Схиархимандрит илий ноздрин цитаты

Обновлено: 21.11.2024

– Батюш­ка Илий, часто гово­рят, что муж­ское устро­е­ние более спа­си­тель­но, когда разум доми­ни­ру­ет над чув­ства­ми. Но жены-миро­но­си­цы вооб­ще ни о чем не дума­ли, когда шли за Гос­по­дом. Как так?

– Да, жен­щи­ны по сво­ей люб­ви к Гос­по­ду быва­ют даже более муже­ствен­ны­ми. «В люб­ви нет стра­ха, но совер­шен­ная любовь изго­ня­ет страх» ( 1 Ин. 4:18 ). И в XX в. при гоне­ни­ях в нашей стране жен­щи­ны зача­стую сме­лее высту­па­ли, защи­щая свя­ты­ни. И сей­час мно­гие слу­же­ния в Церк­ви несут имен­но жен­щи­ны. Тут, конеч­но, мно­го причин.

Стра­на про­шла через столь­ко войн. А на войне поги­ба­ют все­гда самые луч­шие. И гиб­ли пре­иму­ще­ствен­но муж­чи­ны. В одном XX в. – не толь­ко в Вели­кой Оте­че­ствен­ной, но и в послед­них вой­нах в Афга­ни­стане, в Чечне. А мно­гие уми­ра­ют из-за нар­ко­ма­нии, алко­го­лиз­ма. В боль­шей сте­пе­ни под­вер­же­ны этим неду­гам имен­но муж­чи­ны. Жен­щи­ны все-таки в этом смыс­ле воз­дер­жан­нее, береж­ли­вее отно­сят­ся к жиз­ни. Они как при­зван­ные к вос­пи­та­нию новых поко­ле­ний более нравственны.

Мно­гие жены сего­дня муча­ют­ся из-за измен мужей. А те, кто из неза­муж­них, – стра­да­ют из-за сво­ей довер­чи­во­сти. С одной сто­ро­ны, она ста­ра­ет­ся быть жен­ствен­ной, не пре­ко­сло­вить. Но с дру­гой сто­ро­ны, когда нет креп­кой семьи, где гла­ва отец или муж, эти­ми бла­ги­ми каче­ства­ми могут вос­поль­зо­вать­ся, посту­пить ковар­но. Каж­дый судит о дру­гом в меру сво­ей испор­чен­но­сти. А сего­дня обще­ство в боль­шей сво­ей части развращено.

Жен­щи­на, если она живет без Бога, в сво­ей жиз­ни не име­ет ниче­го устойчивого.

– Какое настав­ле­ние мож­но дать совре­мен­ной женщине?

– Быть твер­дой в вере. Иметь страх Божий. Жить нрав­ствен­но. Быть христианкой.

– К чему при­зва­ны сего­дня хри­сти­ан­ки и есть ли вооб­ще на духов­ном уровне раз­ни­ца в при­зва­нии жен­щин и мужчин?

– Один закон, одно Еван­ге­лие. Еди­на вера, еди­но Кре­ще­ние, Един Гос­подь наш Иисус Хри­стос, Кото­рый «вче­ра и днесь, той же и во веки» ( Евр. 13:8 ). В чем-то все мы, люди, схо­жи. Но, конеч­но же, при этом каж­дый чело­век инди­ви­дуа­лен. Не толь­ко жен­щи­ны от муж­чин, но вооб­ще все мы друг от дру­га отли­ча­ем­ся. И Гос­подь веда­ет каче­ства души каж­до­го чело­ве­ка. Поэто­му и при­зва­ние у каж­до­го – свое.

Гос­подь все сде­лал во бла­го чело­ве­ку. В Биб­лии ска­за­но: «…к мужу тво­е­му вле­че­ние твое, и он будет гос­под­ство­вать над тобою» ( Быт. 3:16 ). Сам Бог создал муж­чин и жен­щин раз­ны­ми, что­бы люби­ли друг дру­га. И семьи были прочнее.

Жен­щи­ны, напри­мер, более эмо­ци­о­наль­ны. Любят возить­ся с детьми. Гото­вят хоро­шо. Муж­чи­ны тоже, конеч­но, ино­гда быва­ют выда­ю­щи­ми­ся кули­на­ра­ми. Но все-таки чаще встре­ча­ет­ся, что луч­ше в стряпне раз­би­ра­ют­ся жены. Пиро­ги могут испечь. Вот меня заставь пирог испечь. Я не смо­гу. Суп еще, может быть, и сва­рю. А пирог – у меня не получится.

– Гос­подь при­ни­ма­ет слу­же­ние Мар­фы, но все-таки бла­го­во­лит Марии: «…избра­ла, – гово­рит, – бла­гую часть, кото­рая не отни­мет­ся от нее». ( Лк. 10:12 ). А в мона­ше­стве пол име­ет значение?

– Так же как в миру, так же и в мона­сты­ре жен­щи­на оста­ет­ся жен­щи­ной. Она упо­ря­до­чи­ва­ет сво­им при­сут­стви­ем мате­ри­аль­ный мир. Возь­ми, к при­ме­ру, келью мона­хи­ни и мона­ха. Может, конеч­но, ока­зать­ся и наобо­рот, но пре­иму­ще­ствен­но поря­док най­дешь в келье у мона­хи­ни, а не у мона­ха. У жен­щин сме­кал­ка в отно­ше­нии внеш­не­го бла­го­устрой­ства более раз­ви­та. Они все­гда сооб­ра­зят, что в ком­на­те не так, где попра­вить, как при­брать. Нет детей – так мона­хи­ни свою забо­ту обра­ща­ют на слу­же­ние ближ­ним. Палом­ни­ков встре­ча­ют, друг дру­гу помо­га­ют. Молят­ся за всех. Сей­час при­юты в мона­сты­рях есть. Гос­подь при­ем­лет про­яв­ле­ние люб­ви в любых фор­мах. Глав­ное – любовь к Богу. А когда она есть, и ближ­ние чув­ству­ют это на себе. Мона­хи­ни, отка­зав­шись от созда­ния соб­ствен­ной семьи, само­от­вер­жен­но слу­жат Богу и людям.

– Иса­ак Сирин настав­лял ино­ка: с мирян­кой еще можешь гово­рить, опу­стив гла­за долу, а с мона­хи­ней – даже не гово­ри. Почему?

– Что­бы не иску­шать ее. Тогда люди были очень чистые. Это сей­час чело­век при­хо­дит в мона­стырь, уже оку­нув­шись в мир со все­ми его соблаз­на­ми. Он уже зна­ет, от чего беречь­ся. А тогда души были не искушены.

– Батюш­ка Илий, всмат­ри­ва­ясь в Еван­ге­лие, заме­ча­ешь, что Хри­стос по-раз­но­му обща­ет­ся с жен­щи­на­ми и муж­чи­на­ми, зна­чит, и Бого­уго­жде­ние у нас все-таки разное?

– При­звал Гос­подь муж­чин: «…после­дуй за Мною, взяв крест» ( Мк. 10:21 ), но на Гол­го­фу, за исклю­че­ни­ем апо­сто­ла Иоан­на Бого­сло­ва, при­шли толь­ко жен­щи­ны. И потом миро­но­си­цы не побо­я­лись пой­ти ко Гро­бу Гос­под­ню, бла­го­вест­во­ва­ли Его Вос­кре­се­ние. И сего­дня, я бы ска­зал, про­по­ведь и мис­сию боль­ше жен­щи­ны, чем муж­чи­ны, осуществляют.

– В Еван­ге­лии не гово­рит­ся ни об одной жен­щине, кото­рая бы не при­ня­ла Хри­ста, в то вре­мя как при­ме­ров муж­чин мно­же­ство. И сего­дня так же? Муж­чи­ны любят под­чер­ки­вать, что хри­сти­ан­ство – муж­ская рели­гия, но в хра­мах при этом боль­ше женщин…

– …Но Бого­слу­же­ние все рав­но совер­ша­ют муж­чи­ны. Гос­подь все­ве­дущ. И Суд Божий – не тот же, что суд чело­ве­че­ский. От муж­чин мно­гое зави­сит в этом мире, и они под­час, само­утвер­жда­ясь, забы­ва­ют Бога. А жен­щи­ны более упо­ва­ют на Бога, чем на соб­ствен­ные разу­ме­ние и силы. Поэто­му и в хра­мах жен­щин боль­ше. Может быть, и в буду­щем веке Гос­подь боль­шее пред­по­чте­ние отдаст женщине.

Каж­дый пред­ста­нет перед Судом Божи­им и отве­тит за то, что он сде­лал или не сде­лал. И не толь­ко в физи­че­ском, мате­ри­аль­ном плане, но преж­де все­го – в духов­ном. Где твое серд­це? Кому или чему ты его отдал?

Самый яркий при­мер в Еван­ге­лии – воз­ле­жа­ние Гос­по­да в доме Симо­на про­ка­жен­но­го, когда при­шла жен­щи­на-греш­ни­ца и омы­ла ноги Спа­си­те­ля сво­и­ми сле­за­ми ( Лк. 7:37–38 ). По-чело­ве­че­ски ее все кри­ти­ко­ва­ли, а Гос­подь ее при­нял, не осу­дил так, как хозя­ин Симон.

Хри­стос все­гда смот­рит в серд­це чело­ве­ка и если видит в нем любовь к Созда­те­лю и рас­ка­я­ние, то покры­ва­ет грехи.

– Как сего­дня созда­вать семью?

– Семья – это избра­ние двух. Не стра­стя­ми и пред­по­чте­ни­я­ми во внеш­нем обли­ке дру­го­го надо руко­вод­ство­вать­ся при созда­нии малой церк­ви, а спа­се­ни­ем душ. C само­го нача­ла у бра­чу­ю­щих­ся дол­жен быть пра­виль­ный хри­сти­ан­ский настрой – иметь детей, вос­пи­ты­вать их, жить в согла­сии, быть тру­до­лю­би­вы­ми. У каж­до­го есть свои сла­бо­сти, но есть и силь­ные сто­ро­ны лич­но­сти. Что­бы соче­та­ние мужа и жены было гар­мо­нич­ным, необ­хо­ди­мы снис­хож­де­ние и в то же вре­мя ува­же­ние друг к дру­гу. А глав­ное – во всем долж­на быть любовь. Для кре­по­сти семей­но­го сою­за нуж­но идти цар­ствен­ным сре­дин­ным путем, и ино­гда это тре­бу­ет компромиссов.

У супру­гов, а в даль­ней­шем и у всей семьи, вме­сте с чада­ми долж­но быть молит­вен­ное пред­сто­я­ние, уча­стие в Таин­ствах, При­ча­ще­ние. Это объ­еди­ня­ет всех в Еди­ное Тело Хри­сто­во. Общее молит­вен­ное пра­ви­ло и дает сти­мул для снис­хож­де­ния – когда мы вме­сте в вечер­них молит­вах испо­ве­ду­ем пред Гос­по­дом свои немо­щи и испра­ши­ва­ем Его все­силь­ной помо­щи. В общей молит­ве и зарож­да­ет­ся осо­зна­ние того, что каж­дый чело­век уни­ка­лен, и нель­зя тре­бо­вать от дру­го­го того, чего у него нет. Если же муж и жена утром и вече­ром молят­ся, день ходят пред Богом, при­ча­ща­ют­ся в вос­крес­ные дни, они начи­на­ют пони­мать, что глав­ный в их жиз­ни – Гос­подь, и Он управ­ля­ет всем. Тогда люди ста­но­вят­ся спо­кой­ны­ми, не выка­зы­ва­ют друг дру­гу пре­тен­зий, а все недо­стат­ки тер­пят, и Гос­подь покры­ва­ет их тер­пе­ние про­ще­ни­ем их грехов.

Имен­но тер­пе­ние – в осно­ве креп­ких семей. Жен­щи­ны сей­час рабо­та­ют, а если она при­шла с рабо­ты устав­шая и не успе­ла что-то сде­лать, раз­ве муж не дол­жен сам ей помочь? Так же и дети – малень­кие, но помощ­ни­ки. И жена ни в коем слу­чае не долж­на тре­бо­вать от мужа при­об­ре­те­ний не по сред­ствам. Нуж­но тер­пе­ние и молит­ва к Богу, упо­ва­ние на Него.

И важ­но не боят­ся рожать детей. Если Гос­подь дает детей, то Он же все и устро­ит долж­ным обра­зом. У меня недав­но был чело­век, очень боль­шой, и гово­рил он басом. Рас­ска­зал про себя, он очень круп­ный про­из­во­ди­тель, и дела у него идут все заме­ча­тель­но. А потом помол­чал и доба­вил: «Я – шест­на­дца­тый!» Мне даже сна­ча­ла пока­за­лось, что я что-то не рас­слы­шал: «Что-что?» – пере­спра­ши­ваю у него. Ока­за­лось, дей­стви­тель­но, он – шест­на­дца­тый ребе­нок в семье. И Гос­подь бла­го­слов­ля­ет этот род, у них тоже у всех помно­гу или по несколь­ко детей.

Следующая цитата

Высказывания, цитаты Святых Отцев, священников, монахов, старцев как ныне живущих, так и почивших! Цитаты из Святого Писания!

Следующая цитата

Высказывания, цитаты Святых Отцев, священников, монахов, старцев как ныне живущих, так и почивших! Цитаты из Святого Писания!

Схиархимандрит Илий (Ноздрин).

Благоразумный разбойник, распятый вместе с Иисусом Христом, вошёл в рай, потому что раскаялся в совершённом зле, исповедал Иисуса Христа, как Бога и поверил в милосердие Божие (Лк. 23, 40-43). А мы хотим спастись, не раскаявшись (при неверии или маловерии) или, наоборот, отчаиваемся в своём спасении, видя, что жизнь прожита не так, как должно. Но спасение не отнимается от человека до его последнего вздоха. Надо дерзать, стараться для своего спасения, а не отчаиваться от своих многочисленных падений. Как говорят святые отцы, упал - тот час вставай, так как другого пути спасения у нас нет.

16 октября 2015 в 06:12

ДАЙ БОГ СХИАРХИМАНДРИТУ ИЛИЮ ЗДОРОВЬЯ. КЛАДЕЗЬ МУДРОСТИ.
Правы святые отцы, утверждая, что христианское совершенство достигается через терпение. Для это Бог посылает человеку скорби внешние и внутренние, болезнь, нищету, поругание, презрение от ближних. И внутренние скорби, то есть страсти, ин.

ДАЙ БОГ СХИАРХИМАНДРИТУ ИЛИЮ ЗДОРОВЬЯ. КЛАДЕЗЬ МУДРОСТИ.
Правы святые отцы, утверждая, что христианское совершенство достигается через терпение. Для это Бог посылает человеку скорби внешние и внутренние, болезнь, нищету, поругание, презрение от ближних. И внутренние скорби, то есть страсти, иногда служат этой же цели, ибо рождают раскаяние и желание исправления своего худого нрава. Мытарь оказывается выше фарисея, хотя покрыт грязью грехов.
Терпение - это Божественное свойство, а нетерпение и возмущение - сатанинское.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин).

16 октября 2015 в 06:23

Схиархимандрит Илий основное свое время проводит в Переделкино. В Оптиной Пустыни он появляется редко и встретиться с ним почти нереально.

Попасть к нему на прием легче всего в Переделкино. От Киевского вокзала до станции Переделкино можно доехать за 20 минут. Принимает о.Илий в Преображенском хр.

Схиархимандрит Илий основное свое время проводит в Переделкино. В Оптиной Пустыни он появляется редко и встретиться с ним почти нереально.

Попасть к нему на прием легче всего в Переделкино. От Киевского вокзала до станции Переделкино можно доехать за 20 минут. Принимает о.Илий в Преображенском храме (100 метров от станции) в Филипповском приделе (слева) с 9 часов утра после окончания богослужения. В основном, он принимает в будние дни (утром и даже вечером), поскольку в праздники обычно служит.

Тем, кто хочет попасть к нему на прием, батюшка советует приезжать к началу богослужения и помолиться на службе (с 7.30-9.00)

Находится ли о.Илий в настоящее время в Переделкино, можно узнать позвонив по телефону (495)435-53-67; (495)435-53-67

Письма о.Илию можно писать на почтовый адрес Оптиной Пустыни, но при этом надо иметь ввиду, что батюшка физически не имеет возможности прочитывать и тем более отвечать на все приходящие письма.

Следующая цитата

Когда выяснилось, что у меня будет возможность побеседовать со старцем Илием, внутри что-то перевернулось. Не только от волнения, хотя, конечно, я очень переживала. Мне и раньше приходилось видеть батюшку из толпы верующих, в огромном количестве обступающих его всякий раз, когда он приезжает в Осетию. И вот он совсем рядом, при желании можно дотронуться рукой…

Подвижник, живший на Афоне. Воин Христов, сражавшийся на передовой и достигший уже, очевидно, высокой духовной жизни. В простом подряснике, в скуфейке, худой, сухой весь, сильно сгорбленный, узкое старческое лицо (в 2012-м батюшка разменял девятый десяток). Длинные борода и волосы, белые, словно снег. И глаза – зоркие, проницательные – кажется, что видит он не только сидящего рядом собеседника, а и его прошлое и будущее.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин) – известный духовник нашего времени, человек, к которому за словом любви и утешения, совета и наставления приезжают люди из разных уголков России. Намечая темы для разговора с батюшкой, хотелось затронуть важные вопросы. Те, которые чаще других люди задают священнику, тем более такому молитвеннику за мир, как отец Илий.

А разговор простой, не какой-нибудь загадочно-возвышенный, как представлялось заранее. Батюшка Илий говорил простые слова, казалось бы, всем известные истины. Но внутренний голос подсказывал: не все так просто, и каждое слово может иметь значение. Возможно, не сейчас, а спустя какое-то время откроется их особенный смысл.

– Эти вопросы иногда называют вечными, и один из них – о смысле жизни: зачем человек живет на земле? Батюшка, Вам, наверное, уже не раз задавали этот вопрос…

– Жизнь человеческая так коротка! Большая ошибка наша, что мы, надеясь прожить еще долго, откладываем свое нравственное исправление на будущее. Но болезнь, трудные обстоятельства, смерть кладут конец этим надеждам. О душе нужно думать. О душе. Блажен, кто вовремя одумался, или кого Бог исхитил из обольщения этого мира. Всегда надо думать о душе, но особенно в старости, чтобы про нас нельзя было сказать: «Волос белый, а душа черная».

Сетуем, что тяжело жить на свете. А на самом деле? Те, кто имеет надежду на будущую жизнь, счастливы этим и благодарят Бога за всякие скорби, случающиеся в жизни. А кто живет только этим миром, счастливы, что живут по своим похотям. Первые счастливы своим разумом, а вторые неразумием – на что же нам жаловаться?

Ваш вопрос был о смысле жизни. Так Всевышний лучше меня говорит, каким должен быть смысл жизни человека. Бог дал людям разум и никого не принуждает ко спасению. На заре человечества, в раю, Господь мог запретить людям пасть, мог не дать им возможности послушать диавола. Но для этого нужно было бы запретить воле человека. Первым искушением Адама была его свобода – свобода выбирать между добром и злом. Но Господь дает нам возможность вернуть свое счастье, вернуть рай. Спасение приходит через веру в Бога Слово. С помощью слов мы свидетельствуем о своей вере. Вот почему во время гонений за слово евангельской проповеди ссылали на Соловки и в другие лагеря, уничтожали книги…

– А что, по-вашему, является началом нашего неразумия?

– Если человек не оказывает послушания Богу, то будет ли он послушен кому бы то ни было? Вот причина смятения и раздора среди людей. В этом же причина развала семей (будет ли неверующая жена подчиняться мужу?), непослушания детей родителям и так далее. То же касается и справедливости. Несправедливый к Богу и самому себе будет ли справедлив к другим? Но мы не устаем изобретать правила нравственности, исходя из падшей природы человека, а не из его богоподобия. Прости нас, Господи! Люди становятся врагами Богу потому, что следование заповедям Божиим обещает блага будущие, а люди хотят благ сейчас и теперь, а не вечных.

– А как же спасаться?

– Любовью и смирением – это вершина добродетели. Без смирения невозможно прийти к Богу, смирением начинается и кончается путь тех, кто хочет спасения. А гордые удивляются, почему у них нет веры даже тогда, когда они как будто стремятся к ней. Всему виной гордость, подчиненность сатане, который, конечно же, препятствует смирению и покаянию; ведь кающийся человек – это его погибель.

Духовное возрождение совершается в Таинстве крещения, но это только начало пути, который может вести к богоуподоблению, а может – к совершенной плотскости, так как свобода человека не отнимается ни в каком Таинстве. Так и получается, что человек крещен, но не просвещен, не образован по духу Христа, ибо его воля, несмотря на крещение, остается плотской, а не духовной. А раз человек остается плотским, то и творит все дела плотские, доволен таким течением жизни, сытым чревом. Страшно быть заживо умершим!

Еще одно средство спасения – терпение. Правы святые отцы, утверждая, что христианское совершенство достигается через терпение. Для этого Бог посылает человеку скорби внешние и внутренние. И внутренние скорби иногда служат этой же цели, ибо рождают раскаяние и желание исправления своего худого нрава. Мытарь оказывается выше фарисея, хотя покрыт грязью грехов. Терпение – это Божественное свойство, а нетерпение и возмущение – сатанинское.

И конечно, вера. Если будет вера, будет благочестие, будет любовь к труду в нашем многонациональном народе, то будет он подниматься, будет возрождаться, и будет все так, как бы хотелось.

– Отче, не могу не спросить Ваше мнение о судьбе нашей страны – России, которая волнует каждого из нас.

– Конечно, у всех нас неизбежны всякие скорби, болезни, но у верующих людей они растворяются в нашей духовной жизни. Сейчас наша тревога, которую мы понимаем, – о том, что враг рода человеческого старается, насколько можно, оторвать нас от истинного пути жизни, изломать нашу жизнь, как это уже было в течение 70 лет. Поэтому он и возмущает народы к тому, чтобы Россию опять ввергнуть в пучину бедствий, в пучину смерти, огня и безбожия. Поэтому сейчас наша сугубая задача – это молиться Господу, усердно молиться, чтобы были поруганы те, которые хотят, насколько можно, возмутить мир.

Но никогда Россия не лишится небесного заступничества ее святых. Посмотрите, сколько у нас великих подвижников, а прежде всего – Пречистая Божия Матерь любит нашу отчизну, и нигде так не празднуется праздник Ее Покрова, как в нашей великой стране.

– Ваш отец похоронен во Владикавказе. Как Вы узнали об этом, и как возникла идея строительства храма у его могилы?

– Семья наша с Орловщины. После оккупации мы получили от папы только одно письмо. Ждали его до конца войны, и после… Но писем больше не было. Долго искали, писали в архивы, пока, наконец, не пришел ответ, что он умер от тяжелого ранения и схоронен в Орджоникидзе. Я очень рад, что хоть на старости лет имею возможность поклониться его могилке.

А насчет храма… Когда мы в первый раз прилетели во Владикавказ, я послужил панихиду у братской могилы, в которой похоронен и мой отец. И вот одним из военных, которых в тот день было очень много вокруг, было озвучено предложение построить храм в память обо всех защитниках города и воинах Северной Осетии, погибших на фронтах Великой Отечественной. Слава Богу, храм уже возведен, скоро его увенчает купол. А главное – здесь звучит молитва!

– Вы уже не первый раз в Осетии, дорогой батюшка. Какие у вас впечатления от этого края, от верующих?

– Осетины – народ особенный. Я говорю «осетины», но понимаю под этим словом всех людей, живущих на сей священной земле. Осетия выделяется своей душевностью и, конечно, близостью к России. С вашими людьми очень легко беседовать, можно быстро познакомиться и найти общий язык, подружиться. Мало какой народ так располагает к себе и принимает с такой душевностью, отзывчивостью. И, конечно, народ Осетии еще и очень гостеприимен, впрочем, как и все кавказцы, и это чувствуется во всем.

В Осетии – особый христианский дух, что неудивительно, ведь Православие здесь появилось одиннадцать веков назад. Верующие замечательные, и как их много. Радует, как много в храмах и монастырях молодежи и деток – спаси их всех Господь!

Ну и, конечно, красивый гористый у вас край, природа удивительная и живительный воздух.

– Ожидая нашей встречи, я услышала от людей историю, что, впервые вступив на землю Северной Осетии, Вы сказали, что эта земля святая. Почему?

– Потому что на меня повеяло христианским незлобием, православным образом жизни по вере христианской. Да и сама земля эта полита кровью мучеников, множества людей. И главное – людей не забытых: о каждом молятся, помнят, как, впрочем, и везде в России.

– При встрече в Бесланском аэропорту архиепископ Зосима назвал себя вашим духовным чадом. Как Вы прокомментируете эти его слова?

– Мы с вашим архипастырем очень дружелюбно друг к другу относимся. И, скорее, это я считаю себя духовным чадом владыки Зосимы и по сану, и вообще. Дай Бог, чтобы наши отношения и впредь были такими же дружелюбными… Пусть Господь хранит вашу богоспасаемую Осетию!

Интервью закончилось. Чуда, которого в тайных мыслях, по-детски наивно я ждала, не произошло (а ведь казалось, подойду к старцу – и сразу все изменится). Или произошло? Не чудо ли быть хотя бы несколько минут рядом с таким человеком, исполненным Христовой любовью и смирением? Как же оно на самом деле отличается от показного смирения, от привычного смиреннословия! Безусловно, это чудо!

По дороге домой вспоминала, как отец Илий говорил мне о святости. Что нужно к ней стремиться. Приняв святое крещение, мы ведь все призваны к святости. А много ли для этого надо? «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение!» – говорил преподобный Амвросий Оптинский. Не так-то уж и сложно. Это в наших силах, в нашей воле, Господь от нас этого ждет. Только переступи – хоть раз! – через свое самолюбие ради заповеди Христа, ради любви к ближнему. И тогда начнет приоткрываться в твоем сердце тайна Царства Божия.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин) - О женском служении

О женском служении

– Батюшка Илий, часто говорят, что мужское устроение более спасительно, когда разум доминирует над чувствами. Но жены-мироносицы вообще ни о чем не думали, когда шли за Господом. Как так?

– Да, женщины по своей любви к Господу бывают даже более мужественными. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18). И в XX в. при гонениях в нашей стране женщины зачастую смелее выступали, защищая святыни. И сейчас многие служения в Церкви несут именно женщины. Тут, конечно, много причин.

Страна прошла через столько войн. А на войне погибают всегда самые лучшие. И гибли преимущественно мужчины. В одном XX в. – не только в Великой Отечественной, но и в последних войнах в Афганистане, в Чечне. А многие умирают из-за наркомании, алкоголизма. В большей степени подвержены этим недугам именно мужчины. Женщины все-таки в этом смысле воздержаннее, бережливее относятся к жизни. Они как призванные к воспитанию новых поколений более нравственны.

Многие жены сегодня мучаются из-за измен мужей. А те, кто из незамужних, – страдают из-за своей доверчивости. С одной стороны, она старается быть женственной, не прекословить. Но с другой стороны, когда нет крепкой семьи, где глава отец или муж, этими благими качествами могут воспользоваться, поступить коварно. Каждый судит о другом в меру своей испорченности. А сегодня общество в большей своей части развращено.
Женщина, если она живет без Бога, в своей жизни не имеет ничего устойчивого.

– Какое наставление можно дать современной женщине?

– Быть твердой в вере. Иметь страх Божий. Жить нравственно. Быть христианкой.

– К чему призваны сегодня христианки и есть ли вообще на духовном уровне разница в призвании женщин и мужчин?

– Один закон, одно Евангелие. Едина вера, едино Крещение, Един Господь наш Иисус Христос, Который «вчера и днесь, той же и во веки» (Евр. 13:8). В чем-то все мы, люди, схожи. Но, конечно же, при этом каждый человек индивидуален. Не только женщины от мужчин, но вообще все мы друг от друга отличаемся. И Господь ведает качества души каждого человека. Поэтому и призвание у каждого – свое.

Господь все сделал во благо человеку. В Библии сказано: «…к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). Сам Бог создал мужчин и женщин разными, чтобы любили друг друга. И семьи были прочнее.

Женщины, например, более эмоциональны. Любят возиться с детьми. Готовят хорошо. Мужчины тоже, конечно, иногда бывают выдающимися кулинарами. Но все-таки чаще встречается, что лучше в стряпне разбираются жены. Пироги могут испечь. Вот меня заставь пирог испечь. Я не смогу. Суп еще, может быть, и сварю. А пирог – у меня не получится.

– Господь принимает служение Марфы, но все-таки благоволит Марии: «…избрала, – говорит, – благую часть, которая не отнимется от нее». (Лк. 10:12). А в монашестве пол имеет значение?

– Исаак Сирин наставлял инока: с мирянкой еще можешь говорить, опустив глаза долу, а с монахиней – даже не говори. Почему?

– Чтобы не искушать ее. Тогда люди были очень чистые. Это сейчас человек приходит в монастырь, уже окунувшись в мир со всеми его соблазнами. Он уже знает, от чего беречься. А тогда души были не искушены.

– Батюшка Илий, всматриваясь в Евангелие, замечаешь, что Христос по-разному общается с женщинами и мужчинами, значит, и Богоугождение у нас все-таки разное?

– Призвал Господь мужчин: «…последуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10:21), но на Голгофу, за исключением апостола Иоанна Богослова, пришли только женщины. И потом мироносицы не побоялись пойти ко Гробу Господню, благовествовали Его Воскресение. И сегодня, я бы сказал, проповедь и миссию больше женщины, чем мужчины, осуществляют.

– В Евангелии не говорится ни об одной женщине, которая бы не приняла Христа, в то время как примеров мужчин множество. И сегодня так же? Мужчины любят подчеркивать, что христианство – мужская религия, но в храмах при этом больше женщин…

– …Но Богослужение все равно совершают мужчины. Господь всеведущ. И Суд Божий – не тот же, что суд человеческий. От мужчин многое зависит в этом мире, и они подчас, самоутверждаясь, забывают Бога. А женщины более уповают на Бога, чем на собственные разумение и силы. Поэтому и в храмах женщин больше. Может быть, и в будущем веке Господь большее предпочтение отдаст женщине.

Каждый предстанет перед Судом Божиим и ответит за то, что он сделал или не сделал. И не только в физическом, материальном плане, но прежде всего – в духовном. Где твое сердце? Кому или чему ты его отдал?

Самый яркий пример в Евангелии – возлежание Господа в доме Симона прокаженного, когда пришла женщина-грешница и омыла ноги Спасителя своими слезами (Лк. 7:37–38). По-человечески ее все критиковали, а Господь ее принял, не осудил так, как хозяин Симон.

Христос всегда смотрит в сердце человека и если видит в нем любовь к Создателю и раскаяние, то покрывает грехи.

– Как сегодня создавать семью?

– Семья – это избрание двух. Не страстями и предпочтениями во внешнем облике другого надо руководствоваться при создании малой церкви, а спасением душ. C самого начала у брачующихся должен быть правильный христианский настрой – иметь детей, воспитывать их, жить в согласии, быть трудолюбивыми. У каждого есть свои слабости, но есть и сильные стороны личности. Чтобы сочетание мужа и жены было гармоничным, необходимы снисхождение и в то же время уважение друг к другу. А главное – во всем должна быть любовь. Для крепости семейного союза нужно идти царственным срединным путем, и иногда это требует компромиссов.

У супругов, а в дальнейшем и у всей семьи, вместе с чадами должно быть молитвенное предстояние, участие в Таинствах, Причащение. Это объединяет всех в Единое Тело Христово. Общее молитвенное правило и дает стимул для снисхождения – когда мы вместе в вечерних молитвах исповедуем пред Господом свои немощи и испрашиваем Его всесильной помощи. В общей молитве и зарождается осознание того, что каждый человек уникален, и нельзя требовать от другого того, чего у него нет. Если же муж и жена утром и вечером молятся, день ходят пред Богом, причащаются в воскресные дни, они начинают понимать, что главный в их жизни – Господь, и Он управляет всем. Тогда люди становятся спокойными, не выказывают друг другу претензий, а все недостатки терпят, и Господь покрывает их терпение прощением их грехов.

Именно терпение – в основе крепких семей. Женщины сейчас работают, а если она пришла с работы уставшая и не успела что-то сделать, разве муж не должен сам ей помочь? Так же и дети – маленькие, но помощники. И жена ни в коем случае не должна требовать от мужа приобретений не по средствам. Нужно терпение и молитва к Богу, упование на Него.

И важно не боятся рожать детей. Если Господь дает детей, то Он же все и устроит должным образом. У меня недавно был человек, очень большой, и говорил он басом. Рассказал про себя, он очень крупный производитель, и дела у него идут все замечательно. А потом помолчал и добавил: «Я – шестнадцатый!» Мне даже сначала показалось, что я что-то не расслышал: «Что-что?» – переспрашиваю у него. Оказалось, действительно, он – шестнадцатый ребенок в семье. И Господь благословляет этот род, у них тоже у всех помногу или по несколько детей.

Читайте также: