоведения и успешно использовать их в практической художественной деятельности. Учащиеся в процессе работы над творческими заданиями смогут на собственном опыте осознать взаимосвязь цвета и художественного образа, научиться использовать цвет для передачи своих чувств и эмоций, что благоприятно воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка, позволяет ему выразить свое «Я». Итоговое задание по созданию декоративной композиции на свободную тему закрепляет полученные теоретические и практические знания, позволяет ребенку увидеть результат своих трудов, почувствовать себя творцом.
Цель проекта: активизация творческого потенциала учащихся посредством выполнения заданий на цветовые гармонии и создания итоговой декоративной композиции.
Задачи проекта:
Познакомить учащихся с объективными свойствами цвета и его влиянием на чувства и эмоции человека;
Познакомить детей с цветовым кругом, цветовыми гармониями;
Показать учащимся как цвет влияет на создание художественного образа;
Создавать условия для экспериментирования с выборами цветовых сочетаний;
Поощрять инициативность и самостоятельность в выборе тем для упражнений и итогового задания;
Развитие творческих способностей, воображения, образного мышления, способности к нестандартному решению задач;
Помочь детям почувствовать радость творчества, выразить свои чувства и эмоции.
Основное содержание и методы реализации проекта
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
для преподавателя:
Определение проблемы, цели, задач проекта;
Изучение нормативной базы: Закон РФ «Об образовании», «Семейный кодекс РФ», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка» и др.;
Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятия;
для учащихся:
подготовка художественных материалов
Реализация проекта:
Ознакомление учащихся с теоретическими основами цветоведения.
На занятиях познакомить детей с определением цвета, цветовой гармонии и их видами: однотональные гармонические сочетания цветов, гармонические сочетания родственных цветов, гармонические сочетания контрастных цветов, гармонические сочетания родственно-контрастных цветов, гармонические сочетания «Триада». Знакомство учащихся с объективными свойствами цвета и его влиянием на психофизиологическое состояние человека.
2. Выполнение практических заданий, создание итоговой декоративной композиции.
На занятиях научить детей создавать выразительные художественные образы, используя различные цветовые гармонии; развивать умения и навыки в изобразительной деятельности. Обобщение и закрепление всех полученных знаний, умений и навыков при создании итоговой работы.
Основные формы работы с детьми:
Совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность учащихся; ознакомление с дидактическим материалом (цветовой круг, примеры цветовых гармоний), изучение образцов декоративной композиции, наблюдение за природой и выявление в ней цветовых гармоний, просмотр и обсуждение итоговых работ.
Принципы реализации проекта:
Развитие творческих способностей у детей; индивидуальный и дифференцированный подход; интеграция образовательных областей; доступность, постепенность; взаимосвязь участников образовательного процесса.
Совместная деятельность с детьми:
Просмотр и обсуждение итоговых работ (декоративная композиция).
Непосредственная образовательная деятельность
Тема 1 «Монохромные гармонические сочетания»
Познакомить учащихся с первой цветовой группой, показать как цвет и его свойства (тон, насыщенность) влияют на характер художественного произведения.
Развивать фантазию, образное мышление, добиваться выразительности художественного образа сочетанием выбранного цвета с его светлыми и темными оттенками.
Материалы к изобразительной деятельности: плотная бумага формата А5, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра, вода.
Способ получения изображения:
Ребенок выбирает тему из предложенных вариантов (зимний пейзаж, хмурый день, растительный и животный мир, морской мир, грусть, спокойствие) или придумывает свою. Учащийся делает карандашом предварительный рисунок, после чего приступает к работе с гуашью. Ребенок выбирает один цвет из цветового круга, создает его светлые и темные оттенки путем добавления белой и черной гуаши. Учащийся аккуратно закрашивает участки рисунка выбранным цветом и его оттенками, или работает в технике раздельных мазков.
Предварительная работа:
Изучение иллюстраций пейзажа, растительного и животного мира, примеров ассоциативных композиций (тоска, спокойствие, статика, динамика).
Тема 2 «Гармонические сочетания родственных цветов»
Познакомить учащихся со второй цветовой группой, показать как выбор цветов, их сочетания, тональный разбор влияют на создание художественного образа.
Развивать фантазию, воображение, достигать выразительности композиции с помощью комбинирования выбранных трех цветов, расположенных рядом в цветовом круге, добавления в их сочетания ахроматических цветов (черная и белая гуашь).
Материалы к изобразительной деятельности: плотная бумага формата А5, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра, вода.
Способ получения изображения:
Учащийся делает выбор из предложенных тем (морской пейзаж, осень, лето, зима, растительный и животный мир, спокойствие, статика, уравновешенность, радость) или воплощает свой задуманный вариант композиции. Ребенок предварительно рисует все элементы композиции, затем приступает к цветовому решению. Учащийся выбирает три рядом расположенных в круге цвета, создает их светлые и темные оттенки путем добавления белого и черного цвета. Разрешается применять различные техники рисования: равномерное закрашивание отдельных участков рисунка или работа мазками.
Предварительная работа:
Рассматривание и анализ иллюстраций морского, осеннего, летнего, зимнего пейзажа, животного и растительного мира, ассоциативных композиций (спокойствие, статика, уравновешенность).
Тема 3 «Гармонические сочетания контрастных цветов»
Познакомить учащихся с третьей цветовой группой, показать как сочетание контрастных цветов, пропорции и компоновка цветовых пятен влияют на характер художественного произведения, на акценты в композиции.
Развивать фантазию, воображение, добиваться выразительности художественного образа с помощью сочетания выбранных двух цветов, расположенных друг напротив друга в цветовом круге, и добавления в них ахроматических цветов.
Материалы к изобразительной деятельности: плотная бумага формата А5, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра, вода.
Способ получения изображения:
Ребенок выбирает один вариант из готовых тем (солнце и море, цветы, ночной город, тропические птицы или рыбы, динамика, страх, опасность) или придумывает свой вариант. Создается предварительный рисунок, после этого начинается работа с красками. Учащийся выбирает два цвета, расположенных друг напротив друга в цветовом круге; определяет, какой цвет будет акцентировать на себя внимание зрителя, а какой цвет будет фоном. Можно добавить к каждому из сочетаемых цветов ахроматические цвета. Ребенок закрашивает отдельные участки рисунка, допускается использование техники раздельных мазков.
Предварительная работа:
Изучение иллюстраций морского пейзажа, цветов, тропических птиц и рыб, примеров ассоциативных композиций (динамика, страх).
Тема 4 «Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов»
Познакомить учащихся с четвертой цветовой группой, показать как сочетание данных цветов, их пропорциональное соотношение в формате листа влияют на художественный образ, делают его более мягким и гармоничным.
Развивать образное мышление, фантазию, воображение, достигать выразительности художественного образа с помощью комбинирования выбранных цветов, образующих равнобедренный треугольник в цветовом круге, добавления в них белого и черного цвета.
Материалы к изобразительной деятельности: плотная бумага формата А5, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра, вода.
Способ получения изображения:
Учащийся выбирает тему из предложенных вариантов (цветы, современный город, тропические птицы или рыбы, равновесие, радость, праздник) или придумывает свою. Ребенок делает предварительный рисунок, затем приступает к цветовому решению композиции. Учащийся выбирает три цвета, образующих равнобедренный треугольник в цветовом круге. Разрешается добавление ахроматических цветов к каждому из сочетаемых цветов. Предпочтительно компоновать в формате листа цветовые пятна так, чтобы было примерно одинаковое количество главного и контрастирующего цветов. Учащийся аккуратно выкрашивает участки рисунка или работает мазками.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций современных городов, цветов, тропических птиц и рыб, композиций на ассоциации (радость, праздник).
Тема 5 «Гармонические сочетания «Триада»
Познакомить учащихся с пятой цветовой группой; показать, как сочетание выбранных цветов создают сильный визуальный контраст при сохранении баланса и цветовой насыщенности.
Развивать фантазию, воображение, добиваться выразительности художественного произведения сочетанием трех выбранных цветов, равноудаленных друг от друга и образующих равносторонний треугольник в цветовом круге; показать, что при добавлении ахроматических цветов данная цветовая гармония не теряет своего эмоционального воздействия.
Материалы к изобразительной деятельности: плотная бумага формата А5, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра, вода.
Способ получения изображения:
Ребенок определяет тему композиции (цветы, современный город, тропические птицы или рыбы, радость, счастье, праздник и т.д.). Сначала учащийся создает предварительный рисунок, затем приступает к работе с гуашью. Выбирается три цвета, равноудаленных друг от друга и образующих равносторонний треугольник в цветовом круге. Один цвет становится главным, а два других используются для акцентов. Разрешается добавление ахроматических цветов к каждому из сочетаемых цветов. Учащийся закрашивает нарисованные ранее элементы композиции или работает раздельными мазками.
Предварительная работа:
Изучение иллюстраций современных городов, цветов, тропических птиц и рыб, ассоциативных композиций (радость, счастье, праздник).
Тема 6 «Декоративная композиция»
Обобщить и закрепить полученные знания, умения, навыки.
Развивать воображение, фантазию, образное мышление.
Добиться выразительности художественного образа.
Создать законченное художественное произведение.
Материалы к изобразительной деятельности: плотная бумага формата А5, А3, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра, вода.
Способ получения изображения:
Учащийся самостоятельно выбирает тему композиции и цветовую гармонию, наиболее соответствующую идее и замыслу автора, характеру будущего художественного произведения. На первом этапе создается предварительный цветовой эскиз композиции на листе бумаги формата А5, определяется общий колорит, пропорциональные соотношения и формы цветовых пятен. На втором этапе ребенок делает предварительный рисунок на листе бумаги формата А3, компонует все элементы будущего произведения в соответствии с эскизом, затем прорабатывает детали. На следующем этапе учащийся приступает к цветовому решению композиции. Допускается использование ахроматических цветов (белая и черная гуашь). Учащийся аккуратно и равномерно покрывает краской отдельные участки рисунка или работает в технике раздельных мазков. На заключительном этапе корректируются ошибки и недочеты, разрешается использование контура для подчеркивания декоративности композиции.
Предварительная работа:
Изучение и анализ примеров декоративной композиции.
Заключительный этап
Просмотр и обсуждение готовых декоративных композиций. Учащиеся сравнивают и анализируют свои и чужие работы, выявляя их недочеты и достоинства. Происходит обсуждение способов повышения качества рисунков.
Результатами работы в данном направлении стали:
получение и закрепление учащимися знаний основ цветоведения, принципов построения цветовых гармоний;
формирование художественного и эстетического вкуса;
получение детьми умений и навыков в изобразительной деятельности;
умение создавать выразительный художественный образ с помощью цвета;
активность и самостоятельность учащихся в изобразительной деятельности;
формирование способности к рефлексии, аналитическому мышлению;
умение воплощать в работах свой замысел, свои эмоции и чувства с помощью использования цветовых гармоний;
умение создать законченное и цельное художественное произведение.
Базыма Б.А. Психология цвета. Теория и практика. – М.: Речь, 2005.
Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М.: Педагогика, 1990.
Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – СПб.: Питер, 2006.
Гадамер Г.Т. Актуальность прекрасного. – М.: Искусство, 1991.
Ивенс Р. Введение в теорию цвета. – М.: Мир, 1998.
Иттен И. Искусство цвета: Пер с нем. Л. Монаховой, – М.: Д. Аронов, 2000.
Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», – М.: Мнемозина, 1995.
Кудинова А. В. Современная визуальная культура: фотографика, реклама, интернет. – Краснодар: КГИК, 2016.
Сурина М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. – Ростов н/Д.: МарТ, 2010.
Урванцев В. Психология восприятия цвета: учебное пособие./В. Урванцев – Ярославль: ЯГУ, 1999.
Читайте также: