Толстой о еде цитаты

Обновлено: 22.12.2024

Русская литература прекрасна не только глубиной, но и обширностью тем, которые она затрагивает. Очень часто, сами не замечая, мы читаем в том числе и о кухне тех времен и условий, в которых находится герой произведения. Попробуем просто процитировать некоторые произведения. Мы специально выбрали наименее популярные и редко цитируемые.

П.Д.Боборыкин. "За полвека. Воспоминания":

"Перед нами открылась площадь с выездом на Театральную площадь. Справа тянулось двухэтажное приземистое здание тогдашнего Московского трактира, или «Турина заведения», как называли москвичи.
От дяди я уже слыхал рассказы о том, как там кормят, а также и про Печкинскую кофейню, куда я в тот приезд не попал и не знаю, существовала ли она в своем первоначальном виде в ту зиму 1852–1853 года."

А. Заволжский «Соседи», 1837 год:

«Перед диваном стоял стол замореного дерева, покрытый чайной пунцовой скатертью ярославского тканья. На столе — чайный прибор, продолговатый, с ручкою наверху, самовар красной меди, больший поднос с низенькими, на китайский образец, чашками, масло в хрустальной граненой, маслянице, сухари и тартинки в корзинках, сливки в кастрюлечках»

«Я, Илья Макарыч, до варенья очень охотница, – говорила Липа. – Сяду себе в уголочке и все чай пью с вареньем. Или с Варварой Николавной вместе пьем, а оне что-нибудь рассказывают чувствительное. У них варенья много – четыре банки. «Кушай, говорят, Липа, не сомневайся». (.) Богато живут. Чай с белой булкой; и говядины тоже сколько хочешь».

«Посреди большой гостиной комнаты, оклеенной отменно старыми голубыми обоями, сдвинуты были два стола и покрыты большою скатертью, не совсем, впрочем, чистою, а на них кипели два самовара. Огромный поднос с двадцатью пятью стаканами и корзина с обыкновенным французским белым хлебом, изрезанным на множество ломтей, вроде как в благородных мужских и женских пансионах для воспитанников, занимали конец стола. Чай разливала тридцатилетняя дева, сестра хозяйки, безбровая и белобрысая, существо молчаливое и ядовитое, но разделявшее новые взгляды и которой ужасно боялся сам Виргинский в домашнем быту».

Н.Тэффи. "В стране воспоминаний. Рассказы и фельетоны. 1917–1919":

– Знаете, банкирша Карфункель в оперу с собой телячью ногу берёт.
– Что?
– Телячью ногу. Теперь телятины ни за какие деньги не достать, – ну а она где-то раздобыла. И, знаете, даже красиво. Прямо на барьер ложи так небрежно бросает, как будто случайно прихватила вместе с биноклем. Как будто даже ей самой всё равно, – так, мол, пустяки, которым не придаётся никакого значения.
– Жареная?
– Нет, зачем, – сырая, ободранная, – разумеется, без кожи. Так на барьере и лежит. Небрежно. И все Карфункели в ложе нарочно равнодушное лицо делают.
– А самих, поди, от гордости лихорадка бьёт. И как они не боятся. Ведь продавать телятину запрещено. Могут протокол составить.
– Не беда. Заплатят штраф. Люди богатые.
– До свиданья пока. Сейчас занавес поднимут.

Булгаков Михаил Афанасьевич "В кафе":

Кафе в тыловом городе.
Покрытый грязью пол. Туман от табачного дыма. Липкие грязные столики.
Несколько военных, несколько дам и очень много штатских.
На эстраде пианино, виолончель и скрипка играют что-то разухабистое.
Пробираюсь между столиками и усаживаюсь.
К столику подходит барышня в белом передничке и вопросительно смотрит на меня.
— Будьте любезны, дайте стакан чаю и два пирожных.
Барышня исчезает, потом возвращается и с таким видом, как будто делает мне одолжение, ставит предо мной стакан с желтой жидкостью и тарелочку с двумя сухими пирожными.
Смотрю на стакан.
Жидкость по виду отдаленно напоминает чай.
Желтая, мутная.
Пробую ложечкой.
Тепленькая, немного сладкая, немного противная.
Закуриваю папиросу и оглядываю публику.

И.Ильф. Е. Петров "Двенадцать стульев":

Кто он, розовощекий индивид, сидящий с салфеткой на груди за столиком и с аппетитом уничтожающий дымящуюся снедь? Вокруг него лежат стада миниатюрных быков. Жирные свиньи сбились в угол таблицы, В специальном статистическом бассейне плещутся бесчисленные осетры, налимы и рыба чехонь. На плечах, руках и голове индивида сидят куры. В перистых облаках летают домашние гуси, утки и индейки. Под столом прячутся два кролика. На гортзонте возвышаются пирамиды и вавилоны из печеного хлеба. Небольшая крепость из варенья омывается молочной рекой. Огурец, величиною в пизанскую башню, стоит на горизонте. За крепостными валами из соли и перца по полуротно маршируют вина, водки и наливки. В арьергарде жалкой кучкой плетутся безалкогольные напитки: нестроевые нарзаны, лимонады и сифоны в проволочных сетках.

Шолохов М. А. "Поднятая целина":
«Вареники со сметаной – тоже святая еда, лучше любого причастия, особливо когда их, милушек моих, положат тебе в тарелку побольше, да ишо раз побольше, этак горкой, да опосля нежно потрясут эту тарелку, чтобы сметана до дна прошла, чтобы каждый вареник в ней с ног до головы обвалялся».

Что ж, экскурс в русскую литературу может быть бесконечным) Приятного всем аппетита!

Принципы диетологии через пословицы о здоровом питании

Для составления рационального меню необходимо знать основные принципы, на котором оно базируется. Причём для этого совсем не обязательно перелопачивать горы литературы, читать научные пособия и трактаты по диетологии – достаточно воспользоваться мудростью наших предков, изучив пословицы о правилах здорового питания:

  1. «Беда — когда желудок упрямей, чем рассудок». Если, не задумываясь, есть всё, то что подвернётся под руку, ставя во главу угла чревоугодие, можно лишиться не только здоровья, но и гармонии в своей жизни. Постоянное переедание, употребление вредной пищи рано или поздно приведёт к проблемам с метаболизмом, сердечно-сосудистым отклонениям, резкому изменению массы тела и другим физиологическим расстройствам, а также нарушит баланс энергии и жизненных сил, станет причиной бессонницы и депрессии.
  2. «Живот не мешок: про запас не поешь». Не стоит устраивать слишком плотные приёмы пищи, жертвуя их количеством: единственное, чего вы добьётесь – растянутого желудка и постоянного чувства голода. Лучше есть понемногу 4-5 раз в день – тогда питание будет наиболее сбалансированным.
  3. «Что за беда, коли пьётся вода». Питьевой режим не менее важен, чем регулярные приёмы пищи. Выпивая в день хотя бы 1,5-2 литра, человек насыщает клетки живительной влагой, позволяет кровеносной системе функционировать «как часы» и восполняет её дефицит в организме.
  4. «Не глотай, не прожевавши, не болтай, не подумавши». Равно как и высказывать своё мнение, предварительно его хорошенько не обдумав, нельзя пренебрегать правильным пережевыванием пиши. Заглатывая крупные куски, вы будете перегружать свой желудок, заставлять пищеварительный тракт работать в неправильном режиме, и в итоге заработаете проблемы с пищеварением.
  5. «Нет плохих продуктов – есть плохие повара». Даже самую здоровую и полезную пищу можно испортить, приготовив её неправильно. Например, жареные блюда будут гораздо вреднее, чем приготовленные в духовке или на пару. А если знать особые технологии и вкусные рецепты, можно научиться создавать настоящие шедевры, не задействую при этом излишнюю термическую обработку.

Следующая цитата

Глубокий духовный переворот, который пережил Лев Толстой в 70-х годах XIX века, сказался и на его гастрономических привычках.

Писатель смолоду знал за собой страстишку вкусно поесть и уже тогда пытался с ней бороться. В 25-летнем возрасте среди жизненных правил, коим он дал себе слово следовать, Лев Николаевич на первый план ставил воздержание в пище и питье. В одном письме 1865 года он пишет: «Шесть дней я стараюсь есть как можно меньше, так что чувствую голод. Не пью ничего, кроме воды с пол рюмкой вина, и шесть дней я совершенно другой человек — я свеж, весел, голова ясна, я работаю, — пишу по 5 и 6 часов». Тогда же у Толстого появляется идея написать книгу под названием «Жраньё».

Грубое название должно было подчеркнуть отношение Толстого к рабской зависимости людей своего круга от наслаждений плоти. По его словам, утонченная еда отличается от обжорства только названием: «Результат один — чрезвычайно полное тело, висящие подбородки и шеи, выпяченный живот».

Подобные наблюдения и размышления в конце концов побудили писателя коренным образом изменить привычки питания. Теперь его питание состояло из горячей овсяной каши, которую он ел с пшеничным хлебом два раза в день, утром и вечером. За обедом ему подавали на первое – щи или картофельный суп, на второе – гречневую кашу или картофель (как вареный, так и жареный), на сладкое – компот из чернослива и яблок. Лев Николаевич совершенно отказался от мяса, рыбы, молока, масла, яиц, сахара, чая и кофе. Другими словами, «Анну Каренину», «Воскресенье» и «Хаджи-Мурата» написал убежденный вегетарианец.

Конечно, вегетарианство не было для Толстого самоцелью. Писатель не раз говорил о «духовном возрождении», которое он наблюдал в себе с тех пор, как перешел на потребление одной растительной пищи. Улучшилось и его здоровье. Ну, а стоит ли ради этого отказывать себе в простых радостях жизни, каждый решает, конечно, сам.

Следующая цитата

Д есятого марта 1908 г. Толстой отвечал на вопрос редакции американского журнала Good Health: «Прекратил питание мясом около 25 лет тому назад, не чувствовал никакого ослабления при прекращении мясного питания и никогда не чувствовал ни малейшего лишения, ни желания есть мясное. Чувствую себя сравнительно с людьми (средним человеком) моего возраста более сильным и здоровым. Думаю же, что неупотребление мяса полезно для здоровья или, скорее, употребление мяса вредно, потому что такое питание безнравственно; все же, что безнравственно, всегда вредно как для души, так и для тела».

30 декабря 1901 г. Толстой писал А.П.Зеленкову о вегетарианстве:

«основа его есть сознание несправедливости и жестокости убивания живых существ для своего, очень низкого разбора, удовольствия вкуса, так как возможность быть вполне здоровым без употребления мяса достаточно доказана». В трактате «В чем моя вера?» он указывает на элементарные вещи - «мучить собаку, убить курицу и теленка противно и мучительно природе человека» - и говорит, что знает «людей, живущих земледельческим трудом, которые перестали есть мясо только потому, что им приходилось самим убивать своих животных».

Защитники мясоедения обычно говорят, что вопрос питания не имеет отношения к духовной жизни. Веды утверждают прямо обратное: «поедающий плоть убитых животных не может духовно развиваться».

Чтобы показать ошибочность несерьезного отношения к вегетарианству, Толстой написал статью «Первая ступень»:

  • Как нельзя серьезно желать печь хлебы, не замесив прежде муку, и не вытопив потом, и не выметя печи и т.д., так точно нельзя серьезно желать вести добрую жизнь, не соблюдая известной последовательности в приобретении необходимых для этого качеств.
  • Как в учениях брахманов, буддистов, конфуцианцев, так и в учении мудрецов Греции, устанавливаются ступени добродетелей, и высшая не может быть достигнута без того, чтобы не была усвоена низшая.
  • Но удивительное дело! Сознание необходимой последовательности качеств и действий, существенных для доброй жизни, как будто утрачивается все более и более и остается только в среде аскетической, монашествующей. В среде же светских людей предполагается и признается возможность приобретения высших свойств доброй жизни не только при отсутствии низших добрых качеств, обусловливающих высшие, но и при самом широком развитии пороков.
  • Нельзя без ужаса видеть воспитание некоторых детей в нашем мире. Только злейший враг мог бы так старательно прививать ребенку те слабости и пороки, которые прививаются ему родителями, в особенности матерями. Ужас берет, глядя на это и еще более на последствия этого, если уметь видеть то, что делается в душах лучших из этих старательно самими родителями погубляемых детей.
  • Воздержание есть первая ступень всякой доброй жизни. Но и воздержание достигается не вдруг, а тоже постепенно. Воздержание есть освобождение человека от похотей. Но похотей у человека много различных, и для того, чтобы борьба с ними была успешна, человек должен начинать с основных, - таких, на которых вырастают другие, более сложные, а не с сложных, выросших на основных. Есть похоти сложные, как похоть украшения тела, игр, увеселений, болтовни, любопытства и много других, и есть похоти основные: обжорства, праздности, плотской любви. В борьбе с похотями нельзя начинать с конца, с борьбы с похотями сложными; надо начинать с основных, и то в одном определенном порядке.
  • Объедающийся человек не в состоянии бороться с ленью, а объедающийся и праздный человек никогда не будет в силах бороться с похотью.
  • Пост есть необходимое условие доброй жизни; но и в посте, как и в воздержании, является вопрос, с чего начать пост, как поститься, - как часто есть, что есть, чего не есть? И как нельзя заняться серьезно никаким делом, не усвоив нужной в нем последовательности, так и нельзя поститься, на зная, с чего начать пост, с чего начать воздержание в пище.

Т.Л.Толстая 7 июня 1890 записала в своем дневнике: «Папа сегодня дачным поездом ездил в Тулу на бойню и рассказывал нам про это. Это ужасно, и, я думаю, довольно папашиного рассказа, чтобы перестать есть мясо».

И.И.Перпер, прочитав статью «Первая ступень» стал не только вегетарианцем, но и редактором журнала «Вегетарианское обозрение». Пятого февраля 1908 г. Толстой писал ему: «Я прочел превосходный рассказ Арцыбашева «Кровь», который своей художественностью сильнее всяких доводов может подействовать на людей в смысле привлечения их к вегетарианству или, скорее, освобождения себя от суеверия о необходимости пожирания живых существ». [Рассказ был напечатан в 1909 г.: N4 (с.30-39) и N5 (с. 25-32)]

И, смотришь, нежная утонченная барыня будет поедать трупы этих животных с полной уверенностью в своей правоте, утверждая два взаимно-исключающие друг друга положения:

Первое, что она, в чем уверяет ее ее доктор, так деликатна, что не может переносить одной растительной пищи и что для ее слабого организма ей необходима пища мясная; и второе, что она так чувствительна, что не может не только сама причинять страданий животным, но переносить и вида их. А между тем слаба-то она, эта бедная барыня, только именно потому, что ее приучили питаться несвойственной человеку пищей; не причинять же страданий животным она не может потому, что пожирает их.

Нельзя притворяться, что мы не знаем этого. Мы не страусы и не можем верить тому, что если мы не будем смотреть, то не будет того, чего мы не хотим видеть. Тем более этого нельзя, когда мы не хотим видеть того самого, что мы хотим есть. И главное, если бы это было необходимо. Но положим не необходимо, но на что-нибудь нужно? - Ни на что. Только на то, чтобы воспитывать зверские чувства, разводить похоть, блуд, пьянство.

Если стремление к доброй жизни серьезно в человеке, первое, от чего он будет воздерживаться, будет всегда употребление животной пищи, потому что, не говоря о возбуждении страстей, производимом этой пищей, употребление ее прямо безнравственно, так как требует противного нравственному чувству поступка - убийства, и вызывается только жадностью.

Движение вегетарианства идет последние 10 лет, все убыстряясь и убыстряясь: все больше и больше с каждым годом является книг и журналов, издающихся по этому предмету; все больше и больше встречается людей, отказывающихся от мясной пищи; и за границею с каждым годом, особенно в Германии, Англии и Америке, увеличивается число вегетарианских гостиниц и трактиров.

Нельзя не радоваться этому так же, как не могли бы радоваться люди, стремившиеся войти на верх дома и прежде беспорядочно и тщетно лезшие с разных сторон прямо на стены, когда бы они стали сходиться, наконец, к первой ступени лестницы и все бы теснились у нее, зная, что хода на верх не может быть помимо этой первой ступени лестницы.

В 1893 г. статья «Первая ступень» вышла в виде предисловия к книге «Этика пищи» Х.Уильямса, изданной «Посредником» в серии «Для интеллигентного читателя». Тридцатого ноября 1895 г. Толстой писал Е.И.Попову о необходимости распространения идеи вегетарианства в народной среде: «Вегетарианская народная книга очень нужна. Если бы вы не писали, я хотел писать. Книга Попова «Вегетарианская кухня. Составлена по иностранным и русским источникам» издавалась "Посредником" дважды: в 1894 и 1895 годах. В 1896 г. в "Посреднике" вышел перевод книги Моэс-Оскрагелло «Природная пища человека и влияние ее на жизнь человеческую». Толстой писал переводчику, что "в ней есть много хорошего" и отмечал, как "радостно видеть, что вегетарьянство все больше и больше распространяется».

Вегетарианству Толстой посвятил и значительную часть своего последнего сборника «Путь жизни», как и предшествовавшего ему «Круга чтения».

Приведем только высказывания, принадлежащие непосредственно Толстому:

  • Еще с самых древних времен мудрецы учили тому, что не надо есть мяса животных, а питаться растениями, но мудрецам не верили, и все ели мясо. Но в наше время с каждым годом находится все больше и больше людей, которые считают грехом есть мясо и не едят его.
  • Мы удивляемся на то, что были люди, которые ели мясо убитых людей, и что есть еще и теперь такие в Африке. Но подходит время, когда будут так же удивляться на то, как могли люди убивать животных и есть их.
  • Десять лет кормила корова тебя и твоих детей, одевала и грела тебя овца своей шерстью. Какая же ей за это награда? Перерезать горло и съесть.
  • Греческий мудрец Пифагор не ел мяса. Когда у Плутарха, греческого писателя, писавшего жизнь Пифагора, спрашивали, почему и зачем Пифагор не ел мяса, Плутарх отвечал, что его не то удивляет, что Пифагор не ел мяса, а удивляет то, что еще теперь люди, которые могут сытно питаться зернами, овощами и плодами, ловят живые существа, режут их и едят.
  • Было время, когда люди ели друг друга; пришло время, когда они перестали это делать, но продолжают еще есть животных. Теперь пришло время, когда люди все больше и больше бросают и эту ужасную привычку.
  • Убийство и поедание животных происходит, главное, оттого, что людей уверили в том, что животные предназначены Богом на пользование людей и что нет ничего дурного в убийстве животных. Но это неправда. В каких бы книгах ни было написано то, что не грех убивать животных, в сердцах всех нас написано яснее, чем в книгах, что животное надо жалеть так же, как и человека, и мы все знаем это, если не заглушаем в себе совести.
  • Не смущайтесь тем, что при вашем отказе от мясной пищи все ваши близкие домашние нападут на вас, будут осуждать вас, смеяться над вами. Если бы мясоедение было безразличное дело, мясоеды не нападали бы на вегетарианство; они раздражаются потому, что в наше время уже сознают свой грех, но не в силах еще освободиться от него.
  • Сострадание к животным так естественно нам, что мы только привычкой, преданием, внушением можем быть доведены до безжалостности к страданию и смерти животных.
  • Те радости, которые дает человеку чувство жалости и сострадания к животным, окупают ему во много раз те удовольствия, которых он лишается отказом от охоты и употребления мяса.
  • Если вы увидите детей, мучающих для своей забавы котенка или птичку, вы останавливаете их и учите их жалости к живым существам, а сами идете на охоту, на стрельбу голубей, на скачку и садитесь за обед, для которого убито несколько живых существ, т.е. делаете то самое, от чего вы удерживаете детей.

Неужели это кричащее противоречие не сделается явным и не остановит людей?

  • «Мы не можем заявлять прав на животных, существующих на суше, которые питаются одинаковой пищей, вдыхают тот же воздух, пьют ту же воду, что и мы; при их умервщлении они смущают нас своими ужасающими криками и заставляют стыдиться нашего поступка». Так думал Плутарх, исключая почему-то водных животных. Мы же по отношению земнородных животных стали далеко позади его.
  • В наше время, когда ясна преступность убийства животных для удовольствия или вкуса, охота и мясоедение уже не суть безразличные, но прямо дурные поступки, влекущие за собой, как всякий дурной сознательно совершаемый поступок, много еще худших поступков.
  • Извинительно бы было не оставлять мясоедения, если бы оно было необходимо и оправдывалось какими бы то ни было соображениями. Но этого нет. Это просто дурное дело, не имеющее в наше время никакого оправдания.
  • Большая разница между человеком, не имеющим другой пищи, кроме мяса, или таким, который ничего не слыхал о грехе мясоедения и наивно верит будто бы в Библии, разрешено поедание животных, и всяким грамотным человеком нашего времени, живущим в стране, где есть овощи и молоко, который знает все то, что высказано учителями человечества против мясоедения. Такой человек совершает великий грех, продолжая делать то, что уже не может не признавать дурным.
  • НЕ УБИЙ относится не к одному убийству человека, но и к убийству всего живого. И заповедь эта была записана в сердце человека, прежде чем она была услышана на Синае.
  • Как бы убедительны ни были доводы против безубойного питания, но человек не может не испытывать жалости и отвращения к убийству овцы или курицы, и большинство людей всегда предпочтут лишиться удовольствия и пользы мясной пищи, чем самим совершать эти убийства.
  • По мере просвещения и увеличения населения люди переходят от поедания людей к поеданию животных, от поедания животных к питанию зернами и кореньями и от этого способа питания к самому естественному питанию плодами.
  • Неразумие, незаконность и вред, нравственный и вещественный, питания мясом в последнее время до такой степени выяснился, что мясоедение держится теперь уже не рассуждениями, а только внушением давности, преданием, обычаем. И потому в наше время уж не нужно доказывать всем очевидное неразумие мясоедения. Оно само собой прекращается.

Толстой проповедовал вегетарианство не только печатно, но и лично обращался к тем, с кем сводила его судьба. Приведем несколько примеров:

Одиннадцатого октября 1885 г. Толстой пишет В.Г.Черткову: «Радуюсь, что вегетарианство вам пошло на пользу. Это не может быть иначе». Становится вегетарианцем и П.И.Бирюков, причем не ограничивается лишь отказом от мяса и рыбы, но перестает носить и кожаную обувь.

В "Русском слове" (1910, N 116) было опубликовано письмо секретаря Толстого В.Ф.Булгакова И. Кухину из Владивостока, который спрашивал у Толстого, можно ли вегетарианцу носить кожаную обувь. В этом письме Булгаков писал: «Из наших друзей и единомышленников есть люди, отказывающиеся от мясной пищи, но есть и такие, которые совершенно не употребляют кожи. Кожаную обувь они заменяют зимой валенками, а летом лаптями, деревянными сандалиями или обувью с брезентовым верхом, а также подошвами из резины, линолеума и т.д. Сами они и готовят такую обувь. Большое производство вегетарианской обуви - дело недалекого будущего».

13 апреля 1909 Толстой обращается к Л.Д.Николаевой: «Ваш муж совершенно справедливо говорит, что в практической семейной жизни первый шаг - это вегетарианство».

19 февраля 1895 г. Толстой пишет в Бутырку Н.Т.Изюмченко: «Из письма вашего узнал тоже, что вы едите мясо. Очень советую вам для вашего здоровья в тюрьме, без движения, не есть мясного. Я знал одного Декабриста (Гавриил Степанович Батенков, просидел в одиночной камере Алексеевского равелина двадцать лет.), который во время заключения отказался от мяса и вышел в 70 лет поразительно свежим и здоровым. Главное же, советую, если это не трудно в вашем положении, сделать это, потому что нравственно это должно».

Четвертого марта 1909 г. Александра Львовна рассказывала: «Бывший ученик Льва Николаевича, яснополянский мальчик Коля Орехов, которого отдали в Туле в поваренки, не ест мяса. Над ним все смеются, называют его "Толстой". Другой ученик Льва Николаевича, Паша Резунов, который сейчас лежит дома больной, умолял своих родных не резать ягненка». Первого июня 1909 г. редактор "Вегетарианского обозрения", приехавший из Кишинева в Ясную Поляну, прочел полученное Толстым письмо из Тулы от братьев, которые отказались от мяса и этим вызывают против себя раздражение отца. Перпер решил послать мальчикам свой журнал. «Лев Николаевич очень одобрил это намерение, - записал Н.Н.Гусев, - особенно потому, что надеялся, что и родные их, враждебно относящиеся к отказу от мясоедения, узнают из журнала, что переход от мясной пищи к растительной рекомендуется многими людьми, в том числе учеными профессорами и докторами».

В июле 1908 г. Толстой продиктовал в фонограф сказку «Волк», в которая объясняет детям необходимость вегетарианства:

Был один мальчик. И он очень любил есть цыплят и очень боялся волков. И один раз этот мальчик лег спать и заснул. И во сне он увидал, что идет по лесу за грибами и вдруг из кустов выскочил волк и бросилося на мальчика. Мальчик испугался и закричал: "Ай, ай! он меня съест!"
Волк говорит: "Постой, я тебя не съем, а я с тобой поговорю".
И стал волк говорить человеческим голосом.
И говорит волк: "Ты боишься, что я тебя съем. А сам ты что же делаешь?
Ты любишь цыплят?"
-Люблю.
-А зачем же ты их ешь? Ведь они, эти цыплята, такие же живые, как и ты. Каждое утро пойди посмотри, как их ловят, как повар несет их на кухню, как перерезают им горло, как их матка кудахчет о том, что цыплят у нее берут. Видел ты это? - говорит волк.
Мальчик говорит: "Я не видел".
-А не видел, так ты посмотри. А вот теперь я тебя съем. Ты такой же цыпленочек - я тебя и съем.
И волк бросился на мальчика, и мальчик испугался и закричал: "Ай, ай, ай!" Закричал и проснулся.
И с тех пор мальчик перестал есть мясо - не стал есть ни говядины, ни телятины, ни баранины, ни кур.

Следующая цитата

О пользе правильного питания знали испокон веков. И хотя в его основу каждое поколение вкладывало свой смысл, некоторые прописные истины оставались неизменными. Недаром ещё множество столетий назад Сократ сказал фразу, актуальную и по сей день: «Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». Превращая поглощение пищи чревоугодие, можно не только подорвать своё здоровье, но и полностью лишить организм того баланса и лёгкости, что заложены в нём природой. Принципы правильного питания читаются между строк народных сказок и легенд, рассказов и притч, но наиболее ярко их демонстрируют пословицы и поговорки – настоящие перлы народного творчества и мудрости.

Пословицы о правилах здорового питания из злаков

Что может быть полезнее для желудка, чем каша? Лёгкая овсянка станет лучшим завтраком, питательная гречка, богатая железом и минералами – идеальным вторым блюдом на обед, а быстро усвояемый рис – отличным ужином. Впрочем, это хоть и самые популярные, но далеко не единственные каши: те, кто предпочитает злаковое меню, могут менять разновидности блюд хоть каждый день. А сколько всего можно приготовить из круп? Гречневые котлетки, рисовые тефтели, овсяные батончики с сухофруктами, кукурузное печенье… Все эти блюда будут не только полезными, но и неимоверно вкусными. Стоит только почитать пословицы о правилах здорового питания, касающиеся злаковых культур – и всё сразу станет на свои места:

  1. Хороша кашка, да мала чашка.
  2. Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
  3. Без каши обед не в обед.
  4. Любо животу, что глаза кашу видят.
  5. Каша — мать наша, а хлеб — кормилец.
  6. Кашевар живёт сытее князя.
  7. Здоровье наше – овсяная каша.
  8. Мать наша — гречневая каша: не перцу чета, не прорвет живота.
  9. Густая каша семьи не разгонит.
  10. Хлеб да крупы на здоровье лупи.

Пословицы про здоровое питание: правильно составляем режим

Как бы ни банально это звучало, важно не только качество питания, но и его регулярность. Пропускать завтрак, чтобы не опоздать на работу, пренебрегать обедом из-за сильной загруженности в течение трудового дня, а вечером отъедаться, пытаясь компенсировать чувство голода, которое преследовало днём – далеко не самая лучшая идея. Ночью организм должен отдыхать, и пищеварительный тракт в том числе. Поэтому ужин должен быть лёгким и не слишком поздним, чтобы вся съеденная пища успела полностью усвоиться до отхода ко сну. А вот завтрак должен обязательно быть питательным – необходимо, чтобы метаболизм проснулся, а съеденные нутриенты обеспечили энергией хотя бы до обеда. Почитайте, что говорят об этом пословицы:

  1. На ужин кефир нужен.
  2. Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу.
  3. Натощак и песня не поётся.
  4. Укладываясь спать с пустым желудком, проснёшься бодрым.
  5. Ужин не нужен — был бы обед дружен.
  6. Сел да поел, так и ужин не нужен.
  7. Укоротить ужин – удлинить жизнь.
  8. Поужинавши – подушка под головой вертится.
  9. Полному желудку кошмары снятся.
  10. Всякому нужен и обед, и ужин.

Пословицы о вреде переедания

Любое излишество не может пройти незамеченным, и чрезмерное переедание не исключение. Золотое правило диетологии основано на том, что «из-за стола нужно выходить с лёгким чувством голода» - тогда и пищеварение будет в норме, и лишний вес обойдёт стороной, и общее самочувствие всегда будет бодрым и активным. Однако не стоит путать лёгкое чувство голода и недоедание: если первое является физиологическим этапом насыщения (ведь чувство сытости приходит примерно через 20-30 минут после трапезы), то второе – ограничение в необходимых нутриентах, которое нельзя назвать правильным.

Об этом знали и наши предки – недаром в народе бытует столько поговорок о вреде обжорства:

  1. Большая сыть — брюху вредить.
  2. Кто жаден до еды — дойдёт до беды.
  3. Большой кусок застревает в горле.
  4. Умеренность в еде полезней, чем сто врачей.
  5. Большой кусок рот разорвёт, а маленький досыта накор­мит.
  6. Умеренная пища — отрада уму.
  7. Будь умерен в еде, но не в работе.
  8. Если хочешь здоровья, не ешь много, если хочешь почёта, не говори много.
  9. Ешь вполсыта – проживешь век до полна.
  10. Желудок обжоры — бездонное ущелье.

Если собрать все пословицы и поговорки о здоровом питании воедино, можно выпустить целый цикл томов народной мудрости – в одну книгу этот бездонный кладезь полезных советов явно не уместится. Да и, если разобраться, вся современная диетология строится на тех же принципах, что пропагандируются в пословицах: употребляйте полезные продукты, используйте правильные способы приготовления пищи, не переедайте, но и не голодайте, не превращайте еду в смысл жизни – и вы сможете сохранить своё здоровье, молодость и жизнелюбие на долгие годы.

Пословицы и поговорки о здоровом питании. В чем их ценность

Во все времена составлению рациона, пусть и неосознанно, уделяли много внимания. Вспомните, ещё наши бабушки говорили: «Щи да каша – пища наша» - подчеркивая важность рационального питания, ежедневного употребления первых блюд и питательных злаков. Они знали, что для полноценного развития, активной работы и бодрого духа необходимо не только достаточно, но и правильно питаться.

Пословицы про здоровое питание позволяют с младых ногтей приучить ребёнка к правильному пищевому поведению, своеобразному уважению к еде, рациональному подходу к выбору продуктов. С их помощью можно донести крохе то, что так сложно объяснить научным языком – основы пищеварения, строение организма, вред неправильных продуктов. Если не объяснить маленькому человеку, что есть можно, а от чего стоит отказаться, он долгое время будет жить в дисгармонии с самим собой, со своим организмом и физиологией, что в процессе формирования может привести к серьёзным последствиям. Да и во взрослой жизни пословицы и поговорки о здоровом питании обязательно придутся кстати – они напомнят, что пища не есть смысл жизни, а скорее, способ её поддержания.

«Не всё в рот, что око видит», - говорит нам старая русская поговорка, поспорить с которой крайне сложно. К пище нужно подходить с умом, и тогда она станет основой активной жизнедеятельности, бодрого духа и отменного самочувствия на протяжении долгих лет.

Пословицы и поговорки о здоровом питании: составляем меню

Как ни крути, основное правило, на котором зиждется диетология – полезные, богатые витаминами и минералами, питательные и при этом легко усвояемые продукты. Включать в свой рацион фаст-фуд, продукты с кофеином и уж тем более мясо или рыбу, которая попадает на стол путем насилия, жестокости и убийств – значит в корне нарушать нормы здорового образа жизни, моральные принципы и устои человечной, гармоничной духовной личности. К тому же, разнообразие фруктов, овощей, злаков, орехов, бобовых и других растительных культур способно полностью обеспечить человека всем необходимым для полноценной жизни, и поговорки подтверждают это наглядно.

Овощи на столе – здоровье в доме

Овощное меню – пожалуй, самое полезное из того, что может предложить нам матушка-природа. Их состав богат растительной клетчаткой, живительной влагой, лёгкими для пищеварения нутриентами, минералами, аминокислотами и витаминами. Они хороши как сами по себе, таки в качестве ингредиентов для вкуснейших блюд: вспомните, чего только стоит весенне-летний аромат огуречного салата, пряный вкус овощного рагу или осенний микс с морковью и капустой? А лёгкий постный борщик, рататуй или кабачковое варенье на десерт? Свежие или приготовленные овощи способны заменить собой первое, второе и третье блюдо, и об этом наши предки знали давным-давно. И многочисленные пословицы о пользе овощей – наглядное тому подтверждение:

  1. Хрен да редька, да капуста лихого не допустят.
  2. Капуста не пуста, сама летит в уста.
  3. Свёкла - красная девица, да с зеленою косицей, на столе она царица, для здоровья пригодится.
  4. Морковь прибавляет кровь.
  5. Семь перемен, а всё одна редька: редька триха, редька ломтиха, редька с квасом, редька с маслом, редька в кусочках, редька в брусочках да редька целиком.
  6. Зелень на столе – здоровье на сто лет.
  7. Молодец, что огурец, а огурец, что молодец.
  8. Обед без овощей – праздник без музыки.
  9. Овощи – кладовая здоровья.
  10. Ни один рог без капусты не живёт.

Фруктово-ягодное изобилие

Пословицы о здоровом питании не могли обойти своим вниманием пользу фруктов и ягод. Сочные, спелые и неимоверно вкусные плоды – незаменимый источник витаминов и растительной клетчатки. Если пополнить свой рацион яблоками, можно забыть о слабости и анемии, бананы помогут наладить пищеварение, цитрусовые – восполнить дефицит витамина С, груши – избавить от диареи, гранаты – поднять гемоглобин… Словом, правильно выбранные фрукты и ягоды способны излечить от недугов и наладить работу организма. Правда, стоит уделять внимание только сезонным плодам, поскольку при покупке их в супермаркетах невозможно убедиться в отсутствии пестицидов. Это правило распространяется и на овощи: собранный со своего огорода или же купленный в проверенных местах урожай будет куда полезнее импортного.

А чтобы не сомневаться в пользе фруктов и ягод, почитайте, что говорят об этом пословицы:

  1. Яблоко на ужин – и врач не нужен.
  2. Виноград — не град, не бьёт, не валит, а на ноги ставит.
  3. От простуды и ангины помогают апельсины.
  4. И грушу съел, и зубы почистил.
  5. Славится на целый мир самый древний фрукт инжир.
  6. За ягодами пойдёшь – здоровье найдёшь.
  7. Грушу – мне, яблоко – мне, а айву – сердце моё хочет.
  8. Слива себя не расхваливает, а дорожка к ней всегда протоптана.
  9. Ради земляники земле поклонишься не раз.
  10. Хорошее яблоко доктора стоит.

Читайте также: