Толстой о старости цитата

Обновлено: 17.10.2024

Солнце к закату-
а сколько успеть!
"Старость- не радость",
но лучше, чем смерть.
.


ИЗ ИНТЕРНЕТА
по- переписке


«Настоящее зло в старости – это не слабость тела, а безразличие души…»
05.08.2016

Старение — странный процесс. Настолько странный, что часто нам трудно поверить в это. Только когда мы видим, какое воздействие время оказало на наших ровесников, мы, как в зеркале, наблюдаем, что оно сделало с нами. Ведь в своих собственных глазах мы всё ещё молоды. У нас те же надежды и страхи, что и в молодости. Наш ум всё ещё остаётся живым, а наши силы, казалось бы, не иссякли. Мы проводим эксперимент: «Смогу ли я взобраться на этот холм так же быстро, как я это делал, будучи молодым? Да, я немного задыхался, дойдя до вершины, но я потратил столько же времени, и, скорее всего, я и раньше немного задыхался».

Переход от молодости к старости происходит так медленно, что тот, с кем это происходит, едва ли его замечает. Когда осень сменяет лето, то эти превращения настолько постепенны, что их невозможно уловить. Однако в некоторых случаях осень «атакует» внезапно. До поры она скрывается за слегка «обесцвеченными» листьями деревьев, но однажды ноябрьским утром ветер вдруг срывает золотую маску, и за ней обнаруживается изможденный скелет зимы. Листья, которые мы считали живыми, были, оказывается, мертвы и еле держались за ветки. Сильный ветер только обнажил зло, а не вызвал его. Мужчина или женщина могут казаться молодыми, несмотря на свой возраст. «Она очаровательна», — говорим мы. Или: «Он в отличной форме». Мы восхищаемся их активностью, их проницательным умом и умением вести беседу. Но однажды мы замечаем, что, совершив неблагоразумный поступок, за который бы молодой человек заплатил бы не более чем головной болью или простудой, они платят сердечным приступом или пневмонией. Через несколько дней после такого «шторма» их лица бледнеют, спина сгибается, глаза утрачивают блеск. Так один момент превращает нас в стариков. Это означает, что мы начали стареть уже задолго до него.

Когда же в нашей жизни наступает осеннее равноденствие?

Известный философ Конрад сказал, что, когда человеку исполняется 40 лет, он как бы видит перед собою линию тени и, пересекая её, с грустью отмечает, что очарование юности ушло от него навсегда. Потом мы проводим линию тени в 50 лет, и те, кто пересекает её, испытывают некоторый страх и непродолжительные приступы отчаяния, хотя они всё ещё достаточно активны.

Старость — это гораздо больше, чем седые волосы, морщины и мысли о том, что игра сыграна, что сцена принадлежит молодым.
Настоящее зло в старости — это не слабость тела, а безразличие души.

За теневой линией мы видим людей и мир такими, каковы они есть, без иллюзий. Старый человек задаёт себе вопрос: «Зачем?» Это, возможно, самая опасная фраза. Однажды старый человек скажет себе: «Зачем бороться? Зачем выходить из дома? Зачем вставать с постели?»

За исключением простейших организмов, которым удается избежать старения путем деления на два новых организма, для каждого живого существа наступает старость. Почему майской бабочке отведено всего два часа для любовной игры, а черепаха и попугай могут жить два века? Почему щуке и карпу отпущено жить 300 лет, а Байрону и Моцарту только 30? Средняя продолжительность жизни 150 лет назад была 40 лет, сегодня в наиболее цивилизованных странах она составляет около 70 лет. Если войны и революции не ухудшат экологической обстановки, то 100 лет будут нормальной продолжительностью жизни в следующем веке. Но это не повлияет, однако, на проблему старения.

Кокосовое дерево жизни

Чем живые существа ближе к природе, тем жёстче они относятся к своим старикам. Стареющий волк пользуется уважением своей стаи только до тех пор, пока он может настичь жертву и убить её. Киплинг в своей «Книге джунглей» описал ярость молодых волков, которых вёл на охоту старый волк, теряющий свои силы. День, когда Акела упустил добычу, стал концом его карьеры. Беззубый старый волк был изгнан из стаи своими молодыми товарищами.

В этом отношении примитивные люди похожи на животных. Один путешественник, посетивший Африку, рассказал о том, как старый вождь умолял его дать ему краску для волос. «Если люди моего племени заметят, что я седею, они убьют меня».
Жители одного из островов Южного моря заставляли стариков залезать на кокосовые деревья, а затем трясли их. Если старый человек не падал, то получал право жить; если же он падал с дерева, то его приговаривали к смерти. Этот обычай кажется жестоким, но ведь у нас тоже есть свои кокосовые деревья!

О государственных деятелях, актерах, лекторах могут однажды сказать: «Он кончился». Во многих случаях это означает смертный приговор по той причине, что вместе с уходом на пенсию приходит бедность, или в результате отчаяния возникает слабость. Общим кокосовым деревом для всех становятся войны.

Среди крестьян, где жизнь ближе к природе, физическая сила всё ещё регулирует взаимоотношения между поколениями. В городах триумф молодости более заметно проявляется во время революций и быстрых перемен в обществе, так как молодость быстрее адаптируется к переменам, чем старость.

И, напротив, в цивилизованных странах, где много состоятельных людей, существует тенденция заботиться о пожилых людях и отдавать им дань уважения. Старых людей не бросают, потому что в мире, где долгое время не было перемен, опыт приобретает особую ценность. Однако старый лидер, который сделал карьеру в молодости, из сил выбивается, чтобы выглядеть молодым. Как старый волк, он пытается скрыть свою беспомощность. Таким образом, молодость и старость взаимозаменяют друг друга, чередуясь в естественном ритме. Бесполезно желать того, чтобы это было иначе. Возможно, наилучшей схемой существования двух поколений была бы следующая: юные командуют, а мудрые старики занимают должности государственных советников.

Старость приносит бесконечные трудности. Однако если вы хотите с ними бороться, вы должны спокойно признать их. Когда доктор приходит к серьезно заболевшему пациенту, он говорит: «Вот что случится, если вы не будете заботиться о себе». Затем он перечисляет симптомы, каждый из которых тяжелее предыдущего, и заверяет: «Ни один из этих симптомов не разовьётся, если вы примените превентивные меры».

Вот и я хочу рассказать вам о том, с какими неприятностями вы можете столкнуться в старости и как их избежать, если предупредить.

Стареющее тело — как долго работавший двигатель. При внимательном к нему отношении, уходе и своевременной профилактике он может ещё хорошо послужить. Конечно, он будут уже не тот, что прежде, и от него нельзя требовать слишком многого. Но при разумном отношении к своему организму можно сохранить активность и в старости.

У старых людей развивается удивительный эгоизм, который им мешает дружить с молодыми. Если бы не он, то тепло, будучи соединенным с опытом, напротив, привлекало бы молодых.

Один из признаков старости — скупость. Старый человек знает, что ему не так легко заработать деньги, и поэтому он бережёт то, что уже имеет. Ещё одна причина скупости: каждое живое существо должно иметь страсть, а страсть к деньгам вполне может заменить отсутствие других страстей. Скупость у старых людей становится игрой, и те, кто играет в неё, находят необыкновенное удовольствие в накоплении денег. Это игра не требует ни сил, ни молодости, ни здоровья.

У старых людей обычно ослабевает мозговая деятельность, им трудно вырабатывать новые идеи, поэтому они придерживаются идей, которые были у него в молодости. Возражения приводят их в бешенство, так как они расценивают это как неуважение к себе. Им трудно идти в ногу со временем, и они снова и снова продолжают вспоминать своё прошлое.
Одиночество — самое большое зло в старости; один за другим уходят старые друзья и родственники, и заменить эти потери нельзя. Старость уносит силы и отнимает удовольствия.

«Старость — это тиран, — сказал Ларошфуко, — который запрещает удовольствия юности, грозя наказанием смертью». Прежде всего «запрещается» бурная любовь, характерная для молодых. Пожилые люди порой переживают, что их физические желания не совпадают с возможностями. Во многих случая стареет не только тело. Но и душа. В древнегреческой истории известен случай, когда один из патрициев всю свою жизнь любил женщину, которая ради него бросила мужа, детей, друзей, потеряла уважение людей своего круга. Он не мог жениться на ней, так как уже был женат. Она посвятила себя его удовольствиям, его карьере. Его работе. Впоследствии их любовная связь перешла в нежную и долгую дружбу. Ему было 80 лет, а ей 70, они виделись каждый день. Когда женщина умерла, то каждый, кто знал патриция, очень жалел его. Все говорили: «Он это не перенесёт». Однако он быстро пришёл в себя после шока. Он не только был слишком стар, чтобы любить, но и слишком стар, чтобы страдать.

Носите парики и ожерелья!

Искусство старения заключается в борьбе с этими неприятностями. Но возможно ли это, если они атакуют тело? Разве старость не является естественным биологическим изменением организма, неизбежность которого необходимо принять?

Цивилизация и опыт научили людей бороться если не со старостью, то с её внешними проявлениями. Элегантная одежда и хорошо подобранные драгоценности привлекают взгляд и отвлекают внимание от физических изъянов. Особую роль играет использование украшений. Мягкая переливчатость жемчужного ожерелья заставляет забыть о недостатках шеи. Блеск колец и браслетов скрывает возраст рук и запястий. Красивые заколки и серьги, как татуировка у примитивных племён, так воздействуют на воображение, что морщины на лице можно не заметить.
Делать всё, чтобы сгладить различия между юностью и старостью, — поступки цивилизованных людей.

Парики были изобретены для того, чтобы скрыть поредевшие волосы или лысину. Умелое пользование косметикой помогает замаскировать признаки увядания кожи. Искусство одеваться, особенно после определенного возраста, заключается в умении скрыть свои недостатки.

Часто говорят, что возраст человека определяется не его годами, а состоянием его сосудов и костей. Человек в 50 лет может выглядеть старше, чем в 70. Хорошо тренированное тело сохраняет гибкость в течение длительного времени, и тогда старение не сопровождается многочисленными болезнями. Мудрость заключается в том, чтобы упражняться каждый день, а не от случая к случаю. Невозможно остановить наступление старости, но желательно отрицать её.

Известный философ Монтень сказал: «Я предпочитаю быть старым долго, а не стать им преждевременно».


Душа, как и тело, также нуждается в упражнениях. Поэтому не стоит отвергать любовь в старости только потому, чтобы не показаться смешным. Нет ничего смешного в том, что два старых человека любят друг друга. Уважение, нежная привязанность и восхищение не имеют возраста. Часто происходит так, что, когда молодость и страсти уходят, любовь приобретает определённый аскетизм, что не лишено своей прелести. Вместе с исчезновением физических желаний исчезают сексуальные несовпадения. Таким образом, совместное существование пары напоминает реку, которая в начале течения несётся, перепрыгивая через валуны, но чистые воды текут более спокойно, приближаясь к морю, и на её широкой поверхности отражаются звёзды.

Любовь в старости может быть такой же искренней и трогательной, как в молодости. Виктор Гюго рассказывал, как он был тронут, когда увидел вместе мадам Рекамье и Шатобриана. Она была слепа, а он парализован. «Каждый день в 3 часа Шатобриана привозили к мадам Рекамье. Женщина, которая больше ничего не видела, искала общества мужчины, который больше ничего не чувствовал; их руки встречались, они были близки к смерти, но они всё ещё любили друг друга».

Не выбывшие из игры

Эмоциональная жизнь не заключается в одних лишь любовных импульсах.

Привязанность пожилых людей к внукам часто заполняет их жизнь. Мы радуемся их радостям, страдаем, когда они страдают, любят, когда они любят, и принимаем участие в их борьбе. Как мы можем чувствовать себя выбывшими из игры, если они играют в неё вместо нас! Как мы можем быть несчастливыми, если они счастливы! Как приятно наблюдать, что они получают удовольствие о тех книг, которые мы им порекомендовали.

Бабушки и дедушки часто находят общий язык с внуками быстрее, чем с детьми. Даже физически они ближе к внукам. Они не могут бегать с сыном, но они могут бегать с внуком. Наши первые и последние шаги имеют одинаковый ритм.

Кроме того, люди стареют медленнее, если у них есть обоснованные причины, чтобы жить. Считается, что человек изматывает себя, если он очень активен в старости. Как раз наоборот. Старение — это не более чем плохая привычка, которой занятой человек не имеет времени следовать.

Во многих случаях старые люди являются лучшими лидерами, нежели молодые. Старые дипломаты и доктора опытны и мудры, так как их не отвлекают молодые страсти, и они могут рассуждать спокойно.

Цицерон сказал: «Великие дела совершаются не посредством физической силы, а благодаря зрелой мудрости, присущей старости».

Есть два разумных способа стареть. Первый — не стареть. Он для тех, кому удаётся избежать старости, ведя активный образ жизни. Второй — принимать старость со спокойствием и отрешенностью. Время борьбы прошло. Есть старые люди, которые не только завидуют молодым, а жалеют их, потому что штормящее море жизни всё ещё лежит у их ног. Лишённые некоторых удовольствий молодости, эти люди с особой остротой ощущают те удовольствия, которые у них остались.

Существует несколько способов стареть неприятно. Самый худший из них — пытаться удержать то, что нельзя вернуть. К сожалению, встречаются такие люди, чья жизнь отравлена до последних дней постоянной неудовлетворенностью.

Искусство стареть — это искусство вести себя так, чтобы быть для следующих поколений опорой, а не камнем преткновения, доверенным лицом, а не соперником.

Следует поговорить также об уходе на пенсию. Некоторые тяжело это переживают. Между тем для человека, сохранившего способность удивляться, уход на пенсию может быть приятным моментом в его жизни. У себя дома, в своём саду он может, наконец, заняться любимыми делами. Ещё интереснее будет жить тому, кого всегда волновали поэзия, книги, красоты природы. Произведения великих писателей — наши бессмертные друзья. Музыка — также чрезвычайно преданный друг. Для тех из нас, кто разочаровался в людях, музыка — уход в другой, прекрасный мир. Паскаль сказал: «Жизнь человека можно назвать счастливой, если он начинает её с любви и заканчивает, достигнув вершин честолюбия». Если амбиции удовлетворены, то жизнь в старости протекает спокойнее.

Таким образом, через 10 или 20 лет после того, как человек пересёк «линию тени», он может пересечь «линию света». Он покоен и счастлив. Его открытость и приветливость говорят о состоянии его души. Нет, старость — это не ад, над входом в который начертано: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Если старые люди достойны дружбы, они окружены друзьями и в старости. И, наконец, страх смерти в старости можно преодолеть верой и философией.

Просто спать пора

Сможет ли когда-нибудь наука сделать так, чтобы старость не разрушала наше тело? Возможно ли создать фонтан молодости, в чьих водах мы могли бы искупаться, чтобы снова стать юными? Биологам удалось этого добиться в опытах над простейшими организмами. Но нужно ли человеку жить так долго?

В 80 лет человек уже всё испытал: любовь и её конец, амбиции и последующее опустошение; несколько наивных иллюзий и отрезвление, наступающее после их крушения.

Страх смерти не очень велик в старости; все привязанности и интересы остались в прошлом и касаются тех людей, которые уже умерли.

Когда Герберта Уэллса чествовали по поводу его 70-летия, он произнёс речь, в которой заметил, что это событие воскресило его детские впечатления. Няня, бывало, говорила ему: «Генри, вам пора спать». Он обычно протестовал, но в глубине души знал, что сон принесёт ему отдых. «Смерть — это такая же добрая и одновременно строгая няня, и когда приходит время, она говорит: «Генри, вам пора спать». Мы немного протестуем, но хорошо знаем, что пора отдыхать, и в глубине души ждём этого.

Следующая цитата

Лев Толстой о старости:
«… переход от путаницы, страдания к ясности и спокойствию… как будто выросли крылья. Как хорошо, как радостно — я никак не ожидал такого сюрприза! Вот если вы доживете, увидите, как хороша старость. Если бы молодые люди могли так чувствовать, как в старости! У меня по утрам такая радость, так хорошо…»

age1

Артур Шопенгауэр:
«То, что человек имеет в себе, никогда так не пригодится, как в старости. Счастье для старика, если в нем осталась любовь к науке, музыке, к театру, вообще восприимчивость к внешнему миру.»

В. Вересаев:
«Какая неожиданная радость! Вспоминаю скомканную тревожность юности, ноющие муки самолюбия, метание в гуще обступающих вопросов, непонимание себя, неумение подступить к жизни… а теперь каким-то крепким щитом прикрылась душа, зорче стали духовные глаза, в душе — ясность, твердость и благодарность к жизни. С радостным удивлением нахожу, что не я один так переживаю старость, не для меня одного она является светлой неожиданностью…»

Б. Грасиан:
«Для тривиального большинства старость — это пора праздности и пошлого ворчания на молодежь. Для иных же это итоговая пора расшифрованного мира, пора высшей зрелости, пересмотра всех общепринятых истин. Чем старее человек, тем больше он человек.»

Следующая цитата

С годами голубые глаза становятся белесыми. Дрожь тела возвещает о приближении смерти, взгляд все чаще замирает в бессмысленном выражении. Отправляясь в отхожее места, забываешь, зачем ходил, и только незастегнутая ширинка напоминает о цели предпринятого мероприятия. Старость безобразна, но когда она приходит, не замечаешь этого, считая все естественным, и только пытливый ум писателя продолжает анализировать и сопоставлять между собой большие факты и маленькие факторы. Среди неминуемых примет старости Толстой явно отдавал предпочтение личному опыту, пренебрегая остальным многообразием знания. Ему неудержимо, лет с пяти, хотелось поделиться с людьми очевидными истинами, открывающимися перед ним во всем многообразии. Ясная, как морозное утро на свежем воздухе, фраза: «Я мыслю последовательно существую», дополнилась интуитивными положениями, не оставляющими и тени сомнения в душе Льва Николаевича.

Немногим ранее того, еще в годика три – четыре ему полюбилось собственное тельце, с видимыми ребрышками по бокам, мягкий нежный животик и странные коленки, торчащие на тонких ножках зрелыми яблоками.

Первые морщины Лев Толстой заметил у себя на лбу на двадцать восьмом году жизни. Он смотрел взволнованными глазами атеиста на немые свидетельства старения тела. Лев Толстой его даже трогал. Тело было словно чужое, еще вчера молодого, а теперь противного и неприятного до омерзения другого человека.

За эти делом Толстой продолжал ностальгировать: – Я никогда даже не был влюблен. А не мог не жениться. Все не могу это преодолеть! Хожу под дождем. Ищу концы жизни. Может ли человек, пусть и с волосатыми ногами, вытерпеть все перипетии семейной жизни? Зачем же мы лжем нашим женам, уверяя их, что полагаем в них истинную дружбу и понимание?
Еще Толстого удивляли зимой мухи, населявшие не только предбанник, но и сакральное чистилище. Поддав парку, Толстой прислушивался и различал в тусклом свете фонаря гнусную насекомую, да не одну, а с подругой, а то и с двумя.

– Вот откуда посреди зимы в бане мухи? – спросил он раз Танеева, валентность которого была для Толстого совершенно не известной.
– Да где Вы ее углядели.
– Вот, смотри … жузьжит …
Прицелившись, Танеев ловким движением дирижера поймал муху в кулак и бросил резким неотвратимым движением в стену, от глухого стука звуки ею произносимые прекратились.
Толстой, глядя на рукоприкладство, смотрел подозрительно:
– Не доверяю я тебе, Сергей Иванович, ох, не простой ты человек, хотя и композитор – никудышный.

Сергей Иванович Танеев, который слышал музыку небесных сфер, не возражал, он привык к важному кряхтению могучего старика, который на склоне лет все же меньше чудобразил, нежели в дни греховной юности. Несмотря на распространенное банное равенство, Танеев легко различал Толстого в кромешном пару по бороде и суровости вида, с которым Лев Николаевич отряхивался от конденсата.
Но запал страстей остался и однажды Толстой прямо в бане, не стесняясь, прочитал Танееву свою поэму «Иоанн Дамаскин», наполненную самыми жестокими реминисценциями и подлинными аллитерациями нового духа. Сергей Иванович был в шоке от увиденного, хотя слыл человеком спокойным и уравновешенным. Спустя годы Танеев рассказал о своих впечатлениях Стравинскому, а тот, пользуясь подходящей ситуацией, поведал ее под коньячок французскому композитору Эрику Сати. История, как говорится, пошла по рукам. Стравинский потом страстно жалел об этом и около года упрашивал Сати вернуть ему или продать рукопись произведения, ставшего основой скандального балета «Парад», в котором танцевала лошадь.

– Лев Николаевич уже не тот, – размышлял Танеев к своему задушевному другу Софье Андреевне Толстой. – Мораль его имеет довольно мелкую исходную точку, да и цель ее единична – не противиться злу насилием. Всю разнообразную жизнь человеков в нее не втиснуть. Среди множества способов сделать постылым существование окружающих самое надежное – это поместить себя в культуру самосохранения.
Пожилая графиня, опасаясь необузданного характера мужа, в Танееве нуждалась как в защитнике. Утешая Софью Андреевну, Танеев не забывал писать музыку, а в свободное время продолжал сообщать ей о Толстом самые разные замечания:

– Его желание невероятной силы направлено в сторону творчества и педагогической деятельности, – объяснял Танеев Софье Андреевне никчемность притязаний Льва Николаевича на мировое господство и его очередную шалость от наступившей весны, – Всякая серьезная мысль может оказаться ошибочной.

Лев Толстой – великий писатель, позавидовав ловкости композитора в поимке мух и умению вести задушевные разговоры, свел все к банальной ревности и Сергея Ивановича из Ясной Поляны прогнал, ярыча его по брюху и запретив появляться до самых морковкиных загвинок.

Ничьих глаголов, акромя своих собственных, Лев Толстой не выносил – это общая черта всех истинно великих людей. Но, самое главное, ему было жалко муху, которая раньше была его добычей, а стала охотничьим трофеем Танеева, задумавшего продемонстрировать сноровку и начавшего распоряжаться в его бане.

Следующая цитата

«…Другое несомненное условие счастья есть труд, во-первых, любимый и свободный труд, во-вторых, труд физический, дающий аппетит и крепкий, успокаивающий сон. Опять, чем большего, по-своему, счастья достигли люди по учению мира, тем больше они лишены и этого другого условия счастья. Все счастливцы мира — сановники и богачи или, как заключенные, вовсе лишены труда и безуспешно борются с болезнями, происходящими от отсутствия физического труда, и еще более безуспешно со скукой, одолевающей их (я говорю: безуспешно — потому что работа только тогда радостна, когда она несомненно нужна; а им ничего не нужно), или работают ненавистную им работу, как банкиры, прокуроры, губернаторы, министры и их жены, устраивающие гостиные, посуды, наряды себе и детям.

(Я говорю: ненавистную — потому, что никогда еще не встретил из них человека, который хвалил бы свою работу и делал бы ее хоть с таким же удовольствием, с каким дворник очищает снег перед домом.) Все эти счастливцы или лишены работы, или приставлены к нелюбимой работе, то есть находятся в том положении, в котором находятся каторжные.

Третье несомненное условие счастья — есть семья. И опять, чем дальше ушли люди в мирском успехе, тем меньше им доступно это счастье. Большинство — прелюбодеи и сознательно отказываются от радостей семьи, подчиняясь только ее неудобствам. Если же они и не прелюбодеи, то дети для них не радость, а обуза, и они сами себя лишают их, стараясь всякими, иногда самыми мучительными средствами сделать совокупление бесплодным. Если же у них есть дети, они лишены радости общения с ними. Они по своим законам должны отдавать их чужим, большей частью совсем чужим, сначала иностранцам, а потом казенным воспитателям, так что от семьи имеют только горе — детей, которые смолоду становятся так же несчастны, как родители, и которые по отношению к родителям имеют одно чувство — желание их смерти для того, чтобы наследовать им…»
Лев Толстой о счастье.

Я недаром привел этот отрывок из размышлений Льва Толстого. Горький в свое время говорил, что «Человек рождён для счастья, как птица для полёта!». М не кажется, что именно старость – это время для счастливой жизни. Только это счастье надо заслужить, заработать всей своей предыдущей жизнью, пройдя через все страсти, испытания и страдания в том числе!
Как ни странно это звучит, но я думаю, что только через страдания формируется личность. И в этом скрыт какой-то удивительный оптимизм жизни человеческой. Однако для многих, страдания – это плохо если не отвратительно и они предпочитают жить инстинктами, избегая не только страданий, но и малейших переживаний. И в итоге, такой человек со временем превращается в сытую свинью. Он и ведёт себя соответственно…
Из этого можно сделать вывод: «Живите достойно, чтобы перед смертью не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»!
Но есть ещё афоризм, который приписывают Фридриху Энгельсу: «Жить – значит умирать!» Но эту грустную истину мы начинаем понимать только в старости.
Знать, мы это можем ещё в молодые годы, но понимать – только в старости!
Много есть вещей, которые мы знаем о жизни. Но понимать мы их можем только после овладения возрастными истинами. И тут уместен ещё один афоризм: «В жизни много знающий, но мало понимающих!»
Часто, после пятидесяти, мы начинаем кокетничать, говоря, что «я уже старый человек. Но когда приходит настоящая старость, нам уже не до кокетства.
Вместе с воспоминаниями о прошедшей жизни, мы начинаем понимать, как хороша и даже временами прекрасна жизнь и мир, в котором мы живем!
Вот такое длинное вступление получилось…

Приближается очередное Рождество. И вместе с приятным ожиданием праздника в голову лезут сложные мысли, я бы не назвал их грустными, потому что ни старость, ни смерть меня совсем не пугают. Просто стал больше этим интересоваться, потому что самому через все это придётся пройти…
Это уже буде семидесятое Рождество в моей жизни и как-то вдруг, я стал понимать конечность любой жизни вообще, и моей жизни, в частности.
Невольно вспоминается жизнь и старость Льва Толстого, о котором его критики говорили, что он как-то особенно боялся смерти! А мне кажется, Толстой, как настоящий мудрец, начал очень рано понимать драму человеческой жизни и потому, постоянно думал не только о смерти, но и о наступающей старости, предвестнице смерти.
Вряд ли он смерти боялся. Скорее всего, он сожалел о скоротечности жизни и невозможности большую часть жизни понять, что в ней добро и что зло. А подсказать было некому или, как часто бывает, старшие подсказывали, но молодость просто не может, да и не хочет понять старость и следовать человеческой мудрости, накопленной к шестидесяти-семидесяти годам!
В молодости мы живём в основном инстинктами и потому, совсем не верим в свою смерть. Хотя конечно и молодые видят, как умирают другие люди, а поверить в свою смерть до конца не способны.
И потом, жизнь молодых так наполнена разного рода перспективами и плотскими приманками, что просто времени не остается на обдумывание смыслов действий и какие-то реальные прогнозы на будущее.
Вот потому, молодые не верят в свою смерть и всякие логические формулы им не понятны: «Кай человек. Все люди умирают. Кай тоже умрёт!»
Но именно молодые и боятся смерти, но только тогда, когда уже видят кровь на своих и чужих руках!
Вспоминается видео запись времен чеченской войны, когда чеченцы режут молоды пленных русских солдат, как баранов. И плачущий двадцатилетний солдатик умоляет чеченца-палача: «Я ещё молодой! Не убивайте меня!»
Но молодость боится смерти, только в безысходной ситуации. А так, даже в самой страшной кровопролитной войне, молодые верят, что им удастся избежать смерти.
Может быть ещё и поэтому, есть известная грустная констатация: «Война - дело молодых»!
Действительно, молодые помимо физической силы, обладают ещё удивительным свойством – они не верят, что могут умереть! Отсюда и смелость – которая города берёт. Отсюда и безрассудный риск первооткрывателей, путешественников и авантюристов!
Но отсюда и страх, если дают ему вырасти в душах – ведь кажется вся жизнь была впереди – а тут небытие и никакого будущего!
…Удивительно ещё, что в определённом возрасте, жизненная энергия достигает такой силы, что люди начинают верить в своё бессмертие, в разного рода чудеса и великие скрытные силы человека. Особенные индивидуумы начинают экспериментировать со своими способностями и добиваются в этом удивительных результатов. Индийские йоги и христианские аскеты, на этом пути, добивались поразительных результатов!
Многие сектанты и лидеры религиозных конфессий в определённом возрасте реально верят в своё бессмертие!
Невольно вспоминается Майкл Джексон, известнейший популярный певец, который надеялся прожить сотни лет а умер вдруг и совсем ещё молодым человеком. Его самомнение подпитанное жизненной энергией и обожанием толпы, заставило поп-звезду поверить в свою исключительность…
Но с возрастом, наблюдая за собой в зеркало, мы начинаем понимать, что старость и нас не миновала: наши волосы редеют, лицо и тело покрывают морщины; силы телесные покидают нас постепенно и поэтому не очень заметно. Но приходит время и мы замечаем, что наше тело отказывается нам повиноваться и наши мышцы дрябнут теряют силу и скорость!
И именно после пятидесяти, человек начинает если он к этому готов, жить по человечески, уяснив для себя, что человек не животное, точнее не только животное, но ещё и существо связанное с некоей божественной сущностью, которая присутствует в мире со дня его сотворения!
Старость – замечательное время, когда мыслящему человеку становится понятна идея жизни, когда приходит время согласится с тем, что все мы живём для сохранения и развития общества в котором мы родились, для развития нации к которой мы принадлежим, но вместе, для сохранения и движения в будущее человечества, как такового.
Все мы являемся составляющей биовида «человек разумный», частью того процесса который называется эволюцией божественного разума, имеющий в перспективе цель обожение человечества!
И этот процесс бесконечен, потому что человеческому совершенству нет предела! Так как Бог, это некий недостижимый, неописуемый идеал, созданный фантазиями человечества.
Вспоминается афоризм: «Бог создал Человека, а человечество создало Бога!»
Осознание направления этого процесса освобождения человеческого духа, приводят все к новым потрясающим открытиям. Сегодня человек летает в космос, создает живые копии животных и близко то время, когда новые информационные технологии сделают человека «бессмертным». Наше бренное неповторимое тело будет умирать как и раньше, но наша личность может сохраняться намного дольше. И можно будет сказать: «Смерть – где твоё жало!»

Становясь старше, прихожу к выводу, что смерть как исчезновение бренного тела не страшна и даже в определённом возрасте желанна, если подвергаются разрушению наши личностные начала: наш дух и наш интеллект!
Поэтому, всем молодым надо понять, что разрушение тела алкоголем, табаком и наркотиками, закладывает мину замедленного действия под нашу старость, и может превратить последние годы жизни в неизмеримые страдания плоти…
Очень важно, с ранних лет нашей жизни стараться опровергнуть лозунг-афоризм: «Если бы молодость знала – если бы старость могла!»
…Для меня, с молодости нравственным учителем был русский писатель и мыслитель Лев Толстой. Будучи в доме – музее Толстого в Хамовниках, я услышал от одной из хранительниц этого музея, такую фразу: «Зачем большевикам надо было придумывать и пытаться внедрять идеологию марксизма-ленинизма? У нас уже был Лев Толстой, который может быть нравственным учителем жизни для каждого думающего и чувствующего русского человека!»
И сегодня я все больше и больше согласен с таким взглядом на воспитание русского человека.
Толстой прожил достаточно долго и потому может стать учителем жизни не только для молодых людей, но и тех кто перешёл уже возрастную черту в шестьдесят-семьдесят лет!
И он, был подлинным верующим в Заветы Христа, но его оболгали и ошельмовали люди, которые никогда не были сторонниками Христа. Недаром Толстой говорил, что в русской церкви «Много слуг, но мало верующих!»
Вот эта иерархичность, распространилась в Российской империи повсеместно, как впрочем и в официозной церкви. Ярким представителем которой стал Победоносцев.
К чему я это говорю и делаю такие длинные отступления?! Прежде всего потому, что в пожилом возрасте человек перед лицом смерти, вольно или чаще невольно вынужден задумываться о будущем. А так как инстинкты постепенно утрачивают над ним силу, то невольно задумывается над целью и смысле жизни, в том числе и старости, и смерти.
Смерть совсем не страшна, когда ты занят каким–то делом и не для себя только, но для людей или даже для своей семьи! И угасание плоти, часто высвобождает силы духа, которые до времени находятся в путах животного инстинкта. Освобождение от плотских страстей и стало основой самой древней из существующих религий – буддизма.
И Будда – Просветлённый, уходя из жизни освободился от цепей жизни инстинктивной и стал безмятежен и счастлив, к чему призывал и своих сторонников.
Но я опять отвлекся и хочу возвратиться к заявленной теме, но уже в продолжении этой статьи…

Читайте также: