Цитаты из сказки мороз иванович
Обновлено: 06.11.2024
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Следующая цитата
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Следующая цитата
Сказки не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых. Веселые и поучительные, озорные и воспитательные - читайте их детям. Это - самая лучшая школа для вашего ребенка.
Красочные иллюстрации В.Конашевича не оставят Вашего малыша равнодушным.
Следующая цитата
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Следующая цитата
Как часто великое кажется простым и не бросается в глаза, потому что оно понятно и ребенку! Однако время - судья надежный. И если небольшое по объему сочинение неизменно находится на слуху вот уж третий век, то оно, согласитесь, гениально.
Сказка "Мороз Иванович" является замечательным образцом русской авторской сказки.
Русский дух произведения
Ее создатель, Владимир Одоевский, сочинил для самых маленьких деток добрую, волшебную, пронизанную любовью к родному краю историю. После ее прочтения так и хочется выразить свое впечатление двумя строками Александра Сергеевича Пушкина:
"Здесь русский дух,
Здесь Русью пахнет!"
Действительно, сказка "Мороз Иванович" (одна из историй, вошедших в авторский сборник “Сказки дедушки Иринея”) оставляет после прочтения именно такое впечатление. Тридцативосьмилетний автор, сочиняя ее, вложил в свой труд всего себя. У него на то время уже был опыт создания любимого народом шедевра - сказки “Городок в табакерке”.
Он, увлекшийся мистицизмом, добился, чтоб читатель воспринял его “Мороза” как волшебное народное сочинение. И это писателю удалось.
Композиция: присказка и зачин
По своей композиции данная авторская сказка создана сообразно классическим традициям устного народного эпоса. Такой стиль повествования мистичен, парадоксален. Эпосу издревле дано затрагивать потаенные струны души. Почему-то, если в произведении выдержана структура эпоса, да еще и привнесена интрига, то оно обречено на внимание читателей. Почему так? Очевидно, срабатывает славянская генетическая память поколений.
Сказка "Мороз Иванович" начинается с присказки, имеющей вид тонко подобранной, сообразно главной идее произведения, доброй и поучительной пословицы.
Одоевский таким образом доносит до маленьких читателей мысль, гласящую: "Даром нам, без труда, не дается ничего."
Внимание человека, прочитавшего присказку, далее к нити повествования привлекает традиционный, канонический для эпоса еще один элемент композиции - зачин: "В доме одном жили 2 девочки. Ленивица и Рукодельница. " Что достигается им? Во-первых, создается видимость событий, произошедших когда-то в прошлом. И, во-вторых, у читателя возникает ощущение того, что основой повествования станет антитеза (противопоставление).
Изначально, благодаря мастерству писателя, симпатия ребенка оказывается на стороне Рукодельницы, поскольку он по своей природе заряжен на формирование в себе феномена “позитивного Я”.
Волшебный сюжет
Талантливый писатель-сказочник Одоевский не подводит ожиданий читателя-ребенка. Сказка полюбилась народу, поскольку повествование соответствует крестьянской традиции. В трудовых семьях постепенно, по степени сложности, поручалось детям выполнять разную домашнюю работу. И в этом смысле “Мороз Иванович” - народная сказка, так как соответствует крестьянской традиции воспитания трудом. Она создает для детей яркие мотивирующие образы.
Рукодельница позитивна и удачлива. И даже когда ей выпадают нелегкие испытания, девочка своим вниманием к окружающим и заботой о них добивается того, что весь мир ей сочувствует и помогает. То, что необычные ожившие предметы - наливное яблочко и пирожок “с пылу, с жару” - становятся ее союзниками, определенно добавляет девочке вес в глазах детей. Успешное выполнение тестов доброго и справедливого Мороза Ивановича гарантирует ей заслуженную награду. В то же время Ленивица во всем добивается обратного результата. Рождественский сюжет сказки не только волшебен, но и справедлив, поэтому обречен на успех.
Сказочная концовка
Завершается “Мороз Иванович”, народная сказка по своему духу, классической поучительной концовкой. Писатель в ней обращается непосредственно к "детушкам" с призывом подумать над сутью услышанного и решить, что в нем является правдой, о чем упомянуто в переносном смысле, где автор пошутил, а где попытался донести до детей мысль важную.
Авторское произведение у Одоевского получилось сообразным самым любимым народным: волшебно, предельно понятно, красиво, изящно.
Напевность
Сказка "Мороз Иванович" исключительно поэтична, в ней прослеживается особый ритм. Она напевна. Именно такой способ изложения намеренно выбрал автор. Здесь ощутимо авторское отношение к происходящему.
Если при изложении приключений Рукодельницы звучит симпатия и сочувствие, то при описании похождений Ленивицы - незлая ирония, осуждение, подтрунивание.
Кроме мастерского создания образов, автор удивляет читателя живописным представлением мест действа. Красочен ледяной дом из сказки “Мороз Иванович”, где работница три дня была в услужении у Повелителя Зимы.
В сказке выдержан народный стиль устного повествования: много запоминающихся приговорок (думайте-гадайте, шутки ради); она усыпана пословицами (сама сделала - сама поправляй, работа работе рознь); в ней выделяется уникальность простонародных слов (отзнобишь, горемычная, студенец); часто используются имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме (старичок, травка, угольки, нянюшка.) Подобный стиль повествования применял позже Бажов, его называют стихами в прозе.
Литературная сказка “Мороз Иванович” отличается лаконичной компоновочной слаженностью: в ней нет ничего лишнего. Каждая фраза, каждое предложение ложится ярким мазком на общую картину повествования. У читателей неизменно остается впечатление цельности повествования.
О работе детей на уроке
Это произведение, по замыслу автора, действительно адаптировано для восприятия детьми младшего школьного возраста. Задача учителя заключается в том, чтобы ребенок, прочитавший ее, сделал это не формально, а осмыслив ее содержание. Преподаватель планирует свое занятие так, чтобы в процессе обсуждения сказки в классе дети сформулировали ответы на следующие вопросы:
- Было ли им интересно?
- Что нового на этом уроке они узнали?
- Что именно в сказке понравилось?
- Поняли ли дети заложенный автором смысл?
- Какие родственные сказки других авторов дети могут вспомнить, читая о Рукодельнице?
Пример цитатного плана
Приведем возможный пример такого плана:
1. Характеристика положительного и отрицательного персонажей: ”. жили 2 девочки - Рукодельница и Ленивица.”
2. Волшебное приключение Рукодельницы: ”. тут с ней чудо случилось. ”
3. Рукодельница и Мороз Иванович: “Умна будешь, тебе ж лучше; ленива будешь, тебе же хуже. ”
4. Награда по справедливости: “Спасибо тебе, умная ты девочка. ”
5. Недостойные поступки и наказание Ленивицы Морозом Ивановичем: ”. не ты для меня работала, а я тебе служил.”
6. Выводы по сказке: “А вы, детушки, думайте-гадайте. ”
Цитатный план сказки “Мороз Иванович” (2 класс) составляют дети под руководством учителя. Желательно, чтоб они заранее несколько раз прочитали это произведение. Предварительно нужно удостовериться, смогут ли второклассники придумать обычный план эссе. Затем производится поиск цитат, эквивалентных определенным ими пунктам плана.
Образ Рукодельницы
Рукодельница из сказки "Мороз Иванович", ее сестра Ленивица и Мороз Иванович, вобравший в себя типаж Деда Мороза, являются основными сюжетообразующими героями сказки.
Автор намеренно дал девочкам не обычные имена (Маша, Алина, Татьяна и т. п.), а отражающие их характер, направленность личности: Рукодельница и Ленивица. Такое имя является отправной точкой при анализе самого образа. Это видно по тому, что на протяжении всего повествования перед читателем с позитивной стороны раскрывается образ маленькой труженицы и подвергается осуждению персонаж ее ленивой сестры. План сказки "Мороз Иванович" (2 класс), как и сама сказка, предполагает последовательное освещение образов: сперва - Рукодельницы, а затем и Ленивицы.
Мы в нашей статье последуем именно такому порядку.
Рукодельница, несмотря на детский возраст, является уже сформировавшимся светлым и деятельным человеком. Она умелая, чуткая и внимательная. Это - настоящая хозяйка. Автор перечисляет виды женской деятельности, в которых девочка является мастерицей, (Рукодельница трудолюбива и постоянно в работе):
- в доме прибирает;
- воду из колодца приносит, да еще и процеживает ее;
- чулки вяжет, платки рубит;
Ей некогда скучать. Она, словно пчелка, создает вокруг себя уютный, ухоженный, приветливый мирок. Впрочем, девочка, пребывая в труде, вдобавок к этому успевает спрашивать, мило общаться с окружающими, исполнять их просьбы, интересоваться людьми.
К Властителю Зимы героиня сказки попадает случайно: она спускается в колодец, где он живет в надежде достать упавшее ведро. Находясь в трехдневном услужении у Мороза Ивановича (тот ставит такое условие), Рукодельница приветлива, расспрашивает старика, узнает о его житье-бытье. Хозяину ледяного дворца и его гостье действительно интересно общаться. Мороз Иванович замечает, что девочка умна.
Повелитель зимы ей рассказывает, как снежным покрывалом оберегает до весны зеленую травку; почему в жару находится в волшебном колодце; зачем зимой стучит в окошки домов.
Неудивительно, что Рукодельница "старика утешила" своей обходительностью, хозяйственностью, и тот по совести отблагодарил трудолюбивую, почтительную, добрую и скромную девушку, - серебряными пятаками да булавкой с бриллиантиком.
Девочка Ленивица
Ленивица из сказки "Мороз Иванович" предстает перед читателями в диаметрально противоположном свете. Она - лежебока и предпочитает проводить время в постельке. Ей даже лень самостоятельно одеваться. Нянюшка завязывает шнурки на ее ботинках, надевает чулочки. Одоевский предельно иронично повествует о ее обычном времяпровождении: сидеть у окна и считать мух. С его легкой руки афоризм "мух считать" стал общепринятой характеристикой бездельника.
Ленивица, в отличие от Работницы, следует к Морозу Ивановичу исключительно по меркантильным соображениям. Ее манят серебряные пятаки и бриллиантик-заколка. По дороге к старику девочка игнорирует просьбы наливных яблочек и пирожков "с пылу, с жару". Она не желает "себя утомлять”, бросив их в свою котомку.
Соответственно, ленивой девочке нечем угостить дедушку Мороза, сидящего на скамеечке, при встрече. Незлобливый и справедливый Мороз Иванович ставит перед ней абсолютно те же задания, что и перед Рукодельницей. Однако даже жадность не может превозмочь ее лень:
- она не выполнила просьбу старика: взбить его снежную перину;
- вместо кушаний приготовила варево из плохо почищенных мяса, рыбы, зелени, горчицы и кваса;
- с непривычки уколов палец, не починила платье и не заштопала белье.
Получилось так, что Мороз Иванович прислуживал Ленивице, а не она ему. Именно так цитатный план сказки "Мороз Иванович" охарактеризовал пребывание этой бездельницы в ледяном доме Властелина Зимы. Об этом дедушка сперва деликатно и сообщил ей. Другая девочка, более скромная, на ее месте извинилась бы. Однако злая и неуважительная Ленивица стала высокомерно требовать у Мороза Ивановича такой же награды, которой тот одарил ее сестру.
Тот сперва опешил, а потом решил проучить лентяйку, преподнеся ей два "дара": псевдобриллиант изо льда и псевдосеребрянный слиток из замерзшей ртути. Те, конечно же, растаяли, и Ленивица осталась ни с чем.
Образ Мороза Ивановича
Переходя к характеристике третьего основного героя сказки, заметим, что мы при характеристике двух маленьких совершенно разных героинь уже частично поведали читателям, какой Мороз Иванович в сказке. Впрочем, конечно, стоит подробней рассказать, как он выглядит и где живет.
Внешне Властитель зимы похож на седенького дедушку с окладистой бородой. Его любимое времяпровождение на досуге - сидеть на ледяной скамейке да пожевывать ледяные комочки (со стороны это, наверное, напоминает простое щелканье семечек).
Под его присмотром находится сон природы. Он заботится о грядущем урожае.
В общении он прост, вежлив. Слова грубого не скажет. Мороз Иванович щедр, но справедлив. За его кажущейся простотой скрывается мудрость и сила Повелителя вьюг и морозов. И конечно же, все будет так, как он рассудит.
Второстепенные герои сказки
Второстепенные герои сказки “Мороз Иванович” немногочисленны. К ним можно отнести нянюшку Прасковью, женщину строгую и сердитую. Она хозяйственна, рассудительна. Но душевного тепла в этой женщине не ощущается. Няня рассердилась, когда Рукодельница нечаянно уронила ведро, и направила девочку его доставать. Очевидно, что такую жесткую принципиальность можно было не применять в данной ситуации.
О второстепенных персонажах - говорящих пирожках да яблочках - мы уже упоминали.
Впрочем, есть еще один герой сказки - домашний петушок, которого Рукодельница прикормила.
Он с радостью триумфально приветствует свою благодетельницу, счастливую и награжденную за добросовестную службу у Мороза Ивановича. А вот в адрес Ленивицы петушок иронизирует, ведь ее растаявшие “дары” от Повелителя Зимы - эквивалент осуждения.
Заключение
Автор сказки “Мороз Иванович” сумел показать, пользуясь яркой народной лексикой, самым маленьким читателям, что труд украшает человека. В то же время Одоевским развенчана лень. Общительной, доброй, скромной, пользующейся поддержкой людей Рукодельнице противопоставляется эгоистичная, злая, спесивая Ленивица. Такой она стала, потакая своей лени.
Два разных человека, две различные жизненные позиции.
Как актуальна нынче любовь к труду! Ведь сообщества деятельных людей способны творить настоящие чудеса: конструировать, строить, создавать. Но ведь все эти люди родом из детства, из “маленькой страны”, в которой ее жители читают сказку о Морозе Ивановиче.
Читайте также: