Свет христов просвещает всех откуда цитата

Обновлено: 06.11.2024

О компании: «…Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни. Пренебрежение жизни – смерть». Игнатий (Брянчанинов).
**********

Следующая цитата

Одно из самых знаменательных священнодействий в великопостной литургии то, когда среди чтения из Ветхого Завета паримий вдруг разверзаются царские врата, является среди их священнодействующий со свещею и кадильницею в руке и, знаменуя ими предстоящих во образ креста, возглашает: «свет Христов просвещает всех!» Неудивительно, если при этом всяк из предстоящих преклоняет главу свою до земли: ибо разверстие царских врат образует собою отверстие самих небес; светильник и кадильница знаменуют полноту даров Духа Святаго; а появление священнодействующего есть яко явление Ангела с неба. Кто будет столько надменен, чтобы не преклониться пред сими знамениями благодати Божией?

Но не одного простого преклонения глав или повержения себя пред светом Христовым долу, ищет при сем от нас Святая Церковь. Нет, в духовном смысле она хочет противного – восклонения наших глав пред сим светом, открытия пред ним всего существа нашего, дабы таким образом мы, от ног до главы, озарились сим Божественным светом, наполнились им всецело, и через то сами сделались светоносными, каковыми и были первенствующие христиане, о коих апостол Павел пишет, что они яко «же светила в мире» ( Флп. 2:15 ).

Чтобы войти лучше в намерение при сем Святой Церкви, рассмотрим силу и значение слов, произносимых священнодействующим.

«Свет Христов просвещает всех!»

Сими словами предполагается, во-первых, недостаток во всех нас света истинного. Ибо если бы мы были светлы сами по себе, то не было бы нужды просвещать нас. И действительно, человек, не озаренный Евангелием, есть тьма, и тьма глубокая, как учит святой Павел. Не вдруг согласятся с сим те, кои озарены светом наук и называются людьми просвещенными. Но это потому, что сии люди, занявшись науками, по надежде на мерцание, ими проливаемое, редко и мало обращают внимание на внутренность своего духа и сердца, и не видят, что там, в каком мраке находится их душа и совесть. Если же, впрочем, кто из них вникает хорошо в свойство своих познаний, а с другой стороны углубляется со вниманием в истинные потребности души своей, то скоро начинает видеть, что света, заимствованного от наук, как бы он велик ни был, далеко недостаточно для их удовлетворения; что в отношении к некоторым самым важным предметам, без познания коих человек, можно сказать, есть нечеловек, они столь же несведущи, как и последний простолюдин, а потому наряду с ним имеют нужду в озарении свыше. «Свет Христов просвещает всех!»

Сими словами, во-вторых, предполагается полнота и преизбыток для всех света Христова. И действительно, в нем нет недостатка ни для кого. Он просвещает и самых мудрых, открывая им тайны Царствия Божия, коих никакой ум сам собой открыть не мог, и самых буиих, отверзая им, вместо стихийного ума, очеса сердца, коими они видят утаенное от премудрых и разумных века сего. Просвещает и самых богатых, научая не превозноситься ради тленных благ, богатеть не в себя, а в Бога, и сокрывать сокровище там, идеже ни тля тлит, ни татие подкапывают и крадут; и самых бедных, показуя им внутри их самих богатство, коего не стоит весь мир, уча быть нищими не одним телом, но и духом, да стяжут Царствие. Просвещает и самого первого властелина, приводя на память, что над ним есть Владыка, Который потребует строгого отчета в каждой слезе, от него пролитой; и самого последнего раба, утешая его тем, что внутренней свободы духа и совести никто у него отнять не может, что человек добродетельный в самых узах выше всех счастливцев мира и ближе к Спасителю, Который, будучи Сыном Бо-жиим, нас ради принял зрак не царя, а раба и служителя всем; просвещает старцев, открывая перед ними жизнь нестареющую, призывая от земного странствия туда, где успокоение от всех трудов. Просвещает юношей, располагая к борьбе со страстьми и похотьми; просвещает самых младенцев, отверзая им уста на хваление Господа.

«Свет Христов просвещает всех!»

Произнося слова сии устами служителя своего, Святая Церковь как бы говорит: может быть, некоторые жребием ли рождения или обстоятельствами жизни, будучи удалены от света наук и мудрости земной, окаявают свое мнимо-несчастное положение, и думают, что они, находясь с одним природным смыслом, не могут, подобно людям просвещенным, достигнуть цели бытия своего, и должны навсегда оставаться позади их не только во времени, но и в вечности. Да не унывают таковые напрасно, и да не теряют мужества! Тот, Кто в мире чувственном повесил на небе солнце и луну, – да освещают равно всех, – Тот не забыл и в мире духовном разлить свет для озарения всех и каждого, без исключения. Посещай церковь, слушай Евангелие – Пророков и Апостолов; и кто бы ты ни был: земледелец или воин, дитя или старец, слуга или поденщик – узнаешь все, что нужно человеку знать для своего спасения, то есть для того, чтобы явиться в вечности, куда мы все должны идти, способным к своему великому предназначению.

«Свет Христов просвещает всех!»

Может быть, некоторые, – как бы так еще говорит Церковь, – наполнившись сиянием от светильника наук и мудрости земной, воображают, что им уже не нужно никакого просвещения, что они знают все, что нужно, и могут спокойно оставаться со своим запасом познаний. Да выйдут таковые из своего опасного предубеждения! Доколе они не изучили Евангелия и Креста Христова, не уразумели, как должно, что вещают о человеке пророки и апостолы; дотоле, они не знают самого необходимого. Только во свете Христовом можно видеть Бога, себя и мир в истинном их виде; только по указанию откровения небесного можно найти стезю, ведущую в живот вечный.

«Свет Христов просвещает всех!»

Посему, – как бы так говорила Церковь, – всем и каждому должно ходить во свете и творить дела света. Бедный язычник может сказать еще, что он не знал, как ему вести себя в сем мире, ибо не имел в руках Евангелия: христианин – безответен! Свет Христов озарял для него все, показывал ему и его собственную бедность, и богатство к нему милости Божией, и прошедшее наше состояние в раю, и будущее состояние в Царствии Небесном, и путь узкий, ведущий в живот вечный, и путь широкий, вводящий в пагубу, и силу Креста Христова, и необходимость крестоношения собственного. Все освещено, раскрыто, указано всем и навсегда! Посему и должно всем ходить во свете, избегать дел тьмы, не предаваться сну и беспечности.

Таков, братие мои, смысл священных слов: «свет Христов просвещает всех! Церковь повторяет их, и в научение, и в предостережение наше.

Наше дело, после сего осмотреться и узнать, каким светом водимся мы в жизни – Христовым, или каким-либо другим? Какой бы ни был свет сей, но если он не Христов, то в отношении к вечному спасению нашему все равно, что тьма и даже еще иногда хуже тьмы. Ибо застигнутый тьмой человек, по крайней мере, или останавливается, или идет тихо и ощупью, и старается, если можно, выйти на свет. А при сиянии ложного света человек бывает спокоен, идет, не останавливаясь, позволяет себе всякого рода движения, смело переменяет пути и направления; и поелику водится ложным светом, как пловец на море, то или подвергается неминуемым опасностям, или заходит туда, откуда нет возврата. Не сие ли самое случается со многими умниками, кои, в надежде на мудрость мирскую, пренебрегают светом Христовым? Куда обыкновенно приходят они, наконец, и приводят идущих за ними? Приходят и приводят в такую бездну нечестия и разврата, на которую один взгляд исполняет трепетом сердце, не потерявшее чувств человеческих.

Блюдитесь, братие мои, сего ложного света, который в наши времена особенно начал ослеплять собою очи у многих. Памятуйте твердо, что един Христос есть истинный Свет наш, просвещающий всякого человека, грядущего в мир и исходящего из мира; и если встретите какого-либо наставника, то первее всего старайтесь узнать, какого он света есть. Если не Христова, то, кто бы он ни был, заграждайте от него слух и сердце ваше. Ибо, как в мире чувственном солнце одно, и нет другого света, кроме его, так и в мире духовном едино истинное и животворное светило – Господь и Спаситель наш, Иисус Христос, Ему же слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: Великий пост. Молитва святого Ефрема Сирина / Свт. Иннокентий Херсонский. - Москва : Отчий дом, 2011. - 448 с. - (Серия «Духовный собеседник»). / Великий пост. 5-376 с. ISBN 5-85280-190-9

Следующая цитата

Свет Христов просвещает всех.

Свет Христов просвещает всех. вернуться к странице

Свет Христов просвещает всех.

Свет Христов просвещает всех. запись закреплена

-Каждый несёт свой Крест. А что значит "сойти с Креста"? Может ли быть оправдание человеку, если он сходит с Креста?

Отвечает слушателям Радио "Радонеж" архимандрит Амвросий (Юрасов).

-Если мы пошли за Христом, то другого пути нет: это путь на небо, к Богу- или путь на погибель. Христос сказал "Кто не берет своего Креста и не идёт за Мной, тот недостоин Меня". Кресты люди берут разные. Допустим, человек связал себя брачными узами - он взял Крест на себя, и он должен нести его до конца своей жизни. Или человек ушел в монастырь служить Господу - это тоже Крест, и он должен нести его до конца. Сходить с Креста нельзя, потому что с Креста не сходят, а снимают, поэтому каждому человеку, который бы он не взял Крест себе, будет трудно, поэтому Господь и в Ветхом, и в Новом Завете говорил: "Терпением спасайте души ваши", "Претерпевший до конца- спасется". Тяжело бывает нести Крест, но надо ко Господу воззвать: "Господи, помоги", "Матерь Божия, помоги" и всех Святых призвать. Господь сказал: "Просите - и дастся вам, стучите - и откроют вам, ищите и найдете". То есть Господь всегда рядом, в любой трудный момент Он всегда поможет. Конечно, трудно бывает нести Крест, когда мы все мысли сосредотачиваем на нем. Конечно, будет тяжело. Вот допустим, человек взял какой- то груз на себя и все внимание обратит на этот груз, конечно, ему будет очень тяжело. А если он свои мысли будет переводить к небу, к Богу - "Господи ,помоги", будет легко нести. И так во всем. Особенно, человек должен настроить себя для спасения, ведь это тоже Крест жить по воле Божьей. Все, что с нами бывает в жизни- любые искушения, любые испытания- они не бывают без воли Божией, потому что без нее ни один волос с головы не падает. Если человек настроил себя в этой жизни жить праведно: никогда не раздражаться , не возмущаться , не кричать, не шуметь , а гасить в себе страсти- ему будет хорошо. А каким путем гасить, это мы говорили: если в кастрюлю поставить свечу зажженную, то она будет гореть, а если крышку закрыть- кислород кончается, она и потухает. И, когда у нас все загорелось, не надо это ближнему высказывать, потому что мы принесем вред, а надо только внутри, про себя , молиться:"Господи, помилуй, Господи, прости , Боже, милостив буди мне грешному. Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй моя, грешного". И не говоря ближнему, мы в себе погасим этот геенский огонь. Какие бы случаи ни были- надо их перенести и перетерпеть. Это будет правильный путь и Господь поможет. А если мы избираем другой путь, начинаем гневаться раздражаться, ругаться, то любая страсть : пьянка, курево, матерная брань, гнев, зло , гордыня- разовьётся в нас. И можно их развить до предела , как и добрые черты- смирение, послушание, незлобие. Конечно, можно послушать, как мы обычно читаем Евангелие. Если то, что нам Господь советует, мы пропускаем мимо ушей и не работаем над собой, тогда плохо будет. А если обратим особое внимание- будет хорошо. Вот таким путем несёт человек Крест - если Бога благодарит, то ему легко и хорошо , а если не благодарит, то ему очень тяжело. И так многие люди впадают в отчаяние, тоску, тревогу, истерики начинаются и на душе отвратительно , плохо. Я не говорю о теле- тело сытое, человек отдохнул, выспался, а в душе погано. Погано от того, что мы не работаем над собой, не несём Креста. От этого страдаем и мучается , и так можно прожить всю жизнь. Но правильный путь таков: за все благодарить Бога, особенно в самую трудную минуту-Господь всегда с нами.

Другое

Следующая цитата

Исцеление слепорожденного. Миниатюра из коптского Четвероевангелия. Египет. XVII в.

Исцеление слепорожденного. Миниатюра из коптского Четвероевангелия. Египет. XVII в.

В сегодняшний воскресный день мы вспоминаем о том, как Христос исцелил слепорожденного. Евангельское повествование сообщает нам о чуде: совершеннолетний мужчина, который был слепым от рождения, вдруг стал видеть. У него не только открылись глаза, чтобы видеть солнце и окружающую природу. Он увидел Солнце правды – Христа, Сына Божия.

Очень простой на первый взгляд текст повествования о слепом открывается внимательному читателю Евангелия по-новому, если прочесть его несколько раз от начала до конца и поставить себе вопрос: что стоит за этой наивной, казалось бы, историей?

Иисус проходил мимо слепого, который просил милостыню. Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому (Ин. 9: 6). Затем слепой умылся в купальне Силоам и стал зрячим. Фарисеи и некоторые из соседей не поверили, что он был слеп и прозрел (Ин. 9: 18). Они стали допрашивать как слепого, так и его родителей о том, как все произошло. Но вместо того, чтобы поздравить слепорожденного с исцелением, старейшины народа оскорбили его, сказав: «Во грехах ты весь родился» (Ин. 9: 34), – и выгнали вон.

Оставленный людьми, прозревший не остался покинутым Сыном Божиим. По мысли блаженного Августина, замечание евангелиста о том, что Силоам означает «посланный», дано неспроста: «Кто был послан, если не Христос? Кто часто свидетельствовал, говоря: Я творю волю Отца Моего, Пославшего Меня (Ин. 4: 34). Значит, Он Сам [Христос и] был Силоам» [1] .

Иисус Сам нашел безымянного слепого, выбрал его из толпы обездоленных людей, чтобы показать нам Свою силу, славу и свет. Этот слепой не был рядовым просителем из тех, которые нахально попрошайничают у порога храма. Безымянный нищий покорно принял то, что Иисус помазал грязью его глаза; по повелению Иисуса он послушно пошел умыться в бассейне с водой. Он еще не видел своими глазами Христа, но уже называл Его пророком (см.: Ин. 9: 17); не боясь быть отлученным от синагоги, смело утверждал, что Иисус из тех, кто чтит Бога, творит Его волю и потому Бог Его слушает (см.: Ин. 9: 31). За это свидетельство его причислили к Иисусовым ученикам (см.: Ин. 9: 28). А когда прозревший встретил Христа, увидел Его своими глазами, тогда поклонился Ему (см.: Ин. 9: 38).

В данной истории прозревший слепой противостоит слепым фарисеям. Фарисеи гордятся своим познанием в законе, или, как говорит апостол Павел, считают себя учителями невежд (см.: Рим. 2: 20). Фарисеи не чувствуют никакой потребности в духовном исцелении и поэтому, несмотря на всю свою светскую образованность, остаются во тьме неведения (см.: Ин. 9: 39). Они сами были слепы, но при этом «всячески старались внушить народу мысль, что никакого чуда Христос и не совершал» [2] .

«Видение гордых есть ужасная слепота; а невидение смиренных есть способность к видению Истины»

Причиной слепоты внешне здоровых людей, по мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), могло быть чрезмерно высокое самомнение: «Видение гордых есть ужасная слепота; а невидение смиренных есть способность к видению Истины» [3] . Эти слова были определяющими и для самого владыки Игнатия, который прошел жизненный путь от военного инженера до епископа и духовного наставника верующих людей.

Будущий святитель Игнатий родился в дворянской семье. Как и мечтал его отец, он после школы был направлен в Главное инженерное училище в Петербург. Благодаря родственным связям с президентом Академии художеств и директором Публичной библиотеки, юноша вошел в круг столичной дворянской интеллигенции и литераторов. Он познакомился с И.А. Крыловым, А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, М.И. Глинкой и многими другими выдающимися представителями столичной интеллигенции. Он хорошо рисовал, пел, играл на скрипке, пробовал писать стихи, которые до наших дней не сохранились. Тем не менее, несмотря на близость к культурным слоям тогдашнего общества, он достаточно резко отзывался о светской учености.

Без Божественного света человек должен довольствоваться скудным светом – своим разумом. «Но этот естественный свет привел весьма немногих человеков к познанию истинного Бога, – впоследствии писал святитель, – он устремился наиболее к доставлению всевозможных удобств для земной жизни, изобрел различные науки и искусства, которые точно способствовали и способствуют к умножению и развитию этих вещественных удобств, но вместе способствуют и к сильнейшему развитию греховной жизни… Науки человеческие, будучи плодом падения, удовлетворяя человека, представляя ему Божию благодать и Самого Бога ненужными, хуля, отвергая, уничижая Святаго Духа, соделались сильнейшим орудием и средством греха и диавола для поддержания и укрепления падения» [4] .

Охладело сердце молодого человека к светскому обществу. Вместо того чтобы делать карьеру инженера по строительству южных крепостей, будущий святитель устремился в монастырь, чтобы обучиться деланию умной молитвы. Его наставниками были преподобный Лев Оптинский и святые отцы из «Добротолюбия». Ведя монашескую жизнь, собирая по крупицам в свой «Отечник» высказывания аскетов древности, Игнатий в первую очередь обращал внимание не на телесное исполнение заповедей, а на внутренний строй монашеской жизни [5] . «Подвижник, имеющий пост, бдение и другие телесные подвиги, но небрегущий о рассматривании себя и управлении собою при свете Евангелия, только обманывает себя, надеясь тщетно и ошибочно на подвиги; он не получит никакого духовного плода, не накопит духовного богатства» [6] .

Хотя святитель Игнатий достаточно много написал об Иисусовой молитве, в своих сочинениях он мало упоминает о видении нетварного света, о внешних признаках духовного преображения, о каких-либо мистических восторгах. Многие люди в его время, погнавшись за особыми благодатными видениями света, впали в прелесть. Причиной их прелести было отсутствие смирения, желание путем механического вычитывания молитв приобрести какие-то сверхъестественные дары. Поэтому святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих духовных наставлениях сделал акцент на возделывании души без ожидания небесных озарений. Для просвещения души, по святителю, требуется откровение помыслов духовнику на исповеди, «плач сердца, за который Бог дарует утешение как знак того, что покаяние принято» [7] .

Для книги «Приношение современному монашеству» он в частности сделал такие выписки из творений преподобного Исаии Отшельника: «Три добродетели сообщают непрестанно свет уму: невидение злобы ни в одном человеке, благотворение нанесшим обиды, перенесение постигающих скорбей без смущения» [8] . От этих трех добродетелей рождаются большие: умение не видеть злобу человеческую рождает любовь, от благотворения делающим зло приобретается мир, а терпением попускаемых скорбей доставляется кротость. Только тогда, «когда человек прийдет в мирное устроение, тогда может от себя и на прочих издавать свет просвещения разума» [9] .

Когда человек «лукавым» оком смотрит на окружающий мир, его ум растлевается, уходит свет

Что же нам делать, чтобы иметь ясный ум и светлую память? Для этого Спаситель мира рекомендовал быть внимательными к тому, как и на что смотрят наши глаза: Светильник тела есть око. Если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно (Лк. 11: 34). Когда человек «лукавым» или «похотливым» оком смотрит на окружающий мир, его ум растлевается, уходит свет, совесть теряет верность в своих указаниях, ощущения сердца заражаются греховностью – писал святитель Игнатий [10] . Причина такого помутнения разума – высокое мнение о себе. Последствия – ошибочные поступки.

Творения святителя Игнатия и в наше время являются любимым чтением православного народа. Его книги полезны не только монахам, но и мирянам. Их цель одна – показать, что «невечерний свет», озарение ума, возможность видеть отблеск рая подаются только в Боге – во Христе. Потому что, как говорил пророк Давид, у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет (Пс. 35: 10).

Свет Христов наполняет миром и радостью всех, кто желает Его принять. Господь наполняет мир Своей трепетной тайной: тайной любви, тайной Вечности, тайной Божественного Промысла [11] . Свет Христов просвещает всех.

Пусть же Господь, Который открыл очи слепому от рождения, откроет и наши глаза к познанию Сына Божия. Пусть же Христос, поставивший на подсвечник светоносного Игнатия (Брянчанинова), память которого мы сегодня совершаем, поможет и нам усовершиться в добродетели, чтобы мы чистым сердцем и едиными устами в мире и радости прославляли в Троице поклоняемого Бога Отца, и Сына, и Духа Святого, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков.

[1] Августин, блаженный. Проповеди. 136. 2. Cl. 0284, 136 // PL. 38. 751. 29.

[2] Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов / Под ред. А.П. Лопухина. Т. 6. М.: Дар, 2009. С. 1108.

[3] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Поучение в Неделю о слепорожденном. О самомнении и смиренномудрии // См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетическая проповедь. М.: Правило веры, 1993.

[4] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о человеке. СПб.: Изд-во Л.С. Яковлевой; Епарх. дух. училище (Центр правосл. просвещения), 1995. С. 90.

[5] Святитель Игнатий (Брянчанинов) // Православная энциклопедия. Т. 21. М., 2010. С. 74–89.

[9] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о молитве умной, сердечной и душевной // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1998. Т. 2: Аскетические опыты. С. 202–232.

[10] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание творений. Том 5: Приношение современному монашеству.

Действия

5 890 записей

запись закреплена

От Марка святое благовествование
( Мк.,V:22-24;V:35-VI:1 )

5.22 И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его
5.23 и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; Показать полностью. приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.
5.24 Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его.

5.35 Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?
5.36 Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.
5.37 И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.
5.38 Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.
5.39 И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.
5.40 И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.
5.41 И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань.
5.42 И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.
5.43 И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.
6.1 Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его.
***
(Гал.2, 6–10; Мк.5, 22–24. 35–6, 1). Воскресив дочь Иаира, Господь “строго приказал” родителям ее, чтобы никто об этом не знал. Этим нам указано: не ищи славы и уха твоего не изощряй на слышание похвал людских, хоть дела твои такого рода, что их укрыть нельзя. Делай, что заставляет тебя делать страх Божий и совесть, а к говору людскому будь таков, как бы совсем его не было. И за душою смотри: коль скоро она мало–мальски склоняется на эту сторону, возвращай ее к своему чину. Желание, чтоб люди узнали, вызывается желанием похвалы. Когда будет похвала, тогда цель является достигнутою; а это подрывает энергию и пресекает похвальную деятельность, следовательно, и продолжение похвалы. Выходит, что желающий, чтобы люди знали его добрые дела, — сам себе изменник. Что люди хвалят доброе, они дело делают — ибо что хорошо, того как не хвалить? — но ты этого не имей в мысли и не ожидай и не ищи. Поблажишь себе в этом — совсем испортишься. Одна поблажка повлечет к другой. Учащение дел одинаковых обратится в нрав, и будешь хвалолюбец. А когда дойдешь до этого, тогда уж не все дела твои будут похвальны, и хваление сократится. За недостатком стороннего хваления, начнется самовосхваление, которое Господь назвал трублением пред собою. Это еще хуже. Душа становится тогда мелочною, гоняется за одной мишурой, и истинного добра не жди уж от нее.
Святитель Феофан Затворник.

Читайте также: