Составить цитату из разрезанных частей предложения

Обновлено: 21.11.2024

1.Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи говорил Поль Рикёр.

2.По мнению В. Г. Короленко русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли.

3.Исследователь русского языка М. В. Панов писал Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу.

4.Георг фон Габеленц справедливо утвеждал что языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя.

Упражнение 2. Составьте и запишите предложения, содержащие цитату различными способами, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните их употребление.

А) как прямую речь

Б) как косвенную речь

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Упражнение 3. Укажите предложение, в котором цитата оформлена неверно.

1.Академик В.И.Вернадский утверждал – «Ученые должны чувствовать себя ответственными за последствия своих открытий»

2. «…Искусство вместе с речью есть одно из орудий общения, а потому и прогресса», - писал в одной из статей Л.Н.Толстой.

3.В одном из интервью русский ученый-физиолог И.П.Павлов заметил, что «у науки нет родины, а у ученого она должна быть».

4.В.Г.Белинский писал: «…натура Онегина была слишком хороша, если бы её не убило такое воспитание»

Упражнение4. Укажите, какой способ оформления цитаты использован в предложении. Найдите соответствие.

Пример Оформление цитаты

1)Пушкин писал Чаадаеву: «Мой друг, А)прямая речь

отчизне посвятим души прекрасные порывы!» Б) косвенная речь

2)А.П.Чехов подчёркивал, что «…праздная жизнь В) вводные слова

Не может быть чистою».

3)По слова М.Горького, «искусство должно

4)Г.Гейне писал, что «каждый человек – это мир,

огромный и неповторимый».

Выполните творческую работу. Дано начало сочинения на лингвистическую тему.

Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не всё, что содержится в живой человеческой речи. Однако в распоряжении как пишущего, так и читающего есть не только слова, но и знаки препинания. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи.

Продолжите его , приведя 2 примера из текста, с которым работали вначале урока.

Используйте в сочинении высказывание К.Г.Паустовского. Цитату оформите любым способом. Объем сочинения не менее 30 (Ваших!)слов.

Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. (К.Г.Паустовский)

Выполните творческую работу. Дано начало сочинения на лингвистическую тему.

Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не всё, что содержится в живой человеческой речи. Однако в распоряжении как пишущего, так и читающего есть не только слова, но и знаки препинания. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи.

Продолжите его , приведя 2 примера из текста, с которым работали вначале урока.

Используйте в сочинении высказывание К.Г.Паустовского. Цитату оформите любым способом. Объем сочинения не менее 30 (Ваших!)слов.

Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. (К.Г.Паустовский)

Выполните творческую работу. Дано начало сочинения на лингвистическую тему.

Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не всё, что содержится в живой человеческой речи. Однако в распоряжении как пишущего, так и читающего есть не только слова, но и знаки препинания. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи.

Продолжите его , приведя 2 примера из текста, с которым работали вначале урока.

Используйте в сочинении высказывание К.Г.Паустовского. Цитату оформите любым способом. Объем сочинения не менее 30 (Ваших!)слов.

Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. (К.Г.Паустовский)

Оценочный лист ученика _______________________________________

2.Повторение знаков препинания в предложениях с прямой речью

Более 5 ошибок – «2»

Более 5 ошибок – «2»

Оценочный лист ученика _______________________________________

2.Повторение знаков препинания в предложениях с прямой речью

Более 5 ошибок – «2»

Более 5 ошибок – «2»

Оценочный лист ученика _______________________________________

2.Повторение знаков препинания в предложениях с прямой речью

Более 5 ошибок – «2»

Более 5 ошибок – «2»

библиотека
материалов

учитель русского языка и литературы «МОУ ООШ с.Талалихино» Гешко Елена Валентиновна

Тема урока: Цитаты и знаки препинания при них

- познакомить учащихся с понятием «цитата» и ролью цитирования в тексте; охарактеризовать основные способы цитирования; формировать умение пунктуационно правильно оформлять цитату.

- совершенствовать умения использовать разные способы передачи чужой речи;

формировать пунктуационных навыков при употреблении предложений с прямой и косвенной речью;

- развивать коммуникативные свойства речи ,совершенствовать умение создавать речевое высказывание.

- прививать внимательное отношение к слову.

 . Организационный момент.

Ребята, сегодня мы продолжим изучение темы способы передачи чужой речи. Начнем с повторения .

II. Повторение ранее изученного материала. Орфографическая работа.

1)Самостоятельная работа учащихся

Учитель: выполните следующую работу: подпишите листочек, самостоятельно прочитайте текст, вставьте в таблицу пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в конце предложений. На работу вам дается 3 минуты.

Т.. (1) мнота пр.. (2) ближающ.. (3) йся ночи могла избавить меня от всякой опас(?) (4) ности,как , вдруг, огл.. (5) нувшись, увид.. (6) л я, что Савельича (со) (7) мною (не) (8) было. 2)Бедный старик на своей хр.. (9) мой лошади (не) (10) мог ускакать от разбойников. 3) Что было делать_ (11) 4)Подождав его (не) (12) сколько минут и удостоверясь в том, что он задержан, я п.. (13) воротил лошадь и отправился его выручать.<…>

5) Пугачев узнал меня с первого взгляду_ (14) 6) «А, ваше бл.. (15) городие _ (16) - сказал он мне (с) (17) живостью. –Как пож.. (18) ваеш(?) (19) _ (20) »

Слайд с текстом. (чтение текста вслух) Проверка выполнения задания Поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте выполнение задания. В таблице поставьте + если ваш ответ правильный, если нет, поставьте минус. Оцените работу, сосчитав правильные ответы (Слайд с ответами)

буквы или знака

Прочитайте еще раз предложение №6 . Охарактеризуйте его. (это предложение с прямой речью) Запишите схему этого предложения.

Что такое прямая речь? (точно воспроизведенная чужая речь от лица того кто ее говорит

Как оформляется прямая речь на письме?

Что такое косвенная речь?(чужая речь, переданная от лица говорящего , а не того , кто ее на самом деле произнес.)

Что представляет собой предложение с косвенной речью?( сложное предложение , состоящее из двух частей).

3)Устная работа по предложению с косвенной речью

Найдите ошибки в предложениях с косвенной речью (2 предложения на слайде)

1)Пугачев сказал Гринёву, что ты крепко передо мною виноват.

2)Иван Кузьмич сказал коменданту, что наш долг защищать крепость до последнего издыхания.

4)Повторение знаков препинания при прямой речи.

Выполните задание (2 ученика на доске записывают предложения расставляют пропущенные буквы и знаки препинания, остальные записывают предложения в тетрадь , расставляют знаки препинания и буквы в предложениях с прямой речью) Проверка с доски.

Л.Н.Толстой говорил слово выр а жение мысли и может служить соед и нению и ра з делению людей; поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним.

Время проходит , но сказа нн ое слово оста ет ся утверждал Л.Н.Толстой.

 .Определение темы и цели урока.

- Мы записали с вами точные выдержки из высказываний Л.Н.Толстого. Как вы понимаете эти слова, согласны ли вы с писателем?

- Знаете ли вы, как называются такого рода высказывания? (точные дословные выдержки из высказываний называют цитатами )

- Итак, сегодня мы с вами познакомимся с понятием «Цитата» и научимся правильно оформлять цитаты на письме. Запишите тему нашего урока : Цитаты и знаки препинания при них.

 .Изучение нового материала.

1) Работа с учебником

- Откройте учебник на стр.208 и прочитайте определение цитаты. Слайд (определение цитаты)

Цитаты ( от лат.сitō- «вызываю, привожу») – это дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.

- С какой же целью используется цитирование в тексте? (для подтверждения или пояснения своей мысли)

- В каких текстах можно использовать цитаты? ( в текстах сочинений, в публицистических текстах)

- Мы с вами установили, что такое цитата. Давайте рассмотрим, какие способы цитирования существуют и как оформляются на письме.

Проверка (учащиеся каждого ряда задают свои вопросы, остальные отвечают на них, используя текст параграфа)

2) Сделаем выводы о способах цитирования

1.Цитаты могут стоять при словах автора и представлять собой прямую речь. В этом случае знаки препинания ставятся, как в предложениях с прямой речью.

Белинский писал о романе Пушкина : « Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина , самое любимое дитя его фантазии» .

2. Если цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.

Нельзя не согласиться со Л.Кассилем, который говорил: «Хорошая книга – это дверь …в какой-то новый, пусть и не очень большой… уголок жизни».

3.Если цитата вводится как часть предложения, то пишется в кавычках и со строчной буквы.

М.Шолохов утверждал, что язык – «величайшее богатство народа».

- Как оформляется стихотворная цитата? (примечание)

4. При цитировании стихотворного текста, в котором соблюдаются строки и строфы подлинника, кавычки обычно не ставятся; стихотворный текст размещается между строчками сочинения и отделяется от них знаками препинания как при прямой речи.

Огромной поэтической силой и проникновенностью веет от строк А.Прокофьева:

Сколько звёзд голубых, сколько синих,

Сколько ливней прошло, сколько грёз.

Соловьиное горло - Россия,

Белоногие пущи берез.

5. Как оформляется на письме эпиграф?

Эпиграф к «Капитанской дочке»

Береги честь смолоду.

V. Закрепление изученного материала.

Упражнение 1.Запишите предложения, содержащие цитату различными способами, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните их употребление.

1.Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи говорил Поль Рикёр.

2.По мнению В. Г. Короленко русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли.

3.Исследователь русского языка М. В. Панов писал Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу.

4.Георг фон Габеленц справедливо утвеждал что языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя.

Упражнение 2. Составьте и запишите предложения, содержащие цитату различными способами, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните их употребление.

А) как прямую речь

Б) как косвенную речь

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

( Д. С. Лихачёв)

Упражнение 3.

Укажите предложение, в котором цитата оформлена неверно.

1.Академик В.И.Вернадский утверждал – «Ученые должны чувствовать себя ответственными за последствия своих открытий»

2. «…Искусство вместе с речью есть одно из орудий общения, а потому и прогресса», - писал в одной из статей Л.Н.Толстой.

3.В одном из интервью русский ученый-физиолог И.П.Павлов заметил, что «у науки нет родины, а у ученого она должна быть».

4.В.Г.Белинский писал: «…натура Онегина была слишком хороша, если бы её не убило такое воспитание»

Упражнение4. Укажите, какой способ оформления цитаты использован в предложении. Найдите соответствие.

Пример Оформление цитаты

1)Пушкин писал Чаадаеву: «Мой друг, А)прямая речь

отчизне посвятим души прекрасные порывы!» Б) косвенная речь

2)А.П.Чехов подчёркивал,что «…праздная жизнь В) вводные слова

Не может быть чистою».

3)По слова М.Горького, «искусство должно

облагораживать людей».

4)Г.Гейне писал, что «каждый человек – это мир,

огромный и неповторимый».

V. Творческая работа.

Знание оформления предложений с цитатами вам пригодятся в 9 классе при работе над экзаменационным сочинением на лингвистическую тему. Выполните творческую работу

Дано начало сочинения на лингвистическую тему.

Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не всё, что содержится в живой человеческой речи. Однако в распоряжении как пишущего, так и читающего есть не только слова, но и знаки препинания. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи.

Продолжите его, приведя 2 примера из текста, с которым работали вначале урока.

Используйте в сочинении высказывание К.Г.Паустовского. Цитату оформите любым способом. Объем сочинения не менее 30 (Ваших!)слов.

Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. (К.Г.Паустовский)

Следующая цитата

Тема: Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитате.

Цели: Развивать понятия о цитатах как о дословном способе передачи чужой речи; формировать умения и навыки уместного использования различных способов цитирования в тексте.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

Тип урока: комбинированный.

I. Проверка дом. задания.

II. Организационный момент.

Тема нашего урока «Цитаты». Ребята, попробуйте сформулировать цели урока. Разработаем стратегии оценивания.

Составить цитату из разрезанных частей предложения.

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение. Спиноза

Твои мысли становятся твоей жизнью. Марк Аврелий

Осмысление.

1. Чтение теории с пометками.

Цитата—дословная выдержка из какого-либо текста или в точности, приводимые чьи-либо слова. Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием.

В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или

выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.

Цитата может представлять собой законченное предложение или не большой текст. Цитировать можно и часть предложения.

При этом цитата может вводиться в авторскую речь вводными словами и предложениями или без них.

Цитата из стихотворений в кавычки не заключается, если соблюдена стихотворная строка.

Просмотр содержимого документа
«Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитате.»

Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитате.

Цели: Развивать понятия о цитатах как о дословном способе передачи чужой речи; формировать умения и навыки уместного использования различных способов цитирования в тексте.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

Тип урока: комбинированный.

Проверка дом. задания.

Тема нашего урока «Цитаты». Ребята, попробуйте сформулировать цели урока. Разработаем стратегии оценивания.

Составить цитату из разрезанных частей предложения.

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение. Спиноза

Твои мысли становятся твоей жизнью. Марк Аврелий

1. Чтение теории с пометками.

Цитата—дословная выдержка из какого-либо текста или в точности, приводимые чьи-либо слова. Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием.

В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или

выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.

Цитата может представлять собой законченное предложение или не большой текст. Цитировать можно и часть предложения.

При этом цитата может вводиться в авторскую речь вводными словами и предложениями или без них.

Цитата из стихотворений в кавычки не заключается, если соблюдена стихотворная строка.

Предложение с прямой речью и словами автора
»Язык, — отмечал Чехов, — должен быть прост и изящен».

Цитата включается в авторский текст, как часть предложения
Он всегда был убежден, что «в человеке все должно быть хорошо».

Цитата с пропуском, приведенная не сначала и не до конца (ставится многоточие)
Как писал Пушкин, он «…памятник воздвиг себе…».

Цитирование поэтического текста. Если отрывок короткий (не более двух строк), см. п.1. Если же отрывок более длинный, текст цитируется с делением на строки и без кавычек
Как писал Тютчев:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне

Эпиграф пишется в правом углу после формулировки темы без кавычек, на следующей строке — автор без скобок.

по повести А.С.Пушкина

Гринев и Швабрин.

Честь нельзя отнять, ее можно потерять.

Цитирование в скобках как подтверждение собственных мыслей. В таких случаях кавычки ставятся
Пушкин — гуманист, противник насилия («Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»).

Цитирование при помощи вводных конструкций(предложений).

Концепт-карта. Защищает один учащийся из группы.

Рефлексия.

Записать высказывания, используя разные способы цитирования.

1.Нет двух поэтов столь существенно-различных, как Пушкин и Лермонтов. (В.Г.Белинский)

2.Эту прозу мог создать только русский язык, вызванный гением к высшему творчеству. (А.Н.Толстой)

3….тем не менее у Лермонтова свой стих. (В.Г.Белинский)

4…жадное желание дела, активного вмешательства в жизнь. (М.Горький)

5.Уметь говорить – искусство, уметь слушать – культура. (Д.С.Лихачев)

6… талант развивается из чувства любви к делу. (М.Горький)

Расставить недостающие знаки препинания.

1.Свой идеал Лермонтов утверждал в следующих строчках

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

2.Лермонтов восхищается русскими людьми, сумевшими победить Наполеона

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

3.Свое восхищение осенней природой высказал Пушкин в следующих строчках

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

Развитие умений строить предложения с цитатами. Списать, правильно, оформив их. Исправьте предложения в карточке. Какой темой объединены высказывания?

Нет у нас пейзажиста-поэта, в настоящем смысле этого слова,

и если кто может и должен им быть, то это только Васильев (И.Н.Крамской). 2.Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни (В. Брюсов). Живопись Коровина—образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его м..нили и ему улыбались все краски мира(К.Ф. Юон). 4.Левитан любил природу как(то) особенно. Это была даже и не любовь, а какая(то) влюбленность…(М.П. Чехова).

Найти в разных источниках высказывания и процитировать.

Написать мини-эссе на тему «Богатство языка»

1) Богатство языка есть богатство мыслей (Н. М. Карамзин).

2) Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л. Н. Толстой).

3) Нет ни чего такого, что нельзя было бы уложить в простые ясные слова (М. Горький).

4) Язык—это орудие мышления…обращаться с языком кое-как— значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А. Н. Толстой).

Следующая цитата

Цели: Развивать понятия о цитатах как о дословном способе передачи чужой речи; формировать умения и навыки уместного использования различных способов цитирования в тексте.

Следующая цитата

Цели: Развивать понятия о цитатах как о дословном способе передачи чужой речи; формировать умения и навыки уместного использования различных способов цитирования в тексте.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

Тип урока: комбинированный.

Проверка дом. задания.

Тема нашего урока «Цитаты». Ребята, попробуйте сформулировать цели урока. Разработаем стратегии оценивания.

Составить цитату из разрезанных частей предложения.

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение. Спиноза

Твои мысли становятся твоей жизнью. Марк Аврелий

1. Чтение теории с пометками.

Цитата—дословная выдержка из какого-либо текста или в точности, приводимые чьи-либо слова. Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием.

В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или

выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.

Цитата может представлять собой законченное предложение или не большой текст. Цитировать можно и часть предложения.

При этом цитата может вводиться в авторскую речь вводными словами и предложениями или без них.

Цитата из стихотворений в кавычки не заключается, если соблюдена стихотворная строка.

Предложение с прямой речью и словами автора
»Язык, — отмечал Чехов, — должен быть прост и изящен».

Цитата включается в авторский текст, как часть предложения
Он всегда был убежден, что «в человеке все должно быть хорошо».

Цитата с пропуском, приведенная не сначала и не до конца (ставится многоточие)
Как писал Пушкин, он «…памятник воздвиг себе…».

Цитирование поэтического текста. Если отрывок короткий (не более двух строк), см. п.1. Если же отрывок более длинный, текст цитируется с делением на строки и без кавычек
Как писал Тютчев:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне

Эпиграф пишется в правом углу после формулировки темы без кавычек, на следующей строке — автор без скобок.

по повести А.С.Пушкина

Гринев и Швабрин.

Честь нельзя отнять, ее можно потерять.

Цитирование в скобках как подтверждение собственных мыслей. В таких случаях кавычки ставятся
Пушкин — гуманист, противник насилия («Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»).

Цитирование при помощи вводных конструкций(предложений).

Концепт-карта. Защищает один учащийся из группы.

Рефлексия.

Записать высказывания, используя разные способы цитирования.

1.Нет двух поэтов столь существенно-различных, как Пушкин и Лермонтов. (В.Г.Белинский)

2.Эту прозу мог создать только русский язык, вызванный гением к высшему творчеству. (А.Н.Толстой)

3….тем не менее у Лермонтова свой стих. (В.Г.Белинский)

4…жадное желание дела, активного вмешательства в жизнь. (М.Горький)

5.Уметь говорить – искусство, уметь слушать – культура. (Д.С.Лихачев)

6… талант развивается из чувства любви к делу. (М.Горький)

Расставить недостающие знаки препинания.

1.Свой идеал Лермонтов утверждал в следующих строчках

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

2.Лермонтов восхищается русскими людьми, сумевшими победить Наполеона

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

3.Свое восхищение осенней природой высказал Пушкин в следующих строчках

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

Развитие умений строить предложения с цитатами. Списать, правильно, оформив их. Исправьте предложения в карточке. Какой темой объединены высказывания?

Нет у нас пейзажиста-поэта, в настоящем смысле этого слова,

и если кто может и должен им быть, то это только Васильев (И.Н.Крамской). 2.Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни (В. Брюсов). Живопись Коровина—образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его м..нили и ему улыбались все краски мира(К.Ф. Юон). 4.Левитан любил природу как(то) особенно. Это была даже и не любовь, а какая(то) влюбленность…(М.П. Чехова).

Найти в разных источниках высказывания и процитировать.

Написать мини-эссе на тему «Богатство языка»

1) Богатство языка есть богатство мыслей (Н. М. Карамзин).

2) Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л. Н. Толстой).

3) Нет ни чего такого, что нельзя было бы уложить в простые ясные слова (М. Горький).

4) Язык—это орудие мышления…обращаться с языком кое-как— значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А. Н. Толстой).

Способы цитирования

1. Предложение с прямой речью и словами автора
» Язык, — отм ечал Чехов, — должен быть прост и изящен».

2. Цитата включается в авторский текст , как часть предложения
Он всегда был убежден, что «в человеке все должно быть хорошо».

3. Цитата с пропуском, приведенная не сначала и не до конца (ставится многоточие)
Как писал Пушкин, он «…памятник воздвиг себе…».

4. Цитирование поэтического текста. Если отрывок короткий (не более двух строк), см. п.1. Если же отрывок более длинный, текст цитируется с делением на строки и без кавычек
Как писал Тютчев:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне

5. Эпиграф пишется в правом углу после формулировки темы без кавычек, на следующей строке — автор без скобок.

по повести А.С.Пушкина

Гринев и Швабрин.

Честь нельзя отнять, ее можно потерять.

6. Цитирование в скобках как подтверждение собственных мыслей. В таких случаях кавычки ставятся
Пушкин — гуманист, противник насилия («Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»).

7. Цитирование при помощи вводных конструкций(предложений).

Концепт-карта . Защищает один учащийся из группы.

Рефлексия .

Записать высказывания, используя разные способы цитирования.

1.Нет двух поэтов столь существенно-различных, как Пушкин и Лермонтов. (В.Г.Белинский)

2.Эту прозу мог создать только русский язык, вызванный гением к высшему творчеству. (А.Н.Толстой)

3….тем не менее у Лермонтова свой стих. (В.Г.Белинский)

4…жадное желание дела, активного вмешательства в жизнь. (М.Горький)

5.Уметь говорить – искусство, уметь слушать – культура. (Д.С.Лихачев)

6… талант развивается из чувства любви к делу. (М.Горький)

Расставить недостающие знаки препинания.

1.Свой идеал Лермонтов утверждал в следующих строчках

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

2.Лермонтов восхищается русскими людьми, сумевшими победить Наполеона

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

3.Свое восхищение осенней природой высказал Пушкин в следующих строчках

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

Развитие умений строить предложения с цитатами. Списать, правильно, оформив их. Исправьте предложения в карточке. Какой темой объединены высказывания?

1. Нет у нас пейзажиста-поэта, в настоящем смысле этого слова,

и если кто может и должен им быть, то это только Васильев (И.Н.Крамской). 2.Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни (В. Брюсов). Живопись Коровина—образное воплощение счастья живописца и радости жизни. Его м..нили и ему улыбались все краски мира(К.Ф. Юон). 4.Левитан любил природу как(то) особенно. Это была даже и не любовь, а какая(то) влюбленность…(М.П. Чехова).

Найти в разных источниках высказывания и процитировать.

Написать мини-эссе на тему «Богатство языка»

1) Богатство языка есть богатство мыслей (Н. М. Карамзин).

2) Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л. Н. Толстой).

3) Нет ни чего такого, что нельзя было бы уложить в простые ясные слова (М. Горький).

4) Язык—это орудие мышления…обращаться с языком кое-как— значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А. Н. Толстой).

Читайте также: