Автором фразы история не знает ни одного примера возникновения государства

Обновлено: 04.11.2024

1. Теологическая теория является одной из самых древних. Её создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всём. Так в древнем Китае импера­тор именовался сыном неба.

Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе го­сударства, - Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, теологическая теория присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, спо­собствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.

2. Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютиз­ма и какими-то отголосками дошла до наших дней.

У истоков её стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобным невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объеди­нению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединения приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Традиции патернализма живы и сегодня.

3. Органическая теория. Эта теория возникла в ХIХ в. в связи с успехами естест­вознания, хотя некоторые подобные идеи уже высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон сравни­вали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.

В соответствии с органической теорией само человечество возникает как ре­зультат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие при­водит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

4. Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине ве­ков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникла в ре­зультате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Но если в воззрениях философов Древней Греции мы нахо­дим лишь зачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей XVII-XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж. Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и др. она получила полное своё развитие.

Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшеству­ет естественное состояние, которое они характеризовали по-разному.

Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свобо­дами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благопо­лучия заключается общественный договор между каждым членом общества и созда­ваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государст­венной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность.

5. Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государ­ства и права создал Г. В. Гегель (1770 - 1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало - «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»).

Гегель выводил государство и право из аб­солютной идеи, из требований разума. По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть выс­шая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а являет­ся абсолютной самоцелью. Государство имеет высшее пра­во в отношении личности, а высшая обязанность последней - быть достойным членом государства.




6. Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX - начале ХХ вв. Её основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия, - война и за­воевание.

История не знает ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Государ­ство и классы, начинают своё существование одновременно. Племя побе­дителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства образуются из племён, спаянных друг с другом актом завоевания».

7. Психологическая теория.Представителями этой теории, возникшей также в ХГХ в., были Г. Тард, Л. И. Петражицкий и др. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребность подчиняться, подража­нием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справед­ливости определенных вариантов действия и отношений и прочее.

8. Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Марксистская теория связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и появление непримиримых классовых противо­речий».

Читайте также: