Виды цитат и особенности применения

Обновлено: 19.09.2024

Термин «цитата» произошел от латинского слова «citare» — приводить, призывать, цитировать. В русский язык это понятие пришло в XIX веке из немецкого языка. «Цитата» — это калька с немецкого слова «Zitat».

Цитата — это выдержка из какого-либо текста с указанием источника.

Цитаты могут приводиться из разных мест:

  • художественной литературы;
  • научных трудов и докладов;
  • публицистических статей;
  • официальных документов и приказов;
  • фильмов и передач.

В цитаты оформляются афоризмы, пословицы и поговорки, крылатые фразы.

В диалогах, как правило, отсутствуют слова автора. Они не заключаются в кавычки и не оформляются по правилам цитирования.

Требования к цитированию:

  1. Точность — цитируемый отрывок должен соответствовать оригиналу.
  2. Уместность — цитата должна вписываться в контекст, прояснять что-либо, а не восприниматься как чужеродный элемент. Ее употребление должно быть оправданным. Недопустимо смешивание разных стилей. Например, при написании научной работы по математике неуместно цитировать фрагменты из лирической поэзии.
  3. Краткость — выдержка не должна быть очень большой. Краткие цитаты легче воспринимаются и запоминаются. Объем цитируемого текста не должен превышать 30 % всей работы.
  4. Соблюдение авторских прав — необходимо обязательно указывать источник, из которого берется цитата. Категорически недопустимо вставлять в работу отрывки из чужого текста без указания автора.
  5. Грамотность — цитата должна быть оформлена в соответствии с правилами русского языка.

Виды цитирования, зачем они нужны

Цитирование необходимо для того, чтобы:

  • донести позицию автора;
  • разъяснить или уточнить какую-либо мысль;
  • привести доказательства.

В зависимости от полноты цитируемого фрагмента цитаты делятся на:

Полные цитаты представляют собой целый фрагмент текста, заимствованный без сокращений.

Виссарион Белинский писал: «Тогда явился исполин нашей поэзии, полный и могучий представитель русского духа в искусстве — Пушкин».

В неполных цитатах на месте пропуска слов ставится многоточие.

Пример 2

Виссарион Белинский писал: «Тогда явился … полный и могучий представитель русского духа в искусстве — Пушкин».

В зависимости от оформления цитирование бывает в виде:

  1. Прямой речи.
  2. Косвенной речи.

В прямой речи слова автора и цитата связаны только по смыслу, в косвенной — являются частями сложноподчиненного предложения.

Пример 3

Достоевский говорил: «Жизнь задыхается без цели»

Достоевский говорил, что «жизнь задыхается без цели».

В зависимости от типа текста цитаты бывают:

  1. Прозаические.
  2. Стихотворные.

Прозаические оформляются по обычным правилам, стихотворные имеют свои особенности. Они могут писаться как с разделением на строки, так и без, быть с кавычками и без кавычек.

Как оформлять, расстановка знаков препинания

Цитаты оформляются с помощью кавычек. При этом выдержки из текста могут представлять собой изолированный фрагмент или оформляться с помощью введения слов автора.

Пример полной цитаты, являющейся изолированным фрагментом:

«Книги — это ноты, а беседа — пение» (А. Чехов).

В данном случае указание на автора дается в скобках.

В случаях, когда цитата используется в качестве эпиграфа, то применяются особые правила:

  1. Цитата не заключается в кавычки.
  2. Цитируемый фрагмент размещается справа.
  3. Фамилия автора пишется без скобок.
  4. Точка после указания источника цитаты не ставится.

Эпиграф — это краткая цитата, размещаемая в начале произведения или его части с целью указания основной идеи, смысла, авторского отношения.

Пример оформления эпиграфа:

Через тернии к звездам

При введении цитаты с помощью прямой речи, применяются соответствующие правила пунктуации:

  1. После слов автора ставится двоеточие. Пушкин писал: «Любви все возрасты покорны».
  2. Авторские слова после цитаты отделяются тире. «Любви все возрасты покорны», — писал Пушкин.
  3. Цитата внутри авторской речи отделяется двоеточием и тире. Ведущий процитировал слова Пушкина: «Любви все возрасты покорны» — и тем самым открыл вечер.
  4. Слова автора внутри цитаты с двух сторон отделяются тире. «Любви, — писал Пушкин, — все возрасты покорны».

Если цитируемый отрывок состоит из нескольких абзацев, то кавычки ставятся не после каждого абзаца, а только в начале и конце всего текста.

Цитаты, введенные на правах косвенной речи, выделяются в кавычки и пишутся со строчной буквы.

Пример 4

Великий русский писатель Лев Толстой считал, что «детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи».

В особых случаях допускается изменение грамматических форм некоторых слов цитируемого фрагмента, если это необходимо для создания связанного текста. При этом не должен нарушаться смысл цитаты.

Пример 5

Известный русский критик XIX века Дмитрий Писарев высказал мысль, что «тонкий и гибкий ум Раскольникова … был в высшей степени способен открывать в людях, в предметах и в понятиях самые неожиданные … стороны».

Писарев считал, что Раскольников обладал «тонким и гибким умом», который «был в высшей степени способен открывать в людях, в предметах и в понятиях самые неожиданные … стороны».

В данном случае для создания связанного предложения именительный падеж меняется на творительный, но сохраняется общий смысл цитаты.

Использование многоточия

Многоточие в цитатах ставится:

  1. В начале цитируемого фрагмента в том случае, если он приводится не с начала предложения.
  2. В середине цитаты, если пропущена ее часть.
  3. В конце цитируемого отрывка, если он приводится не до конца. При этом многоточие ставится перед закрывающей скобкой.

В недавно прочитанной мною книге про здоровье написано: «Для того чтобы быть здоровым, нужно есть как можно больше овощей и фруктов, чистить зубы и заниматься спортом».

  1. В недавно прочитанной мною книге про здоровье написано: «… нужно есть как можно больше овощей и фруктов, чистить зубы и заниматься спортом».
  2. В недавно прочитанной мною книге про здоровье написано: «Для того чтобы быть здоровым, нужно есть как можно больше овощей и фруктов… и заниматься спортом».
  3. В недавно прочитанной мною книге про здоровье написано: «Для того чтобы быть здоровым, нужно есть как можно больше овощей и фруктов…».
Примечание 3

Если в цитируемом тексте уже есть авторское многоточие, то для обозначения сокращения используется знак <. > — многоточие, взятое в угловые скобки.

Пример 7

Критик Белинский с восторгом писал: «Театр. Любите ли вы театр так, как я люблю его <…>? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины?»

Правила с примерами

Одна и та же цитата может быть оформлена разными способами.

В качестве примера возьмем отрывок из статьи великого русского ученого Константина Циолковского «Живая вселенная»: «Каждый получит столько сведений, сколько может вместить его ум».

Оформление цитаты в виде прямой речи: Циолковский в статье «Живая вселенная» писал: «Каждый получит столько сведений, сколько может вместить его ум».

В виде косвенной: Циолковский в статье «Живая вселенная» писал, что «каждый получит столько сведений, сколько может вместить его ум».

В случае научного цитирования добавляется ссылка: Циолковский в статье «Живая вселенная» писал, что «каждый получит столько сведений, сколько может вместить его ум» (Циолковский К. Э. Живая вселенная. М., 1923. С. 48).

Разными способами можно оформить и поэтическую цитату.

  1. «Всё это было, было, было, свершился дней круговорот» (А.А. Блок).
  2. Александр Блок писал:

Всё это было, было, было,

Свершился дней круговорот.

  1. «Всё это было, было, было, / Свершился дней круговорот» (А.А. Блок). Данный вариант в основном используется в литературоведческих исследованиях.

Особые отметки при цитировании

По мере необходимости в цитаты вносятся выделения или примечания.

Примеры выделений:

  • выделено мной;
  • курсив наш;
  • подчеркнуто нами.

Ведущий тренинга утверждает: «Без знания компьютерных технологий, английского языка и коммуникативных навыков невозможно найти достойную работу (курсив мой. — N.N.)».

N.N. — инициалы автора работы.

Примечания в цитируемом отрывке вносятся для того, чтобы разъяснить о ком или о чем идет речь. Они выделяются квадратными скобками.

Критик отмечает, что «Марина Цветаева в письмах к Борису Пастернаку неоднократно упоминала Мура [своего сына]».

Правила постановки точки после кавычек

Точка после знака кавычек не ставится, если цитируемый фрагмент является самостоятельным предложением и заканчивается многоточием, восклицательным или вопросительным знаком.

Раскольников любил повторять: «Мелочи, мелочи главное. »

Если цитируемый фрагмент не является самостоятельным предложением, то точка в конце ставится, даже если цитата заканчивается многоточием.

Пример 10

В «Дневнике писателя» Достоевского сказано: «… Россия составляет собою в теперешний исторический момент всей Европы, как бы некоторое исключение…».

Следующая цитата

а) прямая речь;
б) косвенная речь;
в) предложение с вводными словами;
г) отдельные слова или словосочетания.

Какой из способов цитирования не представлен в упражнении? Чем пунктуация при цитировании отличается от пунктуации при разных способах передачи чужой речи? Что в них общего?

1) Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов назвал «вратами своей учёности». 2) «Мудрость есть дочь опыта», — любил говорить великий итальянский художник, учёный и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. 3) Н. А. Добролюбов писал, что «народная мудрость высказывается обыкновенно афористически». 4) По мнению Д. И. Писарева, «мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы или украшающие собою азбуки и прописи, перестали быть для нас мёртвыми и избитыми фразами». 5) Украинский поэт Т. Г. Шевченко советовал: «Не чурайтесь своего, но и чужому учитесь, если оно того заслуживает».

Упражнение 2.

Запишите предложения, введя цитаты там, где это возможно, с помощью вводных слов.

Упражнение 3.

Какие из способов цитирования представлены в данных предложениях? Назовите их.

1) Киевскую Русь часто называли «страной городов». 2) Особенно красив был древний Киев, прозванный «матерью городов русских» и «соперником Царьграда». 3) «Похотелося Вольге много мудрости», — говорит былина о своём герое Вольге Святославиче. 4) Вольга хотел «птицей-соколом летать по поднебесью, щукой-рыбою плыть во глубоких морях».

Упражнение 4.

Прочитайте, укажите способы цитирования, отличающиеся от предложений с прямой речью. В чём особенность их пунктуационного оформления?

1) В. Г. Белинский в одной из своих статей как-то очень точно заметил: «Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово. » 2) По справедливому мнению А. Герцена, «. главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём. ». 3) И. С. Тургенев советовал молодым литераторам беречь «наш прекрасный русский язык», обращаться почтительно «с этим могущественным оружием». Он был уверен, что «в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». 4) «Если бы я был царь, — писал Л. Н. Толстой в одном из писем, — то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог».

Запишите понравившееся вам высказывание.

Упражнение 5.

Прочитайте, укажите способы цитирования. Спишите, правильно расставив знаки препинания.

1) Греческому врачу Гиппократу принадлежат слова Жизнь коротка искусство вечно. 2) Юлий Цезарь говорил Лучше быть первым в Деревне, чем вторым в Риме. 3) Один мудрец сказал что человек получает знания из ладоней других людей. 4) По словам древних греков музыка излечивает болезни. 5) Я мыслю следовательно я существую писал французский философ Рене Декарт. 6) Древние римляне говорили что книги имеют свою судьбу.


Упражнение 6.

Предлагаем вам несколько интересных высказываний. Запишите их как цитаты, дополнив от себя словами автора. Расставьте знаки препинания.

1. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли (А.П.Чехов). 2. Шум ничего не доказывает курица которая снесла яйцо часто квохчет так как будто снесла большую планету (М. Твен). 3. Самое непонятное в этом мире то что он понятен (А.Эйнштейн). 4. Лучшие философы на свете мальчишки у которых пробивается борода (Платон). 5. Мания величия это когда мышь вообразила себя кошкой и сама себя съела (М.Светлов).

Найдите среди этих цитат простое предложение с обобщающим словом и однородными членами.


Упражнение 7.

Прочитайте данные предложения, укажите способы цитирования. Спишите, расставив знаки препинания.

1) Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела он говорил с горечью Друзья я потерял день. 2) Отец геометрии Евклид произносил когда заканчивал каждый свой математический вывод Что и требовалось доказать. 3) Юлий Цезарь так сообщил в Рим о быстром победоносном сражении Пришел увидел победил. 4) Люди много размышляют об уме и глупости. Вот что об этом сказал дагестанский поэт Расул Гамзатов Полезен и яд змеи если он в умелых руках. Вреден и пчелиный мед если он в руках дурака. 5) Спросили у Лукиана У кого ты учился вежливости Он ответил У невежд. Я воздерживаюсь от речей и поступков которые мне в них неприятны.

Упражнение 8.

Предлагаем вам несколько изречений выдающихся людей. Запишите их, используя различные способы цитирования. Расставьте знаки препинания.

1) Математика единственный совершенный метод позволяющий провести самого себя за нос (А.Эйнштейн). 2) Длинная речь так же не подвигает дела как длинное платье не помогает в ходьбе (Талейран). 3) Человеку свойственно ошибаться а глупцу настаивать на своей ошибке (Цицерон). 4) Как мы можем требовать чтобы кто-то сохранил нашу тайну если мы сами не умеем ее сохранить (Ларошфуко). 5) Нельзя быть математиком не будучи в то же время и поэтом в душе (Софья Ковалевская). 6) Остаться без друзей самое горшее после нищеты несчастье (Даниэль Дефо). 7) Дураки больше всего говорят о мудрости а негодяи о добродетели (Пауль Эрнст).

Упражнение 9.

Спишите предложения, правильно вставив буквы и расставив знаки препинания.

1) Я считаю, что в истории ру(с, сс)кой живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест писал В. В. Стасов. 2) Я лучше человека говорил художник Н. Н. Ге ничего (не)знаю и буду всегда верить: все, что моя радость, мое счастье, мое знание — все от людей. 3) Суриков просто гениальный человек утверждал Стасов Подобной исторической картины у нас (не)бывало во всей нашей школе… тут и трагедия и к..медия и глубина истории, какой (ни) один наш живописец (н..)когда (не)трогал. 4) Максим Горький восторже(н, нн)о писал о художнике В. М. Васнецове Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта…а сколько у него ещ.. живых, красивых сюжетов для картин! Желаю ему бе(с, сс)мертия.

Упражнение 10.

Составьте предложения, в которые в качестве цитат входили бы приведенные изречения русских деятелей культуры.

1) Нет у нас пейзажиста-поэта, в настоящем смысле этого слова, и если кто может и должен им быть, то это только Васильев (И. Н. Крамской). 2) Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни (В. Брюсов). 3) Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. его м..нили и ему улыбались все краски мира (К. Ф. Юон). 4) Левитан любил природу как (то) особенно. Это была даже и не любовь, а какая (то) влюбленность… (М. П. Чехова).

Упражнение 11.

Составьте и запишите по правилам пунктуации предложения с данными цитатами, сопровождая их словами автора. Используйте разные глаголы, вводящие цитаты.

1) Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь. (Белинский). 2) Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи (Пушкин). 3) . Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна (Гоголь). 4) В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком (Чернышевский). 5) Краткость — сестра таланта (Чехов).


Упражнение 12.

Передайте в письменной форме небольшую сцену с монологом или диалогом из любимого вами фильма. Постарайтесь использовать все известные вам способы передачи чужой речи.

Тест по теме «Основные способы цитирования»

1. Укажите способ цитирования.

Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов называл «вратами своей учёности».

1) прямая речь;
2) косвенная речь;
3) предложение с вводными словами;
4) отдельные слова или словосочетание.

2. Укажите способ цитирования.

«Мудрость есть дочь опыта»,— любил говорить великий итальянский художник, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

1) прямая речь;
2) косвенная речь;
3) предложение с вводными словами;
4) отдельные слова или словосочетание.

3. Укажите способ цитирования.

О. Мандельштам говорил, что Анна Ахматова «…принесла в русскую лирику… психологическое богатство русского романа».

1) прямая речь;
2) косвенная речь;
3) предложение с вводными словами;
4) отдельные слова или словосочетание.

4. Укажите предложение, которое можно переделать, введя цитаты с помощью вводных слов.

1) В. Сухомлинский утверждал: «Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем».
2) «Труд будит в человеке творческие силы»,— писал Л. Н. Толстой

5. Укажите неправильный вариант оформления цитаты.

1) Ф. Искандер говорил, что «мудрость — это ум, настоянный на совести».
2) М. Пришвин, анализируя творчество Л. Толстого, говорил: «Каждая строчка Толстого выражает уверенность, что правда живёт среди нас».
3) Анализируя поэзию Лермонтова, А. Герцен говорил, что: «мужественная, печальная мысль… сквозит во всех его стихах».

6. Закончите высказывание.

При цитировании стихотворного текста с соблюдением стихотворных строк.

1) ставятся кавычки;
2) кавычки не ставятся;
3) цитата пишется с новой строки;
4) цитата пишется на той же строке, что и слова автора.

7. В каком предложении чужая речь неправильно оформлена?

1) В письме А. С. Суворину А. П. Чехов писал о своей пьесе «Чайка», что она «. написана вопреки всем правилам драматического искусства».
2) Как утверждал П. И. Чайковский, что «вдохновение рождается только из труда и во время труда».
3) По словам Л. Н. Толстого, «искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».
4) Искусство, по мысли Ф. М. Достоевского, «есть такая же потребность для человека, как есть и пить».

Особенности научного цитирования

Определение

Научное цитирование — это заимствование в научных трудах, статьях, докладах отрывков текстов, формул, таблиц, иллюстраций из других источников. При этом обязательно указывается не только автор первоисточника, но и название книги, год издания, страница.

Виды научного цитирования:

  1. Прямая цитата — дословное воспроизведение фрагмента текста другого автора.
  2. Парафраз — пересказ своими словами чужой теории, идей, взглядов. Используется в том случае, когда необходимо кратко изложить пространный текст.
  3. Цитирование по вторичным источникам — допустимо только когда текст оригинала утерян или труднодоступен. В данном случае следует особенно тщательно проверять достоверность информации. Пример вторичного цитирования: древнерусские летописи в изложении Татищева.
  4. Самоцитирование — автор цитирует свои более ранние работы для того, чтобы дополнить и развить свои предыдущие мысли.
  5. Взаимное цитирование — перекрестные ссылки коллег на работы друг друга.

При оформлении научного цитирования обычно используется 3 вида ссылок:

  1. Ссылки по тексту в квадратных скобках с указанием номера источника и страницы: [3, с. 96].
  2. Подстрочные ссылки с указанием всей информации о цитируемом источнике: Пави П. Экспериментальный театр // П. Пави. Словарь театра: Пер. с фр. — М.: Прогресс, 1991. С. 363.
  3. Ссылки по тексту в круглых скобках с указанием сведений об источнике (Пави П. Словарь театра. М., 1991. С. 363).

Отсутствие ссылок по тексту работы ведет не только к несоблюдению норм научной этики, но и нарушает закон об авторском праве.

Следующая цитата

Интернет-сервис Студворк построен на передовых, современных технологиях и не поддерживает старые браузеры. Для просмотра сайта загрузите и установите любой из следующих браузеров:

Следующая цитата

Интернет-сервис Студворк построен на передовых, современных технологиях и не поддерживает старые браузеры. Для просмотра сайта загрузите и установите любой из следующих браузеров:

Читайте также: