Схиархимандрит илий ноздрин цитаты
Обновлено: 21.11.2024
– Батюшка Илий, часто говорят, что мужское устроение более спасительно, когда разум доминирует над чувствами. Но жены-мироносицы вообще ни о чем не думали, когда шли за Господом. Как так?
– Да, женщины по своей любви к Господу бывают даже более мужественными. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» ( 1 Ин. 4:18 ). И в XX в. при гонениях в нашей стране женщины зачастую смелее выступали, защищая святыни. И сейчас многие служения в Церкви несут именно женщины. Тут, конечно, много причин.
Страна прошла через столько войн. А на войне погибают всегда самые лучшие. И гибли преимущественно мужчины. В одном XX в. – не только в Великой Отечественной, но и в последних войнах в Афганистане, в Чечне. А многие умирают из-за наркомании, алкоголизма. В большей степени подвержены этим недугам именно мужчины. Женщины все-таки в этом смысле воздержаннее, бережливее относятся к жизни. Они как призванные к воспитанию новых поколений более нравственны.
Многие жены сегодня мучаются из-за измен мужей. А те, кто из незамужних, – страдают из-за своей доверчивости. С одной стороны, она старается быть женственной, не прекословить. Но с другой стороны, когда нет крепкой семьи, где глава отец или муж, этими благими качествами могут воспользоваться, поступить коварно. Каждый судит о другом в меру своей испорченности. А сегодня общество в большей своей части развращено.
Женщина, если она живет без Бога, в своей жизни не имеет ничего устойчивого.
– Какое наставление можно дать современной женщине?
– Быть твердой в вере. Иметь страх Божий. Жить нравственно. Быть христианкой.
– К чему призваны сегодня христианки и есть ли вообще на духовном уровне разница в призвании женщин и мужчин?
– Один закон, одно Евангелие. Едина вера, едино Крещение, Един Господь наш Иисус Христос, Который «вчера и днесь, той же и во веки» ( Евр. 13:8 ). В чем-то все мы, люди, схожи. Но, конечно же, при этом каждый человек индивидуален. Не только женщины от мужчин, но вообще все мы друг от друга отличаемся. И Господь ведает качества души каждого человека. Поэтому и призвание у каждого – свое.
Господь все сделал во благо человеку. В Библии сказано: «…к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» ( Быт. 3:16 ). Сам Бог создал мужчин и женщин разными, чтобы любили друг друга. И семьи были прочнее.
Женщины, например, более эмоциональны. Любят возиться с детьми. Готовят хорошо. Мужчины тоже, конечно, иногда бывают выдающимися кулинарами. Но все-таки чаще встречается, что лучше в стряпне разбираются жены. Пироги могут испечь. Вот меня заставь пирог испечь. Я не смогу. Суп еще, может быть, и сварю. А пирог – у меня не получится.
– Господь принимает служение Марфы, но все-таки благоволит Марии: «…избрала, – говорит, – благую часть, которая не отнимется от нее». ( Лк. 10:12 ). А в монашестве пол имеет значение?
– Так же как в миру, так же и в монастыре женщина остается женщиной. Она упорядочивает своим присутствием материальный мир. Возьми, к примеру, келью монахини и монаха. Может, конечно, оказаться и наоборот, но преимущественно порядок найдешь в келье у монахини, а не у монаха. У женщин смекалка в отношении внешнего благоустройства более развита. Они всегда сообразят, что в комнате не так, где поправить, как прибрать. Нет детей – так монахини свою заботу обращают на служение ближним. Паломников встречают, друг другу помогают. Молятся за всех. Сейчас приюты в монастырях есть. Господь приемлет проявление любви в любых формах. Главное – любовь к Богу. А когда она есть, и ближние чувствуют это на себе. Монахини, отказавшись от создания собственной семьи, самоотверженно служат Богу и людям.
– Исаак Сирин наставлял инока: с мирянкой еще можешь говорить, опустив глаза долу, а с монахиней – даже не говори. Почему?
– Чтобы не искушать ее. Тогда люди были очень чистые. Это сейчас человек приходит в монастырь, уже окунувшись в мир со всеми его соблазнами. Он уже знает, от чего беречься. А тогда души были не искушены.
– Батюшка Илий, всматриваясь в Евангелие, замечаешь, что Христос по-разному общается с женщинами и мужчинами, значит, и Богоугождение у нас все-таки разное?
– Призвал Господь мужчин: «…последуй за Мною, взяв крест» ( Мк. 10:21 ), но на Голгофу, за исключением апостола Иоанна Богослова, пришли только женщины. И потом мироносицы не побоялись пойти ко Гробу Господню, благовествовали Его Воскресение. И сегодня, я бы сказал, проповедь и миссию больше женщины, чем мужчины, осуществляют.
– В Евангелии не говорится ни об одной женщине, которая бы не приняла Христа, в то время как примеров мужчин множество. И сегодня так же? Мужчины любят подчеркивать, что христианство – мужская религия, но в храмах при этом больше женщин…
– …Но Богослужение все равно совершают мужчины. Господь всеведущ. И Суд Божий – не тот же, что суд человеческий. От мужчин многое зависит в этом мире, и они подчас, самоутверждаясь, забывают Бога. А женщины более уповают на Бога, чем на собственные разумение и силы. Поэтому и в храмах женщин больше. Может быть, и в будущем веке Господь большее предпочтение отдаст женщине.
Каждый предстанет перед Судом Божиим и ответит за то, что он сделал или не сделал. И не только в физическом, материальном плане, но прежде всего – в духовном. Где твое сердце? Кому или чему ты его отдал?
Самый яркий пример в Евангелии – возлежание Господа в доме Симона прокаженного, когда пришла женщина-грешница и омыла ноги Спасителя своими слезами ( Лк. 7:37–38 ). По-человечески ее все критиковали, а Господь ее принял, не осудил так, как хозяин Симон.
Христос всегда смотрит в сердце человека и если видит в нем любовь к Создателю и раскаяние, то покрывает грехи.
– Как сегодня создавать семью?
– Семья – это избрание двух. Не страстями и предпочтениями во внешнем облике другого надо руководствоваться при создании малой церкви, а спасением душ. C самого начала у брачующихся должен быть правильный христианский настрой – иметь детей, воспитывать их, жить в согласии, быть трудолюбивыми. У каждого есть свои слабости, но есть и сильные стороны личности. Чтобы сочетание мужа и жены было гармоничным, необходимы снисхождение и в то же время уважение друг к другу. А главное – во всем должна быть любовь. Для крепости семейного союза нужно идти царственным срединным путем, и иногда это требует компромиссов.
У супругов, а в дальнейшем и у всей семьи, вместе с чадами должно быть молитвенное предстояние, участие в Таинствах, Причащение. Это объединяет всех в Единое Тело Христово. Общее молитвенное правило и дает стимул для снисхождения – когда мы вместе в вечерних молитвах исповедуем пред Господом свои немощи и испрашиваем Его всесильной помощи. В общей молитве и зарождается осознание того, что каждый человек уникален, и нельзя требовать от другого того, чего у него нет. Если же муж и жена утром и вечером молятся, день ходят пред Богом, причащаются в воскресные дни, они начинают понимать, что главный в их жизни – Господь, и Он управляет всем. Тогда люди становятся спокойными, не выказывают друг другу претензий, а все недостатки терпят, и Господь покрывает их терпение прощением их грехов.
Именно терпение – в основе крепких семей. Женщины сейчас работают, а если она пришла с работы уставшая и не успела что-то сделать, разве муж не должен сам ей помочь? Так же и дети – маленькие, но помощники. И жена ни в коем случае не должна требовать от мужа приобретений не по средствам. Нужно терпение и молитва к Богу, упование на Него.
И важно не боятся рожать детей. Если Господь дает детей, то Он же все и устроит должным образом. У меня недавно был человек, очень большой, и говорил он басом. Рассказал про себя, он очень крупный производитель, и дела у него идут все замечательно. А потом помолчал и добавил: «Я – шестнадцатый!» Мне даже сначала показалось, что я что-то не расслышал: «Что-что?» – переспрашиваю у него. Оказалось, действительно, он – шестнадцатый ребенок в семье. И Господь благословляет этот род, у них тоже у всех помногу или по несколько детей.
Следующая цитата
Высказывания, цитаты Святых Отцев, священников, монахов, старцев как ныне живущих, так и почивших! Цитаты из Святого Писания!
Следующая цитата
Высказывания, цитаты Святых Отцев, священников, монахов, старцев как ныне живущих, так и почивших! Цитаты из Святого Писания!
Схиархимандрит Илий (Ноздрин).
Благоразумный разбойник, распятый вместе с Иисусом Христом, вошёл в рай, потому что раскаялся в совершённом зле, исповедал Иисуса Христа, как Бога и поверил в милосердие Божие (Лк. 23, 40-43). А мы хотим спастись, не раскаявшись (при неверии или маловерии) или, наоборот, отчаиваемся в своём спасении, видя, что жизнь прожита не так, как должно. Но спасение не отнимается от человека до его последнего вздоха. Надо дерзать, стараться для своего спасения, а не отчаиваться от своих многочисленных падений. Как говорят святые отцы, упал - тот час вставай, так как другого пути спасения у нас нет.
16 октября 2015 в 06:12
ДАЙ БОГ СХИАРХИМАНДРИТУ ИЛИЮ ЗДОРОВЬЯ. КЛАДЕЗЬ МУДРОСТИ.
Правы святые отцы, утверждая, что христианское совершенство достигается через терпение. Для это Бог посылает человеку скорби внешние и внутренние, болезнь, нищету, поругание, презрение от ближних. И внутренние скорби, то есть страсти, ин.
ДАЙ БОГ СХИАРХИМАНДРИТУ ИЛИЮ ЗДОРОВЬЯ. КЛАДЕЗЬ МУДРОСТИ.
Правы святые отцы, утверждая, что христианское совершенство достигается через терпение. Для это Бог посылает человеку скорби внешние и внутренние, болезнь, нищету, поругание, презрение от ближних. И внутренние скорби, то есть страсти, иногда служат этой же цели, ибо рождают раскаяние и желание исправления своего худого нрава. Мытарь оказывается выше фарисея, хотя покрыт грязью грехов.
Терпение - это Божественное свойство, а нетерпение и возмущение - сатанинское.
Схиархимандрит Илий (Ноздрин).
16 октября 2015 в 06:23
Схиархимандрит Илий основное свое время проводит в Переделкино. В Оптиной Пустыни он появляется редко и встретиться с ним почти нереально.
Попасть к нему на прием легче всего в Переделкино. От Киевского вокзала до станции Переделкино можно доехать за 20 минут. Принимает о.Илий в Преображенском хр.
Схиархимандрит Илий основное свое время проводит в Переделкино. В Оптиной Пустыни он появляется редко и встретиться с ним почти нереально.
Попасть к нему на прием легче всего в Переделкино. От Киевского вокзала до станции Переделкино можно доехать за 20 минут. Принимает о.Илий в Преображенском храме (100 метров от станции) в Филипповском приделе (слева) с 9 часов утра после окончания богослужения. В основном, он принимает в будние дни (утром и даже вечером), поскольку в праздники обычно служит.
Тем, кто хочет попасть к нему на прием, батюшка советует приезжать к началу богослужения и помолиться на службе (с 7.30-9.00)
Находится ли о.Илий в настоящее время в Переделкино, можно узнать позвонив по телефону (495)435-53-67; (495)435-53-67
Письма о.Илию можно писать на почтовый адрес Оптиной Пустыни, но при этом надо иметь ввиду, что батюшка физически не имеет возможности прочитывать и тем более отвечать на все приходящие письма.
Следующая цитата
Когда выяснилось, что у меня будет возможность побеседовать со старцем Илием, внутри что-то перевернулось. Не только от волнения, хотя, конечно, я очень переживала. Мне и раньше приходилось видеть батюшку из толпы верующих, в огромном количестве обступающих его всякий раз, когда он приезжает в Осетию. И вот он совсем рядом, при желании можно дотронуться рукой…
Подвижник, живший на Афоне. Воин Христов, сражавшийся на передовой и достигший уже, очевидно, высокой духовной жизни. В простом подряснике, в скуфейке, худой, сухой весь, сильно сгорбленный, узкое старческое лицо (в 2012-м батюшка разменял девятый десяток). Длинные борода и волосы, белые, словно снег. И глаза – зоркие, проницательные – кажется, что видит он не только сидящего рядом собеседника, а и его прошлое и будущее.
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) – известный духовник нашего времени, человек, к которому за словом любви и утешения, совета и наставления приезжают люди из разных уголков России. Намечая темы для разговора с батюшкой, хотелось затронуть важные вопросы. Те, которые чаще других люди задают священнику, тем более такому молитвеннику за мир, как отец Илий.
А разговор простой, не какой-нибудь загадочно-возвышенный, как представлялось заранее. Батюшка Илий говорил простые слова, казалось бы, всем известные истины. Но внутренний голос подсказывал: не все так просто, и каждое слово может иметь значение. Возможно, не сейчас, а спустя какое-то время откроется их особенный смысл.
– Эти вопросы иногда называют вечными, и один из них – о смысле жизни: зачем человек живет на земле? Батюшка, Вам, наверное, уже не раз задавали этот вопрос…
– Жизнь человеческая так коротка! Большая ошибка наша, что мы, надеясь прожить еще долго, откладываем свое нравственное исправление на будущее. Но болезнь, трудные обстоятельства, смерть кладут конец этим надеждам. О душе нужно думать. О душе. Блажен, кто вовремя одумался, или кого Бог исхитил из обольщения этого мира. Всегда надо думать о душе, но особенно в старости, чтобы про нас нельзя было сказать: «Волос белый, а душа черная».
Сетуем, что тяжело жить на свете. А на самом деле? Те, кто имеет надежду на будущую жизнь, счастливы этим и благодарят Бога за всякие скорби, случающиеся в жизни. А кто живет только этим миром, счастливы, что живут по своим похотям. Первые счастливы своим разумом, а вторые неразумием – на что же нам жаловаться?
Ваш вопрос был о смысле жизни. Так Всевышний лучше меня говорит, каким должен быть смысл жизни человека. Бог дал людям разум и никого не принуждает ко спасению. На заре человечества, в раю, Господь мог запретить людям пасть, мог не дать им возможности послушать диавола. Но для этого нужно было бы запретить воле человека. Первым искушением Адама была его свобода – свобода выбирать между добром и злом. Но Господь дает нам возможность вернуть свое счастье, вернуть рай. Спасение приходит через веру в Бога Слово. С помощью слов мы свидетельствуем о своей вере. Вот почему во время гонений за слово евангельской проповеди ссылали на Соловки и в другие лагеря, уничтожали книги…
– А что, по-вашему, является началом нашего неразумия?
– Если человек не оказывает послушания Богу, то будет ли он послушен кому бы то ни было? Вот причина смятения и раздора среди людей. В этом же причина развала семей (будет ли неверующая жена подчиняться мужу?), непослушания детей родителям и так далее. То же касается и справедливости. Несправедливый к Богу и самому себе будет ли справедлив к другим? Но мы не устаем изобретать правила нравственности, исходя из падшей природы человека, а не из его богоподобия. Прости нас, Господи! Люди становятся врагами Богу потому, что следование заповедям Божиим обещает блага будущие, а люди хотят благ сейчас и теперь, а не вечных.
– А как же спасаться?
– Любовью и смирением – это вершина добродетели. Без смирения невозможно прийти к Богу, смирением начинается и кончается путь тех, кто хочет спасения. А гордые удивляются, почему у них нет веры даже тогда, когда они как будто стремятся к ней. Всему виной гордость, подчиненность сатане, который, конечно же, препятствует смирению и покаянию; ведь кающийся человек – это его погибель.
Духовное возрождение совершается в Таинстве крещения, но это только начало пути, который может вести к богоуподоблению, а может – к совершенной плотскости, так как свобода человека не отнимается ни в каком Таинстве. Так и получается, что человек крещен, но не просвещен, не образован по духу Христа, ибо его воля, несмотря на крещение, остается плотской, а не духовной. А раз человек остается плотским, то и творит все дела плотские, доволен таким течением жизни, сытым чревом. Страшно быть заживо умершим!
Еще одно средство спасения – терпение. Правы святые отцы, утверждая, что христианское совершенство достигается через терпение. Для этого Бог посылает человеку скорби внешние и внутренние. И внутренние скорби иногда служат этой же цели, ибо рождают раскаяние и желание исправления своего худого нрава. Мытарь оказывается выше фарисея, хотя покрыт грязью грехов. Терпение – это Божественное свойство, а нетерпение и возмущение – сатанинское.
И конечно, вера. Если будет вера, будет благочестие, будет любовь к труду в нашем многонациональном народе, то будет он подниматься, будет возрождаться, и будет все так, как бы хотелось.
– Отче, не могу не спросить Ваше мнение о судьбе нашей страны – России, которая волнует каждого из нас.
– Конечно, у всех нас неизбежны всякие скорби, болезни, но у верующих людей они растворяются в нашей духовной жизни. Сейчас наша тревога, которую мы понимаем, – о том, что враг рода человеческого старается, насколько можно, оторвать нас от истинного пути жизни, изломать нашу жизнь, как это уже было в течение 70 лет. Поэтому он и возмущает народы к тому, чтобы Россию опять ввергнуть в пучину бедствий, в пучину смерти, огня и безбожия. Поэтому сейчас наша сугубая задача – это молиться Господу, усердно молиться, чтобы были поруганы те, которые хотят, насколько можно, возмутить мир.
Но никогда Россия не лишится небесного заступничества ее святых. Посмотрите, сколько у нас великих подвижников, а прежде всего – Пречистая Божия Матерь любит нашу отчизну, и нигде так не празднуется праздник Ее Покрова, как в нашей великой стране.
– Ваш отец похоронен во Владикавказе. Как Вы узнали об этом, и как возникла идея строительства храма у его могилы?
– Семья наша с Орловщины. После оккупации мы получили от папы только одно письмо. Ждали его до конца войны, и после… Но писем больше не было. Долго искали, писали в архивы, пока, наконец, не пришел ответ, что он умер от тяжелого ранения и схоронен в Орджоникидзе. Я очень рад, что хоть на старости лет имею возможность поклониться его могилке.
А насчет храма… Когда мы в первый раз прилетели во Владикавказ, я послужил панихиду у братской могилы, в которой похоронен и мой отец. И вот одним из военных, которых в тот день было очень много вокруг, было озвучено предложение построить храм в память обо всех защитниках города и воинах Северной Осетии, погибших на фронтах Великой Отечественной. Слава Богу, храм уже возведен, скоро его увенчает купол. А главное – здесь звучит молитва!
– Вы уже не первый раз в Осетии, дорогой батюшка. Какие у вас впечатления от этого края, от верующих?
– Осетины – народ особенный. Я говорю «осетины», но понимаю под этим словом всех людей, живущих на сей священной земле. Осетия выделяется своей душевностью и, конечно, близостью к России. С вашими людьми очень легко беседовать, можно быстро познакомиться и найти общий язык, подружиться. Мало какой народ так располагает к себе и принимает с такой душевностью, отзывчивостью. И, конечно, народ Осетии еще и очень гостеприимен, впрочем, как и все кавказцы, и это чувствуется во всем.
В Осетии – особый христианский дух, что неудивительно, ведь Православие здесь появилось одиннадцать веков назад. Верующие замечательные, и как их много. Радует, как много в храмах и монастырях молодежи и деток – спаси их всех Господь!
Ну и, конечно, красивый гористый у вас край, природа удивительная и живительный воздух.
– Ожидая нашей встречи, я услышала от людей историю, что, впервые вступив на землю Северной Осетии, Вы сказали, что эта земля святая. Почему?
– Потому что на меня повеяло христианским незлобием, православным образом жизни по вере христианской. Да и сама земля эта полита кровью мучеников, множества людей. И главное – людей не забытых: о каждом молятся, помнят, как, впрочем, и везде в России.
– При встрече в Бесланском аэропорту архиепископ Зосима назвал себя вашим духовным чадом. Как Вы прокомментируете эти его слова?
– Мы с вашим архипастырем очень дружелюбно друг к другу относимся. И, скорее, это я считаю себя духовным чадом владыки Зосимы и по сану, и вообще. Дай Бог, чтобы наши отношения и впредь были такими же дружелюбными… Пусть Господь хранит вашу богоспасаемую Осетию!
Интервью закончилось. Чуда, которого в тайных мыслях, по-детски наивно я ждала, не произошло (а ведь казалось, подойду к старцу – и сразу все изменится). Или произошло? Не чудо ли быть хотя бы несколько минут рядом с таким человеком, исполненным Христовой любовью и смирением? Как же оно на самом деле отличается от показного смирения, от привычного смиреннословия! Безусловно, это чудо!
По дороге домой вспоминала, как отец Илий говорил мне о святости. Что нужно к ней стремиться. Приняв святое крещение, мы ведь все призваны к святости. А много ли для этого надо? «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение!» – говорил преподобный Амвросий Оптинский. Не так-то уж и сложно. Это в наших силах, в нашей воле, Господь от нас этого ждет. Только переступи – хоть раз! – через свое самолюбие ради заповеди Христа, ради любви к ближнему. И тогда начнет приоткрываться в твоем сердце тайна Царства Божия.
Схиархимандрит Илий (Ноздрин) - О женском служении
О женском служении
– Батюшка Илий, часто говорят, что мужское устроение более спасительно, когда разум доминирует над чувствами. Но жены-мироносицы вообще ни о чем не думали, когда шли за Господом. Как так?
– Да, женщины по своей любви к Господу бывают даже более мужественными. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18). И в XX в. при гонениях в нашей стране женщины зачастую смелее выступали, защищая святыни. И сейчас многие служения в Церкви несут именно женщины. Тут, конечно, много причин.
Страна прошла через столько войн. А на войне погибают всегда самые лучшие. И гибли преимущественно мужчины. В одном XX в. – не только в Великой Отечественной, но и в последних войнах в Афганистане, в Чечне. А многие умирают из-за наркомании, алкоголизма. В большей степени подвержены этим недугам именно мужчины. Женщины все-таки в этом смысле воздержаннее, бережливее относятся к жизни. Они как призванные к воспитанию новых поколений более нравственны.
Многие жены сегодня мучаются из-за измен мужей. А те, кто из незамужних, – страдают из-за своей доверчивости. С одной стороны, она старается быть женственной, не прекословить. Но с другой стороны, когда нет крепкой семьи, где глава отец или муж, этими благими качествами могут воспользоваться, поступить коварно. Каждый судит о другом в меру своей испорченности. А сегодня общество в большей своей части развращено.
Женщина, если она живет без Бога, в своей жизни не имеет ничего устойчивого.
– Какое наставление можно дать современной женщине?
– Быть твердой в вере. Иметь страх Божий. Жить нравственно. Быть христианкой.
– К чему призваны сегодня христианки и есть ли вообще на духовном уровне разница в призвании женщин и мужчин?
– Один закон, одно Евангелие. Едина вера, едино Крещение, Един Господь наш Иисус Христос, Который «вчера и днесь, той же и во веки» (Евр. 13:8). В чем-то все мы, люди, схожи. Но, конечно же, при этом каждый человек индивидуален. Не только женщины от мужчин, но вообще все мы друг от друга отличаемся. И Господь ведает качества души каждого человека. Поэтому и призвание у каждого – свое.
Господь все сделал во благо человеку. В Библии сказано: «…к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). Сам Бог создал мужчин и женщин разными, чтобы любили друг друга. И семьи были прочнее.
Женщины, например, более эмоциональны. Любят возиться с детьми. Готовят хорошо. Мужчины тоже, конечно, иногда бывают выдающимися кулинарами. Но все-таки чаще встречается, что лучше в стряпне разбираются жены. Пироги могут испечь. Вот меня заставь пирог испечь. Я не смогу. Суп еще, может быть, и сварю. А пирог – у меня не получится.
– Господь принимает служение Марфы, но все-таки благоволит Марии: «…избрала, – говорит, – благую часть, которая не отнимется от нее». (Лк. 10:12). А в монашестве пол имеет значение?
– Исаак Сирин наставлял инока: с мирянкой еще можешь говорить, опустив глаза долу, а с монахиней – даже не говори. Почему?
– Чтобы не искушать ее. Тогда люди были очень чистые. Это сейчас человек приходит в монастырь, уже окунувшись в мир со всеми его соблазнами. Он уже знает, от чего беречься. А тогда души были не искушены.
– Батюшка Илий, всматриваясь в Евангелие, замечаешь, что Христос по-разному общается с женщинами и мужчинами, значит, и Богоугождение у нас все-таки разное?
– Призвал Господь мужчин: «…последуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10:21), но на Голгофу, за исключением апостола Иоанна Богослова, пришли только женщины. И потом мироносицы не побоялись пойти ко Гробу Господню, благовествовали Его Воскресение. И сегодня, я бы сказал, проповедь и миссию больше женщины, чем мужчины, осуществляют.
– В Евангелии не говорится ни об одной женщине, которая бы не приняла Христа, в то время как примеров мужчин множество. И сегодня так же? Мужчины любят подчеркивать, что христианство – мужская религия, но в храмах при этом больше женщин…
– …Но Богослужение все равно совершают мужчины. Господь всеведущ. И Суд Божий – не тот же, что суд человеческий. От мужчин многое зависит в этом мире, и они подчас, самоутверждаясь, забывают Бога. А женщины более уповают на Бога, чем на собственные разумение и силы. Поэтому и в храмах женщин больше. Может быть, и в будущем веке Господь большее предпочтение отдаст женщине.
Каждый предстанет перед Судом Божиим и ответит за то, что он сделал или не сделал. И не только в физическом, материальном плане, но прежде всего – в духовном. Где твое сердце? Кому или чему ты его отдал?
Самый яркий пример в Евангелии – возлежание Господа в доме Симона прокаженного, когда пришла женщина-грешница и омыла ноги Спасителя своими слезами (Лк. 7:37–38). По-человечески ее все критиковали, а Господь ее принял, не осудил так, как хозяин Симон.
Христос всегда смотрит в сердце человека и если видит в нем любовь к Создателю и раскаяние, то покрывает грехи.
– Как сегодня создавать семью?
– Семья – это избрание двух. Не страстями и предпочтениями во внешнем облике другого надо руководствоваться при создании малой церкви, а спасением душ. C самого начала у брачующихся должен быть правильный христианский настрой – иметь детей, воспитывать их, жить в согласии, быть трудолюбивыми. У каждого есть свои слабости, но есть и сильные стороны личности. Чтобы сочетание мужа и жены было гармоничным, необходимы снисхождение и в то же время уважение друг к другу. А главное – во всем должна быть любовь. Для крепости семейного союза нужно идти царственным срединным путем, и иногда это требует компромиссов.
У супругов, а в дальнейшем и у всей семьи, вместе с чадами должно быть молитвенное предстояние, участие в Таинствах, Причащение. Это объединяет всех в Единое Тело Христово. Общее молитвенное правило и дает стимул для снисхождения – когда мы вместе в вечерних молитвах исповедуем пред Господом свои немощи и испрашиваем Его всесильной помощи. В общей молитве и зарождается осознание того, что каждый человек уникален, и нельзя требовать от другого того, чего у него нет. Если же муж и жена утром и вечером молятся, день ходят пред Богом, причащаются в воскресные дни, они начинают понимать, что главный в их жизни – Господь, и Он управляет всем. Тогда люди становятся спокойными, не выказывают друг другу претензий, а все недостатки терпят, и Господь покрывает их терпение прощением их грехов.
Именно терпение – в основе крепких семей. Женщины сейчас работают, а если она пришла с работы уставшая и не успела что-то сделать, разве муж не должен сам ей помочь? Так же и дети – маленькие, но помощники. И жена ни в коем случае не должна требовать от мужа приобретений не по средствам. Нужно терпение и молитва к Богу, упование на Него.
И важно не боятся рожать детей. Если Господь дает детей, то Он же все и устроит должным образом. У меня недавно был человек, очень большой, и говорил он басом. Рассказал про себя, он очень крупный производитель, и дела у него идут все замечательно. А потом помолчал и добавил: «Я – шестнадцатый!» Мне даже сначала показалось, что я что-то не расслышал: «Что-что?» – переспрашиваю у него. Оказалось, действительно, он – шестнадцатый ребенок в семье. И Господь благословляет этот род, у них тоже у всех помногу или по несколько детей.
Читайте также: