Цитаты поэтов серебряного века
Обновлено: 21.11.2024
Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет, здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока ещё не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать — самое высшее мюзик-холл. Я даже книг не захотел издавать здесь, несмотря на дешевизну бумаги и переводов. Никому здесь это не нужно… Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод… зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину.
Я б навеки забыл кабаки, и стихи бы писать забросил, только б тонко касаться руки, и волос твоих цветом в осень…
«Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…»
Я хочу быть тихим и строгим. Я молчанью у звезд учусь.
Есть что-то прекрасное в лете,
А с летом прекрасное в нас.
Кто любил, уж тот любить не может, кто сгорел, того не подожжешь.
Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.
Как нелепа вся наша жизнь. Она коверкает нас с колыбели, и вместо действительно истинных людей выходят какие-то уроды.
Ах! Какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Странный и смешной вы народ! Жили весь век свой нищими и строили храмы божие.
Чтобы быть счастливым – не нужны наркотики или случайные связи. Человеку нужен другой человек, который будет любить его без остатка.
Владычество доллара съело в них все стремления к каким-либо сложным вопросам. Американец всецело погружается в «Business» и остального знать не желает.
Следующая цитата
Поэт в России – больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
тому, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.
Но кто же, как не мы, любимых превращает
в таких, каких любить уже не в силах мы?
Поэт в России больше, чем поэт.
…Нет священнее
природной тяги быть счастливым…
Самоуверенность блаженна
а неуверенность грешна.
Души подспудные броженья
подёргивает льдом она.
В мире есть палачи и жертвы,
но и есть ещё третьи – борцы!
Я побывал почти в ста странах мира. Видел много мерзавцев, но не видел ни одной национальности, которая бы целиком состояла из мерзавцев
Так надо жить – не развлекаться праздно!
Идти на смерть, забыв покой, уют,
И говорить – хоть три минуты – правду!
Хоть три минуты! Пусть потом убьют!
…Конец таланта
Есть невозможность мятежа.
Предощущение стиха
у настоящего поэта
есть ощущение греха,
что совершён когда-то, где-то.
Я – поэт народа, а не каких-то отдельных людей, групп или партий.
…Но будь правдив. Любую фальшь твою
Сочтут, быть может, фальшью коммунизма.
Сегодня мне не нравится повышенная озлобленность людей друг к другу и сильно возросшее чувство зависти. Только отчасти это можно объяснить социальным неравенством. Такой переозлобленности, особенно когда читаешь интернет, я не видел никогда. Нужно избавляться от этого. Надо не только других научиться любить, но и самих себя. Мы очень легко оскорбляем друг друга.
Пусть каждый входит в жизнь с таким обетом:
помочь тому, что долженствует цвесть,
и отомстить, не позабыв об этом,
всему тому, что заслужило месть!
Следующая цитата
Эпиграф:
Серебряный век – мятежный, богоищущий, бредивший красотой…
(С.К.Маковский).
Нравится Показать список оценивших
Литературные формы модернизма в России:
- символизм (старшее и младшее поколения),
- акмеизм,
- футуризм (кубофутуризм и эгофутуризм),
- имажинизм.
Нравится Показать список оценивших
Характеристика модернистских течений серебряного века (1890-1917).
СИМВОЛИЗМ
1. Возникновение: 1892 г. – лекция Д.Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»
2. Представители: «Старшие символисты» (декаденты): В.Брюсов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, З.Гиппиус. «Младосимволисты»: А.Блок, А.Белый, В.Иванов.
3.Основные положения программы: Московская школа – В.Брюсов: принцип эстетики – «искусство для искусства». Петербургская школа – Д.Мережковский и З.Гиппиус:
- приоритет религиозно-филосовских поисков;
- мистическое содержание; - расширение художественной впечатлительности;
- символ – средство постижения надреального мира; словесный знак, образ, содержащий в себе множество значений. Часто туманный, но выражающий настроение поэта, его лирическую стихию
4. Отношение к реальности: Декаденты – неприятие реальности, уход в инобытие; «младосимволисты» - принятие реальности через преодоление разрыва между реальностью и инобытием
5.Призвание поэта. Отношение к творчеству: Идее познания мира противопоставляли идею конструирования мира в процессе творчества. Поэт – творец. Обращение к читателю-творцу, соавтору. Возрождение веры в высокое предназначение искусства
6. Близкий род искусства: музыка
7. Отношение к культуре и традициям: Обращение к мотивам и образам разных культур (греческая и римская мифология)
Следующая цитата
Иван Бунин
х х х
Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идет,
Мертвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несет.
Только замрет, припадет и послушает,—
Снова взмахнет, а за ним
Лес загудит, затрепещет,— и сыплются
Листья дождем золотым.
Зимние вьюги — предтечи весенние,
Зимние вьюги должны
Похоронить под снегами холодными
Мертвых к приходу весны.
В темную осень земля укрывается
Желтой листвой, а под ней
Дремлет побегов и трав прозябание,
Сок животворных корней.
Прощальным шорохом наш слух даря,
Летит к земле листок, златисто-матов,
Земля лежит, спокойно, не творя,
Ростки семян в груди до срока спрятав.
Не льнет по вечерам рой мошек к окнам,
Не улыбается в саду цветок нам.
Порою солнечный заблещет луч
И снова тонет в бездне облаков он:
И скована лазурь печалью туч,
Как юный схимник власяницей скован.
Ты прошла сквозь облако тумана.
На ланитах нежные румяна.
Светит день холодный и недужный.
Я брожу свободный и ненужный.
Злая осень ворожит над нами,
Угрожает спелыми плодами,
Говорит вершинами с вершиной
И в глаза целует паутиной.
Я ненавижу полумглу сырую
Осенних чувств и бред гоню, как сон.
Я щеточкою ногти полирую
И слушаю старинный полифон.
Фальшивит нежно музыка глухая
О счастии несбыточных людей
У озера, где, вод не колыхая,
Скользят стада бездушных лебедей.
Александр Блок
х х х
Медлительной чредой нисходит день осенний.
Медлительно крутится желтый лист,
И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист,
Душа не избежит невидимого тленья.
Так, каждый день, стареется она,
И каждый год, как желтый лист кружится,
Всё кажется, и помнится, и мнится,
Что осень прошлых лет была не так грустна.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать.
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?
* * *
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Иду один, смеясь, в прозрачных перелесках,
С моим веселым псом серьезно говоря,
По разноцветности немого сентября,
Среди больных тонов, то блекнущих, то резких.
Меж облаков лежат лазоревые блески,
Как окна терема подводного царя.
И путь мой без конца. Но как кому, а мне так
Ужасно нравится идти средь мхов и веток.
Здесь жили кривичи, а также чудь и мерь;
В лосиной шкуре здесь мой самый древний предок,
Шепча заклятия и радуясь, как зверь,
Блуждал и слушал лес вот так, как я теперь.
Читайте также: