Что означает выражение франшиза

Обновлено: 21.11.2024

4 причины почему каждый обязан знать, что такое франшиза

Почему надо знать

  • Известные бренды продают франшизу: McDonald’s, 1C, «Пятёрочка», Wildberries
  • Франчайзинг снижает риски
  • Есть недорогие варианты с минимальными вложениями денег

Что такое франшиза простыми словами

Что такое франшиза простыми словами и как она работает

Франшиза простыми словами – это право на использование торговой марки, названия и технологий другой фирмы.

Рядом с работой открылась кофейня. Вы рады, что открылось это заведение именно в этом месте. Но потом увидели точно такие же заведения в других районах города. Вопрос – как владельцу удалось открыть так много точек? Ведь это дорого – аренда помещения, покупка оборудования, сотрудники, налоги, продукция.

Ответ – это не один предприниматель, а несколько разных бизнесменов открыли кофейни с одинаковым названием. Главной остаётся первая. Все остальные – купили у неё право использовать название, технологии варки и стиль – купили франшизу.

Каждый предприниматель открыл точку на собственные средства. И ещё заплатил за франшизу. Для чего такие большие вложения? Чтобы снизить риски.

Франшиза покупается, чтобы запустить бизнес по готовой концепции и воспользоваться постоянной поддержкой опытных партнёров – юридической, рекламной, технической. Когда вы запускаете дело с нуля, то разбираетесь с любым вопросом самостоятельно. Когда вы покупаете франшизу – вам помогают и дают пошаговые инструкции.

Также читайте материал:

Подробно про франшизы. Терминология

Предприниматель, который придумал и реализовал идею, а потом начал продавать лицензию на свой бренд другим – это франчайзер (владелец).

Тот, кто купил у него право и запустил такую же кофейню в другом месте – это франчайзи (партнёр).

Продавец и покупатель прав заключают соглашение – подписывают франчайзинговый договор (договор коммерческой концессии).

Покупатель платит вступительный взнос при покупке. А также периодически отчисляет определённый процент – роялти. Разобраться в платежах вам помогут статьи что такое паушальный взнос и что такое роялти.

Мы привели пример, но вместо него может любой магазин, производство, сервис и т.д.

Виды франшиз

  • Производственные. Фирма-производитель начинает продавать технологию создания товара.
  • Товарные (дилерство). Фирма поставляет товар. А партнёр продаёт его конечному потребителю от лица этой компании.
  • Сервисные. Франчайзи получает право на оказание услуг, которые оказывает франчайзер.
  • Мастер-франшиза. Владелец бренда продаёт лицензию на открытие точек в другую страну.

Есть исключительная, серебряная, франшиза в страховании и в киноиндустрии.

Также читайте материал:

Для чего продают и покупают франшизу. Плюсы и минусы франчайзинга

Для владельца бренда франчайзинг – это способ повысить узнаваемость торговой марки. А также заработать.

Для покупателя – снизить риски неудачного старта. Благодаря помощи опытного партнёра, готовой проверенной концепции, инструкциям и обучению. Если бренд известный – аудитория вас будет узнавать сразу.

Из минусов выделяют – стоимость, необходимость следовать правилам, и отсутствие гарантий. Читайте подробнее о проблемах в статье плюсы и минусы франчайзинг.

Сколько стоит франшиза?

Стоимость франшизы – это размер паушального взноса. Но помимо платы нужны средства на запуск бизнеса – аренду помещения, покупку оборудования, заказ товара и т.д. Вместе они формируют инвестиции.

Размер паушального платежа формируется на основе ценности франшизы – известности бренда и того, что входит в пакет – бренд-бук, обучение, помощь с дизайном, наймом сотрудников, составление маркетинговой стратегии и др.

Если кроме концепции франчайзинговое предложение больше ничего не содержит, то и цена не должна быть высока. Для покупателя это тоже хорошо, так как он за небольшие деньги получает готовый вариант.

Роялти в стоимость франшизы не входит, так как это периодический платёж в процентах от выручки. Иногда взимается не с первого месяца работы.

Примечание: все платежи прописаны в договоре. Внимательно ознакомьтесь с документом, прежде чем принимать решение.

Также читайте материал:

Что лучше франшиза или собственный бизнес?

Особенность Свой бизнес Франшиза
Стоимость

Инвестиции в запуск

Инвестиции в запуск + паушальный взнос

Решения часто зависят от управляющей компании

Есть на определённой территории

Даётся готовый бизнес-план

База поставщиков нарабатывается с нуля

Есть база, контрагенты проверены

Поддержка франчайзи и опыт позволяют избежать множества ошибок

90% закрывается в течение 3 лет

Точки закрываются реже

Проблемы франшиз

Несмотря на все плюсы, во франчайзинге множество проблем

Со стороны франчайзера

Бизнес-модель не проверена

Если франшиза создаётся, когда у компании нет опыта открытия собственных филиалов, высоки риски неудачного запуска для партнёра. Либо франчайзи должен будет справляться со всеми проблемами сам.

Нет прав на интеллектуальную собственность

Продавец права не имеет юридических оснований для этого права. Смысл франчайзинга теряется.

Стоимость завышена

Встречается завышенный паушальный взнос – когда пакет франшизы не содержит ценностей равных стоимости.

Некачественная упаковка предложения

Франшиза не проработана. Владелец не представляет, как должна вестись работа с партнёрами. Прочитайте подробнее про то, что такое упаковка франшизы.

Нет анализа рынка других регионов

Одна модель бизнеса не всегда пригодна для любых городов. Чтобы успешно запустить фирму на незнакомой территории, требуются исследования спроса и конкурентов.

Со стороны франчайзи

Не желание что-то делать самому

Распространённая проблема. Покупая, вы должны понимать, что это просто инструмент. Время, деньги и силы нужно вкладывать.

Не выполняются указания управляющей компании

Модель бизнеса работает, если ей следовать. Решения, принятые вопреки, могут принести ущерб.

Нежелание платить роялти

Первый шаг к расторжению отношений и судебным разбирательствам, если платежи прописаны в договоре.

Читайте также: