Выписки могут быть дословными цитаты или свободными мысли автора читатель излагает самостоятельно

Обновлено: 06.11.2024

Ознакомительное – (извлечение основной информации) Задача - выяснить, что именно пишется по интересующему читателя вопросу

Изучающее - Задача - максимально полно понять содержание текста с возможным последующим воспроизведением

Помогает получить общее представление о материале.

Основные совершаемые действия :

знакомство с заголовками и подзаголовками, отдельными фрагментами текста,

выделение ключевых слов и понятий , смысловых опорных пунктов,

оценка с точки зрения достоверности информации, выделение важных абзацев, основной и второстепенной информации.

Полнота понимания текста определяется

возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего,

Ориентировочное . Основная задача читающего – установить, относится ли данный материал к интересующей его теме.

Обзорное . Направлено на выделение главной мысли текста. Понимание главной мысли в данном случае практически невозможно.

Конспективное для выделения основных мыслей

Реферативное - для выделения основных мыслей. Все подробности опускаются как несущественные для понимания главного.

Предполагает — бегло прочитать материал для общего ознакомления с содержащейся в нем информацией. Достаточно лишь понимания общей сути изложенного.

Нас интересует – о чем эта работа, что именно говорится. Мы даем оценку новое/уже известное, интересно/неинтересно, понятно/непонятно и тд.

Если дали оценку «новое», «интересно», «непонятно», то характер чтения меняется, и мы можем перейти к другому виду чтения, т.к. наше отношение к информации изменилось.

Так, например, мы можем читать статьи из журнала.

Этот вид чтения требует умения различать главную и второстепенную информацию

Аналитическое (изучающее) чтение

чтение представляет собой внимательное вчитывание, проникновение в смысл при помощи анализа текста. Изучающее чтение является, прежде всего, самостоятельной целью обучения чтению, так как в жизни читатель часто может попасть в положение, когда ему нужна точная информация, например, при чтении научно-технических текстов. Изучающее чтение одновременно является средством обучения чтению, так как оно представляет собой максимально развернутую форму чтения, при которой оттачиваются все приемы чтения, развивается «бдительность» ко всем сигналам, исходящим от текста. Оно практикуется обычно на небольших по объему текстах определенной степени трудности, так как главная задача – качественная сторона чтения, полнота и точность понимания.

Включает все действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов:

отбор важных и второстепенных фактов;

ответы на вопросы и постановку вопросов;

выделение основных и дополнительных мыслей;

комментарии и объяснения ;

рефлексию — оценку прочитанного и создание собственных смыслов;

Обучение смысловому чтению и работы с текстом учащихся требует от детей понимания, различения и умения работать с различными типами текста.

Сплошные тексты (без визуальных изображений)

описание (художественное и техническое);

повествование (рассказ, отчет, репортаж);

объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);

аргументация (научный комментарий, обоснование);

инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).

Несплошные тексты (с визуальными изображениями)

информационные листы (расписания, каталоги и др.);

расписки (билеты, накладные, квитанции);

призывы и объявления (приглашения, телеграммы и др.);

таблицы и графики; списки; карты.

Организация обучения смысловому чтению и работы с текстом учащихся начальной школы

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:

дискуссия и обсуждение,

моделирование и рисунок.

Проблемно-поисковый способ предполагает выделение в тексте проблемы, её обсуждение. Для понимания текста нужно не просто выделить в нём смысловые части, но и разрешить смысловые трудности – проблемные ситуации.

Проблемная текстовая ситуация (наряду с вопросом и задачей) является одним из источников мышления. Разрешение проблемных текстовых ситуаций ведёт к пониманию текста.

Исследуя понимание в связи с решением задач (проблемных ситуаций), можно считать, что основным способом, позволяющим добиться лучшего понимания текста, является постановка вопроса (или вообще задания) – поиск ответа.

В диалоге с другими, иногда в споре, происходит не простое потребление литературы, а самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Хотя вопросы к обсуждению книги обычно ставят взрослые, но решение их вырабатывается, проверяется и формулируется в процессе взаимодействия всех участников. Моделирование и рисунок помогают учащимся представить место действия, образы действующих лиц и т.д.

Эти методы развивают воображение учащихся, дают им возможность пофантазировать. Творческая работа нравится детям, им всегда интересно её выполнять. Перевод текста в серию рисунков позволяет детям научиться удерживать сюжетную линию текста. Сущность понимания информации, содержащейся в тексте, состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения. Понимание прочитанного — непременное условие эффективного чтения.

Основные приемы осмысления текста:

Деление текста на части, его смысловая группировка и приводят к выделению смысловых опорных пунктов, углубляющих понимание и облегчающих последующее запоминание материала.

Антиципация — предвосхищение или смысловая догадка.

Реципация — мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникших в процессе чтения.

Выделение ключевых слов.

Анализ структуры текста.

Многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.

Постановка вопроса-предложения, сочетающего в себе вопрос и предположительный ответ на него.

Критический анализ и оценка (находит выражение в дополнениях к прочитанному, в сомнении или несогласии, в высказывании собственной позиции (мнения) и отстаивания ее).

Виды работ над текстом

Чтение всего текста, отдельной части, абзаца.

Чтение, деление на части.

Составление плана.

Чтение текста по готовому плану, написанного на доске.

Пересказ прочитанного текста.

Предлагая детям пересказать какой-либо текст, следует подумать о цели такой деятельности. С точки зрения ребенка, пересказывать текст ''просто так'' бессмысленно. Можно предложить обучающимся представить, что сказку они хотят рассказать своим младшим братьям и сестрам, а понравившийся рассказ надо посоветовать прочитать товарищу или поделиться впечатлением о прочитанном произведении с мамой и бабушкой.

Выделяют несколько типов пересказа: - подробный; - близкий к тексту; - выборочный; - краткий; - творческий.

Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

Чтение с сокращением текста. (Убрать предложения или слова, которые можно опустить.)

Чтение цепочкой по предложению, абзацу.

Чтение вполголоса, жужжащее чтение.

Нахождение отрывка к рисунку, иллюстрации.

Ответы на вопросы.

Составление диафильма по прочитанному.

Инсценирование, т.е. чтения текста по ролям.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

Чтение самого красивого места в произведении.

Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.

Чтение «выше нормы» (когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10—15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50—55 слов в минуту).

Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль произведения.

Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

Беседа с сопровождением выборочного текста.

Нахождение в тексте 3 (5, 7. ) выводов.

Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

Чтение названия рассказа. Как еще можно назвать?

Чтение по ролям.

Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.

Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе) .

Нахождение и чтение образных слов и описаний.

Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

Чтение стихотворения, расстановка пауз.

Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.

Нахождение в рассказе самого длинного слова.

Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

Чтение, пометка непонятных слов.

Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).

Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т. д.

Комбинированное чтение (учитель — учащиеся хором).

Одна из главных задач при обучении смысловому чтению состоит в том, чтобы сформировать приемы понимания текста, которые ребенок сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст. Это позволит растить Читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.

При чтении любого текста необходимо обращать внимание на использование приемов работы с книгой.

Предварительный просмотр книги – это первоначальное знакомство с книгой. Он важен потому, что иногда чтение этим и ограничивается. Просмотр аннотации, оглавления, предисловия и послесловия, некоторых разделов, абзацев главы, титульного листа позволяют составить общее представление о языке, стиле, содержании книги. При этом обучающиеся оценивают книгу в смысле возможности её использования, т.е. нужно ли читать её или поискать что-то другое.

Систематическое чтение с карандашом в руке – широко используемый приём. Возвращаясь потом к книге, можно по пометкам восстановить в памяти прочитанное, быстро извлечь ту информацию, которая необходима.

Выписки из книг и статей, собственные записи (дневники, записки, книжки); дословные (цитаты) или свободные, когда мысли автора читатель излагает своими словами. Яркие и важные места из произведений лучше всегда приводить дословно. Всегда полезно давать точные ссылки на источники: записывать, из какой книги взята цитата, с какой страницы.

Чтобы отметить нужные места, полезно пользоваться закладками. Они могут не только отмечать страницы книг, но и нести разную информацию. Больше того, закладки помогут организовать труд, - на них можно делать и заметки.

План – это коротко записанные мысли и заголовки, это «скелет» произведения. Запись в виде плана учит чётко формулировать свои мысли.

Достоинства плана перед другими формами записей:

самая короткая запись;

план нагляден и обозрим;

восстанавливает в памяти прочитанное;

помогает составлению записей.

Вопросный (Как? Сколько? Когда? Почему?)

Тезисный (кратко сформулированная идея рассказа)

Назывной (план записан в виде тезисов, но без глаголов)

Опорная схема (состоит из опор, т.е. слов, словосочетаний, предложений несущих наибольшую смысловую нагрузку)

Комбинированный (сочетает в себе разные виды планов)

Требования к формулировке пунктов плана:

В пунктах плана должны выражаться главные мысли текста, чтобы было понятно, о ком или о чём и что говорится в каждой части рассказа.

Пункты плана должны быть связаны по смыслу.

Пункты плана должны быть краткими, чёткими.

Работа над планом.

Определить идею, т.е. главную мысль и сформулировать её.

Разделить текст на части.

Озаглавить каждую часть.

Перечитать текст и ещё раз продумать формулировки пунктов плана.

Тезис – это запись, которая вбирает в себя суть текста, т.е. основную суть произведения. Тезисы представляют собой развёрнутый сложный план. Это самые важные, главные положения, мысли автора, которые носят характер выводов. Как составляют тезисы? После предварительного ознакомления текст читают вторично. При этом разбивают его на отрывки. Далее находят в каждой части главное и кратко формулируют мысль. Это и будут тезисы.

Конспект – краткое изложение, краткая запись чего-то. Такая запись даёт возможность изложить весь материал, но в небольшом объёме. Конспект – это план, переходящий в краткий пересказ. В отличие от краткого пересказа, конспект может не содержать плавных переходов.

Как составить конспект?

Отобрать существенную информацию.

Сохранить отобранную информацию.

Записать полученный текст ( при составлении конспекта употребляется лексика данного текста).

Существуют и другие способы и формы работы с книгой.

отзыв – выражение собственного отношения к прочитанному;

рецензия – отзыв, разбор и оценка нового произведения;

эссе – прозаическое произведение, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по какому-либо вопросу;

Ставя вопросы, ученик анализирует материал, подвергает его умственному досмотру, выделяет главное, нащупывает новые связи, не всегда для него ясные, находит у себя слабые места, пробелы, стремясь их заполнить.

Типы вопросов для осмысления текста:

Простые вопросы Отвечая на них, обучающиеся называют какие-то факты, вспоминают, воспроизводят некую информацию.

Уточняющие вопросы Начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?» Представляют собеседнику обратную связь относительно того, что он только что сказал.

Объясняющие вопросы Начинаются со слова: «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей.

Творческие вопросы Начинаются со слов: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

Оценочные вопросы «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?». Направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

Практические вопросы «Как бы вы поступили на месте героя?» Направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

Следующая цитата

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и
тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1)Чтение — это работа, требующая определенного порядка. 2)Предварительный
просмотр книги — это ознакомление с аннотацией, введением (предисловием),
оглавлением, иногда чтение отдельных абзацев книги, иногда некоторых разделов.
3)Читая, делать в книгах пометки, отчеркивая, подчеркивая, выражая этим свое
отношение к тексту, — это вошло в привычку многих. 4)Но делать пометки можно лишь
в собственных книгах, да и то не всегда: вряд ли кто станет подчеркивать и помечать
что-либо в ценных изданиях, скажем, в томах из собраний сочинений. 5) В частности,
поэтому приходится прибегать к выпискам. 6) Выписки могут быть дословными
(цитаты) или свободными — мысли автора читатель излагает самостоятельно.
7)Большие отрывки текста трудно цитировать в полном объеме – старайтесь,
предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать их своими
словами. 8)Наиболее яркие места из классических произведений – это те фрагменты,
которые лучше приводить дословно.

Следующая цитата

1)Чтение — это работа, требующая определенного порядка. 2)Предварительный просмотр книги — это ознакомление с аннотацией, введением (предисловием), оглавлением, иногда чтение отдельных абзацев книги, иногда некоторых разделов. 3)Читая, делать в книгах пометки, отчеркивая, подчеркивая, выражая этим свое отношение к тексту, — это вошло в привычку многих. 4)Но делать пометки можно лишь в собственных книгах, да и то не всегда: вряд ли кто станет подчеркивать и помечать что-либо в ценных изданиях, скажем, в томах из собраний сочинений. 5) В частности, поэтому приходится прибегать к выпискам. 6) Выписки могут быть дословными (цитаты) или свободными — мысли автора читатель излагает самостоятельно. 7)Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, надо стараться, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами. 8)Наиболее яркие места из классических произведений лучше приводить дословно.

Найдите предложения, в которых двоеточиеставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений

1)В городских парках осень наступает незаметно: деревья все ещё стоят в своих зелёных нарядах, но под ногами уже шуршат первые опавшие листья. 2)Начиная с Яблочного Спаса, лето сдает свои позиции и уступает осени: всё чаще небо затягивают тяжёлые грозовые тучи, они полностью закрывают солнце, но так и не проливаются дождём. 3)Пасмурные дни идут стройной чередой друг за другом, но вдруг что-то меняется. 4)Пробившиеся сквозь тучи солнечные лучи озаряют мощёные дорожки, деревянные скамейки, силуэты деревьев. 5)Багряные и золотые листья так и горят, озарённые мягким светом. 6)Создаётся впечатление, что это искусный художник одним взмахом кисточки преобразил всё вокруг. 7) Сколько красок у осени! 8)Если присмотреться, то можно заметить целую палитру цветов: тёмно-коричневый, охра, шафран, алый.

Найдите предложения, в которых двоеточиеставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений

1)За нашей деревней расстелились широченные поля. 2)Мы направились по узкой тропинке прямо к дальней берёзовой роще: каждый год здесь можно набрать полные корзинки вкусных грибов. 3)Главное, уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. 4)День выдался без дождя, а все деревья освещены яркими лучами тёплого солнца. 5)В лесу тихо и не слышно пения птиц, они готовятся к путешествию на юг. 6)Гуляя по лесу, можно заметить, что из-под бурых и жёлтых листьев виднеются яркие шляпки сыроежек, но мы пройдём мимо. 7)Мы с ребятами заранее решили собрать только самые вкусные грибы: ароматные белые, красные подосиновики, симпатичные подберёзовики, лисички и рыжики. 8) Их можно приготовить по-разному: пожарить, посолить на зиму

Следующая цитата

(1)(1)Однажды на откосе лесной канавы я нашёл сделанное из мха красивое гнездо пеночки-веснички с сидящими там птенцами. (2) Интересно наблюдать за слетевшей с гнезда пеночкой! (3) В страшной тревоге, свесив крылышки, она ползает по ветвям ближайшего кустарника, притворяясь раненой или больной, ежеминутно срываясь и падая на землю, где продолжает трепетать и биться. (4) Птичка подлетает буквально в упор, кружится и бьётся на боку, как бы не имея сил. (5) Стоит пойти за ней, и она начинает «отводить» вас от гнезда, думая, что её хитрость удалась. (Огнев С.И)

2. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Орлик в прошлом – это большая ремесленная слобода. (2) Жили и трудились здесь искусные сапожники, шубники, бондари, кузнецы, портные – русские мастера (3) Женщины и девушки вышивали, вязали крючком, на спицах, коклюшках, ткали ковры и дорожки. (4)Вязание крючком – яркое, неповторимое явление национальной культуры. (5)Его история уводит нас в далёкое прошлое. (6) Сначала вязание было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел как ровная, гладкая палочка. (7)Потом сделали на конце выступ, чтобы нить не соскальзывала, поэтому стало намного легче работать. (8) С помощью нехитрого инструмента – крючка – создаются необыкновенные по красоте и изяществу изделия.

4.Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1)В городских парках осень наступает незаметно: деревья все ещё стоят в своих зелёных нарядах, но под ногами уже шуршат первые опавшие листья. 2)Начиная с Яблочного Спаса, лето сдает свои позиции и уступает осени: всё чаще небо затягивают тяжёлые грозовые тучи, они полностью закрывают солнце, но так и не проливаются дождём.3)Пасмурные дни идут стройной чередой друг за другом, но вдруг что-то меняется. 4)Пробившиеся сквозь тучи солнечные лучи озаряют мощёные дорожки, деревянные скамейки, силуэты деревьев. 5)Багряные и золотые листья так и горят, озарённые мягким светом. 6)Создаётся впечатление, что это искусный художник одним взмахом кисточки преобразил всё вокруг.7) Сколько красок у осени! 8)Если присмотреться, то можно заметить целую палитру цветов: тёмно-коричневый, охра, шафран, алый.

5.Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

6.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1)Чтение — это работа, требующая определенного порядка.2)Предварительный просмотр книги — это ознакомление с аннотацией, введением (предисловием), оглавлением, иногда чтение отдельных абзацев книги, иногда некоторых разделов.3)Читая, делать в книгах пометки, отчеркивая, подчеркивая, выражая этим свое отношение к тексту, — это вошло в привычку многих.4)Но делать пометки можно лишь в собственных книгах, да и то не всегда: вряд ли кто станет подчеркивать и помечать что-либо в ценных изданиях, скажем, в томах из собраний сочинений. 5) В частности, поэтому приходится прибегать к выпискам. 6) Выписки могут быть дословными (цитаты) или свободными — мысли автора читатель излагает самостоятельно. 7)Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, надо стараться, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами. 8)Наиболее яркие места из классических произведений лучше приводить дословно.

7.Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В России самые ранние из дошедших до нас деревянных изделий, украшенных резьбой, относятся к IX веку. (2) Это остатки жилищ, домашняя утварь, посуда, пряничные доски. (3) Из дерева строились на Руси избы и церкви, резались иконостасы, делалась мебель. (4) В соответствии с назначением и формой каждой вещи разрабатывались характер украшений и приёмы резьбы. (5) Неисчерпаемым источником образов для резчика была природа. (6) Звери, птицы, растения сплетались под резцом в фантастические узоры и орнаменты. (7) Эти узоры переходили от мастера к мастеру, от семьи к семье, из поколения в поколение. (8) Постоянно обогащаясь новой фантазией, они достигали необыкновенной красоты. ( Из журнала «Юный техник»)

8. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1)За нашей деревней расстелились широченные поля. 2)Мы направились по узкой тропинке прямо к дальней берёзовой роще: каждый год здесь можно набрать полные корзинки вкусных грибов. 3)Главное, уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. 4)День выдался без дождя, а все деревья освещены яркими лучами тёплого солнца. 5)В лесу тихо и не слышно пения птиц: они готовятся к путешествию на юг.6)Гуляя по лесу, можно заметить, что из-под бурых и жёлтых листьев виднеются яркие шляпки сыроежек, но мы пройдём мимо. 7)Мы с ребятами заранее решили собрать только самые вкусные грибы: ароматные белые, красные подосиновики, симпатичные подберёзовики, лисички и рыжики.

9. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Я перешёл через широкую дорогу, осторожно пробрался сквозь запылённую крапиву и прислонился к низкому плетню. (2) Неподвижно лежал передо мною небольшой сад, весь озарённый и как бы успокоенный серебристыми лучами луны. (3)Молодые яблоки кое-где возвышались над поляной, сквозь их жидкие ветви кротко синело ночное небо, лился дремотный свет луны. (4) С одной стороны сада мутно зеленели липы, облитые неподвижным, ярким светом. (5) С другой стороны они стояли все чёрные и непрозрачные, и сдержанный шорох возникал в их сплошной листве. (6) Они как будто звали на дорожки, пропадавшие над ними, и манили под свою глухую сень. (По И.С.Тургеневу)

10. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1)Июнь — это раннее лето, но оно уже заявляет о себе шумом, свойственным началу большого праздника. 2)В живой природе наступает период, когда самым главным становится забота о потомстве.3)С рассвета до заката слышна птичья разноголосица. 4) Писк и крик, щебетание и карканье, посвистывание и чириканье – все это наполняет пространство. 5)Воздух просто звенит от разнообразия звуков: тихих, мелодичных и резких, будоражащих, сменяющих друг друга.6) Мир птиц и букашек, снующих без устали, охвачен радостью и суетой.7)Смело рассекают воздух стрижи, криком извещая о смене погоды. 8)Они штурмуют небо, бесстрашно взмывая вверх и так же стремительно падая вниз, добывая корм своим птенцам. 9)Забота о потомстве становится главным делом их жизни. 10) Их крики – это восторг и радость!

11. Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Весной и летом ёлочки не было, а осенью вдруг появилась. (2) Раздвинула листья, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. (3) Деревья роняли листья. (4) Много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день рождения ёлочки, деревья дарят ей подарки. (5) Осина дарит ей красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, ива засыпает её золотистыми рыбками. (6) И стоит ёлочка счастливая, вся в золоте и бронзе; раскинула лапки, а на ладошках подарки. (Н. Сладков)

12.Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Я сидел в кают-компании, прислушиваясь в недоумении к свисту ветра между снастей и к ударам волн в бока судна. (2) Наверху было холодно и неприятно: дул ветер, косой, мерзлый дождь хлестал в лицо. (3) Офицеры беззаботно разговаривали между собой, как в комнате, на берегу; иные читали.(4) Вдруг раздался пронзительный свист боцманских свистков, и вслед за тем разнесся по всем палубам крик десяти голосов: «Пошел все наверх!»(5) Мгновенно всё народонаселение фрегата кинулось снизу вверх. (6) Офицеры бросили всё: книги, карты (географические: других там нет), разговоры - и стремительно побежали туда же.(7) Непривычному человеку покажется, что случилось какое-нибудь бедствие, и корабль сейчас пойдет на дно.(8) Я спросил бежавшего мимо меня мичмана: «Зачем это зовут всех наверх?» (По И А Гончарову)

13.Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)О чём могут разговаривать муравьи? (2) Оказывается, о многом. (3) Учёные предполагают, что звуки используются у муравьёв для передачи информации. (4) Было, например, установлено, что лишённый подвижности муравей – листорез зовёт на помощь товарищей и они бросаются на выручку и стараются освободить друга. (5) При схватке с соперниками муравьи также издают некий воинственный клич, другие звуки сопровождают процесс передачи добычи рабочим особям. (6) Анализ муравьиных звуков подтвердил, что муравьиный «язык» позволяет описывать весьма различные коллизии из личной и общественной жизни этих насекомых. (Из журнала «Юный натуралист»)

Читайте также: