Волков игорь павлович цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Геннадий Никандрович Волков (1927-2010) - педагог; профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, писатель-публицист, основатель этнопедагогики.
Биография Геннадия Никандровича Волкова берет свое начало в Чувашском селе Большие Яльчики. Именно здесь, 31 октября 1927 года, был рожден герой нашей статьи. Отцом Геннадия был преподаватель физики и математики. Возможно, именно из-за влияния родителей Волков выбрал путь учителя. Уже в 1948 году он начинает преподавать в средней школе города Чебоксары.
В молодости Геннадий Никандрович Волков вел переписку с Василием Сухомлинским - выдающимся педагогом-гуманистом. На тот момент Волков был всего на десять лет младше своего приятеля. Однако влияние, оказанное Сухомлинским, не могло не сказаться на дальнейшей деятельности Волкова. Жизнь в советское время Волков является выпускником Чувашского педагогического университета имени Яковлева. Здесь Геннадий Никандрович закончил аспирантуру, после чего трудился доцентом и старшим научным сотрудником.
В начале 70-х годов знаменитый педагог переезжает в Москву. В столице РСФСР он начинает создание обширного педагогического сектора Института национальных школ. Геннадий Никандрович Волков активно развивал концепцию этнопедагогики, которую он сформировал еще в молодом возрасте. Научная деятельность знаменитого педагога привлекла зарубежных специалистов, а потому герой нашей статьи отправляется в Эрфурт - на тот момент город в ГДР. Здесь он работает профессором в Высшей педагогической школе.
С распадом Советского государства Волков переезжает в Калмыкию. Тут он становится консультантом по этнопедагогической теории и заведующим лабораторией при Институте развития личности. На данный момент Геннадий Никандрович продолжает трудиться. Он состоит в редакторских коллективах различных научных журналов, а также продолжает совершенствовать свои теории.
Научная деятельность Волкова Геннадий Никандрович за всю свою жизнь написал более тысячи публикаций. В одной лишь педагогике он стал автором порядка полусотни монографий. Большинство его работ посвящены этнопедагогической концепции - науке, предметом которой является воспитание по народным традициям. Сам Волков - это представитель чувашской народности, а потому он активно популяризирует национальные методы воспитательно-образовательного процесса. Ученый посвятил несколько своих работ тюркско-русским отношениям. На основе первоисточников он сумел обосновать нравственное единство этих двух народов. За всю свою биографию Геннадий Никандрович Волков освоил несколько азиатских языков, а потому его можно с уверенностью назвать полиглотом. Понятие этнопедагогики Традиционная образовательная практика должна иметь место в современной педагогике. Многие этносы и народности владели настолько удивительными и эффективными приемами воспитания, что их применение было бы актуальным даже сегодня. Важно лишь соответствие применяемых методов принципам гуманности и добросовестности.
Выявление архаичных принципов воспитания и гармоничное их встраивание в современный педагогический процесс - вот, что называется сегодня этнопедагогикой.
Геннадий Никандрович Волков явился главным разработчиком и популяризатором этой концепции. Впервые она появилась в 1962 году. Практически сразу этнопедагогика получила широчайшее развитие.
Сущность концепции Волкова
Для чего нужна этнопедагогика? Ведь многие ее положения архаичны, размыты или вовсе не актуальны. Критики теории считают, что воспитательные подходы наших предков значительно отличаются от подходов современных. Так, во многих традициях встречаются грубость, неконтролируемая стихийность, а порой и вовсе насилие. Однако по теоретической информации Геннадия Никандровича Волкова все не так однозначно.
Предметом этнопедагогики являются целенаправленные, четко обозначенные воспитательные процессы. Все традиционные подходы к воспитанию должны соответствовать принципу гуманизма, а потому они проходят очень тщательное их выявление.
Предмет концепции Волкова - народная культура - используется не целиком, а наиболее прагматично. Элементы фольклора, нравственный семейный опыт, духовные ценности - все это органично вливается в современный воспитательный процесс. В результате реализуются сразу несколько задач: сохраняется и развивается национальная культура, а также совершенствуется и наполняется новыми красками современный педагогический процесс. В чем важность этнопедагогической концепции Волкова? Книги Геннадия Никандровича были в основном посвящены исследованию национальных образовательных традиций. Образовательный процесс делится на обучающий и воспитательный. Каждый из этих элементов может окрашиваться народными обычаями. Важно лишь грамотно сформулировать задачи и цели дальнейшей работы. С приходом советской власти народные традиции стали заметно угасать. Большевики с их глобалистскими намерениями не желали делить общество даже по культурным критериям. Подобная политика заметно отразилась на обычаях и духовной составляющей различных национальностей. Воспрепятствовал этому Геннадий Никандрович Волков. Сказки, песни, поговорки и прочие элементы фольклора различных этносов бережно собирались знаменитым ученым для последующего их применения.
Цели и задачи этнопедагогики
Основная цель этнопедагогической концепции очень проста: это развитие в умах подрастающего поколения гражданского сознания и национальных ценностей. Творческое вдохновение может сыграть большую роль в самых разных сферах деятельности, в том числе и в педагогике. Как можно привить молодым людям любовь к народным традициям? Необходимо искать различные методики и приемы, с помощью которых можно было бы актуализировать этнические подходы к воспитанию. В этом и состоит основная задача концепции Волкова. Однако выявить все необходимые факторы не так уж и просто. А уж грамотно их вставить в педагогический процесс порой и вовсе невозможно. Тем не менее, выход здесь есть. Именно о нем будет рассказано далее.
Методология в работах Волкова
Предмет этнопедагогики - народная культура - является невероятно обширной сферой для изучения. Сложно даже представить, насколько развита духовная составляющая в России. Громадное количество этносов и национальностей порождает невероятное число традиций и обычаев. Как можно классифицировать всю эту систему? Возможно ли сконструировать методологическую структуру, применение которой было бы возможным в любое время? У Геннадия Никандровича это получилось. Сразу следует оговориться, что методы, предложенные Волковым, довольно специфичны. Даже звучат они немного не научно, хотя тому есть свое объяснение.
Здесь следует выделить требования, уговор, приказы, советы, поверья и просьбы. Шесть этих элементов составляют костяк методологической системы этнопедагогики.
Все представленные методы легко встраиваются в систему воспитания. Необходимо лишь учитывать психотип ребенка, и исходя от него выбирать наиболее оптимальные способы развития. Так, спокойным детям больше подходят просьбы и советы, а чрезмерно активным - уговоры и требования. Подбор методов - это сложная и кропотливая работа, выполнить которую способен лишь настоящий педагог. Средства воспитания по Волкову В произведениях Геннадия Никандровича большое внимание уделяется средствам воспитательного процесса. Безусловно, все средства должны выбираться исходя из традиций определенного этноса. Однако следует помнить о необходимости их соответствия нормам этики, морали и гуманности. Лишь адекватные факторы воспитания помогут ребенку адекватно выражать свои мысли и эмоции.
Самым распространенным педагогическим средством в любой воспитательной среде является общение.
Необходимо оно для того, чтобы завладеть вниманием ребенка, получить его доверие. На втором месте находится игра - важнейший психологический элемент. При помощи игры можно добиться невероятно успешных результатов. Грамотно выстроенный и четко спланированный игровой процесс позволит укрепить командный дух в детях, сделать их частью социума. Этнопедагогические средства довольно разнообразны. Поговорки, загадки, сказки - все это может оказать куда большее влияние на ребенка, чем того ожидают взрослые. Значение научных трудов Волкова Взгляд поколений очень важен для современного научного опыта. Тем более, когда речь идет о таких категориях, как быт, народность, семья или нация. Образовательное пространство нашего государства довольно неоднородно. Этим оно и прекрасно: всегда найдутся новые факторы и средства.
Критики научной деятельности Геннадия Никандровича Волкова считали, что этнопедагогика - это бессмысленная и неактуальная сфера. Якобы сторонники старых традиций отворачиваются от прогресса и обращаются к архаичным нормам. Это, конечно же, неверно. Волков активно выступал за прогрессивное развитие во всех научных отраслях. Традиции же являются своеобразным двигателем в этом развитии. В монографиях и рассказах Геннадия Никандровича Волкова не раз проскальзывала мысль, что русскую культуру пытаются забыть, стереть из памяти. Но как можно забыть то, что является базой для всего остального? Литературная деятельность Монографии, повести и рассказы Геннадия Никандровича Волкова широко известны по всей стране. Первой работой ученого стали "Рассказы бабушки" 1957 года. В этой книге знаменитый педагог приобщал маленьких читателей к понятиям добродушия, благородства и чести. Делалось это на примере поведения чувашского народа. Спустя год выходит "Чувашская народная педагогика". В ней Волков вновь делает упор на этнические нормы, их значение для воспитательных процессов. Волков прославился и как детский писатель. Его сказки и басни переведены на десятки языков. В произведениях Геннадия Никандровича сосредоточено немалое количество поучительных образов, прогрессивных идей и традиционных элементов. Волков - это тот человек, что уже при жизни вписал свое имя в российскую историю.
Следующая цитата
А волки гораздо добрее людей,
Намного порядочней в стае.
И, ради местечка себе потеплей,
Друг друга они не съедают…
И людям учиться пора бы у них,
Не прятать оскал лицемерно,
И не предавать ради целей своих,
Живя, как шакалы и стервы…
А волки — они человечней людей.
Их верность не купишь деньгами…
И, жизнью отважно рискуя своей,
Не страшно им быть вожаками.
… показать весь текст …
Месть Волчицы.
Акбар Мухаммад Саид
Эта история произошла в начале 50-ых годов прошлого столетия, в городе Байсун. Мне о ней рассказал мой Папа. Он был не только свидетелем данного проишествия, но и принимал непосредственное участие в этом удивительном событии. Речь пойдёт о семье Волков, которые на своём примере Верности, Преданности и Любви, смогли заслужить уважение людей, и напомнить им об Истинных Чувствах…
В кишлаке Дуоба, где родился и вырос мой Отец, народ был не особо дружным. Наверное, голодные пос…
… показать весь текст …
Есть в природе очень редкая категория мужчин. Мужчины-волки. Они независимы, притягательны, безумно сильны, но столь же одиноки… Такого невозможно стереть из памяти… Невозможно выжечь из души даже каленым железом… От него не уходят, не отказываются и не предают… Потому что только он: сильный, уверенный и свободный, не станет тебя ломать. Только с ним ты сможешь узнать себя настоящую, или стать ей… Чувства, которые ты переживаешь рядом с ним остаются жить в тебе вне времени, пространства и обстоятельств… Он идет с тобой рядом, не оставляя следов, но никогда не покидая твое существо. Его опасно пускать в свое сердце… но если это произошло, то стоит сказать спасибо небесам за то, что они подарили тебе шанс быть рядом с ним.
Нравится! 59 Сохранить 10 Опубликовала IrinaAleksss 12 января 2017 20 комментариев Нравится! 32 Сохранить 15 Опубликовала Марена 10 декабря 2011 90 комментариевВолк — это, в первую очередь, высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности. (Тогда как, так называемого царя зверей — льва дрессируют в цирке.)Волк — это и символ бесстрашия. В любой схватке волк борется до победы или до смерти.
Волк не подбирает падаль, а значит — это и символ чистоты.
Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат. У волков не существует такого порока, как прелюбодеяние. Волк — это и символ высок…
… показать весь текст …
Если кошка вырастает в волка,
Не всегда в генетике причина,
Может, просто всё кошачье скомкал
И убил нелюбящий мужчина.
…
Серебрится лунная дорожка,
Освещая каменный карниз,
А с него по-волчьи воет кошка
Про свою поломанную жизнь.
Изгибая спину с диким рыком,
Истончает когти о гранит
И в своём обличии двуликом
С болью сквозь мяуканье скулит.
… показать весь текст …
Рассказа о животных нет правдивей и печальней, Чем Томпсона рассказ о Лобо, Бланке и о волчьей стае.
Не оставлял надежду Лобо Бланку повстречать
Выл жалобно, протяжно… Явно боль и горе слышно,
Всю ночь он продолжал свою подругу звать,
И по следам нашёл, где всё в её крови… Убили!
Раздался страшный вой… Словами и не передать…
Не просто так шёл Лобо к ферме по следам,
Он мстить хотел… Искал он Бланки тело,
Но только смог собаку на кусочки разорвать
Как обезумевший кружил вокруг той фермы
И Томпсон стал ему вокруг капканы расставлять.
Решил он вожака поймать пока тот не в себе
И трупом Бланки пр…
… показать весь текст …
Шакалья сплочённость
Шакалы дружат не между собой, а против намеченной жертвы.
Нравится! 37 Сохранить 6 Опубликовал Азот 01 апреля 2020 4 комментарияНе так страшен волк, как сами люди
которые им пугают.
Нравится! 40 Сохранить 4 Опубликовала Солоха 05 мая 2021 11 комментариевПочему думаете у меня к волкам особенное отношение. Я расскажу вам одну историю из юности. Однажды зимой на каникулы я приезжала к своей сестре. Там, где они жили, проходил только поезд, дальше деревни на 5 км.
Из-за глубокого снега, ни один транспорт не мог проехать до станции. Зять
пошел меня провожать пешком до поезда в 5 часов утра. Нужно было пройти через лес. Зять заметил, что около нас проходила стая волков. В его глазах я заметила страх. И этот страх перешел ко мне, 16-летней девушке.
Я чуть не заплакала. Я увидела взгляд впереди идущего волка, наверное был вожаком стаи. До сих пор вспоминаю этот взгляд волка! Волк повернулся к своей стае, как-то необычно завыл. И они прошли мимо нас и нас не трогали! Волк может быть умнее и добрее человека! Он нас пожалел!
Когда хочется выть, лучше всего. ржать))
Нравится! 29 Сохранить 6 Опубликовала Вента 14 мая 2013 27 комментариевВолком вою, но не скулю…
Нравится! 50 Сохранить 5 Опубликовал(а) Павел Дидковский 28 августа 2021 2 комментарияКогда ты не знаешь , что волки могут укусить , смотреть им в глаза — не храбрость , просто неопытность. Храбрость — смотреть , когда волки кусали тебя много раз.
Анима. Золотой стриж
Нравится! 43 Сохранить 6 Опубликовала Вlack Оpium 29 января 2020 16 комментариевВ овечьей шкуре храбр волк,
Когда среди овец плутает,
Но час расплаты не далек:
Коль попадется волчьей стае…
ВОЛКИ
Я выбираю волка…
Он предан своей стае.
Много кривых толков,
Много напраслины — знаю…
Сердце стучит гулко,
Нежности льёт волны.
Я выбираю волка…
В ночь при луне полной…
Я выбираю волка.
Враз… с одного взгляда
И до последнего вдоха
Будем идти рядом.
Я выбираю волка…
Счастье в сердце стучится —
… показать весь текст …
Все кобели падают у ног одной сучки, и только волк гордо смотрит в сторону волчицы одиночки.
Нравится! 13 Сохранить 6 Опубликовал Slam God 29 июля 2012 8 комментариев«Волки, в отличии от человека-не предают своих подруг.»
Нравится! 43 Сохранить 3 Опубликовала Аминора 06 мая 2020 4 комментариямы — волки, наш мир жесток,
не бойся крушить врага,
но бойся всех тех, сынок,
кто ходит на двух ногах.
не бойся огня в саду,
он нужен, чтоб греть их кров,
но знай, что несёт беду
огонь из стальных стволов.
не бойся теней, сынок,
на стенах, их сила — миф,
а бойся теней у ног,
привязанных к тем, кто жив.
… показать весь текст …
Как трактуют историю победители,или ещё раз о красной шапочке.
Всегда нужно смотреть на итог , а не то что рассказывает сказочник , бабушка и внучка целы , у них замечательный коврик из волчьей шкуры , а вот что бы рассказал волк про эту
Историю , мы так и никогда не узнаем.
Перед следами вожака нередко видели некрупный след,
Порой он был, наоборот, немного сзади стаи,
Но непонятного и не порядка в этом вовсе нет,
Причину такой странности ковбои просто объясняли-
Волчице Бланке то позволено, что для других запрет.
Услышав это, Томпсона как будто осенила мысль-
«Такую слабость Лобо для его поимки я использую».
Решил он Бланку способом испытанным в ловушку заманить
И ей он голову коровы хитро в сторону подбросил,
Так смог волчицу заживо поймать, затем убить.
Погибла Бланка, автор с содроганием об этом вспоминал,
Впервые он увидел, что бывают волки так красивы,
… показать весь текст …
Следующая цитата
Реутовские учителя Лия Александровна и Игорь Павлович Волковы относятся к плеяде педагогов-новаторов, сумевших опередить время в своей профессии. Уникальные методики, разработанные Волковыми за время их многолетней деятельности в Реутове, были в центре внимания педагогической общественности всего Советского Союза и даже далеко за его пределами.
Уроки рисования, черчения и труда Игоря Волкова, как и уроки русского языка и литературы Лии Волковой их ученики помнят до сих пор. В этом году Игорю Волкову исполнилось бы 90 лет, а его супруга недавно отметила 85-летие.
К сожалению, Игорь Павлович ушёл из жизни, но атмосферу, царившую на его уроках, передают видеозаписи и публикации, которые любой желающий может найти сейчас в Интернете. О его уникальной методике развития творческих способностей школьников в 80-е годы прошлого века выходили передачи на центральных телеканалах, снимались документальные фильмы, такие как «Час ученичества» и «Талантливые дети». В семье учителей Волковых царило общее убеждение: все дети талантливы от природы, а задача педагога-наставника – просто помочь каждому ребёнку проявиться через свои способности. Для этого, правда, сам учитель должен «гореть» делом так, чтобы ему самому было интересно.
Игорь Павлович Волков
Первые шаги в профессии Волковы сделали в начале 1950-х годов в Никольской школе, где и познакомились. В шестидесятые годы они вместе перешли работать в школу № 2 Реутова (бывшая школа № 15), которую возглавлял тогда Ефим Золотовицкий. В этой школе Волковы проработают многие годы, да так, что имя Заслуженного учителя школы РСФСР, кандидата педагогических наук Игоря Волкова внесут в Педагогическую энциклопедию Российской Федерации, а его супруге Лии Александровне присвоят высокое звание «Отличник просвещения».
Они всегда стремились к новому, были людьми творческими и разносторонними. На своих уроках Волковы не преподносили готовые истины – они увлекали учеников вместе искать и находить ответы, используя удивительные для своего времени способы обучения.
В Никольской школе, куда Лия Александровна пришла после пединститута, ей сразу же доверили преподавать старшеклассникам. Это были не просто уроки русского языка и литературы, а уроки-поиски, уроки-диспуты, уроки-экскурсии. Проводя их, молодая учительница стремилась научить ребят мыслить, рассуждать, грамотно писать и выражать своё мнение. В 1961 году на её открытом уроке присутствуют директора нескольких школ, и после этого сразу несколько директоров зовут Лию Александровну работать словесником к себе. На следующий учебный год Волкова перейдёт в реутовскую школу № 2, где вместе с мужем проработает долгие годы, до самого выхода на заслуженный отдых.
Лия Александровна Волкова
Директор школы Ефим Золотовицкий с самого начала предоставлял своим учителям творческую свободу. В итоге уже через несколько лет в его школе появился первый в городе кабинет литературы, о каком в других учреждениях даже и не мечтали. Методическую «начинку» этого кабинета Лия Александровна создавала собственными силами: составила картотеку писателей, их произведений и высказываний, а потом вместе с мужем-художником, после педучилища окончившим и худграф педагогического института, они оформили стенды и учебные пособия.
Волковы вообще многое делали вместе. Ко всем своим идеям и достижениям Лия Александровна и Игорь Павлович приходили сообща, вдохновляя и поддерживая друг друга. Оформив кабинет литературы, вместе с учениками начали выпускать стенгазету, в которой публиковались стихотворения и небольшие рассказы школьников. До сих пор в семье хранятся альбомы, где каждая страничка со стихотворением и рисунком – самостоятельная работа кого-то из детей.
Слово учителей-новаторов не расходилось с делом. Вот Лия Александровна говорит на педсовете о том, что уроки литературы можно и нужно проводить в новом формате – с использованием технических средств. А спустя какое-то время в её школьном кабинете появляются экран и проектор для диафильмов. Так что первые интерактивные уроки литературы появились в Реутове задолго до изобретения интерактивных досок, которые используются сегодня в школах. В 1970-е годы Лия Александровна в ходе занятий использовала кассетный магнитофон, а потом и кинокамеру.
Лия Александровна Волкова
Сначала ребята озвучивали имеющиеся диафильмы, а потом вместе с преподавателем научились создавать и собственное учебное кино: сняли обучающие фильмы об Иване Тургеневе и Сергее Есенине. Материалы собирали не только в книгах, но и в музеях – во время путешествий в родные места знаменитых российских литераторов. Этот опыт пригодился Лии Александровне на курсах русского языка в Чехословакии, куда её несколько лет подряд приглашали работать со студентами и выпускниками гимназий.
Половину трудового стажа Лия Александровна Волкова была завучем школы № 2. Продолжая вести уроки, она параллельно выстраивала стройную систему руководства учебным процессом, помогала молодым учителям вникать в сущность педагогической деятельности.
Кстати, дочь Игоря Павловича и Лии Александровны – Ольга Лапшина сегодня продолжает дело родителей. Она учит ребят изобразительному искусству и компьютерной графике всё в той же школе № 2 Реутова.
Дочь Волковых Ольга Лапшина
Своим делом супруги Волковы действительно горели. Он после уроков до вечера занимался с ребятами в «творческой комнате» и художественной студии, она многие годы совмещала деятельность в школе с методической работой в городе, возглавляя городское методическое объединение учителей-словесников. О находках в работе Волкова рассказывала на городских и областных педагогических конференциях, её часто приглашали выступать в Институте усовершенствования учителей. Эти выступления всегда опирались на практический опыт и конкретные примеры, в том числе и на уникальную систему раскрытия творческих способностей, которую Игорь Павлович создавал не без её участия.
Волков с учениками в художественной студии во время съёмок фильма «Час ученичества»
О том, почему об этой педагогической системе снимали фильмы и передачи, публиковали статьи, причём не только в нашей стране, но и в США, Англии, Японии, мы расскажем в следующем номере газеты «ПроРеутов».
Поздравляем всех реутовских учителей с профессиональным праздником. Будьте здоровы, успехов вам и вашим ученикам!
Следующая цитата
Волков Игорь Павлович (1927-1999) - педагог-новатор, учитель черчения и рисования, кандидат педагогических наук (1983), заслуженный учитель школы РСФСР (1982).
Главная новаторская идея Волкова — создание механизма реализации творческих способностей детей и осуществление педагогического руководства процессом развития индивидуальности каждого школьника.
Это учитель-новатор из г. Реутов Подмосковья, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству.
Игорь Павлович, учитель рисования и пения (с 1952 г.), убедился в том, что все дети талантливы, они фантазеры, у них высока приспосабливаем ость к делу. Они еще в младших классах сами практически доходят до некоторых приемов черчения, проектирования. Убедившись в этом, Волков в самых обычных классах, т.е. не из специально отобранных учащихся, вместо уроков труда и изобразительного искусства проводит синтезированные уроки творчества. Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что «все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями». А школа должна выявить и развить их. Значит, надо создать необходимые условия для расцвета одаренности ребят.
Волков, решая учить ребят творчеству, рассуждает так. В мире есть дети, одаренные в какой-либо преимущественно одной области: музыке, изобразительном искусстве и др. Но это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе они имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности. Если создать им благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты проявляются, так сказать, не в один момент, а одни раньше, другие позже. Значит, поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать!
Творчество, индивидуальность, художество, считает И. П. Волков, проявляются даже в минимальном отступлении от образца. Но чтобы создать конкретный продукт творческого характера, нужны как общеобразовательные, так хотя бы минимальные общепрофессиональные знания. В учебный процесс необходимо включать различные виды труда и поощрять творчество ребят. Для этого в начальных классах были разработаны уроки творчества.
Исходными принципами при проектировании и организации этих уроков Волков взял следующие:
1. знания как фундамент творчества
2. строгий отбор учебного материала
3. многократность повторения
4. разностороннее развитие ученика
5. формирование устойчивого интереса к ребенку
6. обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого
7. контроль учителя за работой ученика
8. индивидуальный подход
Для построения процесса обучения учитель-новатор предлагает 19 видов работ. Используется принцип межпредметных связей и блочное изучение учебного материала. Отрабатываются приемы труда, в результате создается творческий продукт.
Новаторская идея И.П. Волкова заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. В школе с 4-го класса была введена «Творческая книжка школьника». В нее записывается содержание самостоятельных и творческих работ ученика, выполненных сверх учебной программы, примерно по таким разделам: углубленное изучение программных и непрограммных предметов; опытная и исследовательская работа, например, по биологии; работа по искусству; участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Это основные направления самостоятельных работ, на самом деле они более разнообразны. За 7 лет ведения книжки в ней будет 50-80 уроков - все зависит от творческой активности самого ученика, который ищет себя и определяет, где и в чем его способности проявляются лучше или хуже. Ко времени окончания школы вполне проясняются профессиональные предпочтения и склонности ученика.
Практика показала, что для творческих занятий в школе нужны и творческие комнаты. В одной школе их может быть много. Для их создания используются предметные кабинеты после уроков. Методика и организация в них существенно отличается от традиционных форм внеклассной работы. Волков их определяет так.
1. В любую творческую комнату может прийти ученик любого класса в любое время учебного года (независимо от успеваемости или развития) и установить свой ритм работы (систематически или «через раз»).
2. В творческой комнате любого типа ученик независимо от возраста получает начальную профессиональную подготовку.
3. Организация и методика работы творческой комнаты уникальны для каждого случая и зависят от цели, поставленной учителем.
За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и может определить свои предпочтения. Соответствующая запись делается в «творческой книжке». Волков выделяет три возможных варианта схем обучения: прямой (кратчайший путь), по дуге и по бесформенной кривой. Это зависит от объема изучаемого материала. Он определил пять систем обучения: 1) линейно-последовательная; 2) разорванная; 3) параллельная; 4) блочно-параллельная; 5) основанная на ассоциативных связях. Автор раскрывает особенности названных систем обучения, оценивая их достоинства и недостатки. В целом система Волкова способствует формированию у школьников интереса к творчеству, потребности в нем.
Читайте также: