Собачье сердце описание москвы цитаты
Обновлено: 06.11.2024
показана в гротесковой манере, но именно это позволяет автору обнажить все те нелепости и противоречия, которые он видел вокруг себя в жизни.
Но вот ирония времени: гордый и величественный Филипп Филиппович, который так и сыплет старинными афоризмами, светило московской генетики, гениальный хирург, занимается прибыльными операциями по омоложению стареющих дам и бойких старцев. Беспощаден авторский сарказм в отношении процветающих нэпманов и бывших пролетариев: они дорвались до власти и денег и предаются разврату, думая лишь о теле, а не о душе.
Итак, Преображенский видит Москву глазами потомственного интеллигента. Его возмущает, что с лестниц пришлось убрать ковры, потому что по этим лестницам начали ходить
Филипп Филиппович выкатил глаза.
Формализм и бюрократия того времени преследуют нашу страну и по сей день. Страшно то, что бюрократической системе наука профессора не нужна. Ей ничего не стоит кого угодно назначить человеком, естественно, оформив это соответствующим образом и отразив, как положено, в документах.
Значит ли это, что ему удастся оградить себя от всего того ужасного, что существует в Москве?
Следующая цитата
Описание города мы видим уже в самом начале романа: в заснеженной подворотне плачет бесприютный, голодный пес, наблюдающий за тем, что творится в столовой: «Прибежит машинисточка… дрожит, морщится, а лопает. А разве ей такой стол нужен? Жаль мне ее, жаль!». Интересен прием, используемый Булгаковым при характеристике городских жителей и быта – все дается глазами собаки, через ее восприятие.
На другой стороне улицы хлопнула дверь ярко освещенного магазина, показался господин и пес, из последних сил подползший к нему, плачет: «Глянь на меня. Я умираю. Но на что вам все это? Вы сегодня завтракали…»
Собака, живущая в Москве, если у нее «есть какие-то мозги в голове», так или иначе научится читать. Шарик, когда ему исполнилось 4 месяца, уже знал, что означают зелено-голубые вывески МСПО – мясная торговля: «К рыбному магазину удобнее было подбегать сзади, с буквы «А», потому что при начале слова стоял милиционер».
Люди превращены в серую, одноликую, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях и истинных чувствах. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Такому обществу противостоят у Булгакова люди неординарные, яркие, мыслящие и чувствующие. К попыткам создания нового совершенного общества революционными путями, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека писатель относился крайне отрицательно. Полследствия этого вмешательства в естественный ход вещей могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих экспериментаторов. Профессор Преображенский в ходе своих научных опытов получил из собаки человека. От пьяницы и хулигана Клима Чугункина Шариков унаследовал и сознание своего "пролетарского происхождения" со всеми соответствующими социальными правами, и полную бездуховность. С этими событиями жизнь в доме профессора Преображенского и в городе становится с ног на голову. По Москве ходят самые нелепые слухи о марсианах, якобы приземлившихся в Обуховском переулке, недалеко от дома профессора, о новорожденном ребенке, играющим на скрипке. Абсурдность убогих понятий прдеставителей новой власти особенно ярко сформулирована в монологе Преображенского, который подытоживает основные принципы социалистического образа жизни: «В спальне принимать пищу, в смотровой читать, в приемной одеваться. Оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать…» Поведение и логика примитивных, задавленных советской системой людей также убоги. Настоящие, реальные чувства в жизни подменены жалкими и уродливыми. Герои Булгакова потрясают не только своей тупостью, серостью, бездуховностью. Люди ограниченные очень часто имеют необоснованные амбиции. Это люди с большой претензией, масштаб их амбиций огромен. Шариков настоятельно требует для себя документов, жилой площади. Он позволяет себе самые наглые выходки и при этом не испытывает стыда. Он делает заявление в отношении переписки Энгельса с Каутским, не поняв сути дела. Его наставник Швондер считает себя полноправным представителем революционных масс. Из мерзкого чувства зависти он пишет донос на Преображенского, называя таких, как он, «псевдоученой буржуазией». Швондер – заносчивый председатель домоуправления, крайне самоуверенный. Принципы социализма настолько близки звериной сущности Шарикова и его качествам, унаследованным от донора, что он довольно быстро находит свое место в советской системе.
Остальные ответыК теме Москвы обращались многие писатели русской литературы в своих произведениях: А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов и другие. Для драматурга недоступно изображение внешнего облика города – все действие читатель (или зритель ) вынужден провести в доме какого-либо героя (например, Фамусова). Читатель лишь в воображении может воссоздать внешний облик Москвы. Столица в изображении этих писателей предстает в двойном освещении. Город исторической славы России ( для лирического героя в «Евгении Онегине») и ностальгических воспоминаний о детстве (для Чацкого) одновременно оказывается скучным и утомительным для героев Пушкина и превращается в сумасшедший дом для героя Грибоедова.
Не осталась незамеченной данная тема и в романе М. А. Булгакова «Собачье сердце». В произведении изображается современная писателю московская действительность, на фоне которой развивался фантастико-приключенческий сюжет. Основу произведения составляет рискованный эксперимент. Результаты сложнейшей операции, проведенной профессором Преображенским, послужили для Булгакова лишь опорой для раскрытия социальных проблем. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем именно как эксперимент – огромный по масштабам и более чем опасный.
Описание города мы видим уже в самом начале романа: в заснеженной подворотне плачет бесприютный, голодный пес, наблюдающий за тем, что творится в столовой: «Прибежит машинисточка… дрожит, морщится, а лопает. А разве ей такой стол нужен? Жаль мне ее, жаль!». Интересен прием, используемый Булгаковым при характеристике городских жителей и быта – все дается глазами собаки, через ее восприятие.
На другой стороне улицы хлопнула дверь ярко освещенного магазина, показался господин и пес, из последних сил подползший к нему, плачет: «Глянь на меня. Я умираю. Но на что вам все это? Вы сегодня завтракали…»
Собака, живущая в Москве, если у нее «есть какие-то мозги в голове», так или иначе научится читать. Шарик, когда ему исполнилось 4 месяца, уже знал, что означают зелено-голубые вывески МСПО – мясная торговля: «К рыбному магазину удобнее было подбегать сзади, с буквы «А», потому что при начале слова стоял милиционер».
Люди превращены в серую, одноликую, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях и истинных чувствах. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Такому обществу противостоят у Булгакова люди неординарные, яркие, мыслящие и чувствующие. К попыткам создания нового совершенного общества революционными путями, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека писатель относился крайне отрицательно. Полследствия этого вмешательства в естественный ход вещей могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих экспериментаторов. Профессор Преображенский в ходе своих научных опытов получил из собаки человека. От пьяницы и хулигана Клима Чугункина Шариков унаследовал и сознание своего "пролетарского происхождения" со всеми соответствующими социальными правами, и полную бездуховность. С этими событиями жизнь в доме профессора Преображенского и в городе становится с ног на голову. По Москве ходят самые нелепые слухи о марсианах, якобы приземлившихся в Обуховском переулке, недалеко от дома профессора, о новорожденном ребенке, играющим на скрипке. Абсурдность убогих понятий прдеставителей новой власти особенно ярко сформулирована в монологе Преображенского, который подытоживает основные принципы социалистического образа жизни: «В спальне принимать пищу, в смотровой читать, в приемной одеваться. Оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать…» Поведение и логика примитивных, задавленных советской системой людей также убоги. Настоящие, реальные чувства в жизни подменены жалкими и уродливыми. Герои Булгакова потрясают не только своей тупостью
Следующая цитата
Итак, место действия повести «Собачье сердце» — Москва, время — 1924 год. Основа повествования — внутренний монолог Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса. Он очень неглуп, по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак» , «где играли на гармошке и пахло сосисками» .
Москва 20-х годов в повести Булгакова «Собачье сердце» — это город уходящей русской культуры, город агрессивных пролетариев, бескультурья, грязи и пошлости.
Преображенский видит Москву глазами потомственного интеллигента. Его возмущает, что с лестниц пришлось убрать ковры, потому что по этим лестницам начали ходить люди в грязных калошах, а водку нельзя больше покупать в магазине, потому что «бог их знает, чего они туда плеснули» . Но самое главное — он не понимает, почему все в Москве говорят о разрухе, а при этом лишь поют революционные песни да смотрят, как бы сделать плохо тому, кто живет лучше. Ему не нравятся бескультурье, грязь, разруха, агрессивное хамство, самодовольство новых хозяев жизни. «Это — мираж, дым, фикция» — так оценивает профессор новую Москву.
Следующая цитата
Вот, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей. (профессор Ф. Ф. Преображенский)
Обьясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар. (профессор Ф. Ф. Преображенский)
Ласка. единственный способ, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать. Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был: белый, красный и даже коричневый! Террор совершенно парализует нервную систему. (профессор Ф. Ф. Преображенский)
Еда штука хитрая. Есть нужно уметь, а представьте себе - большинство людей вовсе есть не умеют. Нужно не только знать что съесть, но и когда и как. И что при этом говорить. Да-с. Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет - не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И - боже вас сохрани - не читайте до обеда советских газет. Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать "правду", - теряли в весе. (профессор Ф. Ф. Преображенский)
С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до марта 1917 года не было ни одного случая - подчеркиваю красным карандашом ни одного - чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала хоть одна пара калош. В марте 17-го года в один прекрасный день пропали все калоши. Почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок? И еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подьезд калабуховского дома на пречистенеке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор? (профессор Ф. Ф. Преображенский)
Почему электричество, которое, дай бог памяти, тухло в течение 20-ти лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц? Статистика - ужасная вещь. (профессор Ф. Ф. Преображенский)
Разруха. Это - мираж, дым, фикция. Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Когда эти баритоны кричат "бей разруху! " - Я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев - прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удается и тем более - людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны! (профессор Ф. Ф. Преображенский)
Читайте также: