Сталин про ингушей цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Пространный текст начинается так: «Недавно наши соседи в своем кружочке на анти-ингушском паблике кости кавказкие перамалывали». Я так понимаю, что речь о МОЕМ паблике, хотя он настолько же «антиингушский», насколько «антиосетинский» любой ингушский паблик. Однако пациенты стараются не упоминать MD всуе. А зря, была бы ссылочка, было бы легче понять «чего там только не было и как не крутили историю», а то из пересказа не очень понятно. Да и зная тягу Тамика к влажным мечтаниям, которые он силится выделить в некую «единую концепцию», как-то не очень проникаешься к нему доверием. Ладно, черт с этим. Так в чем же суть нынешнего спича «недобекова»? Она такова:

1. Осетины не аланы.
2. Аланы « мужественны » , осетины - нет.
3. Ингуши « мужественны » , следовательно они « аланы » .
4. Ученые подтверждают это всё.

Прежде всего, похвалю Тамика за то, что он хотя бы старается родить из себя концепцию, выходит плохо, но парень не сдается. Это не его даже вина, просто из-за общей шизофреничности ингушских историко-идеологических построений невозможно прыгнуть выше потолка, смачно укусив себя за локоть. Всерьез комментировать корреляцию «мужественность – аланскость», это все равно рассуждать на тему: «Почему немцы скупые, американцы толстые, русские добрые, а англичане любят файф-о-клок?». К этому же стоит добавить, что «все китайцы – каратисты, а корейцы –математики». Вообще этой логикой можно далеко зайти. Викинги были крутые, ингуши (по их же утверждению) тоже крутые, следовательно, ингуши – викинги. Ашыдыбля, а кто не знает Митхуна Чакраборти, который считался крутым галгайским перцем еще до того, как это стало мейнстримом?!

Дальше больше, в качестве подтверждение своих построений, Тамик приводит выписки из работы Башира Далгата «Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей». Ну что ж, если ингуши хотят поработать с Далгатом, будем работать с ним, тем более ему есть, что сказать. Кстати, отмечу, что сканы из работы Далгата взяты из группы « Bærzæfcæg ». Т.е. сидит ингуш в осетинской группе MD, потом бежит в осетинкую же группу Bærzæfcæg в поисках компромата на осетин же. Ничего в этом криминального, конечно, нет, просто еще одна иллюстрация старого тезиса о паразитизме ингушей на всем осетинском. Итак, tamerson пишет «дабы сильно на штормило наших соседей напомню им строки из Башира Далгата, которые он записал со слов жителей края в конце 19 века». Собственно заявлений два:


    «По словам Казбыка с осетинами (по-ингушски «heri») ингуши жили прежде не совсем дружно; постоянно обижали их, грабили и относились к ним с предубеждением, считая их по доблести ниже себя. Что касается осетин, то они не осмеливались вступать для грабежа на территорию ингушей; ингуши к названию осетин прибавляли унизительный эпитет, говоря — картабыт-ирон (в переводе с ингушского — бьющие челом). Есть и продолжение, опущеное Тамиком : «Но бывали и взаимные браки между ингушами и осетинами, бывали и переселения одних к другим, бывали даже единичные случаи дружбы между ними. Старик Ганыж тоже пристрастного мнения об осетинах. Как и ингуши, так и осетины прежде были керестан (христиане). Из осетин, по его словам, только одни куртатинцы и тагаурцы были благородной (княжеской) крови. Все же остальные осетины стояли ниже ингушей. Осетины,— говорит он,— вообще племя, так себе.— Это — народ, по его мнению, хитрый, но все же более гостеприимный, нежели кабардинцы. Что их унижает— это отсутствие всякого самолюбия; никто не считает их храбрыми. Не было случая, чтобы осетинские наездники увезли что-нибудь из Назрани; ингуши же у них постоянно увозили жен, девиц и угоняли скот.

В настоящее время все же с осетинами у ин гушей больше общения и отношения сносные, хотя они по прежнему не любят друг друга и воруют скот. При всем своем отрицательном отношении к осетинам, Ганыж все же справедлив и воздает должное осетинским алдарам, хвалит их за мужество, бла городство, и приводит такой пример из прошлой жизни. Дударовы были весьма храбрые алдары

Т.е. жрец, который даже никогда не воевал, выполняет роль «специалиста по храбрости» других народов: « Кабардинцев ингуши называют «черси» (черкесы)— насе ляющих Малую Кабарду, и — «габыртой» — населяющих Боль шую дальнюю Кабарду; от них ингуши научились приличию, эти кету, и для этой цели они часто посылали детей своих на воспита ние в Кабарду. Кабардинцы часто беспокоили ингушей, делали набеги на их земли; но они всегда получали отпор от ингушей и, в конце концов, оставили последних в покое. Кабардинцы — на род хотя и не гостеприимный, но работящий. У них много холо пов, которые и несут почти все хозяйственные работы. Они преж де занимали всю плоскость от Тарского ущелья и до Кабардин ских гор, называемых Малгабек, и находящихся под Моздоком; но впоследствии постепенно были оттеснены ингушами в Малую Ка барду. Кабардинцев ингуши считают не храбрым народом, за ис ключением князей и узденей; сами ингуши считались наравне с кабардинскими узденями, а князей у себя не имели вовсе».

Короче, осетины — трусы, кабардинцы — трусы, и только их князья могут быть ровней « храбрейшим из храбрейших » ингушам. Прошло больше ста лет, а аргументы этого позерства и самохвальства даже не поменялись.

« Другой старик, столетний Газбык Казиевич Хабиев-Буржаев, житель селения Арзи Мецхальского общества Сунженского от дела Терской области. Его биография также чрезвычайно инте ресна; жаль, что о ней мне приходится говорить здесь лишь то, что непосредственно касается настоящей работы. Если Ганыж - тип мирного ингуша, вполне соответствующего отправляемой им роли жреца» то Газбык - воин в полном смысле этого слова. С са мого начала нынешнего столетия он верно служил русским в ка честве добровольца и участвовал почти во всех походах их во время покорения Чечни и Дагестана; за храбрость получил две медали; женился, будучи 40 лет от роду; из двенадцати детей во семь умерло, а четверо живы и теперь; жена также умерла ».

Как говорится, вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Т.е. тип, который отзывался Далгату об осетинах как о «бьющие челом» (видать русскому царю), для этого самого царя завоевывал Чечню и Дагестан. Не сказать, что это происходило без последствий. Когда читаешь «Акт присяги ингушей» (1810 г.), и обстоятельства его подписания, все время ловишь себя на мысли, что это размазывание соплей со строны «храбрейших» по лицу перед русскими как-то слишком, даже для тех времен. Сам Далгат прекрасно понимал, что его информаторы ему натурально, что называется, «гонят туфту»: « Прибавлю от себя, что вышеприведенная характеристика осе тин пристрастна: в ней сказывается вековая рознь, бывшая между этими двумя народами. Спросите вы осетина, какого он мнения об ингушах, так он всегда скажет, что ингуши— воры, собаки. не добрые люди » . Далгату удалось тонко уловить причины этого явления: « Национальная гордость и чрезвычайная щепетильность, самолюбие ингушей не позволяют им сознаться, что своим избавлением от более многочисленного и сильного кабардинского племени они обязаны рус ским ». Ингуш, перечитывай эти строчки, когда в очередной раз решишь пройтись словами по мамам «проклятых русских свиней ».

Тот же Далгат писал: «Постепенно ингуши также начинают выселяться около половины XVIII столетия на плоскость и селиться при входе в Дарьяльское ущелье. Они подпадают под владычество кабардинцев, а часть их считается подданными аксайских, или кумыкских князей и Шамхала Тарковского. Кабардинцам они платят дань "по одному барану или железа на одну косу" вплоть до начала XIX столетия». «В 1810 г. ингуши заключают договор с командующим Влади кавказской крепостью полковником Дельпоццо, в котором, прися гая на верноподданство России и выговаривая себе свободу от да ни кабардинцам, обязуются "к проповедованию и введению у нас магометанского закона эфендисв, муллов и прочих особ духовных магометанских отнюдь не принимать, не допускать и мечетей не строить". Они говорили: "Мы считаем врагами Российскому пре столу и себе всех окружающих нас магометанского закона наро дов, каковыми являются чеченцы, кумыки и кабардинцы" » . «Однако полковник Дельпоццо в своем рапорте генералу Булгакову поясняет, что ингуши - народ кичливый и вероломный. И действительно, войдя в тесную связь с кабардинцами и чеченцами, они переселились все из окрестностей Владикавказа на место, именуемое Назрань, приняли мулл, построили мечети, приступили к исповедованию магометанства и обязались как кабардинцам, так и чеченцам платить дань. На вид они остались подданными России, по тайно принимали участие в грабежах чеченских партий. Когда же сами они стали терпеть от соседей, опять заговорили о русском подданстве » . Как видим, люди во все времена знали цену ингушским понтам.

Было бы ошибкой считать, что понты двух информаторов Далгата не коснулись родственных ингушам чеченцев: « Орцхалов выстроил для себя высокую деревянную башню и назвал ее «башней на ногах» (на четырех столбах); в ней могло поместиться для обороны несколько сот человек. Чеченцы, прове дав, что какой-то смельчак завладел оспариваемым ими от кабар динцев местом, пошли на него войною. Ингуши не испугались че ченцев и, забравшись в башню, стали защищаться, отстреливаться; убитых они клали туда, где окна были побольше, и загораживали себя трупами. От их огня чеченцы, наконец, не выдержали и обратились в бегство; ингуши пустились в погоню за ними с обнаженными шаш ками в руках и рубили их до самой р. Нитты-хой-хи; все это про- странство было усеяно трупами чеченцев. Олхузор Ахушкович Хулухоев тогда же сочинил песню, воодушевившую ингушей в битве их с чеченцами: «Наездники, основавшие во главе Карцхал Орцхоева Назрань, улучшающие с Гайты-Байтыровым Назрань! Сегодня берут ее чеченские наездники. Поэтому, кто только мужчина, должен обороняться и гнаться за чеченцами, держа об наженную шашку в руках!» Воодушевленные словами песни, ингуши одержали победу. По сле этого чеченцы не осмеливались более беспокоить ингушей ». По поводу последнйе фразы, Далгат сдержанно отметил: « Это исторически неверно, потому что известны походы чеченцев к ингушам не только в XVIII, но и в XIX столетии » .

Должен сказать, что обозначенные выше пункты не являются единственными на которых Далгат ловил своих (при всей к ним симпатии) информаторов-ингушей, но это уже другая история.

Тамик- tamerson , конечно, может опять завопить про «осетины все подстроили», «Абаев проплатил», «Сталин сжег» и т.д., но факты – вещь упрямая. Ингушам надо хоть чуть-чуть урезонить свое самохвальство. Да, ребят, тяжело, как-никак историческая черта, но «надо, Федя, надо». Чай не 19-ый век на дворе. Что касается конкретного вопроса, поднятого Тамиком, то походы осетин в Ингушетию являются секретом только для нынешнего поколения ингушей: «Нередко тагаурцы, в свою очередь, нападали на другие племена, доходили, например, до р. Ассы, как видно из хвалебных песен их, угоняли скот, увозили детей и жен тамошних жителей. Лучшей дорогой для таких набегов считался путь через Тарскую долину» (Газ. «Терские ведомости», 1869, № 8). Даже когда ингуши стали заселять эту самую долину, они все еще не могли чувствовать себя в безопасности.

Тамик пишет: «История давно и прочно стала инструментом политического шантажа. Под ее предлогом воришка оправдывает свое нахождение в доме соседа». Тамерсон, да ты ли это?! Ты ж брехун высшего разряда! То вы с Бесиком осетинский Лисри нарекли «ингушским», то Майрамадаг, то тебя отшлепывают твоими же выкладками по генетике, то ты фото ходжалинцев выдаешь за мифических убитых «заложников-ингушей в Беслане», и т.д. и т.п. Черт с ним, с совестью, но Бога-то ты неужели не боишься? Или «на войне все средства хороши»? Да, Перевалов обижен на осетин вообще, и на СОИГСИ в частности, но ты когда его приводишь для подкрипления своих бредовых идей об аланах, сделай себе труд хоть ознакомиться с его научными публикациями:


Перевалов С.М. Аланы // Российская историческая энциклопедия. Под ред. акад. А.О. Чубарьяна. Т. 1: 2011.

Повторю для тупых: « ВСЕ ОНИ ОБЪЯСНЯЮТСЯ ИЗ ДИГОРСКОГО ДИАЛЕКТА ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА » . Ну и последнее: зачем-то Тамик свой бред об аланах проиллюстрировал (правда, уже стер) знаменитой фотографией делегатов съезда «Союза объеденных горцев». Зачем? Думал ли он, что там одни ингуши? Черт его, я не силен в психиатрии.


PS. Поправлю комментаторов Тамерсона. alikhan68 : «Не искажай аланское наследие, Тамер. Ты забыл, что только у них был культ коня, то есть когда умирал конь, с ним хоронили его хозяина». Конечно, не «когда умирал конь, хоронили хозяина», а немного наоборот. umalat06 : «Культ коня был также и у ингушей. Насколько я знаю об этом, в частности, писал Шегрен А., Ахриев Ч. и др. (См: Шегрен А.М. Религиозные обряды осетин, ингушей и их соплеменников при разных случаях // Кавказ, №28. 1846 г.; Ахриев Ч.Э. Похороны и поминки у горцев. 1875 г. др. работы)». Ингуши ищут «аланскость» в правильном направлении, действительно, обряд «посвящения коня» считается чисто аланским, но, как обычно, ингуши к этому не имеет никакого отношения. Причем прямо указывает это наш сегодняшний герой – Башир Далгат. Шегрен просто смешал обычаи двух народов, причем указание на эту ошибку показалась Далгату настолько важным, что он упоминает об этой путанице чуть ли не на каждом шагу:

И Шегрен был не одинок:

Кстати, Тамер, не ты ли говорил о каком-то «ингушском правовом пространстве» у осетин? Зря ты тот пост закрыл, а то эпичный слив твой сохранился, а поста нет. Тут Далгат пишет:

А что он про Джейрах пишет, мама дорогая! Короче, мой добрый совет всяким ингушским прогрессивным блогерам, положить аккуратно томик с Далгатом на саааааамую высокую полочку и не открывать его больше никогда. От греха подальше.

UPD. Сокращал Тамик свой пост, сокращал, и в итоге досокращался до того, что в конечной версии вообще убрал все упоминания о Далгате. Будем считать это совпадением)

Следующая цитата

Со времён Хрущевской «оттепели» и особенно после «Перестройки» и "демократизации" конца 20 века, принято считать, что депортация малых народов в годы Великой Отечественной войны – это одно из многих преступлений И. Сталина, в череде многих.

Особенно, якобы Сталин ненавидел «гордых горцев» - чеченцев и ингушей. Даже, подводят доказательную базу Сталин – грузин, а в своё время горцы весьма Грузии досаждали, та даже помощь Российской империи просила. Вот и решил Красный император сквитать старые счёты, т. е. причина чисто субъективная.

Позднее появилась вторая версия – националистическая, её запустил в оборот Абдурахман Авторханов (профессор Института языка и литературы). Этот «ученый», при приближении гитлеровцев к Чечне, перешел на сторону врага, организовал отряд для борьбы с партизанами. По окончанию войны жил в ФРГ, работая на радиостанции Свобода». В его версии всячески увеличиваются масштабы чеченского сопротивления и полностью отрицается факт сотрудничества чеченцев с немцами.

Но это очередной «черный миф», придуманный клеветниками, чтобы исказить историю.

Современные параллели

Не надо забывать, что это выселение не «вылечило» чеченцев и ингушей от их «болезней». Всё, что присутствовало в годы Великой Отечественной войны – бандитизм, грабежи, издевательства над мирными жителями («не горцами»), предательство местных властей и органов безопасности, сотрудничество с врагами России (спецслужбы Запада, Турции, арабских государств), повторилось в 90-е годы 20 века.

Русские должны помнить, что за это еще никто Не Ответил, ни торгашеское правительство в Москве, бросившее мирных жителей на произвол судьбы, ни чеченский народ. Он должен будет Ответить, рано, или поздно – и по Уголовному Кодексу, и по Справедливости.

Как должны быть наказаны предатели

Согласно закону, в условиях военного времени дезертирство и уклонение от военной службы наказывается расстрелом, в качестве смягчающей меры- штрафная часть.

Бандитизм, организация восстания, сотрудничество с противником – смерть.

Участие в антисоветских подпольных организациях, хранение оружия, пособничество в совершении преступлений, укрывательство преступников, недонесение – все эти преступления, особенно в условиях ведения войны, карались большими сроками заключения.

Сталин, по законам СССР, должен был позволить привести приговоры, по которым свыше 60 тысяч горцев были бы расстреляны. И десятки тысяч получили бы большие сроки заключения в учреждениях с весьма строгим режимом.

С точки зрения юридической законности и Справедливости, чеченцев и ингушей наказали весьма мягко и нарушили Уголовный кодекс в угоду гуманности и милосердию.

А как бы посмотрели на полное «прощение» миллионы представителей других народов, честно отстоявших свою общую Родину?

Интересный факт! При проведении операции «Чечевица» по высылке чеченцев и ингушей в 1944 году были убиты при сопротивлении или попытке сбежать лишь 50 человек. Никакого реального сопротивления «воинственные горцы» не оказали, «знала кошка чьё масло съела». Стоило Москве продемонстрировать свою силу и твердость, как горцы послушно отправились на сборные пункты, они знали свою Вину.

Еще одна особенность операции - на помощь в выселении привлекались дагестанцы и осетины, они были рады избавиться от беспокойных соседей.

Собственно причины

- Массовое дезертирство чеченцев и ингушей: всего за три года Великой Отечественной войны из рядов Красной Армии дезертировало 49362 чеченца и ингуша, еще 13389 «доблестных горца» уклонились от призыва (Чуев С. Северный Кавказ 1941-1945. Война в тылу. Обозреватель. 2002, №2).
Например: в начале 1942 года при создании национальной дивизии, удалось призвать лишь 50% личного состава.
Всего в Красной Армии честно служило примерно 10 тысяч чеченцев и ингушей, погибло и пропало без вести 2,3 тысячи человек. А более 60 тыс. их сородичей уклонились от выполнения воинского долга.

- Бандитизм. С июля 1941 года по 1944 год, на территории Чечено-Ингушской АССР, органами государственной безопасности было ликвидировано 197 банд – 657 бандитов убито, 2762 захвачены, 1113 сдались добровольно. Для сравнения, в рядах Рабоче-крестьянской Красной Армии погибло или попало в плен почти вдвое меньше чеченцев и ингушей. Это без подсчета потерь «горцев», в рядах гитлеровских «восточных батальонов».

А с учетом пособничества местного населения, без которого в горах бандитизм не возможен, в силу первобытнообщинной психологии горцев, многих
«мирных чеченцев и ингушей» также можно занести в категорию предателей. Что в условиях военного, а часто и мирного времени карается только смертью.

Следующая цитата

Вряд ли кто-то станет спорить, что современная ситуация в межнациональных отношениях на Северном Кавказе сложна, быть может, как никогда прежде. Однако мало кто вспомнит, что истоки бесчисленных пограничных споров, жёстких конфликтов между республиками и отдельными этносами уходят глубоко в историю. В числе главных причин чудовищной напряжённости пресловутого кавказского узла — депортации многих северокавказских народов в середине 1940-х годов.

Несмотря на то, что уже во второй половине 1950-х годов состоялось массовое возвращение репрессированных кавказских народов в родные места, последствия тех депортаций продолжаются сказываться во всех сферах жизни их самих и их соседей из числа тех, кого депортации не затронули. И речь идёт не только о прямых человеческих потерях, но и о настроениях, о так называемом социальном сознании как самих репатриированных, так и их потомков.

Всё это продолжает играть важнейшую роль в формировании на Кавказе националистических, а то и откровенно русофобских устремлений. И они, к сожалению, продолжают охватывать не только местную общественность, но и властные структуры здешних регионов – вне зависимости от их статуса, размера и национального состава населения.

Впрочем, тогдашнее советское руководство возмущал не только и не столько нескрываемый антисоветизм подавляющей части чеченцев, ингушей, ногайцев, калмыков, карачаевцев и балкарцев. С этим оно ещё как-то могло смириться, но за прямое сотрудничество с нацистскими оккупантами отвечать пришлось практически всем. Именно активная деятельность на благо рейха стала главной причиной тогдашних депортаций.

Сегодня уже мало кто понимает, что в 40-е годы тот факт, что депортации, как правило, сопровождались переделом административных границ в регионе, никого не мог смутить по определению. Нормой считалось и вселение в «депортированные» регионы в основном русского населения (местного и из других регионов РСФСР) и частично других соседних этносов. Таким образом всегда пытались осуществить размывание «антирусского» контингента, а параллельно существенно повысить долю населения, лояльного к Москве.

Впоследствии, с возвращением тысяч депортированных местных жителей на этой почве происходили многочисленные межнациональные конфликты, которые, как правило, приходилось подавлять силой, о чём – чуть ниже. В более же широком контексте было фактически положено начало многолетнему процессу формирования у самих «возвращенцев», а вслед за ними и у всего их окружения отношения к СССР и России как к проводникам «русского имперского колониализма», лишь слегка закамуфлированного под интернациональную политику.

Характерно, что саму формулу «русский имперский колониализм» ещё в 70-е годы прошлого века вытащил буквально из исторического небытия руководитель чечено-ингушской редакции «Радио «Свобода» Созерко (Сысорко) Мальсагов. Этот уроженец Терской области — человек поистине удивительной судьбы. Он успел повоевать и за белых в Гражданскую, и в польской кавалерии уже во Вторую мировую, сумел бежать с Соловков, а в подполье во Франции носил характерную кличку Казбек. Его вполне можно назвать одним из главных борцов за права репрессированных народов.

Лагерный мемориал памяти Казбека — Созерко Мальсагова

С точкой зрения Мальсагова удивительным образом корреспондируется оценка последствий депортационной политики действующим и поныне Межнациональным Комитетом по проведению процесса против политики геноцида. Комитетчики, которых создавали вместе ЦРУ и разведка ФРГ, не постеснялись озвучить свою позицию как раз в то время, когда в СССР была оттепель, и уже в основном завершился процесс возвращения:

«Депортации для многих народов Северного Кавказа – это незаживающая рана, не имеющая срока давности. Тем более что возвращение этих народов в исторические очаги своего обитания не сопровождалось компенсациями за колоссальный депортационный ущерб. Скорее всего, советское руководство будет и впредь увеличивать социальную и экономическую поддержку восстановленным национальным автономиям, чтобы как-то сгладить преступные действия депортационного периода. Но национально-историческое самосознание пострадавших народов не забудет случившегося, единственной гарантией от повтора которого является их независимость» (1).

Проблема настроений и симпатий для Кавказа никогда не была простой. Однако по части преобладающих симпатий среди северокавказских народов к нацистским оккупантам весьма характерна справка КГБ СССР, направленная в президиум ЦК КПСС в феврале 1956 года. Приведём здесь только короткую выдержку из неё:

«…сочувствовали приходу оккупантов около половины взрослого населения чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, ногайцев и калмыков. В том числе свыше половины оставшихся в регионе дезертиров Красной Армии тех национальностей. В формируемые оккупантами на Северном Кавказе воинские, охранные части и административные органы вступили большая часть дезертиров и немногим более трети взрослого мужского населения, представлявших те же национальности».

Также в справке указывалось, что «за годы войны 15 чеченцев и ингушей стали Героями Советского Союза, орденами и медалями награждены свыше 1700 военнослужащих-чеченцев и ингушей. На войне в рядах Красной Армии погибли 2300 чеченцев и ингушей. Военнослужащие-чеченцы и ингуши, представители других депортированных в 1944 г. народов отзывались с фронта сперва в трудовые армии, а по окончании войны направлялись в ссылку к соотечественникам в отдалённые регионы страны» (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Волго-Вятский регион, Урал, Зауралье).

Впрочем, нельзя не признать, что задолго до депортаций тех же чеченцев и ингушей буквально столкнули в антисоветизм амбициозные, но абсолютно наивные в национальной политике назначенцы из Москвы — руководители регионов. Они сделали это, проведя среди прочего небезызвестную коллективизацию запоздало, но при этом настолько поспешно и грубо, что порой в аулах просто некому было встать во главе коллективных хозяйств.

При этом практически повсеместно ущемлялись права верующих, которых порой репрессировали даже за то, что они где-нибудь не вовремя позволили себе разуться. Не могло не настроить против советской власти и насаждение повсюду парткомов, словно нарочно состоящих из присланных Москвой партработников не титульных для того или иного региона национальностей.

Стоит ли удивляться, что только на территории Чечено-Ингушской АССР за полтора предвоенных десятилетия, с 1927-го по 1941 годы, произошло 12 крупных вооруженных выступлений. В них, по самым скромным оценкам компетентных органов, участвовало в целом свыше 18 тысяч человек. Мелких стычек и перестрелок было просто сотни, стреляли буквально все и везде, где только можно было найти оружие. Прибавьте к этому для более полной оценки тех самых «настроений и симпатий» нередкие факты экономического саботажа, укрывательства зарубежной разведывательной агентуры, публикацию и распространение антисоветских листовок и литературы.

Когда же на Кавказ пришла война, уже в январе 1942 года в Чечено-Ингушетии под эгидой абвера и его турецких коллег (МITT) была создана антисоветская «Партия кавказских братьев». Она объединила представителей 11 народов региона, причём с заведомым исключением русских и русскоязычных. В политической декларации этой «партии» провозглашались «достижение национальной независимости, борьба с большевистским варварством, атеизмом и русским деспотизмом». В июне 1942 года эта группировка была переименована уже с участием германских оккупационных властей в «Национал-социалистическую партию кавказских братьев». Судя по всему, скрывать или как-то камуфлировать прямую связь с НСДАП уже не было никакой необходимости.

Другой крупной антисоветской группировкой на территории Чечено-Ингушетии стала созданная абвером ещё в ноябре 1941 года «Чечено-горская национал-социалистическая организация». Под руководством Майрбека Шерипова, бывшего директора Леспромсовета Чечено-Ингушской республики и первого замглавы Плановой комиссии республики. Разумеется, до того — члена ВКП(б).

Выявление и репрессии против советских кадров, разведчиков и подпольщиков, показательные акции «устрашения», разнузданная ксенофобия, а особенно русофобия, принуждение к «добровольным» сборам ценностей для германских войск и т.п. — визитные карточки деятельности обеих группировок. Весной 1943 года намечалось их объединение в общерегиональную «Горско-Чеченскую администрацию» под контролем разведок Германии и Турции. Однако историческая победа под Сталинградом вскоре привела к разгрому оккупантов и на Северном Кавказе.

Характерно, что на протяжении всего периода частичной оккупации Кавказа, как впрочем, и после этого, Берлин и Анкара (хоть Турция в войну и не вступила) чрезвычайно активно соперничали за решающее влияние в любых марионеточных, но в первую очередь в мусульманских или же промусульманских группировках как на Северном Кавказе, так и в Крыму. Они даже попытались влиять на национальные автономии Поволжья, хотя реально руки дотянулись лишь до Калмыкии, как известно, буддистской.

Из-за острого дефицита документов историки из разных республик до сих пор спорят, какая из депортаций изображена на той или иной фотографии

В ходе операции было выселено около 650 тысяч чеченцев и ингушей. В ходе выселения, перевозки депортированных – 177 эшелонов грузовых вагонов — и в первые годы после него (1944-1946 годы) погибли примерно 100 тысяч чеченцев и почти 23 тысячи ингушей — каждый четвёртый из обоих народов. В этой операции участвовали свыше 80 тыс. военнослужащих.

Взамен двуединой Чечено-Ингушской автономии была создана Грозненская область (1944-1956 гг.) с включением в неё ряда районов тоже бывших Калмыкии и нескольких районов Северного Дагестана, что обеспечило прямой выход этой области к Каспийскому морю. Ряд районов бывшей Чечено-Ингушетии тогда же передали Дагестану и Северной Осетии. И, хотя большинство из них впоследствии, в 1957-1961 годах, вернули в восстановленную Чечено-Ингушскую АССР, другие районы, оставшиеся в Дагестане (Ауховский) и Северной Осетии (Пригородный) до сих пор остаются конфликтными. Первый — между Ингушетией с Северной Осетией, второй — между Чечнёй и Дагестаном.

Одновременно в Грозненскую область массово «внедрялся» русский и русскоязычный национальный элемент. Это практически сразу привело к целой серии межнациональных столкновений, большинство конфликтов случилось уже в конце 50-х годов. Тем временем послесталинское руководство страны и полностью обновлённые местные органы почему-то считали, что умерить политические, да и психологические последствия депортации вполне можно за счет так называемого секвестра. Секвестра прав, возможностей местных народов, а также за счёт наращивания самой численности русских и русскоязычных в Чечено-Ингушской АССР.

В результате напряжённость только нарастала, и уже в конце августа 1958 года в Грозном потребовалось военное подавление массовых демонстраций. Однако подавлены были отнюдь не выступления ингушей или чеченцев. Жёстко подавить было решено демонстрантов русской и украинской национальности, которые осмелились протестовать против их социально-экономической и жилищной дискриминации по сравнению с возвратившимися и возвращаемыми чеченцами и ингушами.

Сотни демонстрантов, блокировав здание Чечено-Ингушского обкома КПСС, требовали выхода к ним партийных чиновников и разъяснения от них политики в этом регионе. Но тщетно: после нескольких предупреждений войскам был отдан приказ стрелять на поражение, и «подавление» состоялось. Из-за применения военной силы в Грозном тогда погибло и пропало без вести более 50 человек.

А ведь причина русской демонстрации была, что называется, буквально на поверхности. Ведь чеченцев и ингушей в связи с восстановлением в 1957 году Чечено-Ингушской АССР начали безо всяких на то оснований, кроме самого факта «возвращения», прописывать в городские квартиры и сельские дома русских и украинцев в регионе. Вдобавок последних внезапно стали увольнять с работы и трудоустраивать на худших условиях, в том числе и в других регионах СССР, а взамен – предоставлять высвободившиеся рабочие места чеченцам и ингушам.

Эксцессы той же направленности в Чечено-Ингушетии, хотя и с меньшим градусом противостояния, когда обошлось без войск, случались и в 1963, 1973 и 1983 годах. Рабочие и инженеры русской национальности, коих здесь было большинство, требовали равной с чеченцами и ингушами оплаты за свой труд и одинаковых с ними жилищно-бытовых условий. Требования пришлось хотя бы частично удовлетворить.

- Восстания 1941 и 1942 годов

- Укрывательство диверсантов. При приближении фронта к границам республики, немцы стали забрасывать на её территорию разведчиков и диверсантов. Разведывательно-диверсионные группы немцев были встречены местным населением весьма благожелательно.

Очень красноречивы воспоминания немецкого диверсанта, аварского происхождения, Османа Губе (Сайднуров), его планировали назначить гауляйтером (наместником) на Северном Кавказе:

«Среди чеченцев и ингушей я без труда находил нужных людей, готовых предать, перейти на сторону немцев и служить им.

Меня удивляло: чем недовольны эти люди? Чеченцы и ингушы при Советской власти жили зажиточно, в достатке, гораздо лучше, чем в дореволюционные времена, в чем я лично убедился после четырёх месяцев с лишним нахождения на территории Чечено-Ингушетии.

Чеченцы и ингуши, повторяю, ни в чём не нуждаются, что бросалось в глаза мне, вспоминавшему тяжелые условия и постоянные лишения, в которых обреталась в Турции и Германии горская эмиграция. Я не находил иного объяснения, кроме того, что этими людьми из чеченцев и ингушей, настроениями изменческими в отношении своей Родины, руководили шкурнические соображения, желание при немцах сохранить хотя бы остатки своего благополучия, оказать услугу, в возмещение которых оккупанты им оставили бы хоть часть имеющегося скота и продуктов, землю и жилища».

- Предательство местных органов внутренних дел, представителей местной власти, местной интеллигенции. Например: предателем стал нарком внутренних дел ЧИ АССР ингуш Албогачиев, начальник отдела по борьбе с бандитизмом НКВД ЧИ АССР Идрис Алиев, начальники райотделов НКВД Эльмурзаев (Старо-Юртовский), Пашаев (Шароевского), Межиев (Итум-Калинского, Исаев (Шатоевского), начальники райотделов милиции Хасаев (Итум-Калинский), Исаев (Чеберлоевский), командир отдельного истребительного батальона Пригородного райотделаотдела НКВД Орцханов и мн. другие.

Со своих постов, при приближении линии фронта (август-сентябрь 1942 года), бросили две трети первых секретарей райкомов, видимо оставшиеся были «русскоязычными». Первый «приз» по предательству можно присудить партийной организации Итум-Калинского района, где в бандиты ушли первый секретарь райкома Тангиев, второй секретарь Садыков и почти все партийные работники.

Следующая цитата

Там где скобки должна быть нация, скажите, что за нацию имел виду Сталин?

Лучший ответ

"Если найдете историю чеченцев / ингушей - сожгите ее, иначе они умрут от гордости" - наши братья придумали такую цитату, выдавая ее за достоверную, мол, так сказал Сталин и сжег наши тептары. Конечно же это не правда и таких слов Иосиф Виссарионович не произносил. Другие братья, которые верят в эти цитаты начинают распространять их в группах также выдавая их за достоверные, но потом находятся разные разоблачители, которые устанавливают истину и обвиняют вайнахов во лжи, что не делает нам повода для гордости.

Братья, если вы любите свой народ и уважаете его, то не придумывайте всякие лживые цитаты. А если вы наткнулись на сомнительную цитату, то убедитесь в ее достоверности и лишь потом распространяйте по своим группам. Если же она окажется не достоверной, то попросите этот источник не лгать! Баркалл за понимание. " Islam Tashaev

МколаУченик (215) 1 год назад

Ты че долбен это про Ингушей было сказано, Чеченцы знают свою историю а Ингушам до сих пор не дают ее в руки даже архивы сжигают Ингушские

Читайте также: