Безоценочное высказывание по отношению к ребенку

Обновлено: 04.11.2024

не должен говорить детям, чтобы не травмировать их.

• Помочь воспитателям правильно выстроить общение с детьми.

1. Фразы, в которых скрыты психологическая изоляция и отвержение ребенка со стороны взрослого и (или) сверстника.

Примеры фраз. «Отойдите от него все, пусть один сидит»; «Я смотреть на тебя даже не хочу».0,

Подобные высказывания оказывают сильное воспитательное воздействие, но отрицательное. Когда ребенок слышит их, чувствует себя отверженным, ненужным. Такое воздействие нарушает психическое равновесие,поэтому ребенок обязательно отреагирует: обидится, замкнется. Но потом будет стремиться реабилитировать травмирующие переживания.

Кроме того, такие фразы создают предпосылки для детской травли. Другим детям страшно оказаться на месте отвергаемого ребенка, но они видят его униженность и начинают чувствовать свое превосходство.

Рекомендация. Задача педагога – научить детей совместной деятельности. Поэтому педагогическое воздействие следует направлять на построение детского коллектива,а не изоляцию: «Давайте поможем Ане».

2. Фразы, которые предполагают пространственное отчуждение/изгнание

Примеры фраз. «Будешь баловаться, в другую группу отведу»; «Если не перестанешь, отправишься в кабинет заведующей».

Такие фразы воспитатели используют, когда грозятся наказать ребенка за плохое поведение, – обещают отвести в незнакомое ему помещение. При этом помещения могут быть не только страшными (кабинет медсестры, заведующей, но унизительными – туалет, кладовка. Незнакомое пространство многие дети воспринимают как угрозу, и подобные фразы могут привести к развитию страхов.

Рекомендация. Ведущие в дошкольном возрасте базовые потребности – это потребности в безопасности и принятии. В детском саду они уже нарушены из-за разлуки с родителями. Чтобы не усугублять ситуацию, воспитателям следует исключить фразы данной группы из общения с детьми.

3. Фразы, которые занижают самооценку и унижают личность ребенка

Примеры фраз. «Посмотри, на кого ты похож…»; «С таким мальчиком никто не будет дружить»; «Не занимаешься – будешь глупым»; «В младшую группу отведу – ты же ведешь себя, как маленький».

Оценочные фразы препятствуют развитию нормальной самооценки у детей. Дети легко привыкают к тому,как их оценивает педагог: «Взрослый же лучше знает, какой я». После этого воспитательные воздействия на ребенка, который согласился с тем, что он плохой, уже невозможны.

Рекомендация. Чтобы сформировать у ребенка критичность и способность адекватно оценивать свои действия, нужно избегать негативных высказываний обобщенного и ультимативного характера. У дошкольников здоровая самооценка – завышенная. Педагог должен разбирать вместе с ребенком его поведение в конкретной ситуации.

4. Фразы, которые формируют негативную модель будущего, негативный образ себя в будущем

Примеры фраз. «Если так будешь себя вести, непонятно, в кого ты превратишься!»; «Еще раз сделаешь так – тебя выгонят из садика», «Плохо ешь – будешь маленьким».

Такими фразами педагог программирует ребенка на негативное будущее и прерывает ход развития у него представлений о времени и «Я во времени». Дети становятся пассивными, проявляют уныние, перестают фантазировать о своем будущем, не видят положительных перспектив. Запугивания едой приводят к стрессу, формируют неправильное пищевое поведение.

Рекомендация. Педагог должен наполнять жизнь детей позитивом, укреплять их самооценку,помогать осознать маленькие достижения и компетентности: «Ты уже научился делать…»; «У тебя получается…».

5. Фразы, которые содержат гендерные ограничения или полоролевые нарушения

Примеры фраз. «Ты ведешь себя, как мальчишка/девчонка» (для девочки/мальчика); «Будешь вредной, никто замуж не возьмет»; «Настоящие мальчики не плачут».

Подобные фразы подрывают важный процесс, когда дети осваивают гендерные модели поведения, учатся осознавать себя как представителя определенного пола. Мальчики осознают себя мальчиками с позиции способности защищать других, отстаивать свои интересы, изменять мир. Девочкам важно подчеркивать позицию заботы, нежности, принятия других и умения договариваться.

Рекомендация. Нужно создавать условия, в которых дети будут черпать модели позитивного полоролевого поведения. Особое значение имеют игровое взаимодействие детей со сверстниками и образцы поведения окружающих их взрослых.

6. Фразы, которые ставят под сомнение самовыражение и инициативность ребенка

Примеры фраз. «Все делают нормально, ты один ничего не можешь»; «Из какого места у тебя руки растут?»; «С чего ты решил, что тебе разрешат?».

Подобные фразы подавляют детскую инициативность. Дети становятся неуверенными в себе, теряют интерес к занятиям, отказываются от своих увлечений. Между тем, именно в этом возрасте формируются инициативность, готовность предлагать идеи и ставить цели.

Рекомендация. Важно не ограничивать активность детей, а предложить адекватные формы ее реализации. Например, организовать игру, где каждый сможет предложить свою идею. Задача педагога поддерживать увлечения детей, сделать их возможными и результативными,поощрять самостоятельность: «Как интересно ты придумал!».

7. Фразы, которые пугают ребенка отвержением

со стороны родителей

Примеры фраз. «Мне маме рассказать, что произошло?»; «Ну что, будем папу расстраивать?»; «Будешь так себя вести, мама тебя домой не заберет!».

Подобные пугают ребенка, разрушают его эмоциональные связи с родителями, формируют ощущение отверженности и брошенности, а родителей выставляют в качестве угрозы и источника наказания. Такие высказывания представляют собой шантаж и предательство и отражают неготовность педагога брать на себя ответственность за поведение ребенка и решать проблему здесь и сейчас.

Рекомендация. Воспитатель должен уметь решать любую ситуацию, которая возникла в группе, за счет собственного авторитета. При этом важно предоставлять детям обратную связь, обсуждать с ними проблему сразу, а не ждать, когда придет мама.

8. Фразы, в которых используются пугающие персонажи

Примеры фраз. «Не перестанешь кричать, вызову милиционера (чаще, чем полицейского)»; «Останешься ночевать в группе вместе со сторожем!»; «Дед Мороз все видит и таким плохим детям ничего не принесет».

Подобные фразы формируют страхи, которые оказывают сильное негативное воздействие на психическое развитие ребенка. Страхи сковывают ребенка, отбирают энергию, и ее не остается на познавательную активность. Они могут закрепиться и проявляться в течение всей жизни.

Рекомендация. Педагогу следует исключить фразы с пугающими персонажами и использовать альтернативные методы воздействия. Например, совместно разработать правила группы и напоминать о них, когда кто-то из детей не слушается. Тогда не придется запугивать детей, чтобы организовать дисциплину в группе.

9. Фразы, которые ограничивают двигательную активность детей

Примеры фраз. «Стой на месте»; «Замри!»; «Перестань крутиться».

Потребность в движении является базовой и важной для общего развития дошкольников. Если воспитатель постоянно одергивает ребенка, запрещает двигаться, это может сказаться на его психоэмоциональном состоянии. Нельзя заменить физическую активность замиранием, это приведет к еще большему взрыву.

Существуют стили общения воспитателя с детьми

• Демократический стиль

Характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, налаживание эмоционального контакта с ребенком, не подавление строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки.

• Авторитарный стиль общения

Проявление ярко выраженных установок избирательность по отношению к детям, частое использование запретов и ограничений в отношении детей, злоупотребление отрицательными оценками; строгость и наказание.

• Либеральный стиль общения

Характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях; «забывчивость» о своих прежних требованиях и через определенное время предъявление полностью противоположных, ранее данных требований. Склонность пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Оценка детей либеральным воспитателемзависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные

• Смешанный стиль.

Характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля с непоследовательным (либеральным).

Тест на определение стиля взаимодействия воспитателя с детьми.

Внимательно прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий вариант ответа.

1. Считаете ли вы, что ребенок должен:

а) делиться всеми своими мыслями и чувствами;

б) говорить только то, что захочет;

в) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребенок без разрешения взял у другого малыша в его отсутствие дидактический материал для занятий,то вы:

а) доверительно с ним побеседуете и предоставите самому принять нужное решение;

б) представите самим детям разбираться в проблеме;

в) скажите об этом всем детям и предложите вернуть взятый материал.

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен и внимателен.Как вы поступите:

а) похвалите и всем детям покажете его работу;

б) проявите заинтересованность и выясните причину такого поведения;

в)скажите ему: «Вот всегда бы так занимался».

4. Ребенок плохо себя чувствует и отказывается принимать участие в занятиях.Как вы поступите:

а) доверительного с ним побеседуете, выясните причину плохого состояния и предложите ему заниматься в силу его возможностей;

б) предложите ему заняться чем-либо другим;

в) заставите ребенка принять участие.

5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минутка.Что вы предпочтете сделать:

а) спокойно, не вмешиваясь понаблюдать, как они работают, занимаются;

б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

в) займетесь своими делами.

6.Какая точка зрения вам кажется наиболее правильной:

а) чувства ребенка еще поверхностны, быстро проходящие и на них не стоит обращать особого внимания;

б) эмоции ребенка, его переживания - важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;

в) чувства ребенка удивительны, переживания значимы, к ним нужно относиться бережно.

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

а) ребенок неопытен, и только взрослый может и должен его воспитывать и обучать;

б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно способствовать максимальному повышению активности самого ребенка;

в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи и, поэтому главное - заботиться о том, чтобы он был накормлен, здоров и не нарушал дисциплину.

8.Ваше отношение к активности ребенка:

а) положительное - без нее невозможно полноценное развитие;

б) отрицательное - часто это мешает вести обучение и воспитание;

в) положительно тогда, когда активность согласована с педагогом.

9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это.Ваши действия:

а) не обратите на это внимание;

б) предложите выполнять задание;

в) предложите другое задание.

10. Какая позиция, по-вашему,болев правильная:

а) ребенок должен быть благодарен взрослому за заботу о нем;

б) если он не осознает заботу, то это его дело, но когда-нибудь он об этом пожалеет;

в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь?

Полученный ответ оценивается указанной суммой баллов.

№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

А 2 3 2 3 3 1 2 3 1 2

Б 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1

В 1 2 1 2 1 3 1 2 3 3

Обработка результатов тестов

Общая сумма баллов показывает склонность педагога к определенному стилю:

25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;

20-24 баллов – склонность к авторитарному стилю;

10-19 баллов – выраженность либерального стиля общения.

Источник: Справочник педагога-психолога детский сад (выпуск №5, май 2018 г.).Автор статьи: Татьяна Авдулова.

Существуют стили общения воспитателя с детьми

• Демократический стиль

Характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, налаживание эмоционального контакта с ребенком, не подавление строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки.

• Авторитарный стиль общения

Проявление ярко выраженных установок избирательность по отношению к детям, частое использование запретов и ограничений в отношении детей, злоупотребление отрицательными оценками; строгость и наказание.

• Либеральный стиль общения

Характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях; «забывчивость» о своих прежних требованиях и через определенное время предъявление полностью противоположных, ранее данных требований. Склонность пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Оценка детей либеральным воспитателемзависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные

• Смешанный стиль.

Характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля с непоследовательным (либеральным).

Читайте также: