Тройка русь куда мчишься ты нет ответа цитата целиком
Обновлено: 22.12.2024
(Впервые напечатано 21 мая 1842 года, отдельной книгой, под названием "Похождения Чичикова, или Мертвые души" (название придумано цензурой). Написано в 1835-1841 гг. Текст первого тома воспроизведен в соответствии с изданиями советского периода - без цензурных изъятий).
"Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства".
Задумаемся над строками Великого писателя. Аллегории писательских смыслов, на первый взгляд, "малодоступны обывателю". Хотя, не следует принижать этого самого "обывателя". Ведь это - наш народ. И, думаю, что великий писатель поставил правильный вопрос для нашего народа.
Тут, конечно, возникает вопрос "о народе и его элите". Вопрос этот давно назрел. Это очень сложный вопрос. "По праву рождения" любого дебила (как это было у Романовых) - это полный идиотизм. Или по "праву КПСС" - то же самое бесправие. Кто же эта самая "элита", которая могла бы сказать что-то вразумительное своему народу? Вопрос неоднозначный. На Западе "Любой плебей" может стать Президентом. Лишь бы был "плебисцит" людей, которые ничего не понимают в интересах собственного государства. Это, конечно, тупик для Западной Европы.
Что для России? Остановлюсь пока. Вопрос, поднятый писателем Гоголем, гораздо более емко сформулирован, чем мог бы сказать по этому поводу я.
Подумаю.
А вот помню я, как мы все в советской школе учили строки Гоголя "о редкой птице", которая едва ли перелетит через Днепр. И все мы любили нашу родную славянскую реку, берущую начало в России, и протекающую по трем славянским государствам. А теперь что? Это как? В ШКОЛЕ НАИЗУСТЬ УЧИЛИ МЫ ГОГОЛЯ. Просто Гений Гоголя выше чем "временщики"-Романовы, либо "временщики-Ленинцы", как показала практика исторического развития.
Н.В.Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки. Часть вторая. Страшная месть
X
"Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибережным лесам ярко отсветиться в водах.
Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра! Пышный! ему нет равной реки в мире.
Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда все засыпает — и человек, и зверь, и птица; а Бог один величаво озирает небо и землю и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются звезды. Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре. Всех их держит Днепр в темном лоне своем. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе. Черный лес, унизанный спящими воронами, и древле разломанные горы, свесясь, силятся закрыть его хотя длинною тенью своею, — напрасно! Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр. Синий, синий, ходит он плавным разливом и середь ночи, как середь дня; виден за столько вдаль, за сколько видеть может человечье око. Нежась и прижимаясь ближе к берегам от ночного холода, дает он по себе серебряную струю; и она вспыхивает, будто полоса дамасской сабли; а он, синий, снова заснул. Чуден и тогда Днепр, и нет реки, равной ему в мире!
Когда же пойдут горами по небу синие тучи, черный лес шатается до корня, дубы трещат и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир — страшен тогда Днепр! Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали. Так убивается старая мать козака, выпровожая своего сына в войско. Разгульный и бодрый, едет он на вороном коне, подбоченившись и молодецки заломив шапку; а она, рыдая, бежит за ним, хватает его за стремя, ловит удила, и ломает над ним руки, и заливается горючими слезами.
Дико чернеют промеж ратующими волнами обгорелые пни и камни на выдавшемся берегу. И бьется об берег, подымаясь вверх и опускаясь вниз, пристающая лодка. Кто из козаков осмелился гулять в челне в то время, когда рассердился старый Днепр? Видно, ему не ведомо, что он глотает, как мух, людей.
Лодка причалила, и вышел из нее колдун. Невесел он; ему горька тризна, которую свершили козаки над убитым своим паном. Не мало поплатились ляхи: сорок четыре пана со всею сбруею и жупанами да тридцать три холопа изрублены в куски; а остальных вместе с конями угнали в плен продать татарам.
По каменным ступеням спустился он, между обгорелыми пнями, вниз, где, глубоко в земле, вырыта была у него землянка. Тихо вошел он, не скрыпнувши дверью, поставил на стол, закрытый скатертью, горшок и стал бросать длинными руками своими какие-то неведомые травы; взял кухоль, выделанный из какого-то чудного дерева, почерпнул им воды и стал лить, шевеля губами и творя какие-то заклинания. Показался розовый свет в светлице; и страшно было глянуть тогда ему в лицо: оно казалось кровавым, глубокие морщины только чернели на нем, а глаза были как в огне. Нечестивый грешник! уже и борода давно поседела, и лицо изрыто морщинами, и высох весь, а все еще творит богопротивный умысел. Посреди хаты стало веять белое облако, и что-то похожее на радость сверкнуло в лицо его. Но отчего же вдруг стал он недвижим, с разинутым ртом, не смея пошевелиться, и отчего волосы щетиною поднялись на его голове? В облаке перед ним светилось чье-то чудное лицо.
Непрошеное, незваное, явилось оно к нему в гости; чем далее, выяснивалось больше и вперило неподвижные очи. Черты его, брови, глаза, губы — все незнакомое ему. Никогда во всю жизнь свою он его не видывал. И страшного, кажется, в нем мало, а непреодолимый ужас напал на него. А незнакомая дивная голова сквозь облако так же неподвижно глядела на него. Облако уже и пропало; а неведомые черты еще резче выказывались, и острые очи не отрывались от него. Колдун весь побелел как полотно. Диким, не своим голосом вскрикнул, опрокинул горшок. Все пропало".
А почему ныне "забыли писателя"? Хотел я еще из повести "Вий" привести мощнейший отрывок. Но боюсь, что "религиозную тему" трогать не стоит. А ведь в этом отрывке из "Вия" и есть ответ на вопрос Гоголя "Русь, куда ж несешься ты?". Вернее осторожный вариант ответа на этот вопрос. В наше время это очень бы пригодилось, на мой взгляд, конечно.
Все-таки решусь, немного "из Вия"! Может и расстреляют меня за это.
Вы обратили внимание на то, что демоны вылезают не из избы праведного мужика, который, чуть что, палками этих нехристей выгонит из своего жилища. И в чистом поле хороший мужик не допустит вурдалаков до урожая. И в лесу, собирая ягоды и грибы, мужик не допустит всякую нечисть.
А где мужик "не на стороже"? Ясное дело, в церкви. Уж там-то уж никакие вурдалаки никак не пролезут. А кто ж их пустит под золотые купола? А за иконы прятаться?
Но Гоголь сказал, что вурдалаки прячутся за иконами церкви, где панночку отпевали. И парень, Хома, погиб прямо в церкви, крестясь обеими руками. За вековой грязью и паутиной, так сказать. Может в церкви не убирались и не мыли? Да мыли, конечно! Это просто аллегория Гоголя.
Но церковь та (одна конкретная) "заросла кустами и деревьями" и пропала навсегда в лесу, согласно Гоголю. Что бы это значило? Такая мистика. Обобщение Гоголя напрашивается, относительно религиозного тоталитаризма Романовых (не христианства, а "под шкурой якобы" Романовых).
Вот так и всякое хорошее дело, как и хорошую религию, у нас могут испортить. Социализм. Это вечная отличная идея. Но обосрали. "Религия милосердия" (христианство) - тоже изгадили цари-Романовы в 1649 году. Отсюда и 1917 получился, как протест против извращения религии. Опять обосрали в 1990.
Ну, я думаю, что ныне нам надо что-то "научно обоснованное". А там и социальная справедливость, и вера в Бога (разных конфессий), и "экономика без дури" все образуется.
Однако, "научно обоснованное" - это что? Научно-обоснованная религия уже у нас была (РКПб-КПСС).
Догматические религии, естественно, никто не считает "научно-обоснованными", но миллионы людей предпочитают именно это. Этих религий у нас, согласно закону, четыре. Есть у них что-либо общее? Конечно есть. Это древнейший пласт религиозной поэзии, одобряемый не только этими "по российскому законодательству", но и всеми остальными странами и народами, поскольку этот пласт лег в основание большинства религий современности. Зачем запрещать то, что написано в Библии (и ее части - Торе), Евангелии, Коране и т.д.? Кто затягивает смертельную петлю на шее Новой России, запрещая свободно говорить и молиться на русском языке? (На всех остальных языках РФ молиться можно, кроме русского).
ИМЕННО ПРОТИВ ЗАПРЕТА НА РОДНОЙ ЯЗЫК И ВЫСТУПАЛ ГОГОЛЬ! Запрет в молитве на русском языке (либо на украинском), вместо греческого диалекта, для православных не снят до сих пор!
А католики, мусульмане, иудеи, протестанты и т.д. имеют право молиться по-русски, согласно постановлениям глав этих конфессий.
И после этого, у нас "национальная идея" звучит как?
Следующая цитата
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства. ".
Это был текст отрывка "Эх, тройка! птица тройка . " из поэмы "Мертвые души" Гоголя (эпизод, фрагмент произведения).
Следующая цитата
". Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе; не развеселят, не испугают взоров дерзкие дива природы, венчанные дерзкими дивами искусства, города с многооконными, высокими дворцами, вросшими в утесы, картинные, дерева и плющи, вросшие в домы, в шуме и в вечной пыли водопадов; не опрокинется назад голова посмотреть на громоздящиеся без конца над нею и в вышине каменные глыбы; не блеснут сквозь наброшенные одна на другую темные арки, опутанные виноградными сучьями, плющом и несметными миллионами диких роз, не блеснут сквозь них вдали вечные линии сияющих гор, несущихся в серебряные, ясные небеса. Открыто пустынно и ровно всё в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря и до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца? Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем всё, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи. И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль пред твоим пространством. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь. "
Это был текст лирического отступления "Русь! Русь! вижу тебя. " из главы XI поэмы "Мертвые души" Н. В. Гоголя (текст эпизода, фрагмент, отрывок из произведения).
Следующая цитата
Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «чёрт побери всё!» — его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит: летят вёрсты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с тёмными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, — только небо над головою, да лёгкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьём с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чёрт знает на чём; а привстал, да замахнулся, да затянул песню — кони вихрем, спицы в колёсах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход — и вон она понеслась, понеслась, понеслась. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади. Остановился поражённый божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом. Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
Из поэмы (ч. 1, гл. 11) «Мертвые души» (1842) Н. В. Гоголя (1809—1852).
Другие статьи в литературном дневнике:
- 31.01.2014. И какой же русский не любит быстрой езды?
- 27.01.2014. 27 января 1944 года День Снятия Блокады Ленинграда
- 26.01.2014. 26 января 1944 Сводки Советского Информбюро
- 25.01.2014. С Днём Владимира Высоцкого. С Днём Татьяны!
- 21.01.2014. Привет, мир.
- 20.01.2014. 20 января уже по зимнему 08 часов 25 минут.
- 14.01.2014. С Новым Годом!
- 12.01.2014. Блокада Ленинграда 8 сентября 1941-27 января 1944
- 11.01.2014. Воробушков стараюсь не забывать покормить,
- 08.01.2014. Здравствуйте, люди.
- 07.01.2014. С Рождеством Христовым!
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Читайте также: