Человек определяется не только природными качествами но и приобретенными смысл высказывания

Обновлено: 21.11.2024

Главная идея данного высказывания состоит в том, что человек имеет и биологическую, и социальную природу. При этом его биологические качества являются данными природой, а социальные – приобретёнными во взаимодействии с другими членами общества.

Я согласен с этим утверждением великого немецкого поэта и мыслителя. Действительно, человек неразрывным образом связан с природой, но для развития как личности ему необходимо взаимодействие с обществом. Природа создает только живое существо, а общество делает из него личность.

Обратимся к теоретическому смыслу высказывания Гёте. Из курса обществознания нам известно, что человек – это биосоциальное живое существо, обладающее рядом признаков, которые отличают его от животных: прямохождение, связная речь, разум, осознанное мышление. Биологическая природа человека включает в себя: внутреннее строение органов и систем, набор врождённых инстинктов (самосохранения, размножения и т.д.) и естественных потребностей (в еде, отдыхе и т.д.). Социальная природа включает в себя общение, сознательность, личностные качества, мировоззрение и т.д. Эти качества уже не врождённые, не заложенные природой, а приобретённые в ходе социализации. Под этим термином подразумевается усвоение человеком ценностей, правил и норм, принятых в данном социуме. Агентами социализации выступают социальные институты и группы, которые воздействуют на человека в рамках развития его личности. Первичными агентами социализации становятся семья и школа. Вторичными – рабочий коллектив, армия, церковь и прочие общественные институты. То, каким в итоге становится человек, определяется не столько природными качествами, сколько социальными – приобретёнными им в процессе социализации.

Пример из отечественной литературы мы видим в известном рассказе Александра Солженицына «Матрёнин двор». Его героиня – добросердечная женщина, которая всегда проявляет искреннюю заботу об односельчанах, по мере сил помогая справляться всем с трудностями крестьянской жизни. Причём она помогает людям совершенно безвозмездно, для того, чтобы быть полезной обществу. Эта бескорыстная любовь к людям, желание помочь им – приобретённые качества Матрёны, которыми она обзавелась в процессе социализации в простом сельском обществе. Именно эти приобретённые качества её личности, а не биологические, являются определяющими в её характеристике как человека.

Другим примером, из реальной жизни, может послужить известный мастер самбо, первый российский боец смешанных единоборств, добившийся вершин в этом спорте – Магомедхан Гамзатханов. Он вырос в отдалённом селе и очень поздно начал заниматься борьбой – уже когда учился в ПТУ. Тренер не хотел брать его из-за слишком высокого роста. А также потому, что «великовозрастный» новичок уже безнадёжно отстал от своих товарищей. Однако сам Магомедхан был другого мнения. Он тренировался очень упорно и настойчиво, с большой самоотдачей. В полной мере раскрыть свой талант Гамзатханов смог в армии, где он серьёзно занялся самбо. В 1991 году он начал выступления в смешанных единоборствах, где и прославился под именем Волк-Хан. Это пример человека, который «сделал сам себя», т.е. главные качества его личности были приобретёнными, а не природными.

Подытожить свои рассуждения хотелось бы следующими выводами. В развитии человека и становлении его личности принимают участие как природа, так и общество. Однако большинство качеств, которые составляют его индивидуальность, не заложены природой – человек получает их сам, в процессе своего взаимодействия с обществом.

Читайте также: