Древнегреческие высказывания о женщинах

Обновлено: 21.11.2024

Сегодня в рубрике «Культура» известные философы разных эпох и школ делятся мыслями о противоположном поле.

Основной философский труд:
«Мир как воля и представление»

Родился в Гданьске, откуда после блокады пруссаками был перевезен родителями в Гамбург. Отец Шопенгауэра хотел, чтобы сын занимался коммерцией. Когда родители разошлись и отец умер, Артур идеологически рассорился с матерью, бросил коммерческую деятельность и посвятил себя искусству, воспользовавшись, однако, материнскими связями.

Рассматривал мир как «вещь в себе», как волю, явившуюся совокупностью стихийных сил природы и человеческого разума, — эту теорию изложил в диссертации «О четверояком корне достаточного основания» в возрасте 25 лет и закончил спустя пять лет в книге «Мир как воля и представление». Однако успеха книга не встретила, что вызвало у философа, считающего философию дочерью искусства, а не науки, еще большее уныние.

«Коренным недостатком женского характера является несправедливость. Она проистекает ближайшим образом от указанного выше недостатка в разумности и сообразительности, но к тому же поддерживается еще тем обстоятельством, что они как слабейшие существа одарены от природы не силою, а хитростью: отсюда их инстинктивное лукавство и непреодолимая наклонность ко лжи».

Основной философский труд:
«Похвала глупости»

Знаменитый гуманист был внебрачным сыном священника, любившего свою избранницу так сильно, что, даже несмотря на протесты родителей, остался с ней. Эразм был очень желанный ребенок, но незаконный.

Когда ему было 13, оба его родителя ушли в мир иной, поэтому, будучи внебрачным отпрыском и сиротой, он вырос человеком трусоватым и робким. Поняв, что светская карьера в связи с этим ему не светит, ушел в монастырь. За свою жизнь много путешествовал: рано уехал из Голландии, жил в Англии, Франции и разных частях Италии.

Широкую известность получил после публикации своей философской сатиры «Похвала глупости», в которой он рассматривал мир с точки зрения глупости и в целом легко и юмористически высмеивал действительность.

«Если женщина даже захочет прослыть умной — как она ни бейся, окажется вдвойне дурой, словно бык, которого, рассудку вопреки, ведут на ристалище, — ибо всякий врожденный порок лишь усугубляется от попыток скрыть его под личиною добродетели. Правильно говорит греческая пословица: обезьяна всегда остается обезьяной, если даже облечется в пурпур; так и женщина вечно будет женщиной, иначе говоря — дурой, какую бы маску она на себя ни нацепила».

Пророчица из Дельфов Пифия будто бы предсказала Пифагору славное и грандиозное будущее, и потому, когда он родился, отец нарек его в честь знаменитой провидицы и на радостях даже переименовал жену в Пифаиду. Юношей Пифагор отправился в Египет, затем вернулся в родной Самос.

Дальнейшие сведения о его жизни очень разные. По некоторым источникам, Пифагор провел 22 года в Египте, после — во время одной из завоевательных войн — попал в рабство к вавилонскому царю и следующие 12 лет прожил в Вавилоне, откуда привез в Грецию знание о равенстве квадрата гипотенузы сумме квадратов катетов. Другие источники не уверены в том, что он бывал в Вавилоне, и утверждают, будто в 40 лет уехал из Самоса из политических соображений. На родине Пифагор основал свою философскую школу, известную тайным учением о взаимосвязи реинкарнации и числа.

«Например, земная женщина обычно получает свою любовь через “любимую” семью. Велико ее искушение любить мужа и детей больше, чем Бога. Не более десятка женщин Земли способны сегодня любить Всевышнего больше, чем своих детей. Конечно, чтобы очистить душу женщины от липкого неведения, ангелы Кармы дают ей мужа пьяницу или гуляку, детей слабоумных или преступников. Или придумывают какое-нибудь наказание и пострашнее».

Основной философский труд:
«Наука логики»

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в немецком городе Штутгарте в семье финансового чиновника. Учился богословию, восхищался французской революцией. Какое-то время работал домашним учителем, но полученное наследство помогло ему избежать этой участи в дальнейшем. В 1801-м году принялся за преподавание и читал свои лекции в Йенском и Берлинском университетах. После женился и в спокойствии брака написал свое важнейшее произведение «Наука логики».

В отличие от Канта, Гегель не отказывается от метафизики и считает, что наша Вселенная рациональна, логична и постижима при помощи разума. В его понимании идеальное государство есть торжество нравственной идеи, и строй государства создан духом, потому божественное в нем врастает в действительное.

«Касаясь отношения между мужчиной и женщиной, следует заметить, что девушка, отдаваясь, жертвует своей честью. К мужчине же, поскольку он имеет еще другую сферу нравственной деятельности, это не относится. Назначение девушки состоит существенно лишь в браке; следовательно, требование состоит в том, чтобы любовь обрела форму брака и чтобы различные моменты, заключающиеся в любви, получили свое истинно разумное отношение друг к другу».

Сын криминолога, Фейербах хотел стать профессором философии, однако первые же два опубликованных им исследования основывались на идеях пантеизма (бог есть во всем) и отвергали учение о бессмертии, что отрезало ему путь в университет.

Был одним из тех, кто посещал публичные лекции Гегеля. Полагал, что реальность мира определяется не только тем, что индивид способен чувствовать и воспринимать мир, но и тем, что его видит кто-то другой, и считал любовь единственным истинным доказательством существования предмета вне нашей мысли. Умер в нищете. Похоронен в Нюрнберге.

«Ребенок лишь тогда становится человеком, когда любит, — говорил молодой приват-доцент. — Сущность любви обнаруживается всего яснее в одном виде любви, в любви мужчины к женщине».

Основной философский труд:
«Критика чистого разума»

Человек, повлиявший на всю последующую немецкую и мировую философскую мысль, родился, вырос, прожил жизнь и умер в Кенигсберге (нынешний Калининград). Семья его богатством не отличалась, отец работал ремесленником, и потому, когда он умер, Канту пришлось оставить обучение в Кенигсбергском университете и приступить к домашнему обучению, чтобы прокормить оставшихся членов семьи.

Разработал гипотезу, согласно которой Солнечная система образовалась из туманности; изучал роль приливов и отливов; наметил план генеалогической классификации животного мира; пытался понять, насколько возможно получить чистое, неэмпирическое знание. Был антисемитом. Женат не был, поскольку вначале на это не было денег, а после — желания, однако женское общество очень любил и в свете считался хорошим собеседником. Его исследовательские философские работы «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения» до сих пор не потеряли своей актуальности.

«Женщину мало смущает то, что у нее нет некоторых высоких понятий, что она пуглива и не предназначена для важных дел; она прекрасна и пленяет — этого достаточно».

Самый знаменитый датчанин после Ганса Христиана Андерсена, считается одним из основателей экзистенциализма — однако, в отличие от Гегеля, считал, что рацио вторично, а чистое существование, экзистенциальность первичны. Более того, впоследствии, после определенного диалектического пути развития личности, такое существование обретает смысл в вере. Его диссертация была на тему иронии, впоследствии написал множество работ, затрагивающих такие важнейшие понятия, как страх, болезнь и смерть.

В молодости сильно влюбился в Регину Ольсен (ставшую впоследствии супругой Шлегеля) и поспешил сделать ей предложение, однако в тот момент, когда согласие было дано, разуверился в своей способности создать семью и расторг помолвку. В «Дневнике обольстителя» описал все эти события под вымышленными именами, однако считается, что они оказали влияние на все, что впоследствии вышло из-под его пера.

«В замужней женщине меньше естественной непосредственности, больше кокетства; отношения к ней ни прекрасны, ни интересны, а лишь пикантны. Пикантность же, как известно, всегда — последний ресурс».

Читайте также: