Психологический портрет печорина таблица с цитатами

Обновлено: 06.11.2024

В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» главным персонажем является молодой офицер Григорий Александрович Печорин. Его психологический портрет занимает весомое место в произведении, раскрывая неоднозначность образа.

С самого детства герой произведения, получивший светское воспитание, был замкнут в себе и годы это не исправили, мир его не понимал. Григорий, обеспеченный дворянин, жил, как говорится, на всем готовом, но к обществу относился без особого интереса. Он глубоко не удовлетворен своей жизнью, что делало его вечно несчастным. Далеко не глупый и образованный человек, метался от светских развлечений к науке, но получал только разочарования. Все силы своей души герой тратил попусту. Обладая несгибаемой силой, он не делал ничего полезного. Печорину не безразлична его судьба, он искал понимания у людей. Имел философское отношение к жизни, но очень импульсивный человек и жаждал движения. Его помыслы кажутся добросердечными, хотя в поступках сплошная противоположность. Пренебрежительное и высокомерное отношение к людям, вновь характеризует его не с лучшей стороны. Все благоразумные мысли Печорина не приносили никакой пользы.

Любивший свою свободу, он боялся, да и не хотел с ней расставаться. Поэтому любовные отношения не складывались и тем более в брак вступать не собирался. Любовь не приносила ему счастья, а была лишь поводом для питания собственной гордости, да и любил он лишь для себя и собственного удовольствия. Печорин терзал и разбивал сердца молодых девушек.

Герой романа признается сам себе, что имеет жалкий характер и это распространяется на окружающих, он делает их несчастными. Он не может найти занятие по душе и все время в каком-то поиске новых впечатлений и даже лучшей жизни. Герой готов бросаться из крайности в крайность лишь бы жизнь приобрела новые краски. А в процессе понимает, что ничего не приносит ему утешение. Его жизнь пуста. Печорин не может найти цели в жизни, и от этого несчастен. Хотя ненавидя себя за это, он все же понимает, что заслуживает лучшей жизни. Но не может найти свою цель в жизни, которая бы стала стимулом для существования. В этом и есть безысходность судьбы героя.

Печорин, безусловно, личность очень яркая, но даже у таких людей нет оправдания на их бесчестные поступки.

Окончательно приняв бессмысленность своей судьбы, он ждет смерти и нашел ее по возвращению из Персии.

2 вариант

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» большое внимание уделяется описанию характера и поступков главного персонажа Печорина. Психологический портрет личности Печорина вмещает в себя множество противоречий. Печорин обладает холодным рассудительным умом, но при этом совершает поступки, труднообъяснимые логикой. Главный герой анализирует то общество и людей, в котором находится, вскоре он разочаровывается в них. Светское общество Печорина тяготит, люди в этом окружении слишком поверхностны, их заботят лишь мелкие интриги, сплетни, балы, они не способны на глубокомысленные рассуждения о жизни.

Главный герой несчастен и сам это осознает, он также понимает, что приносит несчастья и страдания всем, кто его окружает. Печорин пытается получить все возможные удовольствия от жизни, которые можно раздобыть за деньги, но развлечения ему быстро опостылели. Он не чувствовал, что любит тех, кто влюблялся в него. Печорин попытался занять себя ученьем, но это ему также быстро надоело, он решил, что счастливы только невежды, а для успеха достаточно ловкости и удачи.

Печорину не важна дружба, он не верит в ее существование, приятели ему нужны лишь для игры в карты, а наличие врагов еще лучше, это его развлекает.

Отправившись на поиски спасения от скуки, Печорин оказывается на Кавказе во время войны. Для него даже война явилась как нечто скучное, он быстро привыкает к присутствию смерти рядом и шуму рвущихся снарядов. Комары досаждали ему больше чем свист пуль.

Встретив Бэлу, ему кажется, что он нашел спасение, и оно посланное с небес, но её любовь надоедает ему также быстро как любовь и внимание светских барышень. Он испытывает чувство благодарности к ней и готов за нее умереть, но при этом опять скучает. В итоге девушка трагически погибает.

Он понимает, что не может насытиться чем либо, будь то материальные блага, удовольствия или любовь. Пытаясь сбежать от вечно преследующей его скуки, он устремляется в другие страны, потому что только бури и дурные дороги продлевают интерес к жизни, но даже это для него способ найти смерть где-то в пути.

Печорин понимает, что смысл жизни от него ускользнул, он его так и не находит. Возможно, главный герой слишком умен для того времени. Его способность к самокритике и глубокому анализу собственного внутреннего мира приводят его в тупик. В итоге он находит свою смерть где-то во время путешествия, как и хотел.

Сочинение 3

Главным персонажем психологического романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» является Григорий Печорин. Молодой офицер, будучи в поездке на Кавказ вел личный дневник «Журнал Печорина», с которого можно составить его психологический портрет. А также можно узнать его достоинства и недостатки.

Эгоизм, горделивость, самолюбование все эти черты характера присущи Печорину. Из-за своего эгоизма и того что ему быстро надоедают любые чувства и эмоции Печорин не смог сделать счастливой Бэлу. Хотя он честно любил ее илы пытался всем это доказать. Григорий Печорин презирает общество, в котором родился и вырос. Его очень огорчил тот факт, что он стал «кумиром» ненавистного им общества. Это случилось после победы в дуэли с Грушницким. Причиной для дуэли стало именно влюбленность Грушницкого в Мэри. Конечно же, понятие «герой» это карикатурный смысл, который вложил Лермонтов в Печорина.

Печорин никогда не верил в дружбу, так как самого чувства преданной и бескорыстной дружбы, по его мнению, не существует. У Григория были и качества, которые привлекали людей. Он умел производить хорошее впечатление, не прилагая никаких усилий. Печорин хорошо понимал психологию людей их поступки и мотивы. Но не использовал это умение для добра, а использовал для игры с их чувствами.

Особенность этого героя еще и в светской безразличности. Ему была неинтересна известность и слава. Он отказался публиковать целый чемодан со своей биографией. С кем он был искренен так это с самим собой. Каждый его поступок вызывает осуждения и апатию.

Следующая цитата

Ниже представлены цитаты из романа с описанием психологического портрета Григория Печорина в романе "Герой нашего времени".

Смотрите:
- Все материалы о Печорине
- Все материалы по "Герою нашего времени"

Следующая цитата

Григорий Печорин – главный персонаж романа. Уникальная личность, понять которую до конца не удалось никому. Такие герои встречаются в каждом времени. Любой читатель, сможет узнать в нем самого себя со всеми свойственными людям пороками и желанием изменить мир.

Образ и характеристика Печорина в романе «Герой нашего времени» помогут понять, что он за человек на самом деле. Как многолетнее влияние окружающего мира смогло наложить отпечаток на глубину характера, перевернув сложный внутренний мир главного героя.

Внешность Печорина

Глядя на молодого, симпатичного человека трудно определить, сколько ему лет на самом деле. Со слов автора не более 25, но иногда казалось, что Григорию уже за 30. Нравился женщинам.

«…был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…»

Стройный. Великолепно сложен. Атлетического телосложения.

«…среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение…».

Блондин. Волосы слегка завивались. Темного цвета усы, брови. При встрече с ним все обращали внимание на глаза. Когда Печорин улыбался, взгляд карих глаз оставался холоден.

«…они не смеялись, когда он смеялся…» Редко, кто мог, вынести его взгляд, слишком тяжел он был и неприятен для собеседника.

Нос слегка вздернут. Белоснежные зубы.

«…немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны…»

На лбу уже обозначились первые морщины. Походка Печорина вальяжная, слегка ленивая, небрежная. Руки, несмотря на крепкую фигуру, казались маленькими. Пальцы длинные, тонкие, свойственные аристократам.

Одевался Григорий с иголочки. Одежда дорогая, чистая, хорошо отутюженная. Приятный аромат парфюма. Сапоги вычищены до блеска.

Характер Григория

Внешний облик Григория полностью отражает внутреннее состояние души. Все, что он делает, проникнуто точной последовательностью шагов, холодной рассудительностью, через которые иногда пытаются прорваться эмоции и чувства. Бесстрашный и безрассудный, где-то слабый и беззащитный, словно ребенок. Он весь создан из сплошных противоречий.

Григорий пообещал себе, что никогда не покажет настоящее лицо, запретив проявлять любые чувства к кому-либо. Он разочаровался в людях. Когда он был настоящим, без лукавства и притворства, они не смогли понять глубину его души, обвиняя в несуществующих пороках и предъявляя претензии.

«…все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть…»

Печорин постоянно в поиске себя. Мечется, ища смысл жизни, и не находит. Богат и образован. Дворянин по происхождению, он привык крутиться в высшем обществе, но ему такая жизнь не по душе. Григорий считал ее пустой и никчемной. Хороший знаток женской психологии. Мог вычислить каждую и понять с первых минут разговора, что она собой представляет. Вымотанный и опустошенный светской жизнью, он пытался углубиться в науку, но вскоре понял, что сила не в знании, а в ловкости и удаче.

Скука разъедала мужчину. Печорин надеялся, что на войне тоска уйдет, но ошибался. Кавказская война принесла очередное разочарование. Невостребованность в жизни привела Печорина к поступкам, не поддающимся объяснению и логике.

Печорин и любовь

Единственной женщиной, которую он любил, была Вера. Для нее он был готов на все, но быть вместе, им не суждено. Вера замужняя женщина.

Те редкие встречи, что они могли себе позволить слишком компрометировали их в глазах окружающих. Женщина вынуждена была уехать из города. Догнать любимую не удалось. Он лишь вусмерть загнал коня в попытке остановить и вернуть ее.

Других женщин Печорин не воспринимал всерьез. Они лекарство от скуки, не более. Пешки в игре, где правила устанавливал он. Скучные и неинтересные создания нагнетали на него еще большее уныние.

Отношение к смерти

Печорин твердо уверен, что все в жизни предопределено. Но это не значит, что нужно сидеть и ждать смерти. Надо идти вперед, а она сама найдет того, кто ей нужен.

Следующая цитата

Образ главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является собирательным образом дворянина, которому жить в эпоху 1830-х годов было нелегко и скучно.

Возраст. Происхождение. Род занятий

Печорина звали Григорий Александрович. О нём рассказал своему попутчику-повествователю штабс-капитан Максим Максимыч. Он передал офицеру-рассказчику и дневник Печорина. Максим Максимыч сказал, что познакомился с Григорием Александровичем 5 лет назад, тогда Печорину было лет 25. По происхождению он дворянин, а по роду занятий — военный, офицер, служит на Кавказе.

Описание внешности и психологический портрет

Максим Максимыч так описывает внешность Печорина: «Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно».

Автор (офицер-повествователь) и сам встретился с Печориным во Владикавказе, около гостиницы (глава «Максим Максимыч»). Повествователь делает более подробное описание внешности Печорина:

  • Рост у него был средний.
  • Сложение крепкое: плечи широкие, стан тонкий. Такое сложение позволяет переносить трудности, встречающиеся в кочевой жизни.
  • Руки его были аристократические, с худыми бледными пальцами.
  • Кожа была по-женски нежная.
  • Волосы Печорина были белокурыми, вьющимися и «живописно обрисовывали бледный, благородный лоб».
  • Несмотря на то, что цвет его волос светлый, брови и усы были чёрные — «признак породы в человеке».
  • Нос был немного вздёрнут, зубы были ослепительно белые.
  • Глаза его «не смеялись, когда он смеялся!» «Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти», — замечает автор. Его взгляд был «непродолжительный, но проницательный и тяжёлый». Княжна Мери называла взгляд Печорина тяжёлым, неприятным, наглым.

«В улыбке его было что-то детское». Повествователь не дал бы ему с первого взгляда на лицо более 23 лет, хотя после был готов дать 30 лет.

Походка Печорина была ленива, небрежна, руками он не размахивал — «верный признак некоторой скрытности характера».

Автор даёт психологический портрет Печорина, связывая внешность этого человека с особенностями его характера. При этом используются оксюмороны и антитезы:

  • тяжёлый взгляд, но детская улыбка;
  • светлые волосы, но чёрные усы и брови;
  • крепкое сложение, но нежная кожа;
  • запылённый сюртук, но под ним — «ослепительно чистое бельё».

Таким образом, уже из описания Печорина читатель понимает, что это человек со сложным, противоречивым характером.

Отношение Печорина к любви, дружбе, обществу

Несмотря на свою молодость, главный герой уже разочаровался в любви, для него отношения с женщинами — лишь способ разнообразить скучную жизнь. Ему интересно добиваться любви женщины, привлекать её своим обаянием, хладнокровно составлять план её обольщения и следовать ему. Но когда становится ясно, что женщина полюбила его и хочет выйти за него замуж, азарт его исчезает, он становится с ней холоден, так как больше всего дорожит своей свободой. Печорин пишет в своём дневнике, что не создан для семейной жизни. Поэтому с Верой, которая не претендовала на то, чтобы стать его женой, он поддерживает продолжительные отношения.

Печорин понимает, что любя женщин, он не жертвовал для них ничем, а только «удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания». Этот человек никому не принёс счастья.

К дружбе Печорин относится скептически, считая, что один из двух друзей всегда раб другого. Поэтому у него друзей нет, он поддерживает с некоторыми людьми только приятельские отношения (например, с Вернером, Грушницким).

К обществу (в частности, к «водяному обществу», в главе «Княжна Мери») Печорин относится без уважения, противопоставляя себя этому обществу, считая себя умнее окружающих. Он считает равным себе по уму только доктора Вернера. Его пренебрежительное отношение к людям можно даже отчасти оправдать, если вспомнить поведение драгунского капитана и его компании на балу в Пятигорске (глава «Княжна Мери»).

Черты характера и примеры их проявления

О странностях и противоречивости личности Печорина сказано уже в первой главе романа. Максим Максимыч говорит своему попутчику-повествователю о странностях Григория Александровича:

  • в дождь и холод он мог целый день провести на охоте, а сидя в комнате, мог простудиться, если пахнёт ветер;
  • ходил один на один на кабана, но вздрагивал и бледнел от стука ставня;
  • иногда был очень разговорчив, а порой молчал по целым часам.

Главный герой романа — незаурядная личность. У него пытливый ум. Из его дневника видно, что он склонен к самоанализу, задумывается над вопросами бытия, пытается найти смысл жизни. Печорин — «лишний человек», потому что жаждет деятельности, но занят бесполезными, мелочными делами. В этом состоит трагедия этого героя.

Он хладнокровен в конфликтах (например, в истории с Грушницким), обладает сильной волей. Его смелость и решительность проявились в том, что он обезвредил казака, убившего Вулича (глава «Фаталист»).

Печорин очень эгоистичен, для своих целей манипулирует людьми. Например, чтобы получить понравившуюся ему дочку черкесского князя Бэлу, он хитро играет на чувствах её младшего брата Азамата, страстно желавшего иметь лихого коня. В итоге Азамат помогает ему украсть Бэлу, а Печорин помогает ему украсть коня у Казбича. Чтобы ему не было скучно, он играет на чувствах других людей (например, Грушницкого, Мери).

Печорин чувствует и любит природу, об этом свидетельствует, например, запись в его дневнике в начале главы «Княжна Мери». Он чувствует и психологическое состояние человека, обладает каким-то инстинктом (в главе «Фаталист» он прочёл на лице Вулича печать его близкой гибели).

Как к Печорину относятся другие персонажи

Главный герой романа раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами. В сопоставлении с Максимом Максимычем выявляется отсутствие связи героя с народной средой. Максиму Максимычу Печорин непонятен, странен, его поступки для штабс-капитана кажутся непредсказуемыми.

В глазах женщин (Бэлы, Веры, Мери) Печорин — романтический герой, который обладает каким-то гипнотическим воздействием на них.

Грушницкий поначалу с восторгом смотрит на Печорина. Когда тот начинает его высмеивать за демонстрацию какого-то псевдоромантизма, Грушницкий раздражается и злится на Печорина.

Приятель главного героя доктор Вернер после убийства Грушницкого отшатнулся от Печорина.

Психологический портрет Григория Печорина в романе "Герой нашего времени"

". У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку. Присутствие энтузиаста обдает меня крещенским холодом, и, я думаю, частые сношения с вялым флегматиком сделали бы из меня страстного мечтателя. "

". я точно не люблю женщин с характером: их ли это дело. "

". я сел верхом и поскакал в степь; я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра; с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее. Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума. Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес. "

". Я долго изучал горскую посадку: ничем нельзя так польстить моему самолюбию, как признавая мое искусство в верховой езде на кавказский лад. Я держу четырех лошадей: одну для себя, трех для приятелей, чтоб не скучно было одному таскаться по полям; они берут моих лошадей с удовольствием и никогда со мной не ездят вместе. "

". Неужто я влюблен? Я так глупо создан, что этого можно от меня ожидать. "

". Женщины должны бы желать, чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости. "

". отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное. Нет, я бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится. " (Печорин о семейной жизни)

". не люблю останавливаться на какой нибудь отвлеченной мысли. И к чему это ведет. В первой молодости моей я был мечтателем; я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге. "

". я остановил себя вовремя на этом опасном пути и, имея правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо, отбросил метафизику в сторону и стал смотреть под ноги. "

Самохарактеристика героя

В главе «Княжна Мери» в записи дневника Печорина от 13 мая есть характеристика его внешности: «А смешно подумать, что на вид я ещё мальчик: лицо хоть бледно, но ещё свежо; члены гибки и стройны; густые кудри вьются, глаза горят, кровь кипит…»

Печорин склонен к самоанализу и пишет в своём дневнике (глава «Фаталист»), что раньше был мечтателем с беспокойным воображением, что в мечтаниях «истощил и жар души и постоянство воли, необходимое для действительной жизни». Он жалеет, что вступил в жизнь, уже пережив её в мыслях, отчего ему эта жизнь стала скучна.

Чтобы не было скучно и чтобы поддерживать свои душевные силы, Печорин стремится подчинять своей воле окружающих людей, «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха». Это слова из его дневниковой записи от 3 июня (глава «Княжна Мери»).

В своей исповеди Максиму Максимычу (глава «Бэла») главный герой признаётся, что у него «несчастный характер», что если из-за него несчастны другие, то и он сам не менее несчастлив. Он говорит: «…во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное». Печорин осознаёт, что у него есть мелкие слабости и дурные страсти, например, страсть противоречий: «Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку» (глава «Княжна Мери, запись в дневнике от 11 мая). Там же, 5 июня, он пишет, что любит врагов, но не по-христиански. Ему нравится угадывать их намерения, значение их слов, вводить их в заблуждение, разрушать заговоры — всё это он называет жизнью.

Отношение автора к Печорину

Характеристику главного героя романа Лермонтов даёт весьма иронично. В названии произведения слово «герой», скорее всего, имеет тоже ироничный смысл, хотя в конце предисловия к «журналу Печорина» автор-повествователь пишет, что не знает иронично ли это заглавие.

Оценка героя писателями и литературными критиками

В. Г. Белинский в статье «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова» убедительно доказал, что Печорин является подлинно реалистическим типом, характерным для русской жизни 30-х годов 19 века . Сам роман он назвал грустной думой о нашем времени.

Критик-славянофил С. П. Шевырев негативно оценил Печорина, так как не увидел в нём национально-русских черт. Он считал, что его характер присущ скорее человеку Запада.

Писатель В. В. Набоков считал, что слова М. Ю. Лермонтова, утверждавшего в своём «Предисловии» о том, что портрет Печорина составлен «из пороков всего нашего поколения», не стоит принимать всерьёз. Тем более, что «Предисловие», по мнению Набокова, является искусной мистификацией. Набоков утверждал, что «этот скучающий чудак — продукт нескольких поколений, в том числе нерусских».

Заключение

Образ Печорина, по мнению автора и некоторых критиков, типичен для России 30-х годов 19 века , когда многие разочаровались в самодержавии, ощущали себя «лишними людьми», и находились в конфликте с обществом и окружающими людьми. В то время многие, как главный герой романа, обладали склонностью к рефлексии (самонаблюдению, осмыслению своих чувств и действий), но не могли определить цели своей жизни. Характеристика Печорина показывает трагичность его судьбы, расхождение между внутренним богатством личности и её реальным существованием.

Характеристика образа Печорина, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Читайте также: