В чем видит андрей соколов счастье цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь.

Воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения. монологического и диалогического высказывания.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взимопомощи, развивать чувство патриотизма.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оборудование : презентация, портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу «Судьба человека», таблицы с опорными словами, рисунки учащихся.

(На интерактивной доске фотография М.А. Шолохова и Андрея Соколова - героя его рассказа «Судьба человека»)

Вступительное слово учителя.

Ребята! Мы с вами живем в мирное время, но мы никогда не должны с вами забывать о том страшном времени и о тех испытаниях, которые выпали на долю нашего народа в годы ВОв, о тех, кому мы обязаны своей жизнью.

Прошла война, но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда об этом не забудем!

Выразительное чтение стихотворения «Варварство».

Слово учителя:

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведени ями , котор ы е возвраща ю т нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", - так писала одна английская газета.

Честь, совесть, порядочность, надежность – самое

важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким

богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо

тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.

Слово учителя: Итак, сегодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова – «Судьба человека». В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера.

На экране демонстрируется презентация «История создания рассказа».

М. Шолохов говорил: «У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье. И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком.
-Так вот об этой трагедии нашего народа в годы войны, о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека, рассказывает нам автор.

-Давайте обратимся к содержанию рассказа
- В чем своеобразие композиции рассказа?

(Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками — Андреем Соколовым и Ванюшкой — и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя Андрея Соколова .)

-Что утратил бы рассказ, если бы повествование велось непосредственно автором?

(Исчезли бы острота, эмоциональность событий, герой рассказывает о своей жизни так, как чувствует сам. Это видно и в интонациях, и в тех словах, которые он использует. Это исповедь героя.

Слушая историю судьбы от первого лица, мы невольно становимся очевидцами описываемых событий и ощущаем свое присутствие рядом с героем.)

- На какие части можно условно разделить рассказ героя?

(на три части: 1.Довоенная жизнь. 2.Война. 3.Первые послевоенные месяцы.)

-Чтобы понять авторскую концепцию человека , еще раз обратимся к центральным эпизодам рассказа.

- В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом.

( « Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке») –с.365

-В чём же видит Андрей Соколов счастье?

( Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)

- Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?

( У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой — вот что главное. В душе — один из источников победы. Анализируя характер героя, мы будем судить не по одному или двум его поступкам. Этот рассказ, как и роман, предполагает изучение и анализ всей жизни героя)

2-ой этап в жизни героя

Плен. Исторический комментарий.

К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 миллионов красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. "Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать. "

- Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний - фашистский плен.
- Как Соколов попал в плен? (текст)
- Как ведёт себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)
- В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа - всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.
Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Плен. Эпизод в церкви.

В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. (См. Таблицу)

Мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)

Погибает, но не отступает от своих убеждений. Но он невольно становится виновником гибели четырех человек

Пытается купить себе право на жизнь ценой чужих жизней

Безропотно ожидает своей участи

«…в плену и потемках свое великое дело делал»

- Какая позиция ближе всего Соколову?

( Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет)

- Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек)

Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.

- Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре.

Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом:

- В чём символическое значение этого эпизода? (тест) (Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)
- А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.)

- Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

Меняется ли отношение фашистов к пленному?

(Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)

- Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?

(Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)

Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным?

(Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

У М.А.Шолохова любимым было стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату».

-Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза — когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки. Зачитаем их.

( “Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы”; “Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: “Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит”)

-Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“. А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

- Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?

(Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)

- Народная мудрость гласит: Г лаза – зеркало души ». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах.

- «Словно присыпанные пеплом » - то есть какие, какого цвета? (серые, цвета пепла)

- А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла?

(Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

- Таким образом , цветовая деталь помогает понять состояние героя.

-Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)

- Произошло ли это с Андреем Соколовым?

(Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)

Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”

Встреча Соколова с Ванюшкой.

- Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши?

( Две сироты, жизни которых искорежены войной)

-Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении? ( «светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя» .)

-Каково цветовое значение этого образа?

(Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет. Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя» . Ярко - жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика. Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение)

- Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы всё, что можно было, совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами. Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд?

(показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).

- Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем? (Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку — школа).

- А что такое судьба?

Словарная работа

Судьба - 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

- В каком значении это слово употреблено в названии рассказа?

(В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств )

- Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство)

- Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.

- И последнее. Перечитайте финал рассказа. Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного?

Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе — живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ. ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ .

Их остались лишь единицы: тех, кто видел своими глазами, тех, кто ощутил на себе порох, кровь и страх, тех, кто выжил в Великой Отечественной Войне. Война не проходит бесследно. Она оставляет глубокие раны в душах и сердцах, она не обошла ни одного дома. Не стала исключением и семья Маши Винокуровой. О своем прадедушке нам расскажет Маша Винокурова.

Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия.

Годы Великой Отечественной войны, когда страна воевала от мала до велика, не забудутся никогда. Ведь это наша история, память сердца. Хочется поклониться всем тем, кто воевал и умирал на фронтах Великой Отечественной войны для того, чтобы продолжалась мирная жизнь, чтобы спокойно спали дети, чтобы радовались, любили, были счастливы люди.

Пусть будет только мир. Советские солдаты этот мир спасли.

Люди! Покуда сердца стучатся, -

Какой ценой завоевано счастье, -

Домашнее задание.
Написать сочинение «Что значит быть настоящим человеком?».

Следующая цитата

В написанном М.А. Шолоховым рассказе «Судьба человека» описываются те испытания, которые пришлись на долю центрального персонажа Андрея Соколова. Автор показывает, что главный герой переносит все испытания судьбы. Что же ему помогает?

Когда начинается Великая Отечественная война, Андрей Соколов отправляется на фронт, где ему встречаются различные препятствия. Попытка проскочить мимо врагов, чтобы доставить своим соотечественникам снаряды, заканчивается неудачно, и Андрей Соколов оказывается в немецком плену, где каждый представитель советского народа находился в шаге от смерти. Когда главного героя вызывают к коменданту Мюллеру после его негативных высказываний относительно немецкого начальства, он мысленно прощается с жизнью. Но преданность Родине и искренняя любовь к ней помогают Андрею Соколову выдержать все испытания. Ему удается избежать казни благодаря своей стойкости, которую оценил Мюллер, уважающий отказ Андрея Соколова пить за «победу немецкого оружия». Центральным персонажем, которого рассказчик справедливо называет «человеком несгибаемой воли», руководило желание помочь Отечеству избавиться от врага. Чувство патриотизма и вера в победу помогали Андрею Соколову справляться со всеми трудностями.

Читатель понимает, что после известия о смерти жены и дочерей в душе Андрея Соколова произошел перелом. Однако то, что он получил письмо от сына Анатолия, посчиталось Андреем Соколовым за то, что ему «блеснула радость, как солнышко из-за тучи». Читатель понимает, что боль главного героя усилилась, когда он узнал, что в День Победы его сын погиб.

Вновь обрести смысл жизни Андрею Соколову помог осиротевший мальчик Ванюшка, которого он встретил. Главный герой признается, что, когда он решил «взять его к себе в дети», на его душе «стало легко и как-то светло». Теперь преодолевать препятствия на жизненном пути Андрею Соколову помогал его «новый сын».

Таким образом, патриотическое чувство, вера в победу над врагом, «несгибаемая воля» и любовь к родным и близким помогала центральному персонажу переносить все испытания на своем жизненном пути.

Следующая цитата

М.А. Шолохов в своем рассказе «Судьба человека» все внимание уделяет центральному персонажу Андрею Соколову, его жизни и внутреннему миру. Писатель через историю его жизни демонстрирует, в чем же Андрей Соколов видит счастье.

Счастье Андрея Соколова тесно связано с благополучием Родины. Когда начинается война и Отечество оказывается в опасности, Андрей Соколов без каких-либо отговорок отправляется на защиту Родины. Главный герой делал все возможное, чтобы помочь Родине и приблизить ее к победе над врагом. Личное счастье отходит на второй план, Андрей Соколов готов пожертвовать своей жизнью, лишь бы поспособствовать победе. Счастье главного героя заключается в мирном небе над головой, причем не только для себя, но и для всех соотечественников.

Личное счастье Андрея Соколова заключается в семье. Главный герой довольно безэмоционально рассказывает о том, что в голодный 1922 год от голода у него умерли отец, мать и сестра. В таком безэмоциональном рассказе видна боль Андрея Соколова, который в один момент потерял всех своих родных и близких.

Когда Андрей Соколов встречает девушку Ирину и женится на ней, он вновь обретает смысл жизни. Жена, сын Анатолий, дочь Настенька и дочь Олюшка – это то, что делало Андрея Соколова счастливым. Счастьем главного героя были элементарные вещи: «Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке». Ни о каком явном богатстве Андрей Соколов не мечтает, в довоенное время ему было достаточно того, что у него есть любящая семья, где все были живы и здоровы, где никто не голодал и ни в чем жизненно необходимом не нуждался.

Повествуя историю своей жизни рассказчику, Андрей Соколов с теплотой и нежностью отзывается о жене и детях, видна та любовь, которую чувствует главный герой по отношению к своей семье, и та боль, которую он ощущает после потери жены и всех детей.

По рассказу Андрея Соколова видно, что гибель жены и дочек, а затем и сына Анатолия сказались на его существовании: он потерял смысл жизни, он стал по-настоящему несчастным человеком, потому что лишился того, что было для него настоящим счастьем – семьи.

Когда Андрей Соколов встречает мальчика Ванюшку и решает «взять его к себе в дети», на его душе, как отмечает сам Андрей Соколов, «стало легко и как-то светло». Андрей Соколов начал называть Ванюшку сыном и, главное, он начал чувствовать то, что Ванюшка – действительно его сын. М.А. Шолохов показывает, что Андрей Соколов, обретя «нового сына» Ванюшку, вновь обрел смысл жизни.

Конечно, та боль, которую принесла гибель семьи, никуда не делась от Андрея Соколова, но в финале рассказа его можно назвать относительно счастливым человеком, ведь теперь у него есть тот человек, которому он может дарить любовь и от которого он может эту любовь получать. К тому же война закончилась, и победа Родины, благополучие которой было связано с счастьем Андрея Соколова, давала главному герою еще один повод для радости. Андрей Соколов, как отметил рассказчик, имел «несгибаемую волю», которая позволяла ему ценить то, чего война лишила многих людей, – жизнь.

Следующая цитата

Тип урока – анализ художественного произведения.

Технология урока – технология развития критического мышления.

Цель урока – создать условия для приобщения учащихся к художественному наследию М. Шолохова, развития познавательной активности учащихся через поисково-исследовательскую деятельность, глубокого осмысления всех сторон человеческой жизни, стремления задуматься о вечных нравственных ценностях, о судьбе человеческой, о величии подвига нашего народа, о значении Великой Победы.

Образовательная : помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова – психолога в раскрытии характера Андрея Соколова, который сумел преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой; проанализировать яркие отдельные эпизоды из жизни главного героя

Развивающая : Развить устную и письменную речь, обогатить их словарную лексику новыми славами; научить углубленно понимать и сопереживать событиям рассказа; развить мышление и память, расширить кругозор

Воспитательная : Через содержания рассказа выстроить шкалу общечеловеческих ценностей, таких как: счастье, долг, достоинство и гордость; привить детям почет и уважение ветеранам, отстоявшим свободу родной страны

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты: самостоятельное формулирование цели, проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, моделирование.

Метапредметные результаты: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, целеполагание, постановка вопросов, умение выражать свои мысли, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание усвоенного, волевая регуляция в ситуации затруднения.

Личностные УУД: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание усвоенного, волевая регуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, умение слушать, выражать свои мысли, постановка вопросов, монологическая и диалоговая речь.

Познавательные УУД : формирование знаково-символических действий (моделирование схем), формулирование цели, проблемы, сравнение, обобщение и классификация, доказательство, построение цепочек рассуждения

Основные термины, понятия: композиция художественного произведения, устное словесное рисование, элементы сюжета, характеристика героя, анализ эпизода, особенности жанра военного рассказа, герой, портретное описание, идея произведения.

Оборудование: портрет М.А.Шолохова, текст рассказа «Судьба человека», мультимедийный проектор, фильм «Судьба человека» С.Бондарчука (1959), учебник под ред. Б.Ланина.

Актуализация знаний.

Посеешь привычку — пожнёшь характер,

Посеешь характер — пожнёшь судьбу.

Мы можем использовать как эпиграф к нашему уроку.

- В эпиграфе встречается слово “характер”, как вы понимаете слово “характер”?

Характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка ) .

— Какие положительные черты характера мы можем назвать?

( Записываем слова: стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность .)

— Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали?

Анализируем текст, поступки Андрея Соколова, тем, выявляя черты его характера.

3. Анализ текста

(Пересказ эпизода с условным названием «Мирная жизнь» — от слов: “Поначалу жизнь моя была обыкновенная. ” до слов: “Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты”.)

Андрей Соколов, помыкавшись по белу свету, осел в Воронеже, нашёл девушку “по душе”. (“Хорошая попалась мне девка! Смирная, весёлая, угодливая и умница, не мне чета. И не было для меня красивей и желанней её, не было на свете и не будет!” – так рассказывает о своей жене Соколов). Зажили Андрей и Ирина счастливо, радуя друг друга. Их любовь подарила им детей, которые, в свою очередь, радовали своих родителей. А “старшенький, Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в газете писали”. Скопили они деньжонок и поставили себе домишко, недалеко от авиазавода. «Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты – стало быть всё в порядке».

— В чём же видит Андрей Соколов счастье?

Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: “Чего ещё больше надо?” В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.

-- Подчёркиваем те черты характера Андрея, которые помогли ему в мирной жизни.

Хочется закончить рассказ словами: “И жить ему без бед до старости”.

— Что же так изменяет установившийся порядок в семье?

В мир, построенный бережно и любовно, врывается война.

Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.

— Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни?

Он прошёл через многие испытания, и то, что казалось обыкновенным, стало очень дорогим. Прочитаем эпизод прощания героя с семьёй перед отправкой на фронт.

(Комментированное чтение эпизода с условным названием «Сцена прощания» — от слов: “Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери — Настенька и Олюшка” до слов: “Такой она и в памяти мне на всю жизнь осталась: руки, прижатые к груди, белые губы и широкие раскрытые глаза, полные слёз”.)

- Каким чувством наполнены воспоминания Андрея об этом прощании?

Да, его воспоминания полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене. “Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи. ” А оттолкнул за то, что вела себя не как другие женщины, за слова её: “Родненький мой. Андрюша. не увидимся. мы с тобой. больше. на этом. свете. ” Возможно, что-то предчувствовала.

- Какие сравнения мы встречаем в этом отрывке?

“ моя прижалась ко мне, как лист к ветке”,

“ сама вся вперёд клонится, будто хочет шагнуть против сильного ветра”.

Это стремление уберечь мужа, защитить его от малейшей опасности, помочь в трудную минуту, подарить ему нежность и ласку.

Да, сильный ветер обрушился на страну. И ушла мирная жизнь.

И, может, не жену оттолкнул Андрей от себя, а её пророческие слова, не желая в них верить, надеясь на скорое возвращение.

— Как сложилась военная судьба Андрея Соколова? Недолго пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года под Лозовеньками. Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли его, а взяли в плен. И здесь проявил характер Соколов. “Видишь, какое дело, браток, ещё с первого дня задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка”.

Исторический комментарий

К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Из 6,3 миллиона советских военнопленных погибли около 4 миллионов.

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели.

“ Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь не людские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать. ”

— Какие черты характера Андрея Соколова помогли пережить ему трудности плена? В каких эпизодах они проявились наиболее ярко?

Да это эпизод с условным названием «Вызов к Мюллеру»

— Почему комендант Мюллер “великодушно” подарил Андрею Соколову жизнь?

- Кто такой Мюллер?

Мюллер — очень безжалостный человек, “правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить”. Идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает.

Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей безнаказанности, даже в какой-то избранности.

Таким людям прямо в глаза правду говорить страшно.

Но Андрей Соколов не побоялся сказать лично Мюллеру то, что говорил в бараке.

Несмотря на то, что полностью зависел от коменданта, вёл себя с большим достоинством. Это-то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея Соколова “настоящим русским солдатом”.

— Дороги ли нам его слова?

Да, очень. Это признал враг , тот, кто всегда с пренебрежением относится к другим, видит лучшее только в себе.

С героической стороны раскрывается характер Андрея Соколова.

Мы подчёркиваем в характере героя

стойкость, самоотверженность, храбрость .

дописываем в наш список положительных черт характера и щедрость.

(Придя в барак, герой рассказа поделился “дарами Мюллера” со всеми.)

— Остался ли в плену Андрей Соколов?

Ему пришлось возить “на опель-адмирале” немца-инженера в чине генерала армии, но при первой же возможности Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве “языка”.

— Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни?

Герой рассказа стал думать об оставленной в Воронеже семье, о счастье в родном доме — о важных человеческих ценностях.

— И что же впереди?

(Звучит запись песни «Враги сожгли родную хату». На фоне песни показываются ) с изображением разрушенного Воронежа, других городов.)

— Найдите в тексте строки, соответствующие настрою песни.

(Ученики читают: “В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома. ” “Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс. Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!”)

Жестоко обошлась судьба с солдатом.

Дом — очаг, хранитель семейного счастья, уют, защита от “ветров” судьбы.

Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.

Лишь на миг “блеснула ему радость, как солнышко из-за тучи: нашёлся Анатолий”. Уже совсем близко была победа.

И опять возникла надежда на возрождение семьи, появились “стариковские мечтания” о будущем сына, внучатах.

Человек должен жить будущим.

Но и этому не суждено было сбыться. Анатолий погиб. Вновь горе обрушилось на человека, вновь, как говорят, судьба отвернулась от него.

— Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

Человек может ожесточиться,

не сможет спокойно смотреть на детей, которые напоминали бы ему своих.

В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.

— Произошло ли это с Андреем Соколовым?

Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить.

Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя.

Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.

— Кто кого нашёл?

Андрей Соколов обратил внимание на “оборвыша”.

И описания Шолохова стали ярче, красочнее .

Какие сравнения : “глазёнки — как звёздочки ночью после дождя!”

Прямая оценка : “И до того полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нём. ”

“ Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил:

«Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!»”

Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы

подарить счастье и

любовь другому человеку.

Жизнь продолжается и в самом герое.

В этом проявляется сильный характер человека.

— К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?

Нет, не к каждому. Малыш не отвернулся, не убежал от Соколова, признал в нём отца.

Ванюша почувствовал человеческое участие этого человека, его доброту, любовь, тепло, понял, что у него появился защитник.

(Подчёркиваем отмеченные черты характера Андрея Соколова .)

— От кого мы узнаём историю главного героя?

Андрей Соколов рассказывает о своей горестной судьбе “случайному” прохожему.

Но в нём он видит родственную душу, человека, который всё поймёт, не спросит лишнего.

“ Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька”.

Шолохов использует композицию “рассказ в рассказе”, показывает, что автор-повествователь не просто слушатель, он переживает судьбу Андрея Соколова, становится соучастником происходящего.

4. Подведение итогов. Выставление оценок.

— В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»?

Словарная работа

Судьба — 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;

2. Доля, участь;

3. История существования кого-нибудь, или чего-нибудь;

4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

- В каком значении слово «Судьба» употреблено в рассказе?

В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять.

В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа.

(Называем те черты характера, которые мы записали и отметили у Андрея Соколова.)

Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.

— Как показал Шолохов, что бескорыстие, стойкость, выносливость присуще многим русским людям? У кого мы замечаем эти же черты характера?

Верно, уставшие, еле идущие русские военнопленные поддерживали Андрея Соколова, чтобы тот не упал, и его не убили.

Также запомнился врач, который под сильным дождём, в темноте, проходил и искал раненых среди пленных и бескорыстно помогал им, не думая о своей жизни.

“ Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потёмках своё великое дело делал!”

— Зачем автор вводит в рассказ образ предателя? «Посеешь характер — пожнёшь судьбу»

1. Покорность обстоятельствам, трусость, подлость, лицемерие повлияли на судьбу этого человека.

2. Он принял смерть от рук тех, чьи жизни хотел отдать врагу во имя своего спасения.

3. Рядовой поступок врача оказывается подвигом на фоне предательства.

Вернёмся к эпиграфу урока и к смыслу названия рассказа;

- Почему Шолохов не назвал его «Судьба Андрея Соколова»?

Действительно, писатель тем самым подчёркивает обобщённое значение повествования.

Домашнее задание

1) Написать сочинение-миниатюру на одну из тем:

«В чем сила русского характера» на примере рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

«Война в судьбе ребёнка» (о Ванюшке)

2) выполнить задания в рабочей тетради

Урок заканчивается словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова:

“ Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.

Самоанализ урока

Данная тема изучается в разделе «Национальный характер в литературе 20 века» программы по литературе под. Ред. Б.А. Ланина (Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений/ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. Б.А.Ланина. М.: Вентана-Граф, 2013). На изучение творчества М.А.Шолохова отводится 2 часа. Данный урок является вторым уроком, заданием к нему было дочитать рассказ «Судьба человека».

Тема является актуальной, т.к. в настоящее время умение правильно читать текст, т.е. извлекать из него необходимую информацию, сопоставлять разные факты, сравнивать, анализировать, интерпретировать ее представляет для обучающихся большую сложность. Поэтому главной задачей такого урока является формирование у обучающихся умения работать с текстом.

Тема урока соответствует дидактическим целям урока, по своему типу данный урок является комбинированным, т.к. в структуре урока учитываются уже сформированные умения и навыки обучающихся (на этапе актуализации) и в то же время происходит первичное усвоение новых знаний.

Считаю, что образовательная цель урока реализована полностью: почти все ученики класса получили хорошие оценки, этому способствовали различные формы урока. Так как ребята уже умеют анализировать художественный текст, они находили средства художественной выразительности в тексте, самостоятельно определяли эти средства выразительности, составляли собственные высказывания. Кроме того, работа с данным текстом позволила понять психологическое состояние человека, попавшего в безвыходную ситуацию, но не сдавшегося, не впавшего в отчаяние.

Для реализации целей урока мною использовалась технология проблемно-диалогового обучения, результатом использования которой является открытие детьми для себя новых знаний. Проблемно диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Считаю, что такой диалог состоялся.

В ходе урока применялись следующие методы обучения:

• Словесный (слово учителя)

• Наглядно-иллюстративный (использование компьютерной презентации к уроку )

• Метод выразительного чтения

• Самостоятельное обобщение на основе собственных практических наблюдений.

На уроке использовалась коллективная, индивидуальная формы работы. Работа проходила в сотрудничестве с учителем, который направлял учащихся на самостоятельную, познавательную и творческую активность. Структурные элементы урока взаимосвязаны, все этапы урока соблюдены, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому. Чередование и смена видов деятельности обучающихся обеспечивали поддержание работоспособности и активности детей. Рефлексия содержания учебного материала (на этапе подведения итогов урока) позволила выяснить, что узнали дети на уроке и как работали, т.е. каждый из обучающихся оценил свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность и эффективность работы своей группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Читайте также: