Заполните таблицу цитатами по рассказу старый гений

Обновлено: 22.12.2024

Аристотель (384 до н. э. – 322 до н. э. ) – древнегреческий ученый, философ. Родители Аристотеля умерли, когда ему было всего 15 лет. Первое образование в биографии Аристотеля дал ему опекун Проксен, который увлек Аристотеля чтением.

Учение Аристотеля охватило все доступные в то время науки. Он занимался философией, как совокупностью систем. Идеи Аристотеля охватили такие направления, как социология, политика, логика, естествознание. Взгляды Аристотеля оказали значительное влияние на будущее развитие этих наук.

Труды Аристотеля можно условно разделить на три части, как делал сам ученый. К первой относится физика, метафизика (теоретические знания) , ко второй – этика, политика (практические знания) , к третьей – творчество (поэтические знания) . Философия Аристотеля включает рассмотрение онтологии, гносеологии, этики, политики.

Онтологическая теория Аристотеля представляла физику как науку, в которой движение возникает из-за различий силы и энергии тел. Также в биографии Аристотеля было дано определение метафизики, которое базировалось на четырех понятиях: форме, материи, причине, цели.

За всю жизнь Аристотеля было написано громадное количество трудов, среди которых выделяются логические, физические, биологические, этические трактаты.

Следующая цитата

Глава I.
1. "Вопиющее дело".
2. "Страшная перспектива голода и холода".
Глава II.
3. "В суде ей решение вышло".
4. "Он никому не платит".
Глава III.
5. "Закон судит иначе".
6. "Старушка ни на каких высотах ничего не добилась".
7. "Называйте меня Иван Иваныч".
8. "Я всегда берусь за дела только за невозможные".
Глава IV.
9. "Завтра он несомненно улизнёт".
10. "Я. уже решилась ему довериться".
Глава V.
11. "Себский сражатель".
12. "Стала съезжаться к поезду публика".
13. "Три раза по лицу ударил".
14. "Сербского воителя арестовали и побитого тоже".
15. "Правда восторжествовала".

Следующая цитата

Портрет Н.С.Лескова работы художника В.Серова

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ
(1831 — 1895)

Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 37-38

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля

Н. С. ЛЕСКОВ. «СТАРЫЙ ГЕНИЙ»:
СЮЖЕТ И ГЕРОИ
УРОК 37

Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Сатира на чиновничество в рассказе. Защита беззащитных. Рассказ в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Составление тезисов статьи учебника «Николай Семёнович Лесков». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о писателе

Актуализация имеющихся знаний о Н. С. Лескове:

— Вспомните, в каком городе воздвигнут памятник Лескову. Как выглядит писатель на памятнике?

— Кто из художников создал портреты писателя?

— Какие произведения Лескова вы читали?

— Какие проблемы ставит Лесков в своих произведениях?

— Каково его отношение к людям из народа?

II. Чтение и составление тезисов статьи учебника «Николай Семёнович Лесков» (см. статью учебника ниже):

ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Николай Семёнович Лесков» Вопрос Тезис Как образование и раннее начало трудовой деятельности Лескова помогли ему в будущей писательской работе? Как повлияла на творчество Лескова его журналистская деятельность? Какое событие в жизни Лескова послужило причиной конфликта писателя и с властями, и с демократами? Каково отношение писателя к русскому народу? Какая тема стала главной в произведениях Лескова о народе?

III. Сатира на чиновничество в рассказе «Старый гений».
Рассказ в актёрском исполнении

Прослушайте в актёрском исполнении первую и вторую главы рассказа.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: вопиющее дело, в имя старой приязни, должник её был зверь травленый, срок закладной, уповать, тут-то и пошла закорюка, пристав, мирволить, могущественное родство или свойство, какая бабушка ему ни ворожила и всё на милость преложила, докучать.

Прочитайте по ролям фрагмент главы второй со слов «К кому старушка ни обратится…» до конца главы.

Как вели себя чиновники по отношению к старушке?

Выпишите слова чиновников, означающие отказ старушке в помощи.

Почему ей никто не мог помочь?

Какие общественные порядки стали темой для осуждения автора?

*Можно ли утверждать, что это вечная тема литературы? Обоснуйте свой ответ.

Группа 2.

Прослушайте в актёрском исполнении третью главу рассказа.

Ответьте на вопрос 3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: меблированные комнаты, всё это «оттого, что сухая ложка рот дерёт», надо смазать, отчаянные доки, Мариинский пассаж, саечник, подупавший из каких-нибудь своих благородий, рекомендация.

Какие пороки чиновничества обличает автор?

*Докажите, что повествование в главе третьей ведётся от лица рассказчика, беседующего со старушкой.

Какими словами охарактеризован человек, обещающий вручить бумагу должнику?

*Почему старушка поверила ему: была слишком доверчивой, речи человека были убедительны, видела в его предложении последний шанс или по другой причине? Аргументируйте свою позицию.

Группа 3.

Прослушайте в актёрском исполнении четвёртую главу рассказа.

Ответьте на вопрос 5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: афишировать себя за миг иль краткое мгновенье, на какое ещё новое штукарство наловчаются плутовать в Петербурге, пассажный гений не постыдил ни веры, ни предчувствий доброй старушки.

*Найдите в четвёртой главе слова и выражения, характеризующие рассказчика. Дайте ему оценку.

Почему рассказчик дал старушке в долг 150 рублей?

Группа 4.

Прослушайте в актёрском исполнении пятую главу рассказа.

Ответьте на вопросы 4, 6, 7 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Выполните задание 5 из раздела учебника «Развиваем дар слова».

В чём заключался беспроигрышный план старого гения?

Почему сербский воитель просил по сто рублей за три месяца?

Что его ожидало после инцидента на вокзале?

Что удивило рассказчика?

*Против какого государственно-общественного устройства выступает автор?

О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:

Почему автор изображает чиновничью Россию сатирически?

Как в рассказе отразилась вера писателя в талант и нравственные силы народа?

IV. Защита беззащитных
Аналитическая беседа:

— Почему старушка из дворянского класса оказалась среди беззащитных?

— Перечислите все проблемы, которые выпали на долю старушки.

— Почему ей не помогли в государственных учреждениях?

— Почему Иван Иваныч и сербский сражатель согласились помогать старушке-дворянке: пожалели её, привыкли помогать людям, хотели заработать денег или по другой причине? Обоснуйте свой ответ.

— Кого защищает автор в рассказе «Старый гений»?

— Обычно авторская позиция в литературном произведении выражается с помощью портретов героев, пейзажных зарисовок, описаний интерьера и вещей, которые характеризуют героев, и др. Используются ли эти формы выражения авторской позиции в рассказе «Старый гений»? Какие формы выражения авторской позиции использованы в рассказе: прямые авторские оценки, введение рассказчика, речевые характеристики, название рассказа как доминанта его смысла и др.?

Практическая работа.
Устная характеристика героев и средств создания их образов.

Заполнение цитатной таблицы:

ТАБЛИЦА
Характеристика героев и средств создания их образов
в рассказе «Старый гений» Герои рассказа и их черты Группа 1.
Старушка Группа 2.
Иван Иваныч Группа 3.
Должник Группа 4.
Сербский воитель Группа 5.
Рассказчик Социальное положение героя Прошлое героя Смысл имени и фамилии или их отсутствие Первое появление в рассказе Портрет героя Мир вещей, характеризующий героя Действия и поступки героя Черты личности героя Речь героя Оценка героя другими персонажами Авторское отношение к герою Выводы

И т о г о в ы е в о п р о с ы:

Кто виноват в страданиях героини?

Как вы понимаете эпиграф к рассказу?

Почему рассказ называется «Старый гений»?

Домашнее задание

Выполнить задание из раздела учебника «Проверьте себя».

Завершить заполнение цитатной таблицы.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Подготовить выборочные пересказы о каждом из героев рассказа, сохранив особенности языка автора (по группам).

Индивидуальное задание.

Подготовиться к оценке иллюстрации учебника и иллюстраций к рассказу (см. иллюстрации ниже).

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)
НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ
(1831 — 1895)

Николай Семёнович Лесков родился в семье мелкого чиновника, выходца из духовного сословия, в селе Горохово Орловской губернии. Первоначальное образование получил в семье богатых родственников. Затем продолжил обучение в Орловской гимназии, но курса не окончил. В шестнадцать лет ему пришлось поступить на службу писцом в суд. Криминальная сторона жизни, которая открылась ему в суде, потом часто становилась предметом художественного осмысления в повестях и романах писателя, в том числе в таких известных, как «Леди Макбет Мценского уезда», «На ножах». С 1857 года Лесков служит агентом одной из коммерческих фирм. По делам этой фирмы изъездил всю Россию. Впечатления от этих поездок стали бесценным материалом для творчества писателя.

С 1861 года Лесков — сотрудник московских газет, сначала «Русской речи», а позднее «Северной пчелы». Писатель пробует свои силы в художественном очерке, рассказе, романе, хрониках. В мае 1862 года в передовой статье «Северной пчелы», посвящённой пожарам в Петербурге, требует от власти открыть народу «поджигателей», «адских злодеев». Статья совпала по времени с новой волной репрессий против революционеров и была воспринята как открытое публичное выступление охранителя режима, реакционера. Не понятый ни властями, ни революционерами-демократами, ни либералами, разочарованный в реформах царского правительства, не принимая революционной перспективы для России, Лесков называл народ «хранителем отечественного предания» в искусстве, труде, в повседневном укладе жизни. В круг школьного чтения давно и прочно вошли такие известные произведения Н. С. Лескова, как «Левша» и «Тупейный художник», повествующие о трагической участи талантливых людей из народа. Предлагаем вам познакомиться с рассказом «Старый гений», прочитав который вы сможете узнать новые черты таланта выдающегося русского писателя — Николая Семёновича Лескова.

Проверьте себя

У Лескова Россия — страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые большей частью необразованны и непросвещённы. Другая Россия — страна господ, начальников, чиновников. Они образованны, но бесчестны и, как правило, глупы. Одна Россия не понимает другую, и потому многие слова, которые употребляет образованная Россия, невольно искажаются Россией необразованной и непросвещённой. Лесков не отдаёт предпочтения ни той ни другой. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжён с образованностью.
Размышляем о прочитанном

1. В чём смысл эпиграфа к рассказу? Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?

2. Почему рассказ назван «Старый гений»?

3. Как вы думаете, только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал читателям автор?

4. В каких произведениях Лескова проявляется историзм писателя? Какие проблемы общества затрагиваются в рассказе «Старый гений»?
Развиваем дар слова

1. Подготовьте рассуждение на тему «Кто виноват в страданиях героини?».

2. Подготовьте пересказ всего текста рассказа «Старый гений», постарайтесь сохранить особенности языка автора.

3. Постарайтесь проследить, какие инстанции пришлось посетить старушке помещице, чтобы добиться справедливости? Почему? Какие советы ей давали? Подготовьте рассуждения на эту тему.

4. Как вы понимаете слово «штукарство»? Каким синонимом можно его заменить?

Рассмотрите иллюстрацию И. Пчелко. Такими ли вы представляли себе героев рассказа «Старый гений»? Что вы изменили бы в иллюстрации?
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

В шестом классе вы читали «Левшу». Сейчас обсуждаем рассказ «Старый гений».

1. Можно ли сказать, что рассказ «Старый гений» И. С. Лескова всегда современен? И если да, то почему? Как объяснить название рассказа? Какие проблемы затрагиваются в произведении?

2. Кто виноват в страданиях героини? Какие интонации преобладают в рассказе — иронические, юмористические, горестные? Как помогает ответить на эти вопросы чтение актёра Алексея Колгана?

3. Что отвечают просительнице в канцеляриях и соглашается ли она с чиновниками?

4. Что придумал «старый гений» и почему его так называет автор?

5. Какие риторические вопросы и восклицания чтеца помогают выразить победу над «неодолимыми затруднениями»?

6. Как разрешилось «дело» и как рассказчик выражает своё удивление?

7. Подготовьте ответ-рассуждение на вопрос: кто виноват в страданиях героини рассказа?

Следующая цитата

Портрет Н.С.Лескова работы художника В.Серова

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ
(1831 — 1895)

Уроки литературы в 8 классе[1]
Уроки 37-38

В пособии Н.В.Беляевой представлены уроки чтения,
обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля

Н. С. ЛЕСКОВ. «СТАРЫЙ ГЕНИЙ»:
ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА
УРОК 38

Основное содержание урока
Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Развитие представлений о рассказе и художественной детали.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Нравственные проблемы рассказа

— Расскажите о старушке-дворянке. Почему она оказалась в затруднительном положении?

Как её характеризует то, что она помогла сыну своей старинной знакомой?

— Расскажите о порядках в чиновничьей России. Почему чиновники не помогли старушке? О чём свидетельствует тот факт, что они боялись связываться с великосветским франтом?

— Расскажите о великосветском франте. Почему его поступки и поведение оказались безнаказанными? Как можно охарактеризовать общество, где возможны такие поступки?

— Расскажите об Иване Иваныче. Почему старушка сначала не поверила ему? Как его характеризует то, что он вызвался помогать старушке?

— Расскажите о сербском сражателе. Почему он был оборванным и находился в «низких местах»? Почему он согласился выполнять план Ивана Иваныча?

— Охарактеризуйте рассказчика. Носителем каких черт он является?

О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:

Что такое нравственная проблема?

Какие нравственные проблемы поднимает писатель в рассказе?

Докажите, что писателя волнуют проблемы добра и зла, честности и обмана, справедливости и бюрократизма, взаимопомощи и равнодушия. Подтвердите свои мысли текстом.

Определите этапы развития сюжета в рассказе. *Связаны ли они с нравственной проблематикой рассказа? Обоснуйте своё мнение.

Развитие представлений о рассказе и о художественной детали.
Деталь как средство создания образа в рассказе

Вспомните, что такое рассказ и художественная деталь.

Найдите в словаре литературоведческих терминов эти понятия и определите их главные черты.

Групповая исследовательская работа:

Какие фольклорные детали, устойчивые выражения, пословицы, поговорки, прибаутки использованы автором в рассказе? С какой целью?

Группа 2.

Найдите художественные детали, воспроизводящие черты быта, исторической обстановки, в которой происходит действие. Какую картину времени они создают?

Группа 3.

Какие детали характерны для речи старушки?

Составьте её речевую характеристику, указав на значимые детали её речи.

Группа 4.

Какие детали указывают на наличие в повествовании рассказчика?

Какова его нравственная и общественная позиция?

Группа 5.

Какие детали характерны для образов Ивана Иваныча и сербского сражателя?

Что автор подчёркивает этими деталями?

О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:

Ответы на вопросы 3—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какие особенности сюжета и композиции рассказа помогают понять его смысл? Как в рассказе отразились представления Лескова о русском народе?

Практическая работа.
Составление цитатной таблицы «Черты рождественской истории в рассказе».

Рассказ Лескова «Старый гений» впервые был опубликован в журнале «Осколки» (1884), а затем вошёл в сборник «Святочные рассказы». Какие рождественские рассказы вы уже изучали?

Чем рассказ «Старый гений» близок рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор» и рассказу О. Генри «Дары волхвов»?

Вспомните основные черты рождественского рассказа.

Приведите примеры из рассказа «Старый гений» и заполните цитатную таблицу:

ТАБЛИЦА
Черты рождественской истории в рассказе «Старый гений» Черты рождественского рассказа Примеры Трёхуровневая организация пространства (ад — земля — Рай) Атмосфера чудесного изменения героя, проходящего в рассказе все три ступени мироздания Материальный или духовный кризис героев, для разрешения которого нужно чудо Вмешательство высших сил и счастливая случайность, осознаваемые как знак свыше Элементы фантастики, которые в реалистической литературе заменяет социальная тематика? Счастливый финал, в котором добро торжествует

Чтение и обсуждение статьи учебника «Лесков и его герои, его отношение к России» (см. статью ниже):

— Какие две России видит в своей стране Лесков?

— Кто из героев рассказа относится к «стране» праведников, странников, умелых и талантливых людей?

— Кого из персонажей мы отнесём к «стране» господ, начальников, чиновников?

— К какой России вы бы отнесли старушку? Обоснуйте свой ответ.

— Найдите в рассказе слова, которые звучат с искажениями. Представители какой части России их произносят? Как это их характеризует?

— В чём видит Лесков причину социального расслоения в России?

Ответы на вопросы из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Как проблема двух Россий отразилась в иллюстрациях к рассказу?

И т о г о в ы е в о п р о с ы:

Какие нравственные проблемы поднимает Н. С. Лесков в рассказе «Старый гений»?

Какие две России изображены в рассказе?

Можно ли утверждать, что рассказ «Старый гений» всегда современен? Обоснуйте свой ответ.

Домашнее задание

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Индивидуальное задание.

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.Беляева. — М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и обновлённому учебнику предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной. Оно способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций восьмиклассников: речевой, коммуникативной и информационной.
Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 8 класса: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В них содержатся ссылки на полезные интернет-источники.
В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и выработку универсальных учебных действий. Предложенные формы обучения и контроля ориентированы на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. (вернуться)
Н. С. ЛЕСКОВ И ЕГО ГЕРОИ,
ЕГО ОТНОШЕНИЕ К РОССИИ

У Лескова Россия — страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые большей частью необразованны и непросвещённы. Другая Россия — страна господ, начальников, чиновников. Они образованны, но бесчестны и, как правило, глупы. Одна Россия не понимает другую, и потому многие слова, которые употребляет образованная Россия, невольно искажаются Россией необразованной и непросвещённой. Лесков не отдаёт предпочтения ни той ни другой. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжён с образованностью.
Размышляем о прочитанном

1. В чём смысл эпиграфа к рассказу? Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?

2. Почему рассказ назван «Старый гений»?

3. Как вы думаете, только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал читателям автор?

1. Подготовьте рассуждение на тему «Кто виноват в страданиях героини?».

2. Подготовьте пересказ всего текста рассказа «Старый гений», постарайтесь сохранить особенности языка автора.

3. Постарайтесь проследить, какие инстанции пришлось посетить старушке помещице, чтобы добиться справедливости? Почему? Какие советы ей давали? Подготовьте рассуждения на эту тему.

4. Как вы понимаете слово «штукарство»? Каким синонимом можно его заменить?

Рассмотрите иллюстрацию И. Пчелко.

Такими ли вы представляли себе героев рассказа «Старый гений»?

Читайте также: