Цитата про храм вооруженных сил

Обновлено: 02.05.2024

В минувшее воскресенье, 14 июня, в парке «Патриот» под Москвой прошла церемония освящения главного храма Минобороны России (он же Патриарший собор в честь Воскресения Христова). Его построили в рекордные сроки — всего за два года — и посвятили 75-летию победы в Великой Отечественной войне, а также другим подвигам российской армии. Он стал самым большим православным храмом, построенным в России со времен восстановления храма Христа Спасителя.

«Прихожан там по определению быть не может»

— Верующие еще обратили внимание на то, что во время службы многие из людей в погонах не крестились…

— Коробочка курсантов стояла напротив шеренги генералов и складывалось ощущение, что они смотрели на министра обороны Сергея Шойгу. Если министр соизволял креститься, то и вся их коробочка спешила сделать то же самое. А по своему почину и в отдельности — ни-ни.

Более того, никто из них не подошел к причастию. Это позорище! В день освящения огромнейшего храма было всего восемь причастников, и ни один из них не был в форме! Ни генералы не подошли к чаше причастия, ни курсанты, ни солдаты. А только женщины.

И ни в ком из служивых не было заметно проявление храмовой культуры. То есть умения координировать свои действия с теми или иными моментами службы, жестами и словами священников. Когда патриарх и духовенство вставали на колени, никто из них даже голову не склонял. Поэтому слова патриарха про единство армии и церкви были отвергаемы поведением тех, кому и о ком он вроде бы говорил.

— Вы предполагаете, что в дальнейшем посетителей храма ВС РФ также будет отвлекать много информации, содержащейся на стенах?

— В этом весь смысл этого артефакта. Не важно, в какой форме будут экскурсоводы — в погонах или рясах, но смысл посещения именно в этой политинформации с указанием на огромное наглядное пособие. Людей будут приводить не на молитвы Богу, а для внедрения в них старой советской версии Великой Отечественной войны с заменой «ВКП(б)» на «церковь».


Телеканал «Звезда»/YouTube

И прихожан там по определению быть не может. Храм расположен на полузакрытой территории, рядом — полигон. Там нет местных жителей, которые бы могли приходить в храм. Храм навсегда останется на госбюджете.

— Как в целом вы оцениваете строительство храма цвета хаки, который «заряжен» идеологией милитаризма, в мире, где демократические страны с мощными экономиками нацелены на развитие высоких технологий, строят планы по колонизации других планет?

— Конечно, очевидна ирония божьего промысла, что храм был освящен в те дни, когда открывается новая глава в мировой космонавтике (Кураев намекает на отправку космонавтов на МКС частной компанией Илона Маска. — Прим. ред.). А у нас главное событие года — это освящение храма.

Прямо скажем — храм, конечно, устарел лет так на 200. Да, были так называемые викториальные храмы (в честь побед). Но я не помню, чтобы такие храмы строили с опозданием в несколько поколений. Такое педалирование древней победы — это новизна. Слава богу, что не появилось поводов для других свежих викториальных храмов, но стоит ли расчесывать давнюю беду с такой триумфальностью — большой вопрос. С другой стороны — достойны искреннего удивления темпы строительства храма.

Следующая цитата

Недавно видел мощь и силу!
И помолился в месте том
За нашу матушку Россию,
За нас за всех, за общий дом.

Храм Воскресения Христова,
Вооружённых сил собор.
Мы верим - Русь воспрянет снова
Врагам её наперекор.

На храме купол в форме шлема,
Что Невский князь в боях носил.
И с двух сторон взирает с неба
Архангел грозный Михаил.

Под куполом народ встречают
Огромные глаза Христа,
Их люди сразу замечают,
Задумка эта не спроста.

В мозаике русские герои,
Небесная святая рать.
Идут одним могучим строем
На подвиг ратный вдохновлять.

С иконы смотрит князь Владимир,
Непобедимый Ушаков.
И Богородица над ними
Раскинула святой покров.

Андрей Апостол Первозванный,
Илья пророк, Господь над ним.
Окутан весь лучами славы
Убогий старец Серафим.

Отец наш Сергий преподобный,
Не престаёт во тьме светить.
Царь Николай судьбе покорный,
Нам завещает всех любить.

Я благодарен буду вечно
Тем, кто всё это создавал.
На них ложь льётся бесконечно,
Смотрел и слышал, и читал.

Пусть говорят всё что угодно,
Нам не впервой обман терпеть.
С Христом мы будем жить свободно,
А без Христа нам ад и смерть.

Молитесь Богу, в Нём Победа.
И Он наш Главный Генерал.
Молились Богу наши деды,
С Христом народ наш побеждал.

Не верьте басням, бабьим сплетням,
Откроется всё лишь потом.
Своим глазам друзья поверьте
И помолитесь в месте том.

«Фейковые сюжеты в интерьере»

— В своем «Живом журнале» вы заявили, что патриарх Кирилл обманул Шойгу. Он ему подарил для храма Каплуновскую икону Богоматери, сказав, что именно перед ней молился Петр I накануне Полтавской битвы. Но в действительно это не так. Расскажите подробнее.

— Нет никаких достоверных подтверждений тому, что Петр I перед баталией в 1709 году молился именно перед Каплуновской иконой. Многотомная и дотошная хроника жизни Петра, изданная еще в XVIII веке, об этом ничего не говорит.

Это сказка, основанная на рассказе одного священника. И это важно: священник и царь-реформатор жили в разных веках, даже если формально они были современниками.

Отец Иван Уманов, хоть и записал свою версию в 1744 году, живет в представлении традиционной культуры. В ней каждое событие должно иметь свою мотивировку, свой символизм, антураж. Персонажи просто обязаны исполнять отведенные им роли. Жития говорят не о том, что было, а о том, как должно было быть, то есть как должен бы вести себя святой с точки зрения автора жития (это касается и житий советских «пионеров-героев»).

Есть битва. Есть победа. На этом факты кончаются и начинается создание этиологического мифа, по-своему объясняющего, почему эти факты пришли в бытие. Автором победы обязательно считается Бог. От него должны поступить знамения. И выстраивается цепочка: сонное видение самому отцу Ивану об иконе, обретение иконы, чудеса от нее и горячая молитва царя перед ней накануне битвы.

Так надо, и, значит, так и было! У нас есть масса подобных псевдомемуаров про Великую Отечественную войну. Например, берут интервью у солдата, реально участвовавшего в Курском сражении. И он говорит, что в Прохоровском бою видел немецкие «пантеры» — притом что ни одного танка такого типа в том бою не было. Он просто пересказывает то, что видел в фильме «Огненная дуга».

Такие наведенные воспоминания характерны в цензурованной и автоцензурованной традиционной культуре, когда человек не очень-то принадлежит себе, но считает нужным свое частное вписать в некий общий канон, подчинить ему.


Телеканал «Звезда»/YouTube

Но вчера патриарх Кирилл не просто пересказал легенду про Каплуновскую икону. Патриарх заявил, что это не копия, а вот именно та самая икона. На самом деле она уже давно утрачена, о чем честно говорит православная энциклопедия. А поскольку исчезла она в ХХ веке, то сохранилась ее фотография. И ее сопоставление со вчерашним подарком совершенно четко говорит, что это разные иконы. На это указывают хотя бы пропорции голов Богоматери и младенца Иисуса. Шойгу подарили откровенный новодел начала ХХ века.

— Какой вывод можно сделать из этого?

— О плохой работе службы референтов и службы протокола. Они дали патриарху копию, выдав ее за оригинал. И подсунули патриарху обычную справку об истории иконы, выдав ее за «исторический текст». Конечно, патриарх не должен знать всех нюансов, но референты должны были перепроверить факты. Более того, я уже писал ранее в своем блоге по поводу этой иконы, а за моим блогом следят в патриархии. Так что здесь — плохая подготовка. Да и патриарх не очень был готов, явно видел этот текст впервые, читал его с большими запинками.

— Вы также заявили о том, что храм в принципе расписан в «фейковом стиле». О каких сюжетах идет речь?

— Тема «церковь и армия» невероятно мифологизирована. У нас, например, сегодня только ленивый не повторяет фразу, приписываемую Александру Невскому о том, что кто к нам на Русь с мечом придет, тот от меча и погибнет. Извините, это из советского фильма фраза, в древних летописях и житиях ее нет.

Или — рассказ о Сергии Радонежском, который якобы благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Это древний, но фейк. Ни летописи, ни «Задонщина», ни ранние списки «Сказания о Мамаевом побоище» ничего об этом не знают. Историки полагают, что рассказ Жития о благословлении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.). Но все проходит мимо сознания людей…


Телеканал «Звезда»/YouTube

Есть еще масса откровенных фейков, собранных в храме: про явление Божией Матери на Курской дуге или в Сталинграде, про облеты по приказу Сталина с иконами над Москвой и Ленинградом.

Получается, что в отечественных войнах солдаты и офицеры были никем, но зато была Божия Матерь. В такой концентрации это пощечина российской армии. Это очень нечестный корпоративный эгоизм — перетаскивание одеяла на себя. Это очень раздражало в советские времена, когда компартия всячески восхваляла свою направляющую роль — «прошла весна, настало лето, спасибо партии за это». Но у нее были для этого основания, а у православной церкви нет таких оснований быть творцом советской военной истории.

— Вместе с тем многих удивило, что настоятелем главного храма ВС РФ стал именно патриарх Кирилл.

— Кем хотел, тем и стал. На это не стоит обращать внимание. Наблюдатели напрасно вцепились в эту тему.

— И последнее. Вы хотите сами осмотреть этот храм?

— Я с удовольствием съезжу туда на экскурсию, если будет такая возможность. И очень надеюсь на то, что патриарх не приведет меня туда старшим дьяконом. Почему? Потому что на экскурсию — интересно, а молиться в этом саркофаге не очень хочется.

«Ощущение китча»

— Первое, что бросается в глаза — это черно-зеленый цвет стен храма. Такая гамма очень резонирует с представлениями православных о русских религиозных объектах, которые традиционно возводят в светлых тонах. Как вам внешний вид храма?

— Я приветствую саму попытку выхода за рамки церковно-архитектурного канона. Этот поиск характерен для архитектора Дмитрия Смирнова, который стал автором проекта главного храма Вооруженных сил РФ. Этот же поиск проявился в его храме Новомучеников в Сретенском монастыре. Я приветствую такую открытость, но это не означает, что я готов считать удачной любую попытку выйти за устоявшиеся традиции. Храм Смирнова в Сретенском монастыре, на мой взгляд, хорош, чего я не могу сказать про главный храм ВС РФ.

В одном отношении этот проект получился чрезвычайно удачен. Храм полностью соответствует своему назначению. Это памятник путинской эпохи, проект «Советский Союз 2.0». Московское метро, вынесенное на поверхность земли. Но меня это совершенно не коробит. Это стиль моего детства и моей родной станции «Парк культуры». Кроме того, мой любимый стиль в архитектуре — это модерн начала XX века. И в главном храме ВС РФ есть присущая ему насыщенная цветовая гамма. Но все равно есть ощущение китча.

— Значит, вам не кажется неудачной такая цветовая гамма для православного храма, пусть даже это храм Минобороны РФ? Вы сами в соцсетях заметили, что общая атмосфера интерьеров храма навеяна дворцом подводного царя из советского сказочного фильма «Садко».

— Это памятник эпохи, а эпоха у нас тоже не очень-то светлая. Так что идеальное соответствие стиля и эпохи. В чем живем, то и получили.

Но, конечно, вчера нельзя было не заметить во время трансляции, что храм подсвечивали прожекторами — чтобы убавить мрачности. А день освящения храма был безоблачным, светило солнце. Но света явно не хватало, даже с учетом стеклянных куполов.


Минобороны РФ

— Что вы можете сказать о внутреннем оформлении храма? Мозаику с Путиным, Шойгу и Сталиным, конечно, демонтировали, но остались в убранстве коммунистические мотивы.

— Тут нарушен очень важный принцип храмового искусства: служить, а не привлекать к себе внимания, отвлекая от главного — молитвы. Православие знает, что «мама, мы все больны». Нам не хочется долго молиться, и даже на службе каждый ищет повод не молиться. Повод должен быть благочестив: обмен церковными сплетнями, перекладывание бесконечного пасьянса свечей на подсвечнике, шиканье на не так одетых и просто опоздавших посетителей…

Давно известно, что среди поводов почетное место занимают сложно-символические изображения, полные загадочных аллегорий. Именно поэтому в церковном каноне считается, что не нужно перегружать икону различным символизмом и сюжетами, не надо отвлекаться на разгадывание кроссвордов, которые в ней зашифрованы (почему тут плащ такого цвета или что означает такой-то камень на рукоятке меча). Икона создается как помощь молитве, а не как препятствие к ней. Как в молитве может помочь вознесенный к небу орден Красной Звезды, я не понимаю.

В главном храме ВС РФ сделана сознательная попытка помешать людям молиться: думайте о вещах, совершенно посторонних для спасения души. Смотрите на элементы внутреннего убранства и вспоминайте рассказанные вам гидом числовые ассоциации. Вчера мы видели, что согнанные в храм курсанты и солдаты этот завет свято выполняли. В службу они так и не «вошли».

Следующая цитата

Это живая связь времён и поколений. Это непрерывность русской истории. Это корни, ствол и листья нашего народа. Это память, гордость и благодарность. Это храм защитников Отечества. Всех и каждого.


Храм буквально вырастает на глазах из нашей русской земли.

Вчера мы всей семьёй ездили в Кубинку, смотреть музей военной техники и посетить недавно построенный храм.

И сразу с женой договорились, что про выставочный комплекс будет отдельный текст, а про храм – отдельный. Потому что так правильно.

Данный текст, как очень особенный, мы тоже экспериментально написали вместе. Если сравнивать с рисунками (а я вижу текст, как узор), то к моей графике Ксения добавляла сочных и насыщенных красок.

Сначала – про храм.

Мы всегда считали, что для того, чтобы составить впечатление о каком-либо месте, нужно увидеть его непосредственно. Посмотреть, пощупать, услышать, прикоснуться, вдохнуть, ощутить. Потому что никакие фотографии или даже видео не передадут всей полноты.

Те, кто за последние месяцы написал тонны гадостей про этот храм – в нём совершенно точно не были.

Во-первых, потому что та чушь, которую они пишут (а мы внимательно ознакомились с частью подобной писанины), не имеет ничего общего с реальностью.

Во-вторых, потому что, побывав там, понимаешь, что это не просто «ещё один храм».

Строить храмы в честь больших знаковых побед – это многовековая традиция православия вообще и российского государства в особенности. Так, к примеру, на Красной площади стоит Покровский собор, который давно стал одним из символов России. Его история известна многим – Иван Грозный попросил талантливого зодчего Барму построить храм в честь взятия Казани. Храм Христа Спасителя воздвигнут на народные пожертвования в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле восхваляет мужество и силу русского народа, проявленные в борьбе с Золотой Ордой.

Таких храмов по всей Руси – великое множество. И спасибо им за то, что хранят память об этих событиях, о сынах русской земли, что сложили головы за её физическое существование, за независимость, за процветание, за суверенитет, за рост и развитие.

Храм Вооружённых Сил несёт в себе идею объединить эту память в одном месте. Но он получился ещё больше, значимее, масштабнее. В нём свились в один мощный ствол все идеи, что питали Россию, что оказывали влияние на её становление в современном виде, что помогали ей расти, развиваться и отвечать на очередные исторические вызовы её существованию.

И поскольку Великая Отечественная война – самая тяжёлая и кровопролитная война в истории, то и храм, посвящённый ней, должен быть особенным и выдающимся.

Поэтому главный храм вооружённых сил – это не просто храм. Это комплекс. Комплекс памяти, состоящий из нескольких частей, неразрывно связанных между собой.

Внешний контур – кольцо, посвящённое Великой Отечественной войне. 1418 шагов к победе. И вы можете (а может даже и должны) эти шаги пройти.

Вид на храм открывается с небольшой обзорной площадки, куда надо взойти по ступеням. Пока поднимаешься по ним, храм буквально вырастает на глазах из нашей русской земли. Тёмно-зелёные стены, словно обросшие мхом, плечом к плечу вросли в землю и встали на века, увенчанные золотыми шлемами куполов. Да, храм этот не про небо, он про землю. И это много раз будет повторяться в архитектуре, в символах и украшениях храма внутри и снаружи.

Спускаясь по ступеням, попадаешь внутрь кольца – и это мемориальный комплекс. Каждая оборонительная или наступательная операция Красной Армии, и информация о братских могилах, с ней связанных. О каждой такой братской могиле – где расположена, сколько человек похоронено.

И ты понимаешь, что война – это не абстракция, не стрелочки на карте. Каждая военная операция – это братские могилы. Это очень много погибших, отданных жизней. Вот они, эти жизни – в этом селе могила, и в этом, и в этом. Вся Россия в них. В могилах, в храмах.


Всё это – наши предки, которые отдали свои жизни, чтобы мы могли жить.

В этом месте даже мой сын, который весь день лазил по военной технике и носился как угорелый, притих, и шёл, прижавшись ко мне.

А дальше… дальше памятник солдатским матерям… и тут я ничего писать не могу, потому что у меня до сих пор комок в горле. Тут снова слово моей жене.

Вы когда-нибудь видели дерево, выгоревшее изнутри от удара молнии? Стоит, расколотое, пустое внутри. Вокруг огрубевшая кора, а внутри пустота. Там, где текли жизненные соки, бьётся лишь ветер в кость.

Так выглядит убитая горем мать, которую как молнией поразило известие о гибели сына, выжгло внутри всё живое, иссушило жизненные соки, оставив лишь огрубевшую оболочку.

Внутри этой полой скульптуры горит вечный огонь – вечный огонь памяти, незатухающая свеча. Мурашки бегают по телу всё время, пока ты смотришь на эту фигуру. Это метафора, застывшая в скульптуре, метафора, интуитивно понятная всем. Найти в себе силы оторвать от неё взгляд непросто.


Считается, что Мать Сыра Земля забирает всю боль себе, всё стерпит. Это не совсем так. Боль не уходит. Её по-прежнему болит. И мы должны забирать у неё эту боль, понемногу, кто сколько может, чтобы прожить её в себе.

Для этого мы должны помнить. И я надеюсь, мы достойно пронесём эту память через свою жизнь и передадим её своим детям.

И только после всего этого можно говорить о храме.

Храм растёт из земли. Чем ближе ты к нему подходишь, тем ярче это ощущение. Стены не гладкие – они все украшены рельефными орнаментами – снова отсылки к древесному стволу. У «корней» – русские воины. Снова ставшие частью родной земли. Это рельефы на стенах, изображающие ратные подвиги наших дедов, отцов, мужей и братьев. На лицах воинов застыло напряжение, волевое усилие, сосредоточение и готовность к смерти. Они стоят у корней этого храма Вооружённых Сил.



Его зелёный цвет успел вызвать у некоторых странных людей бурю возмущения. Но именно такого цвета и должен быть главный храм вооружённых сил.

Цвет ржавой меди. Красный и зелёный. Окровавленное хаки.

Памяти всех погибших за Родину.

Не только в Великую Отечественную, а вообще всех.

Это ещё лучше понимаешь, когда попадаешь внутрь. Где древнерусские витязи в доспехах соседствуют с суворовскими чудо-богатырями и советскими солдатами. Где рядом стоят Александр Ярославич Невский, Александр Васильевич Суворов и Михайло Илларионович Кутузов.


Где выставлена личная икона маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова. Где фреска, на которой церковь передаёт Красной Армии танковую колонну имени Дмитрия Донского. Где серпы и молоты соседствуют с крестом. Это историческая правда. И это глубоко правильно.


Славянское язычество почитало предков как богов. Русское православие, в общем, не отвергло эту идею, но ассимилировало её в себя. И в этом храме, кажется, сделали акцент именно на ней – рядом с иконами висят советские знамёна. Рядом со святыми – русские прославленные полководцы. И рядом с каноническим святым Александром Невским стоит «неканонический» Суворов. И тоже с нимбом святого.

Оклады икон дополнены такими «мирскими» вещами как кусочек металла первого железного самолёта, серебряная подвеска в виде подковы одного из участников ВОВ. Ведь с точки зрения канона суеверие — грех, но с точки зрения исторической памяти личная вещь русского воина, при жизни даровавшая ему надежду и веру – это свято.

Однако первое, что видишь, заходя внутрь – изображение Христа на тёмно-синем фоне. Оно светится изнутри, оно сделано светом – не краской и не мозаикой, а именно светом. Там, где в традиционных храмах расположен иконостас, а выше всего висят главные иконы, находится такое современное и отходящее от традиций изображение Христа. Но это не перечёркивает традицию, это её развивает.


Вообще понятие святости в храме переосмыслено. Хочется сказать, что оно стало более современным и понятным простому человеку. Но это не вульгарная попытка духовенства стать ближе к простому современному человеку. Нет. Это наш глубинный народ непрерывно создаёт своё русское православие, корнями уходящее в глубину веков, в славянское язычество, где боги и предки плечом к плечу становятся на защиту русской земли.

Так и здесь, небесное воинство стоит плечом к плечу с земными солдатами, защищая врата и не давая аду прорваться в наш мир.

Не религия формирует русский народ, но русский народ рождает религию, наполняя её своими особенными символами и смыслами. И храм не только служит филиалом неба на земле, но и растёт из земли – в небо.

Это живая связь времён и поколений. Это непрерывность русской истории. Это корни, ствол и листья нашего народа.

Следующая цитата


Недавно выяснилось, что мозаику со Сталиным, Путиным, Крымнашем и прочими сомнительными штучками, всё же решили убрать из главного храма товарища Шойгу. Действительно, церковь - не место для раздора. Тем временем, скрепоносную обитель уже достроили и теперь мы все можем полюбоваться тем, что получилось.


1. Храм Воскресения Христова в парке "Патриот", оказывается, окружён самым настоящим рвом. По всей видимости, чтобы было похоже на древнерусскую крепость.


2. Выглядит это так себе.


3. На храмовой территории построили огромный музейный комплекс «Дорога памяти» длиной 1418 шагов. Галерея с помощью технологии микрофотографии оформлена фотографиями участников войны, а снаружи можно полюбоваться снимками военной хроники.


4. Сверху галереи также можно будет гулять.


5. Скрепные скамейки и урны, пока закрытые.


6. Выглядит вся эта история чрезвычайно помпезно и мрачно.


7. Напоминает какой-нибудь зиккурат.


8. Главные события Великой Отечественной войны.


9. Бронзовый фейспалм. Но вообще, именно это произведение выглядит довольно интересно с художественной точки зрения.


10. Территория вокруг храма настолько огромна, что даже когда идёшь быстрым шагом - дальние объекты будто бы не приближаются. Ощущение, словно находишься на взлётно-посадочной полосе или в Dubai Mall.


11.


12. Реконструкторская инсталляция времён войны.


13. А вот и сам храм. Его высота вместе с крестом составляет 95 метров. Диаметр барабана главного купола 19,45 метров. Высота звонницы 75 метров. Высота малого купола 14,18 метров.


14. Вид с восточной (алтарной) части.


15. Вид сбоку.


16. Чтобы оценить размеры сооружения, достаточно посмотреть на затерявшийся на его фоне автокран.


17. Колокольня.


18. К сожалению, внутрь пока не пускают. Что ж - как только, так сразу.


19. Территория патриотизма заканчивается, пора домой.


Всё самое интересное и оперативное я публикую здесь, подписывайтесь:

Про главный храм Вооруженных сил РФ

Строительство главного храма Вооруженных сил РФ началось в 2018 году. Изначально освящение храма планировали провести 9 мая 2020 года — в годовщину Победы, но отложили из-за коронавируса. Тем не менее именно 75-летием победы в Великой Отечественной войне объясняется символизм параметров храма: высота звонницы — 75 метров, диаметр главного купола — 19,45 метров (год окончания войны), высота малого купола — 14,18 метров (столько дней продолжалась война).

Неслучайно и местоположение храма: Одинцовский район Московской области — это места боев за Москву в ноябре 1941 года, своеобразных рубеж, дальше которого на этом участке фронта немецкие войска не прошли, напоминают в Минобороны РФ. Среди других особенностей храма — образ Спаса Нерукотворного в центральном куполе — самое большое изображение лика Христа, выполненное в технике мозаики.


Сначала храм хотели украсить мозаикой с Владимиром Путиным, Сергеем Шойгу и Иосифом Сталиным, но потом ее демонтировали. Общая же площадь мозаик нижнего и верхнего храмов — почти 4 тыс. квадратных метров. Своды храма собраны из витражей с изображением орденов, которыми награждали за ратные подвиги в разные периоды российской истории. Также храм украшен росписями батальных сцен из военной истории и текстами из Священного писания.

Нижний храм посвящен святому равноапостольному Великому князю Владимиру, крестителю Руси, верхний храм — Воскресению Христову. Все четыре придела верхнего храма посвящены святым — покровителям родов войск. При этом в расположенном рядом музейном комплексе находятся вещи Адольфа Гитлера.

Читайте также: